Рабочая программа по внеурочной деятельности Музей в твоем классе
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 78»
(МАОУ «СОШ № 78»)
Рассмотрено
на заседании ПС
протокол №
от___.___.2015 Согласовано
зам. директора по УВР
____________________
А. В. Копылова
Утверждаю
директор МАОУ «СОШ №78»
_____________________
Н. С. Дьяченко
Образовательная программа
внеурочной деятельности
(духовно-нравственное направление)
«Музей в твоем классе»
Форма организации: проектная деятельность
Срок реализации программы:
основное общее образование
Составители:
Резолюк Жанна Владимировна,
учитель истории и обществознания
Кемерово, 2015 г.
Содержание
Пояснительная записка3
Общая характеристика курса5
Описание места курса в учебном плане7
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса8
Содержание курса12
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности21
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения внеурочной деятельности23
Планируемые результаты изучения курса26
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по музееведению.
Общие цели изучения данного курса в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте:
формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
единство образовательного пространства Российской Федерации; сохранение и развитие культурного разнообразия многонационального народа Российской Федерации,
овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
доступность получения качественного основного общего образования;
преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования;
духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся и сохранение их здоровья;
формирование содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися учебного предмета;
создание условий социального развития обучающихся, обеспечивающих социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности;
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Внеурочная деятельность основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и фронтальная работа. Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие - это практическая часть по уже изученной на уроках теме. Практическая часть планируется с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектно-исследовательской, литературно-художественной, изобразительной и других видов деятельности.
С целью достижения качественных результатов учебный процесс оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у обучающихся и создаются условия для успешной деятельности каждого ребенка.
Занятия проводятся не только в учебном кабинете, но и в кабинетах изобразительного искусства и технологии, в актовом зале, в библиотеке (в зависимости от вида деятельности на занятии).
Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце реализации программы в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проекта.
Общая характеристика курса
Данный курс внеурочной деятельности относиться к общественно-научным (социальным) дисциплинам. Программа предусматривает систематическое изучение музееведения в контексте изучения основного предмета - истории с древнейших времен до начала XXI века. Комплексный подход к отбору материала позволяет включить в него наиболее важные в познавательном и воспитательном отношении факты и понятия и обеспечить всестороннее освещение исторического процесса. Группировка внеурочного материала осуществляется по регионально-страноведческому принципу, прослеживается единство стержневых содержательных линий (географическая среда, хозяйственная деятельность, социально-политические отношения, культурное развитие), что дает возможность обобщать, сравнивать и систематизировать знания по курсу. При этом максимально учитываются возрастные особенности и познавательные возможности учащихся, специфика курсов и необходимость достижения общих целей основного общего образования.
Содержание курса нацелено на формирование на основе гуманитарных и демократических ценностей мировоззрения учащихся, способствует их самоидентификации и консолидации. Объективный подход к освещению исторических событий дополняется знакомством с элементами историографического знания, основными научными (методологическими) подходами, взглядами и оценками. Тем самым создаются условия для приобретения обучающимися опыта формулирования самостоятельных оценочных суждений, необходимого для закрепления ценностного отношения к социальному опыту и культурному наследию человечества.
Знакомство с музейным делом начинается в 5 классе, рассказывающего о предмете и задачах данной науки, целях изучения, видах исторических источников. При этом особое внимание обращается на дальнейшее формирование необходимых в процессе изучения курса умений: речевых, хронологических, пространственно-географических.
В дальнейшем в изучении курса соблюдается преемственность в хронологии, в терминологии и понятийном аппарате, формировании умений. Обращается внимание на раскрытие общего и особенного в развитии стран и народов мира.
Предмет имеет гуманитарно-аксиологическую направленность, которая заключается в следующем: неоднозначность оценок исторических событий и результатов деятельности исторических персоналий; введении сюжетов о жизни типичных представителей различных слоев историко-культурного наследия прошлого, наличии развернутых характеристик культурных достижений народов мира в разные исторические периоды, что способствует осознанию проблем современного общества и содействию толерантности.
Описание места курса в учебном плане
В соответствии с планом внеурочной деятельности курс изучается на ступени основного общего образования с 5-го по 9-й класс в общем объеме 170 часов. В каждом классе по 34 часа (1 час в неделю).
Предполагается, что усвоение обучающимися курса в 5-9 классах станет основополагающим для понимания и осмысления предмета истории в целом.
