Программа внеурочной деятельности Музей в твоём классе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шипуновская средняя общеобразовательная школа»
Крутинского муниципального района Омской области
Рассмотрено
Руководитель МО
____________/Лузина Н.С./
Протокол № ___
от « »__________2015г.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
_____________/Чиркова Н.В./
« » августа 2015г.
Утверждено
Директор
___________/Задворнова М.Ю.
Приказ № ___
от « » августа 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Общеителлектуальное направление
2 класс
«Музей в твоём классе»
Ефимова Галина Игоревна
Учитель начальных классов
Рабочая программа
кружка «Музей в твоем классе» для 1-4 классов,
составлена на основе программы авторов:
Н. А. Чураковой, Н. М. Лавровой
Учителем Шатовой Аленой Владимировной
«МУЗЕЙ В ТВОЁМ КЛАССЕ»
(Н. А. Чуракова, Н. М. Лаврова)
Пояснительная записка
Рабочая программа по кружку «Музей в твоем классе» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концептуальных положений развивающей личностно-ориентированной системы «Перспективная начальная школа», «Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности: 1-4 кл.: в 2 ч. /
Сост. Р. Г. Чуракова.- М. : Академкнига/Учебник, 2011. – Ч. 2
Кружок «Музей в твоем классе» введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках художественно-эстетического направления.
На изучение отведено 33 часа в год (1 час в неделю). Темы занятий сформулированы согласно авторским методическим рекомендациям.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.
Основное пособие:
Чуракова Н. А., Малаховская О. В. «Музей в твоем классе» (для 1-6 классов). —"М. : Академкнига/Учебник.
Список репродукций
1. Хруцкий И. В. Цветы и фрукты. 1855.
2. Серебрякова З. Е. За обедом. 1914.
3. Серебрякова З. Е. На кухне. Портрет Кати. 1924.
4. Поленов В. Д. Московский дворик. 1878.
5. Левитан И. И. Свежий ветер. Волга. 1895.
6. Кустодиев Б. М. Морозный день. 1913.
7. Кустодиев Б. М. Масленица. 1916.
8. Федотов П. А. Сватовство майора. 1848.
9. Брюллов К. П. Последний день Помпеи. 1833.
10. Горюшкин-Сорокопудов И. С. Базарный день в старом городе. 1910.
11. Горюшкин-Сорокопудов И. С. Сцена из 17-го столетия. Московская слобода. 1934.
12. Маковский В. Е. Две сестры (Две дочери). 1893.
13. Маковский В. Е. Две матери. Мать приемная и родная.1905-1906.
14. Нестеров М. В. Три старца. 1915.
15. Коровин К. А. За чайным столом. 1888.
16. Коровин К. А. Алупка. 1912.
17. Репин И. Е. Портрет Павла Михайловича Третьякова. 1901.
Виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение.
Цели внеурочной деятельности:
- познакомить обучающихся с разными жанрами живописи: натюрмортом, пейзажем, портретом, бытовой и исторической картинами;
- дать начальное представление о логике развития живописного языка: от классической выстроенности академических композиций через реалистическую повествовательность — к импрессионистической пленэрности;
- сформировать первичные представления о целостности художественного мира того или иного художника, с этой целью в пособии неоднократно
используется прием сравнительного анализа двух картин одного и того же автора.
В ходе освоения курса «Музей в твоем классе» осуществляется формирование таких интеллектуальных умений обучающихся, как умение ориентироваться в жанре картины (натюрморт, пейзаж, историческая картина, бытовая картина, портрет); в определении темы картины и настроения автора, которым он хотел поделиться со зрителями; в особенностях композиционного решения художником поставленной задачи.
Обучающиеся осваивают лексику, необходимую для выражения чувств, обучаются устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения. («Если у свеклы зелень увяла, значит...», «Если рядом со снегом изображена лужа, значит...», «Если дым из труб идет вертикально вверх, значит...», «Если старик-отец отвернулся от дочери и смотрит в сторону, значит...» и т. д.)
В ходе усвоения содержания курса формируются умения, связанные с активным участием в диалоге при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.
Конечный результат: подготовка экскурсоводов по репродукциям картин «Музей в твоем классе»; подготовка проектов по направлениям: «Моя коллекция», «Каталог репродукций "Музей в твоем классе"», «Каталог моей коллекции репродукций».
