Конспект по природоведению на тему: С лукошком за грибами, или Почему осенью хорошо растут грибы? (2 класс)


Тема урока. С лукошком за грибами, или Почему осенью хорошо растут грибы?
Цель урока: обучающая: формировать представление о разнообразии и значении грибов в природе, о ценности их для людей, о необходимости охраны грибов; формировать умение различать распространенные в своей местности съедобные и ядовитые грибы; формировать умение обобщать, высказывать суждения, проверять их правильность;
развивающая: развивать память, внимание, логическое мышление, любознательность, умение сравнивать и делать выводы;
воспитательная: воспитывать осторожное, без угрозы для здоровья, поведение в природе, воспитывать эстетические чувства во время восприятия объектов природы, желание и умение сохранять природу.
Оборудование: мультимедийная презентация PowerPoint;
гость урока – Лесничок, муляжи грибов, раздаточный материал для проверочной работы, фишки-грибочки.
Ход урока
1. Организация класса.
1.1. Эмоциональный настрой на урок.
– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Уже закончился урок? (Нет!)
– Только начался урок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит, можно садиться!
1.2. Проверка готовности к уроку.
Слайд 1. Природоведение.
– Ребята, какой сейчас урок? (Природоведение.)
Слайд 2. Проверка готовности к уроку.
– Проверьте, как вы подготовились к уроку.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке?
Приготовил ученик
Книжку, ручку и дневник.
– Вижу, вы хорошо постарались! Молодцы!
Слайд 3. Фон.
1.3. Введение в урок сказочного героя.
– Возьмитесь за руки. Что вы чувствуете? (Тепло.)
– Я тоже хочу поделиться с вами своим и теплом (Учитель протягивает к детям ладошки.) А вы? (Ученики протягивают к учителю ладошки.)
– Закройте глаза! (Учитель вывешивает на доске лесничка – аппликацию-пушистика из ладошек, созданного, например, на уроке труда.)
– Откройте глаза! Что изменилось?
– Тепло ваших ладошек подарило жизнь нашему Лесничку. Поприветствуем его! (Дети хлопают в ладоши.)
2. Минутка синоптика.
Слайд 4. Обо всём – за одну минутку.
Сейчас мы поработаем под девизом «Обо всем – за одну минутку».
Какой месяц осени царит в природе? Почему он так называется?
Какое сегодня число? Какой день недели?
Какая погода за окном?
Сколько градусов показывает термометр за окном? в классе?
На сколько градусов в классе теплее, чем на улице? Как посчитали?
3. Актуализация опорных знаний учащихся.
3.1. Беседа.
– Ребята, вы любите ходить в гости? (Да!)
– Лесничок приглашает нас в лесной дом.
– Что нам нужно помнить о лесе, чтобы наша прогулка была приятной?
У леса музыка своя…
Её послушайте друзья!
Как много звуков тут и там!
В лесу не нужен шум и гам!
Слайд 5-9. В лесу.
– Возьмитесь за руки и тихо-тихо сделайте несколько шагов. Мы входим в лес!
Здравствуй лес! Осенний лес!
Полон сказок и чудес
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Мы идём, и под ногами Слышен шорох золотой
Пахнет влажными грибами, Пахнет свежестью лесной.
– Собираясь в лесной дом, Лесничок прихватил с собой лукошко. Как вы думаете, зачем? Что можно найти в лесу? (Грибы, жёлуди, шишки, ягоды.)
3.2. Работа над загадкой.
– Отгадайте загадку, и вы узнаете, какой теме посвящён наш сегодняшний урок.
Слайд 10. Загадка.
Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожка, Шляпка есть – нет головы. (Гриб.)
– О чём пойдёт речь на уроке? (О грибах.)
– Кто уже ходил в лес за грибами?
– Какие грибы вы собирали?
4. Сообщение темы и целей урока.
– Прочитайте тему урока.
Слайд 11. С лукошком за грибами, или Почему осенью хорошо растут грибы.
– Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Мы совершим заочную прогулку в лес, во время которой будем собирать грибы. Найти гриб – означает дать правильный полный чёткий ответ. Нам понадобятся ваши внимание, память, смекалка и фантазия. Наша задача познакомиться со съедобными и несъедобными грибами, научиться их распознавать, узнать почему их так назвали.
– Поможем Лесничку наполнить лукошко грибами!!!
5. Первичное восприятие и осознание нового материала.
5.1. Рассказ учителя с элементами беседы.
Слайд 12. Что такое гриб?
– Прежде всего, выясним, что такое гриб?!
– В 1-ом классе мы узнали, что природу условно можно поделить на живую и неживую. К какой группе отнесём грибы? Почему?
– Живую природу мы привыкли делить на растения и животных. К какой группе теперь отнесём грибы? Почему?
– По некоторым свойствам грибы близки к растениям, по другим – к животным. Они образуют особое царство природы – грибы.
Как и растения, грибы неподвижны, но у грибов в строении тела нет таких частей, которые свойственны растениям. Отсутствует стебель, лист, цветок.
Как и животные, грибы питаются готовой пищей (органическим веществом). Грибы выделяют вещества, которые растворяют остатки растений, животных, дерево. Поглощая эти остатки, грибы растут и, отмирая, повышают плодородие почвы.
Важно! Гриб – это не растение и не животное. Грибы – это отдельное особое царство природы, расположенное между царством растений и царством животных.
5.2. Ознакомление со строением гриба.
– Рассмотрим, из каких частей состоит гриб.
Слайд 13. Строение гриба.
Самая главная часть гриба – это грибница, которая находится в земле. Один гриб за сутки образует грибницу длиной больше одного метра. То, что вырастает над землей и что мы кладем в корзинки, только плодовое тело гриба. Оно состоит из шляпки и ножки. С нижней стороны шляпки содержатся трубочки, в которых образуются маленькие «семена» – споры, благодаря которым гриб размножается.
Обычно гриб растет 10 суток. Собирая грибы, мы срезаем только наземную часть, а грибница остается под землей и живет больше 100 лет.
Разные грибы растут в разные времена. Грибная пора начинается ещё весной, но большинство съедобных грибов созревает именно осенью, когда уходит жара. Непременными условиями, кроме температуры, являются относительная влажность воздуха и наличие влаги в почве. Особенно благоприятны для роста грибов туманы. Грибы это очень любят!
5.3. Демонстрация научного фильма: "Уроки тётушки Совы: "Про грибы".
Лесничок приглашает вас посетить урок в его лесной школе, где мудрая тётушка Сова расскажет нам, какие бывают грибы, как они называются и почему. Ваша задача: запомнить как можно больше названий и определений.
Слайд 14. Видеофильм.
– Все ли грибы, которые собрали зверята, можно есть? Почему?
– На какие две группы вы бы поделили грибы?
5.3. Создание блок-схемы «Классификация грибов».
Слайд 15. Классификация грибов.
Грибы бывают съедобные и ядовитые.
5.4. Работа с учебником.
– Откройте учебник на с. 55.
– Найдите и прочитайте, какие грибы относятся к съедобным? несъедобным?
Слайд 16. Белый гриб. Сатанинский гриб.
Белый гриб (боровик) – благодаря своему вкусу и питательным свойствам считается "царем грибов". Название произошло от слова "бор" (хвойный лес), т.е. буквально – это «гриб, растущий в хвойных лесах».
Внешне белый гриб обычно имеет совсем не белый окрас. В зависимости от местности и рода леса его цвет может быть от бледно-серого до бурого. Почему же тогда этот гриб называется "белым"? Название "белый гриб" он получил не из-за внешнего вида, а благодаря своим уникальным свойствам. "Белый гриб" – это скорее "белая кость", т.е. "благородный". Дело в том, что при разрезании и сушке белого гриба, в отличие от "черных" грибов, которые буреют или чернеют, его срез не темнеет, а при его варке бульон остается белым и прозрачным. 