Курс предназначен для классов с мягкой профилизацией в социально-гуманитарной области.
Направление развития личности – духовно-нравственное.
Форма организации деятельности – проектная деятельность.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами обучения по курсу внеурочной деятельности являются:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально-значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами обучения по курсу внеурочной деятельности являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметными результатами обучения курсу внеурочной деятельности являются:
- формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
- овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
- формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
- формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
- развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
- воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
Таким образом, система формирования разнообразных умений, навыков и способов познавательной деятельности учащихся в процессе изучения истории с использованием данного УМК направлена на реализацию важнейшего требования модернизации школьного образования - перехода к развивающей модели обучения, к деятельностным формам организации учебного процесса.
Содержание курса
5 класс (34 часа)
Введение (2 ч)
Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения Цели и задачи занятий по программе «Музей в твоём классе». Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.).
История музейного дела в России. Коллекционирование (3 ч)
Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца XVII — первой четверти XVIII в. Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений. Коллекционирование в России в конце XVIII — первой половине XIX в.
Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны.
История музейного дела за рубежом (3 ч)
Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в античную эпоху. Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование). Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры)
Выставочная деятельность музея. Классификация выставок.
Работа экскурсовода (3 ч)
Выставочная деятельность музея. Классификация выставок Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки школьного краеведческого музея. Классификация выставок. Организация выставок в школьном краеведческом музее (стационарные, переносные или выездные). Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина. Современное понимание термина «музееведение». Законодательные акты, регулирующие музейное дело в Российской Федерации. Положение о музее в образовательном учреждении. Устав самодеятельного объединения юных музееведов. Права и обязанности юных музееведов и экскурсоводов.
Выставочная деятельность.
Организация, создание и оформление выставок (8 ч)
Выставочная деятельность музея. Классификация выставок Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Музейная экспозиция и её виды Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы» и др. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.). Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи, музеи-заповедники, музеи под открытым небом и т. д.). Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам.
Проектная деятельность (6 ч)
Создание и защита проекта. Просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны; поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями, самостоятельная подготовка проектной работы об одном из известных музеев России (по выбору детей), защита проекта.
Поисково-исследовательская и научная деятельность (8 ч)
Музеи как современные научные и поисково-исследовательские центры. Основные направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, социально-психологические исследования; исследования в области истории, теории и методики музейного дела.
Заключение (1 ч)
На заключительном занятии проводится полный анализ проделанной работы. Оцениваются достижения каждого участника и группы в целом. Коллективом выявляются и обсуждаются все недочеты, находятся способы их решения. Ставятся задачи на следующий год.
6 класс (34 часа)
Введение (2 ч)
Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения Цели и задачи курса на 2-ой год обучения. Основные понятия и термины в музейном деле и направления деятельности. Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека
История музейного дела в России. Коллекционирование (3 ч)
Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца XVII — первой четверти XVIII в. Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений. Коллекционирование в России в конце XVIII — первой половине XIX в.
Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны.
История музейного дела за рубежом (3 ч)
Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в античную эпоху. Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование). Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры)
Выставочная деятельность музея. Классификация выставок.
Работа экскурсовода (3 ч)
Основные направления в работе экскурсовода. Выставочная деятельность музея. Классификация выставок Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки школьного краеведческого музея. Классификация выставок. Устав самодеятельного объединения юных музееведов. Права и обязанности юных музееведов и экскурсоводов.
Выставочная деятельность.
Организация, создание и оформление выставок (8 ч)
Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи, музеи-заповедники, музеи под открытым небом и т. д.). Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам. Выставочная деятельность музея. Классификация выставок Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Музейная экспозиция и её виды Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы» и др. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.).
Проектная деятельность (6 ч)
Создание и защита авторского проекта на тему «Музей родного края». Просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны; поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями, самостоятельная подготовка проектной работы на определенную тему, защита проекта.
Поисково-исследовательская и научная деятельность (8 ч)
Поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея. Практическая работа: участие в поисково-исследовательской деятельности школьного краеведческого музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности; выполнение индивидуального поисково-исследовательского задания.
Заключение (1 ч)
На заключительном занятии проводится полный анализ проделанной работы. Оцениваются достижения каждого участника и группы в целом. Коллективом выявляются и обсуждаются все недочеты, находятся способы их решения. Ставятся задачи на следующий год.