Примечание. «Моя коллекция» может содержать репродукции картин одного художника или разных художников одного жанра, или разных художников на одну тему. Например: «Пейзаж в творчестве художника...», «Портреты художника...», «Исторические события в России глазами художников-современников», «Портреты русских писателей», «Милая сердцу природа России», «Художники нашего края, области».
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Общая методика анализа живописного произведения, с помощью которой можно реализовать поставленные цели, предполагает переход от начального, целостного впечатления через наблюдение и рассматривание деталей — снова к целостному впечатлению, которое уже обогащено знанием подробностей.
Большое значение для достижения заявленных целей имеет использование инструментов при работе с репродукцией живописного произведения. В данном пособии используются разные инструменты: большая прямоугольная рамка для выделения содержательно-значимых фрагментов и удержания внимания; малая круглая рамка для поиска и выделения отдельных деталей; полоска картона, с помощью которой можно закрыть часть картины, укрупнив значение оставшейся части; лупа для рассматривания мелких деталей, особенностей красочного слоя и характера мазка.
Порядок следования репродукций в пособии подчиняется логике музейной педагогики: от более простого к более сложному через накопление опыта зрительского восприятия к возможности использовать этот опыт в дальнейшем. Эта логика учитывает прежде всего жанровую принадлежность картин и требует следующую последовательность знакомства с жанрами: от натюрморта и детского портрета — через пейзаж и исторический пейзаж — к исторической картине, бытовой картине и портрету (то есть от предметного мира и всего того, что понятно ребенку, — к миру социальных отношений и всему тому, что составляет мир взрослых).
Методический аппарат пособия «Музей в твоем классе» включает выделенные фрагменты и детали, которые вынесены на поля каждой репродукции. Педагогический смысл этого приема варьируется в зависимости от возраста и от конкретной задачи. Так, обучающимся 1-х и 2-х классов выделенные детали помогают внимательно рассматривать картину и находить места выделенных фрагментов с помощью инструментов, удерживать внимание на конкретной задаче. Школьникам, занимающимся ИЗО, вынесенные на поля увеличенные детали помогают рассмотреть и проанализировать особенности живописной манеры художника: выяснить форму и фактуру мазка, которым художник пользуется, изображая разные поверхности и предметы (высокое качество репродуцирования позволяет это сделать).
Для обучающихся всех возрастных групп на полях репродукций помещается дополнительный изобразительный материал. Это фрагменты других картин того автора, чья картина помещена на основной репродукции, или фрагменты картин других художников, необходимые для сравнительного анализа.
При рассмотрении исторических сюжетов на полях репродукции помещаются фотографии предметов и реалий, которые могут воссоздать необходимый историко-культурный контекст.
Внеурочная деятельность с использованием этого пособия может быть построена как в рамках одного класса, так и с участием обучающихся разных классов.
Занятия могут проводить: учитель начальных классов, учитель русского языка и литературы, преподаватель изобразительного искусства. Любой учитель может использовать задания и вопросы из двух предметных областей.
Если занятия проводятся для детей одного класса, то учитель, как правило, использует вопросы и задания, адресованные возрастной группе, соответствующей обучающимся в его классе. Но, поскольку уровень подготовки школьников очень разный, то учитель может использовать вопросы и задания или более старшей, или младшей возрастной категории.
Если занятия проводятся с обучающимися разных классов, то учитель использует вопросы и задания разной степени сложности, адресованные разным возрастным категориям обучающихся, исходя из состава присутствующих на занятии детей.
Дифференцированность вопросов и заданий подразумевает, что учебное пособие рассчитано на детей разного возраста, разных типов восприятия и разного уровня подготовленности, в том числе и на детей с трудностями в обучении. Для детей, у которых есть речевые трудности (не хватает лексического запаса, трудно вербализовать свои наблюдения) или есть задержка в развитии (трудно сосредоточивается, недолго удерживает внимание), большим подспорьем является использование инструментов (рамок, которые можно передвигать по репродукции, лупы и т. д.). Ребенок, которому по той или иной причине еще трудно сказать или рассказать, имеет возможность показать то, что он обнаружил, на репродукции, и почувствовать, что он тоже справился с заданием.
