Консультация для воспитателей Здоровьесберегающие технологии и их применение в игровой деятельности



Инструктор по физической культуре Поддубская О.А.
Забота о здоровье - это важный труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы.
В.А. Сухомлинский.
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
 Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Поэтому главная задача воспитателей детского сада - подготовить дошкольника к будущей самостоятельной жизни, предоставив ему необходимые условия для получения и закрепления устойчивых навыков, умений, знаний, воспитав в нем необходимые привычки.
От сюда следует, чтодошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья. Так что же такое «здоровьесберегающая технология»?
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.
Цель здоровьесберегающей технологии - предоставить каждому дошкольнику высокий уровень здоровья, дав ему необходимый багаж умений, знаний, навыков, которые нужны для здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Эта цель достигается путем решения многих задач педагогом в ходе своей деятельности. Воспитатели учат детей культуре здоровья, как следует ухаживать за своим телом, т.е. разумному отношению к личному здоровью, безопасному поведению.
Задачи здоровьесберегающих технологий:
1. Объединить усилия родителей и педагогического коллектива для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, профилактики нарушений осанки и плоскостопия;
2. Обучить воспитанников безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в городе и в природных условиях;
3. Осуществить преемственность между ДОУ и школой посредством физкультурно-оздоровительной работы.
Существующие здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:
Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;
Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.
Существуют следующие современные здоровье сберегающие технологии:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
 Стретчинг –упражнения на растягивание полезны и необходимы всем, независимо от возраста и степени развития гибкости. Игровой стретчинг – это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка и составляет суть стретчинга. Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.Проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.
Динамические паузы –это небольшие активные занятия, проводимые в течение дня, удовлетворяющие естественную потребность каждого ребенка в движении. Они развлекают детей, создают благоприятную для обучения атмосферу, несут элементы релаксации, снимают нервное напряжение от перегрузок, объединяют детей между собой, способствуют взаимодействию, воспитывают и прививают навыки общения, обучают новым умениям и знаниям, развивают внимание, речь, мышление и память. Также они способны ненавязчиво корректировать эмоциональные проблемы в поведении ребенка, предупреждают психологические нарушения, способствуют оздоровлению. Проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивныеигры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду используются лишь элементы спортивных игр.
Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
Гимнастика пальчиковая –применяется с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.
Гимнастика корригирующая – вид лечебной гимнастики, система специальных физических упражнений гимнастического характера, применяемых преимущественно у детей и подростков с целью устранения дефектов осанки и исправления искривлений позвоночника.Применяется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.
Гимнастика ортопедическая – рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. Может применяться в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.
Логоритмика- это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой; направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь – движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) – занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Применяется в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом.
Коммуникативные игры – это игры направленные на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.
Проводятся 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста.
Занятия из серии «Здоровье» -1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.
 Точечный самомассаж - проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули).
Самомассаж- это возвратно-поступательные механические воздействия человека на определенные участки своего тела с целью улучшения крово- и лимфообращения и рефлекторного воздействия на нервную систему. Игровой самомассаж в сочетании с гимнастикой прекрасно развивают все органы и системы, оказывают общеукрепляющее воздействие на весь детский организм. Кроме того, ласковые прикосновения рук, упражнения в виде игры доставляют большое удовольствие ребенку, укрепляют эмоциональную связь между ним и взрослыми.В работе с дошкольниками применяетсяв различных формах физкультурно-оздоровительной работы.
 
Коррекционные технологии:
Технологии музыкального воздействия – используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Применяется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей.
Сказкотерапия – сказка – любимый детьми жанр. Она несёт в себе важное психологическое содержание «любовь, добро и счастье», переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Она даёт первые представления ребёнку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственном. Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребёнку перспективы собственного роста. Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего. Становится неким духовным оберегом детства.Проводится2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.
Технологии воздействия цветом – краски, в которые окрашен мир, оказывают на нас психологическое и эмоциональное влияние. Они глубоко воздействуют на наш характер и наше здоровье.
Нервная система ребенка нуждается в энергетическом воздействии цветом. Цвета можно сравнить с витаминами, необходимыми ребенку для гармоничного роста и развития.
Цвет для ребенка – особая палочка-выручалочка в любых критических ситуациях.
Цвет и рисунок являются языком, понятным и детям и взрослым, это мостик к взаимопониманию и взаимопомощи между детьми и взрослыми.
Может применяться как, специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
Технологии коррекции поведения- занятия проводятся в игровой форме. Проводятся по специальным методикам, сеансами по 10-12 занятий со старшего возраста в малых группах по 6-8 человек.
Психогимнастика- это метод психотерапии, который использует движение в качестве средств коммуникации. Эта методика позволяет выражать свои переживания, изображать эмоции с помощью движения, мимики, пантомимы. Занятия проводятся по специальным методикам1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.