7 класс (34 часа)
Введение (2 ч)
Вводное занятие. Цели и задачи курса на 3-й год обучения. Школьный краеведческий музей Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах. Основные понятия и термины в музейном деле и направления деятельности. Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека.
История музейного дела в России. Коллекционирование (3 ч)
Работы знаменитых российских художников. Коллекционирование в России в XIX в. Просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны.
История музейного дела за рубежом (3 ч)
Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры). Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры). Естественно-научные кабинеты XVI—XVII вв. Художественное коллекционирование в XVII в. Зарождение науки музеографии.
Выставочная деятельность музея. Классификация выставок.
Работа экскурсовода (3 ч)
Подготовка и проведение выставки и пробной работой экскурсоводов. Основные направления в работе экскурсовода. Выставочная деятельность музея. Классификация выставок Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки школьного краеведческого музея. Классификация выставок. Устав самодеятельного объединения юных музееведов. Права и обязанности юных музееведов и экскурсоводов.
Выставочная деятельность.
Организация, создание и оформление выставок (8 ч)
Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи, музеи-заповедники, музеи под открытым небом и т. д.). Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам. Выставочная деятельность музея. Классификация выставок Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Музейная экспозиция и её виды Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы» и др. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.).
Проектная деятельность (6 ч)
Создание и защита авторского проекта на тему «Интересный музей моего города». Просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны; поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями, самостоятельная подготовка проектной работы на определенную тему, защита проекта.
Поисково-исследовательская и научная деятельность (8 ч)
Поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея. Этапы подготовки научно-исследовательской работы. Требования к научному оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Виды оформления работы: доклад, реферат, статья. Цитирование и ссылки. Культура научного исследования.
Заключение (1 ч)
На заключительном занятии проводится полный анализ проделанной работы. Оцениваются достижения каждого участника и группы в целом. Коллективом выявляются и обсуждаются все недочеты, находятся способы их решения. Ставятся задачи на следующий год.
8 класс (34 часа)
Введение (2 ч)
Вводное занятие. Цели и задачи курса на 4-й год обучения. Принципы классификации музеев в Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах. Основные понятия и термины в музейном деле и направления деятельности. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея. Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений.
История музейного дела в России. Коллекционирование (3 ч)
Работы знаменитых российских художников. Коллекционирование в России в XX в. Просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны.
История музейного дела за рубежом (3 ч)
Знаменитые зарубежные произведения искусства. Художественное коллекционирование в XX в.
Выставочная деятельность музея. Классификация выставок.
Работа экскурсовода (8 ч)3
Организация и проведение школьной выставки. Основные направления в работе экскурсовода. Выставочная деятельность музея. Классификация выставок Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки школьного краеведческого музея. Классификация выставок. Устав самодеятельного объединения юных музееведов.
Выставочная деятельность.
Организация, создание и оформление выставок (8 ч)
Классификация выставок Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Музейная экспозиция и её виды Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы» и др. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.). Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи, музеи-заповедники, музеи под открытым небом и т. д.). Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам. Выставочная деятельность музея.
Проектная деятельность (6 ч)
Создание и защита авторского проекта на тему «Школьный музей – начало начал». Поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями, самостоятельная подготовка проектной работы на определенную тему, защита проекта.
Поисково-исследовательская и научная деятельность (8 ч)
Поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея. Этапы подготовки научно-исследовательской работы. Требования к научному оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Виды оформления работы: доклад, реферат, статья. Цитирование и ссылки. Культура научного исследования.
Заключение (1 ч)
На заключительном занятии проводится полный анализ проделанной работы. Оцениваются достижения каждого участника и группы в целом. Коллективом выявляются и обсуждаются все недочеты, находятся способы их решения. Ставятся задачи на следующий год.
9 класс (34 часа)
Введение (2 ч)
Вводное занятие. Цели и задачи курса на 5-й, заключительный год обучения. Культурно-образовательная деятельность музея и её основные формы. Цели, задачи и специфика культурно-образовательной деятельности музея. Основные требования: высокий теоретический и методический уровень, актуальность и занимательность, учёт возраста и интересов участников, опора на экспозицию. Экскурсия как основная форма образовательной деятельности. Объекты образовательных экскурсий.
История музейного дела в России. Коллекционирование (3 ч)
Работы знаменитых российских художников. Коллекционирование в России в XXI в. Просмотр видеофильмов об известных коллекционных собраниях, находящихся на территории нашей страны.