На обороте обложки даны черно-белые изображения репродукций 17 картин, представленных в пособии. Это дает представление о размерах подлинных полотен, для чего рядом с репродукциями представлены силуэты детей трех возрастных групп: 1—2 классы, 3—4 классы, 5—6 классы. Последовательность размещения репродукций на этом листе подчиняется законам музейной экспозиции и соответствует логике исторического развития искусства за 100-летний период - с первой трети 19-го века по первую треть 20-го века.
К концу обучения по курсу «Музей в твоем классе» ученики достигнут необходимого уровня своего развития.
Обучающиеся научатся:
• находить на картине указанные детали, а затем самостоятельно открывать (усматривать) подробности, характеризующиепредмет изображения,
• выделять на картине фрагменты, имеющие самостоятельную ценность и целостность, устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения, объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира.
Список литературы
1. Байрамова Л. Нестеров. Серия: Мир шедевров. 100 мировых имен в искусстве. — М.: Классика, 2001.
2. Данилова И. Е. Судьба картины в европейской живописи. - СПб: Искусство - СПБ, 2005.
3. Докучаева В. Борис Кустодиев. Жизнь в творчестве. — М.: Изобразительное искусство, 1991.
4. Журавлева Е. В. Владимир Егорович Маковский. — М.: Искусство, 1972.
5. Забытые имена. Русская живопись 19-го века / Энциклопедия; авт.-сост. А. А. Шестимиров. - М.: Белый город, 2004.
6. Круглов В. Ф. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. — СПб: Золотой век. Художник России, 2004.
7. Кузнецов С. О. Живописец Иван Хрупкий. Проблемы изобразительного искусства 19-го столетия. — Ленинград, 1990.
8. Мальцева Ф. С. Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. - М.: Искусство, 2002.
9. Ненарокомова И. Константин Коровин. — М.: Слово, 1997.
10. Павел и Сергей Третьяковы. Жизнь. Коллекция. Музей. К 150-летию Третьяковской галереи. - М.: Махаон, 2006.
11. Русское искусство: Очерки о жизни и творчестве художников. — М.: Искусство, 1971.
Чуракова Н. А. Понимание классических и неклассических языков искусства как основание эстетического мировосприятиямладших школьников / Проблемы и перспективы реализации личностно-ориентированной модели образования средствами
Введение. И. Хруцкий «Цветы и фрукты». Натюрморт.
Называние изображенных на картине плодов и цветов, составляющих букет. Расширение лексического запаса (цвет и его оттенки в природе), знакомство с миром цветов. Величина цветов и плодов, составляющих композицию. Мастерство автора в создании выразительных деталей. Нахождение выделенных деталей, предметов. Определение целого и части.
Г. Серебрякова «За завтраком (За обедом)»
Своеобразный семейный портрет. Дети в семье Серебряковых. Рассматривание детей, сидящих в столовой. Знакомство с фрагментами портретов художницы и ее мужа. «Знакомство» с конкретными детьми: имя, возраст; сравнение детей друг с другом.
Г. Серебрякова «На кухне. Портрет Кати»
Развитие наблюдательности и внимания. Что главное в полотне: изображение человека или предметов? Отношение девочки к продуктам: жесты, характеристика движений.
В. Поленов «Московский дворик»
Обследование двора с целью внимательного наблюдения за людьми, животными и растениями (дети, мама; лошадка, курочки; цветы, травы). Поиск объектов, предложенных для анализа. Умение выделять предметы, важные для объяснения причинно-следственных связей.
И. Левитан «Свежий ветер. Волга»
Речные суда на картине. (Слева: вёсельная лодка, пароход, парусная лодка. Справа: баржи и буксир. Самоходные парусные баржи.) Название картины. Можно ли увидеть ветер? Направление его? Что говорит о ветре название картины? Какими запахами может быть насыщен ветер?
Б. Кустодиев «Морозный день»
Темы и объекты, изображаемые художником. Мир природы и человека. Наблюдение за постройками (вид, забор). Приметы, подтверждающие, что день морозный. Люди на улице (много/мало). Бег саней: детали одежды и другие изображения. Какие звуки могут быть слышны с улицы тем, кто смотрит на нее из окон?