У белого гриба большая мясистая шляпка и толстая вздутая белая ножка. Белый гриб может достигать достаточно внушительных размеров – шляпка до полуметра в диаметре, а в высоту – до 30 см.
Вторым грибом из рода Боровик является сатанинский гриб. Грибы похожи по форме, но абсолютно отличаются окраской. Сатанинский — от слова «сатана». Сатана — все равно что черт. Пусть его лешие да другая нечистая сила ест. А людям нельзя. Сатанинский гриб — ядовитый.
Слайд 17. Подосиновик. Мухомор красный. Мухомор пантерный.
Подосиновик растёт – как бы вы думали, где? – под осиной, отсюда и название. Гриб подосиновик входит, как и белый гриб в группу элитных и очень вкусных грибов.
Отличается оранжево-красной шляпкой и посинением мякоти гриба на срезе.
Другое название: красноголовик.
Второй гриб, который может похвастаться красной шапочкой, – это мухомор. Мухомор легко запомнить. Его шапка ярко-красная с белыми точечками про краям.
Только за что же его так назвали? «Мух + морить = мухомор». Для людей – отрава, для мух – погибель, если из этого гриба приготовить настойку. А для лосей, других обитателей леса – лекарство. Кстати, мухоморы бывают не только красные. Например, мухомор пантерный — шляпка в пятнах, как рисунок шерсти у пантеры.
Слайд 18. Подберёзовик.
Подберёзовик растёт – как бы вы думали, где? – под берёзой, отсюда и название.
Как тонок ствол берёзы, так и подберёзовик может похвастаться тонкой изящной ножкой. Шляпка подберёзовика отличается неяркой, коричневых оттенков окраской.
Слайд 19. Лисички. Лисички ложные.
У лисички шляпка цвета яично- или оранжево-желтого, мясистая, гладкая, с волнистым складчатым краем.
За что это гриб получил такое название? Да за лисий цвет и за повадки: это хитрые грибки, хорошо прячутся.
Грибы лисички очень полезны. В них много витамина C, они улучшают работу печени.
Только вот беда – есть у них очень похожий двойник – ложные лисички или, как их еще называют, говорушки оранжевые. 
Есть много признаков, по которым можно различить двойников. Самый популярный: по форме шляпки (у ложной лисички края шляпки ровные и гладкие, аккуратно закругленные). Кроме того, у ложных лисичек споры белые, а у настоящих – желтоватые.И – самое главное! – настоящие лисички никогда не бывают червивыми.
Слайд 20. Сыроежка. Бледная поганка.
Сыроежки являются одними из самых распространенных съедобных грибов. Встречаются грибы с розовато-красными, желтыми, зелеными, серыми, буровато-красноватыми шляпками.
Считается, что эти грибы можно есть прямо сырыми. Однако это утверждение достаточно противоречиво, так как некоторые виды сыроежек совершенно несъедобны и имеют нестерпимо-жгучий вкус. В действительности, сыроежки получили такое название потому, что при солении эти грибы можно употреблять уже через сутки. Иначе говоря, их можно есть фактически сырыми. Такие грибы требуют минимальной кулинарной обработки. 
Часто сыроежку путают с бледной поганкой. Бледные поганки – высокие, тонконогие грибы, а на ножках – словно надеты кружева. Модницы! Но не зря их поганками назвали: поганые они, ядовитые. Вот вы увидели, как выглядит бледная поганка. И все видели. Однако ежегодно в больницы в очень тяжелом состоянии попадает много людей, отравившихся этим ядовитым грибом. Дело в том, что бледная поганка очень искусно маскируется под вкусные съедобные грибы. 
Запомните! Бледная поганка – настолько же страшный по своему действию ядовитый гриб, насколько коварный. Дело в том, что, попадая в организм, бледная поганка долгое время делает свое черное дело втихую. Первые признаки отравления могут проявиться лишь через сутки и более, когда яд уже подействовал и спасать больного уже поздно и бесполезно. Можно лишь надеяться, что доза яда оказалась ниже смертельной. Смерть наступает в 90% случаев, но даже если человеку повезло и он съел малую дозу, выздоровление идет очень медленно и последствия отравления часто дают о себе знать вплоть до конца жизни.