Фонетическая ритмика- цель занятий: фонетическая грамотная речь без движений. Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Проводится 2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах.
Благодаря использованию здоровье сберегающих технологий у детей происходит:улучшение памяти, внимания, мышления;повышение способности к произвольному контролю; улучшение общего эмоционального состояния; повышается работоспособность, уверенность в себе; стимулируются двигательные функции; снижает утомляемость; развивается дыхательный иартикуляционный аппарат; стимулируется речевая функция.
Вся работа по реализации здоровьесберегающих технологий должна проводиться комплексно, на протяжении всего дня. В этой работе должны участвовать и педагогические, и медицинские работники: педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель.
Известно что, игровая деятельность является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника. И эффективное использованиездоровьесберегающих технологий в игровой деятельности создает атмосферу эмоциональной отзывчивости, активности детей, творческой импровизации самовыражения каждого ребенка, побуждают принять воображаемую ситуацию и ответить на нее действием, что позволяет эффективно решать задачи сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
Например, использование игрового самомассажа способствует формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивает навык собственного оздоровления. Например:оздоровительный массаж всего тела (делать частые хлопки на соответствующие слова)
Чтобы не зевать от скуки,
Встали и потерли руки,
А потом ладошкой в лоб –
Хлоп-хлоп-хлоп.
Щеки заскучали тоже?
Мы и их похлопать можем.
Ну-ка дружно не зевать
Раз, два, три, четыре, пять.
Вот и шея. Ну-ка живо
Переходим на загривок.
А теперь уже, гляди,
Добрались и до груди.
Постучим по ней на славу:
Сверху, снизу, слева, справа.
Постучим и тут, и там,
И немного по бокам.
Не скучать и не лениться!
Перешли на поясницу.
Чуть нагнулись, ровно дышим,
Хлопаем по ногам как можно ниже.
Самомассаж «Ладошки»
Вот у нас игра какая: хлоп, ладошка,                 Хлопки в ладоши
Хлоп, другая!
Правой, правою ладошкой                        Шлепки по левой руке от плеча к кисти
Мы пошлепаем немножко.
А потом ладошкой левой                                      Шлепки по правой руке
Ты хлопки погромче делай.
А потом, потом, потом                                           Легкое похлопывание по щекам
Даже щечки мы побьем.
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!                               Хлопки над головой        
По коленкам – шлеп, шлеп!                                  Хлопки по коленям
По плечам теперь похлопай!                                Шлепки по плечам
По бокам себя пошлепай!                                      Шлепки по бокам
Можем хлопнуть за спиной!                                 Шлепки по спине
Хлопаем перед собой!                                             Шлепки по груди
Справа – можем! Слева – можем!                 Поколачивание по груди справа, слева
И крест-накрест руки сложим!
И погладим мы себя.                                       Поглаживание по рукам, груди, бокам,
Вот какая красота!                                                  спине, ногам.
А играя с детьми в увлекательные и эмоциональные пальчиковые игры, мы развиваем речь ребенка, способствуем овладению навыками мелкой моторики, повышаем работоспособность коры головного мозга, развиваем у ребенка психические процессы (мышление, память, внимание, воображение),снимаем тревожность, повышаем координационные способности пальцев рук, вырабатываем ловкость и умения управлять своими движениями.Например «Варим компот»
Будем мы варить компот, (Левую ладошку держат «ковшиком»),Фруктов нужно много вот: ( Указательным пальцем правой руки «мешают».)Будем яблоки крошить, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого)Грушу будем мы рубить.Отожмем лимонный сок,Слив положим и песок.Варим, варим мы компот. (Опять «варят» и «мешают».)Угостим честной народ.
Очень часто во время игровой деятельностисоздается излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Чтобы снять это мышечное напряжение для этого можно применить релаксацию. С ее помощью можно устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстановить утраченные силы.
Например: Релаксация «Штанга»Цель: расслабление мышц рук, ног, корпуса. Инструкция: «Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно опускаются вдоль туловища). Они расслаблены, отдыхают. Легко дышится. Вдох – пауза, выдох – пауза.»
Эмоциональное развитие дошкольника является одним из важнейших условий его воспитания. Поэтому, использование в игровой деятельности с детьми игровой терапии, способствует развитию эмоций у детей, умению жить в обществе сверстников и взрослых, умению отзываться на чужие переживания
Например: «Минута шалости»- психологическая разгрузка. Ведущий по сигналу предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется: прыгает, бегает, кувыркается… Повторный сигнал ведущего через 1-2 мин. объявляется конец шалости.
Таким образом, применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации сохранения и укрепления здоровья детей, а у ребенка стойкую мотивацию к творчеству и здоровому образу жизни.