Б. Кустодиев «Масленица»
Празднование масленицы. Разгар гулянья. Развлечения на площади: народный театр, хоровод, катание на карусели. Где слышатся музыка и пение? (Отыскивание музыканта). Детские игры.
Федотов «Сватовство майора»
Работа над лексикой, позволяющей понять сценку, изображенную на картине. Обстановка комнаты и наряды жены и дочери купца. Названия тканей, расцветок и их качеств.
К. Брюллов «Последний день Помпеи»
Знания художника об историческом событии и организации археологической работы. Свидетельства сильного землетрясения, грозы и молний на полотне. Работа с большой рамкой над изображениями участников трагического события. Создание ощущения нависшей над городом страшной угрозы.
И. Горюшкин-Сорокопудов «Базарный день в старом городе»
Сценка из старинной жизни. Одежда людей, подвоз товаров для продажи. Рассматривание товаров в Торговых рядах. Базарные дни в старину. Торговые ряды. Стены и ворота городского кремля, древней крепости. Купола храма кремля, древней крепости. Купола храма. Продавцы и покупатели. Звуки торговых рядов.
И. Горюшкин-Сорокопудов «Сцена из 17-го столетия»
Дома, особенности старинных построек. Время года: начало зимы или начало весны? Следы полозьев саней; следы людей. Выделение фрагментов картины по заданным названиям: ориентировка в местонахождении на картине фрагментов. Выявление содержания замысла художника и особенностей его воплощения.
В. Маковский «Две сестры (Две дочери)»
Двойное название картины: персонажи на полотне. Одежда и причина разной обеспеченности. Детали картины, указывающие на интересы персонажей, особенности их работы и жизни.
В. Маковский «Две матери. Мать приемная и родная»
Персонажи картины и ее название. Соотношение названия картины и вероятной ситуации. Предположения о взаимоотношениях героев картины.
М. В. Нестеров «Три старца»
Одежда старцев, их обувь (лапти, обутые на онучи). Позы старцев: выводы об их близком знакомстве. Что делают старцы, как общаются. Взгляды персонажей. Кто более погружен в свои мысли? Кто видит лисицу? Рассматривание кружков-фрагментов. Значение деталей. Сходство фрагментов. Цвета и их оттенки на репродукции картины. Синий цвет и его оттенки на репродукции картины.
К. А. Коровин «За чайным столом»
Рассматривание предметов на репродукции картины. Стол, посуда (чаш-
ки, чайные стаканы в подстаканниках, фарфоровый молочник, белое блюдо). Самовар, его состояние (блестящий, начищенный/тусклый). Помещение, время года, состояние погоды. Одежда людей. Общение. Возраст. Уютно ли людям? Рассматривание фрагментов по названиям.
К. А. Коровин «Алупка»
Алупка стала в начале 20-го века модным курортом. Юг это или север? Что на картине помогает об этом догадаться? Дворец и пейзаж, который его окружает. Изображение окон на кружке-фрагменте. Морской берег. Выделение фрагмента «Лодки на берегу». Рассматривание фрагмента в лупу. Позы людей.
И. Е. Репин «Портрет Павла Михайловича Третьякова»
О личности П. М. Третьякова. Дар родному городу. 1856 год – год рождения художественного музея, который сейчас называется Государственной Третьяковской галереей (ГТГ). В 2006 году ГТГ исполнилось 150 лет. Впечатление, которое производит портрет. Рассматривание экспозиции в зале галереи, которую можно хорошо видеть за спиной П. М. Третьякова. Картинам в галерее тесно/просторно, соседствуют маленькие и большие картины. Нахождение трех пейзажей известного школьникам художника, чей пейзаж представлен в «Музее в твоем классе» и который был рассмотрен на занятии. В этой же экспозиции находится и полотно автора картин «За чайным столом» и «Алупка» (вспоминают фамилию художника).
Тематический план программы.
1–2 классы
(1класс – 33часа, 2 класс - 34часа)
Тема занятия Кол-во часов классы Содержание материала
1 2 Введение.