Слайд 21. Опёнок осенний. Опёнок ложный.
Опёнок растёт – как бы вы думали, где? – «округ пня», как иногда в деревнях говорят. От слова «округ» только о осталось. Следы «пенька» в слове тоже обнаружить можно: о-пен-ок. Отсюда и название.
Опенок – один из самых замечательных и всеми любимых грибов. Эти грибы полюбились за то, что растут очень кучно, и, найдя одну семью этих грибов, можно собрать целое лукошко. Шляпки у опят шаровидные и достигают 13 см в диаметре, с загнутыми вовнутрь краями, ножка тонкая, длиной до 15 см.
Важно отличать опенок съедобный от опёнка ложного, который является ядовитым. Обычно опята ложные отличаются отсутствие кольца под шляпкой.
Ребята, мы разделили грибы на две группы: съедобные и несъедобные. Получилось у нас одна часть грибного царства полезная, нужная, а другая плохая – ядовитая. Зачем нам плохая часть? Может нам ее совсем уничтожить?
Слайд 22. Стих.
В лесу грибов различных много… Ты несъедобные — не трогай!В корзинку их не собирай, Но и ногами не сбивай… Они нужны лесным зверятам: Лисичкам, ежикам, зайчатам… Их только люди не едят: В поганках, мухоморах — яд!Но для зверья лесного все ж Тот гриб полезен и хорош.
Несъедобные грибы собирают белки, едят олени, ими лечатся лоси. А червивые грибы – это дом для личинок насекомых.
Помните! Прежде чем сбить шляпку мухомора, вспомните, что этим вы повредите не только мухомору, но и деревьям и животным, которые его едят и даже лечатся с его помощью.
Физкультминутка.
Слайд 23. Физкультминутка.
– Дети, встаньте. Пойдемте собирать грибы, которые можно есть. Когда я буду называть ядовитый гриб, вы будете поднимать руки вверх; а когда съедобный – будете приседать.
Дружно в лес мы все пошли,
Сколько здесь грибов нашли!
Здесь опенок, боровик,
Польский гриб и моховик,
Мухомор и шампиньон,
Сыроежка, дождевик!
Мы корзины собирали,
Пока полными не стали,
И побегали немножко,
Подустали наши ножки.
Возвращались бодрые,
Радостные, добрые!
6. Закрепление и осмысление знаний.
6.1. Создание памятки о грибах.
Грибы – и наши друзья, и наши враги. Но стоит начаться грибному сезону – и многие жители на выходные отправляются в лес по грибы.
Слайд 24. Памятка о грибах.
О чём нужно помнить, срезая в лукошко очередной гриб?
Памятка о грибах
Собирай только известные тебе грибы.
Не бери старые, перезрелые грибы.
Не вырывай гриб с грибницей.
Не сбивай шляпки грибов, которые кажутся тебе ненужными (особенно мухоморы – ими лечатся некоторые звери).
6.2. Разгадывание загадок с целью определения съедобной группы грибов.
Слайд 25. Загадки.
Под берёзой старичок,На нем бурый колпачок.
(Подберезовик.)
Этот гриб живёт под елью,Под ее огромной тенью.Мудрый бородач-старик,Житель бора – …
(Белый гриб.)
Скромный, тоненький и бледный... Этот гриб, представьте, вредный. Попадёт грибочек в суп – Вас в больницу увезут. Потому что ядовитый, И на всех вокруг сердитый. Мы оставим на полянке Эту вредную...
(Поганку.)
Если их найдут в лесу,Сразу вспомнят про лису.Рыжеватые сестричкиНазываются... 
(лисички).
А вот кто-то важный На беленькой ножке. Он с красной шляпкой, На шляпке горошки. …
(мухомор).
Шоколадно-бурый гриб,
К скользкой шляпке лист прилип.
Воротник ажурный тонок.