И. Хруцкий. «Цветы и фрукты». Натюрморт 1 2 Называние изображенных на картине плодов и цветов, составляющих букет. Расширение лексического запаса (цвет и его оттенки в природе), знакомство с миром цветов. Величина цветов и плодов, составляющих композицию. Мастерство автора в создании выразительных деталей. Нахождение выделенных деталей, предметов. Определять целое и части.
Г. Серебрякова. «За завтраком
(За обедом)» 2 2 Своеобразный семейный портрет. Дети в семье Серебряковых. Рассматривание детей, сидящих в столовой. Знакомство с фрагментами портретов художницы и ее мужа. «Знакомство» с конкретными детьми: имя, возраст; сравнение детей друг с другом.
Г. Серебрякова.
«На кухне. Портрет Кати» 2 2 Развитие наблюдательности и внимания. Что главное в полотне: изображение человека или предметов? Отношение девочки к продуктам: жесты, характеристика движений.
В. Поленов. «Московский дворик» 2 1 Обследование двора с целью внимательного наблюдения за людьми, животными и растениями (дети, мама; лошадка, курочки; цветы, травы).
Поиск объектов, предложенных для анализа. Умение выделять предметы, важные для объяснения причинно-следственных связей.
А.А.Киселёв
«Усадьба в Туапсе» 1 И. Левитан.
«Свежий ветер. Волга» 2 1 Речные суда на картине. (Слева: вёсельная лодка, пароход, парусная лодка. Справа: баржи и буксир. Самоходные парусные баржи.) Название картины. Можно ли увидеть ветер? Направление его? Что говорит о ветре название картины? Какими запахами может быть насыщен ветер?\Суда на море.
А.А.Киселёв «Морской вид» 1 Б. Кустодиев. «Морозный день» 2 2 Темы и объекты изображаемые художником. Мир природы и человека. Наблюдение за постройками (вид, забор). Приметы, подтверждающие, что день морозный. Люди на улице (много/мало). Бег саней: детали одежды и другие изображения. Какие звуки могут быть слышны с улицы тем, кто смотрит на нее из окон?
Б. Кустодиев. «Масленица» 2 2 Празднование масленицы. Разгар гулянья. Развлечения на площади: народный театр, хоровод, катание на карусели. Где слышатся музыка и пение? (Отыскивание музыканта). Детские игры.
П. Федотов. «Сватовство майора» 2 2 Работа над лексикой, позволяющей понять сценку, изображенную на картине. Обстановка комнаты и наряды жены и дочери купца. Названия тканей, расцветок и их качеств.
К. Брюллов. «Последний день Помпеи» 2 2 Знания художника об историческом событии и организации археологической работы. Свидетельства сильного землетрясения, грозы и молний на полотне.
Работа с большой рамкой над изображениями участников трагического события. Создание ощущения нависшей над городом страшной угрозы.
И. Горюшкин-Сорокопудов. «Базарный день в старом городе» 2 2 Сценка из старинной жизни. Одежда людей, подвоз товаров для продажи. Рассматривание товаров в Торговых рядах. Базарные дни в старину. Торговые ряды. Стены и ворота городского кремля, древней крепости. Купола храма. Продавцы и покупатели. Звуки торговых рядов.
И. Горюшкин-Сорокопудов.
«Сцена из 17-го столетия»
2 2 Дома, особенности старинных построек. Время года: начало зимы или начало весны? Следы полозьев саней; следы людей.
Выделение фрагментов картины по заданным названиям: ориентировка в местонахождении на картине фрагментов Выявление содержания замысла художника и особенностей его воплощения.
В. Маковский.
«Две сестры
(Две дочери)»
2 2 Двойное название картины: персонажи на полотне. Одежда и причина разной обеспеченности. Детали картины, указывающие на интересы персонажей, особенности их работы и жизни.
В. Маковский.
«Две матери. Мать приемная и родная» 2 2 Персонажи картины и ее название. Соотношение названия картины и вероятной ситуации. Предположения о взаимоотношениях героев картины.
М.В. Нестеров. «Три старца» 2 2 Одежда старцев, их обувь (лапти, обутые на онучи). Позы старцев: выводы об их близком знакомстве. Что делают старцы, как общаются. Взгляды персонажей. Кто более погружен в свои мысли? Кто видит лисицу?
Рассматривание кружков-фрагментов. Значение деталей. Сходство фрагментов.
Цвета и их оттенки на репродукции картины. Синий цвет и его оттенки на репродукции картины.
К.А. Коровин. «За чайным столом» 2 2 Рассматривание предметов на репродукции картины. Стол, посуда (чашки, чайные стаканы в подстаканниках, фарфоровый молочник, белое блюдо). Самовар, его состояние (блестящий, начищенный/тусклый).
Помещение, время года, состояние погоды.
Одежда людей. Общение. Возраст. Уютно ли людям?
Рассматривание фрагментов по названиям.
К.А. Коровин. «Алупка» 2 1 Алупка стала в начале 20-го века модным курортом. Юг это или север? Что на картине помогает об этом догадаться? \Туапсе 1910г южный город.
Дворец и пейзаж, который его окружает. Изображение окон на кружке-фрагменте. Морской берег. Выделение фрагмента «Лодки на берегу». Рассматривание фрагмента в лупу. Позы людей.\Пейзаж,вид веранды, кресла.
А.А.Киселёв «Вид с веранды дома в Туапсе» 1 И.Е. Репин. «Портрет Павла Михайловича Третьякова» 1 2 О личности П.М. Третьякова. Дар родному городу. 1856 год – год рождения художественного музея, который сейчас называется Государственной Третьяковской галереей. В 2006 году ГТГ исполнилось 150 лет.
Впечатление, которое производит портрет.
Рассматривание экспозиции в зале галереи, которую можно хорошо видеть за спиной П.М. Третьякова. Картинам в галерее тесно/просторно, соседствуют маленькие и большие картины.
Нахождение трех пейзажей известного школьникам художника, чей пейзаж представлен в «Музее в твоем классе» и который был рассмотрен на занятии.
В этой же экспозиции находится и полотно автора картин «За чайным столом» и «Алупка» (вспоминают фамилию художника). \Знакомство с творчеством А.А.Киселёва.
Экскурсия в дом- музей А.А.Киселёва 1 ИТОГО 33 34 3–4 классы (34 часа)
Тема занятия Кол-во часов классы Содержание материала
3 4 И. Хруцкий. «Цветы и фрукты» 2 2 Законы красивого построения картины в XVIII и XIX вв. Центр композиции, цвет и освещение. Создание единого ансамбля предметов по закону треугольного построения, принятому в академической живописи. Мастерство автора в создании выразительных деталей: нахождение и исследование (на самом натюрморте) изображений предметов, которые представлены увеличенными кругами-фрагментами на полях репродукции. Определение целого по его части.
Г. Серебрякова.
«За завтраком
(За обедом)» 1 2 Семейный портрет. Знакомство с характерами детей. Отражение личностных качеств детей во внешнем облике. Взгляд, его направленность; щеки. Жесты, позы (положение тела в целом).
Г. Серебрякова.
«На кухне. Портрет Кати». Бытовые картины жизни 2 2 Развитие наблюдательности и внимания. Сравнение портрета Кати с портретами ее родителей (фрагменты портретов на полях репродукции). Фамильные черты. Сравнение времени создания двух полотен: определение возраста Кати (ровесница или старше/младше).
В. Поленов. «Московский дворик» 2 1 Работа с названием картины и выявление того, чем хотел поделиться художник. Путешествие внутри картины по дорожкам, которые обнаруживают зрители, описывая, где она расположена и в чем ее значение для обитателей этого дворика\улицы.
Что там, за границами дворика? Какие звуки можно услышать во дворе\улице? Чем примечателен городок?
А.А.Киселёв «Улочка приморского города» 1 И. Левитан.
«Свежий ветер. Волга» 1 2 Цвета, создающие впечатление свежести летнего ветреного дня. Определение местонахождения на картине фрагментов, выделенных на полях репродукции.
Ощущение праздника. Наблюдение деталей, создающих ощущение праздника. Прием временного изменения фрагмента на репродукции картины (удаление/возвращение) с целью определения выразительных средств для создания нужного образа.
А.А.Киселёв «У скалы» 1 Б. Кустодиев. «Морозный день» 1 1 Городские постройки. Первые этажи, их назначение и обитатели. Перекресток: метки, отграничивающие пешеходную часть улицы от проезжей. Причины малолюдности на улице. Цвета и оттенки снега.