Гриб такой зовут…
(масленок).
Я в красной шапочке растуСреди корней осиновых.Меня увидишь за версту -Зовусь я – …
(подосиновик).
У него везде грибницы -
На лугу, в лесу, в теплице.
Шляпка – беленький шиньонЭто – точно …
(шампиньон).
6.3. Тестовая работа.
Слайд 26. Тестовые задания
Учитель раздаёт учащимся листочки с тестовыми заданиями.
Задание 1. Грибы – это: а) растения; б) животные; в) отдельная группа.
Задание 2. Сложи в корзинку съедобные грибы. Ядовитые не трогай!
6.4. Разыгрывание сказки В. Сутеева "Под грибом" в лицах.
Слайд 27. В Сутеев. Под грибом
Как-то застал Муравья сильный дождь. Куда спрятаться?
Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой.
Сидит под грибом – дождь пережидает. А дождь идёт всё сильнее и сильнее... Ползёт к грибу мокрая Бабочка:
– Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я – лететь не могу!
– Куда же я пущу тебя? – говорит муравей. – Я один тут кое-как уместился.
– Ничего! В тесноте, да не в обиде.
Пустил Муравей Бабочку под грибок. А дождь ещё сильнее идёт... Бежит мимо Мышка:
– Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.
– Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.
– Потеснитесь немножко!
Потеснились – пустили Мышку под грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт... Мимо гриба Воробей скачет и плачет:
– Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!
– Тут места нет.
– Подвиньтесь, пожалуйста!
– Ладно.
Подвинулись – нашлось Воробью место. А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.
– Спрячьте, – кричит, – спасите! За мной Лиса гонится!..
– Жалко Зайца, – говорит Муравей. – Давайте ещё потеснимся.
Только спрятали Зайца – Лиса прибежала.
– Зайца не видели? – спрашивает.
– Не видели.
Подошла Лиса поближе, понюхала:
– Не тут ли он спрятался?
– Где ему тут спрятаться!
Махнула Лиса хвостом и ушла.
К тому времени дождик прошёл – солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба – радуются.
Муравей задумался и говорит:
– Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!
– Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! – засмеялся кто-то.
Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:
– Эх, вы! Гриб-то...
Не досказала и ускакала.
Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.
А вы догадались?
– Чему учит эта сказка?
6. Итог урока.
6.1. Беседа.
Слайд 38. Фон.
– Понравилось вам быть на лесной поляне, где много грибов?
– Назовите съедобные грибы.
– Назовите ядовитые грибы.
– Когда наступает грибная пора? Почему?
– В ближайшие выходные я решила отправится в лес за грибами. Может, кто-то захочет составить мне компанию? (Нет.) Почему? (Грибы зимой не растут.)
6.2. Минутка для любознательных.
Слайд 28. Это интересно.
Всю свою жизнь белка проводит на деревьях. На землю спускается лишь для того, чтобы сорвать… грибы. И снова наверх. Грибы белка сушит, натыкая их на острые ветки. На зиму белка заготавливает около 600 гр сушённых грибов.
Слайд 29. Это интересно.
Вы когда-нибудь видели плесень на хлебе? Плесень – это тоже гриб. Плесневые грибы появились на нашей планете около 200 миллионов лет назад. Плесень способна как лишить жизни, так и спасти от смерти.
Слайд 30. Это интересно.
Давно известно, что некоторые живые организмы, такие как рыбы и насекомые, могут излучать видимый свет. В Бразилии были обнаружены и такие грибы.
Сегодня известно около 70 видов грибов, способных к биолюминесценции, но до сих пор точно не ясно, зачем же грибы испускают свет. По одной из гипотез исследователей, свечение необходимо некоторым грибам для привлечения ночных животных, которые распространяют их споры, помогая тем самым размножаться. А согласно другой версии, излучаемый свет гриба служит предупреждением о его ядовитости для животных.
7. Домашнее задание.
Слайд 32. Домашнее задание.
С. 54-55, выучить названия грибов.
Слайд 32. Спасибо! Молодцы!