Дом-музей А.А.Киселёва «Будущий порт Туапсе», «Скалистый берег» 1 Морской берег. Стройка порта. Суда, глыбы,бочки.Цвета и оттенки моря, неба.
1 Цвета, создающие впечатление жаркого летнего дня.Постройки,судёнышки,трава,речка.
Б. Кустодиев. «Масленица» 2 2 Главное развлечение на масленицу. Цветовая гамма неба. Снега выпало много. Местность: город или деревня. Рельеф и растительность местности: холмы и деревья. Вечность окружающего нас мира природы.
П. Федотов. «Сватовство майора» 2 2 Стихи, написанные художником и сопровождающие полотно. Интерьер в доме купца. Украшения и одежда женщин (купчихи и дочери купца). Подготовка к угощению майора.
К. Брюллов. «Последний день Помпеи» 2 2 Вера художника в человеческие достоинства: люди сохраняют лучшие человеческие качества при угрозе гибели. Знакомство с воспоминаниями очевидцев трагедии.
Выразительный звуковой образ в картине. Законы построения картины в академической живописи XVIII и XIX вв.: треугольная основа композиции.
И. Горюшкин-Сорокопудов.
«Базарный день в старом городе» 2 2 Развитие наблюдательности и внимания. Продавцы, их помощники и покупатели. Рулоны тканей, мода на определенную расцветку платков. Посетители-покупатели на базаре: кто они? Словесное описание покупателей, определение рода занятий по одежде.
И. Горюшкин-Сорокопудов.
«Сцена из 17-го столетия»
2 2 Дома, особенности старинных построек. Время года: начало зимы или начало весны? Следы полозьев саней, следы людей.
Выделение фрагментов картины по заданным названиям: ориентировка в местонахождении на картине фрагментов. Выявление содержания замысла художника и особенностей его воплощения.
В. Маковский
«Две сестры
(Две дочери)»
2 2 Двойное название картины: персонажи на полотне. Одежда и причина разной обеспеченности. Детали картины, указывающие на интересы персонажей, особенности их работы и жизни.
В. Маковский
«Две матери. Приемная мать и родная»
2 2 Персонажи картины и ее название. Соотношение названия картины и вероятной ситуации. Предположения о взаимоотношениях персонажей на картине.
М.В. Нестеров. «Три старца» 2 2 Фигуры старцев, их руки. Выводы-суждения о возрасте старцев, подтверждение деталями на репродукции.
Изображение мира северной природы. Краски (яркость/приглушенность). Время года: деталь для подтверждения приметы наступления осени. Предположение, в течение какого времени уже сидят старцы. Их связь с миром природы (фрагмент с лисой, безбоязненно вышедшей из леса).
Работа с фрагментами картины. Цветовой контраст в изображении пейзажа. Работа с рамкой по рассматриванию лисицы. Нахождение подписи художника.
К.А. Коровин. «За чайным столом» 2 2 Люди на веранде. Описание гостей (определиться, кто гость). Позы, жесты, одежда. Натюрморт перед людьми. Определение, сколько людей было за столом, кто сидел на пятом стуле (мужчина/женщина). Общение, эмоции людей.
Городской/загородный дом (имение). Детали, говорящие о теплом времени года. Интересно/грустно, уютно/неуютно всем вместе. Настроение персонажей на картине.
К.А. Коровин. «Алупка» 2 2 Местность, на которой расположена Алупка. Рельеф. Море и суша, граница между ними. Причины строительства дворцов в Алупке.
Работа с вертикальной рамкой в левом нижнем углу на репродукции. Домик с двумя окнами, забор, деревья за забором. Группа людей на берегу моря. Нахождение постройки на круге-фрагменте.
Работа с вертикальной рамкой над фрагментом с лодками на репродукции. Обнаружение паруса на кругах-фрагментах на полях репродукции.
Работа с большой вертикальной рамкой над фрагментом репродукции в правом нижнем углу. Открытый павильон, окрашенный в желтый цвет, строительные материалы и лодки рядом. Отыскивание темной лодки с ярко-желтым днищем на кругах-фрагментах на полях репродукции.
И.Е. Репин. «Портрет Павла Михайловича Третьякова» 2 2 О личности П.М. Третьякова. Дар родному городу. 1856 год – год рождения художественного музея, который сейчас называется Государственной Третьяковской галереей. В 2006 году ГТГ исполнилось 150 лет.
Рассматривание картины И. Репина «Портрет Павла Михайловича Третьякова». Поза, лицо создателя галереи. Впечатление, которое производит портрет. Что можно сказать об изображенном на нем человеке (оригинале) и какого человека видел перед собой художник?
ИТОГО 34 34 1 класс
Предполагаемые результаты деятельности: осмысление ребенком себя, как частички окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости. Умение пользоваться лупой. Умение поддерживать обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу; организация самообслуживания, уважения к окружающим.
2 класс
Предполагаемый результат: Воспитание гуманности, понимания ценности искусства, способности к состраданию, сопереживанию, терпению, доброжелательности. Высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самодисциплине. Сознательное отношение к народному достоянию.
3 класс
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 3 класса.
Обучающиеся должны
владеть общеучебными умениями:
наблюдения, слушания, чтения;
классификации и обобщения;
самопроверки и самоконтроля (в их соответствии структурно-содержательным особенностям учебной деятельности);
анализа своего ответа, как и анализа ответа товарищей;
установления причинно-следственных связей, закономерностей;
знать/понимать:
значения ключевых слов, раскрывающих курс: натюрморт, пейзаж, портрет;
уметь:
использовать источники изучения прошлого (вещественные, устные, письменные) для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
ориентироваться в периодах предыстории и истории, событиях изображенного на полотне;
рассказывать о родной стране, столице, приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво).
4 класс
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу четвертого класса
В 4 классе происходит усовершенствование предметных и общеучебных умений, обозначенных в программе 3 класса.
Обучающиеся должны
владеть общеучебными умениями:
наблюдения, слушания, чтения;
классификации и обобщения;
самопроверки и самоконтроля (в их соответствии структурно-содержательным особенностям учебной деятельности);
анализа своего ответа, как и анализа ответа товарищей;
установления причинно-следственных связей, закономерностей;
знать/понимать:
значения ключевых слов, раскрывающих курс: натюрморт, пейзаж, портрет;
уметь:
использовать источники изучения прошлого (вещественные, устные, письменные) для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
ориентироваться в периодах предыстории и истории, событиях изображенного на полотне;
рассказывать о родной стране, столице, приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво).
подготовка экскурсоводов по репродукциям картин «Музей в твоем классе»;
подготовка проектов по направлениям: «Моя коллекция», Каталог репродукций «Музей в твоем классе», «Каталог моей коллекции репродукций».
Формы и виды контроля: устный журнал, уроки – отчёты, конкурсы стихов и сочинений, дискуссии, практикумы.
Основное пособие:
Чуракова Н.А., Малаховская О.В. «Музей в твоем классе» (для 1–6 классов). – М. : Академкнига/Учебник.
Список репродукций
1. Хруцкий И.В. Цветы и фрукты.1855.
2. Серебрякова З.Е. За обедом. 1914.
3. Серебрякова З.Е. На кухне. Портрет Кати. 1924.
4. Поленов В.Д. Московский дворик.1878.
5. Левитан И.И. Свежий ветер. Волга.1895.
6. Кустодиев Б.М. Морозный день. 1913.
7. Кустодиев Б.М. Масленица. 1916.
8. Федотов П.А. Сватовство майора. 1848.
9. Брюллов К.П. Последний день Помпеи. 1833.
10. Горюшкин-Сорокопудов И.С. Базарный день в старом городе. 1910.
11. Горюшкин-Сорокопудов И.С. Сцена из 17-го столетия. Московская слобода. 1934.
12. Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери). 1893.
13. Маковский В.Е. Две матери. Мать приемная и родная. 1905–1906.
14. Нестеров М.В. Три старца. 1915.
15. Коровин К.А. За чайным столом. 1888.
16. Коровин К.А. Алупка. 1912.
17. Репин И.Е. Портрет Павла Михайловича Третьякова. 1901.
Киселёв А.А. Скалистый берег, Будущий порт Туапсе, У скалы, Улочка приморского города, Вид с веранды в Туапсе, Морской вид, Усадьба в Туапсе, Кадошские скалы.