История музейного дела за рубежом (3 ч)
Знаменитые зарубежные произведения искусства. Художественное коллекционирование в XXI в. Просмотр видеофильмов об известных коллекционных собраниях, находящихся за рубежом.
Выставочная деятельность музея. Классификация выставок.
Работа экскурсовода (3 ч)
Задачи и функции выставки. Организованный, запланированный выезд на выставку за пределами школы. Организация и проведение школьной выставки. Основные направления в работе экскурсовода. Выставочная деятельность музея. Классификация выставок Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея».
Выставочная деятельность.
Организация, создание и оформление выставок (8 ч)
Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам. Выставочная деятельность музея. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.). Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи, музеи-заповедники, музеи под открытым небом и т. д.).
Проектная деятельность (6 ч)
Создание и защита авторского проекта на тему «Школьный музей – начало начал». Поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями, самостоятельная подготовка проектной работы на определенную тему, защита проекта.
Поисково-исследовательская и научная деятельность (8 ч)
Поисково-собирательская деятельность в работе школьного музея. Задачи поисковой работы, связь с тематикой школьного музея. Формы поисково-собирательской работы учащихся (краеведческие походы; экспедиции; работа в библиотеке, государственном музее, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов). Овладение основными формами поисково- исследовательской работы (работа в библиотеке, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов; документирование артефактов; поиск и сбор экспонатов).
Заключение (1 ч)
На заключительном занятии проводится полный анализ проделанной работы. Оцениваются достижения каждого участника и группы в целом. Коллективом выявляются и обсуждаются все недочеты, находятся способы их решения. Определяются направления работу в дальнейшем.
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности
5,6,7,8,9 классы
№ п/п Тема
(с указанием количества часов) Основные виды внеурочной деятельности
1 Вводное занятие.
Основные понятия и термины музееведения. Музееведение как теоретическая дисциплина, изучающая процессы сохранения информации.
Принятие правил работы (2 часа) Определять значимость музееведения.
Изучать основные понятия. Понимать терминологию музееведенья.
Осваивать новый материал.
2 История музейного дела в России. Коллекционирование 3 часа) Участвовать в беседе о творчестве художников.
Характеризовать источники, рассказывающие об историческом прошлом.
3 История музейного дела за рубежом (3 часа) Изучать историю музейного дела за рубежом.
Участвовать в беседе о творчестве художников.
Характеризовать источники, рассказывающие об историческом прошлом.
4 Выставочная деятельность музея. Классификация выставок.
Работа экскурсовода (3 часа) Знать необходимые детали создания выставок.
Овладевать навыками публичных выступлений, умением формулировать свои мысли и грамотно излагать их перед аудиторией.
5 Выставочная деятельность. Организация, создание и оформление выставок (8 часов) Развивать умения составлять выставочную экспозицию в соответствии с тематикой и правилами оформления выставок и экспозиций.
6 Проектная деятельность
(6 часов) Оформлять творческие работы в виде реферата, презентаций.
Представление работ. Публикации в местной газете.
7 Поисково-исследовательская и научная деятельность (8 часов) Уметь работать материалами. Знакомиться с архивными документами.
8 Подведение итогов (1 час) Анализировать проделанную работу группы и каждого участника в частности. Выявлять недостатки и достоинства работающей группы.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения внеурочной деятельности
Список литературы для учителя:
Горский, В.А., Тимофеев, А.А. Примерные программы внеурочной деятельности [Текст]: начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев. – Москва: Просвещение, 2010.
Чуракова, Н.А., Малаховская, О.В. Музей в твоём классе [Текст]: учебник. 6 класс / Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская. – Москва: Академкнига, 2006.
Список литературы для учащихся:
Агибалова, Е.В. История Средних веков [Текст]: учебник. 6 класс / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. – Москва: Просвещение, 2014.
Вигасин, А.А. История Древнего мира [Текст]: учебник. 5 класс / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – Москва: Просвещение, 2014.
Сороко-Цюпа, О.С. Всеобщая история. Новейшая история [Текст]: учебник. 9 класс / О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа – Москва: Просвещение, 2014.
Юдовская, А.Я. Всеобщая история. История Нового времени 1500-1800. [Текст]: учебник. 7 класс / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина – Москва: Просвещение, 2014.
Юдовская, А.Я. Всеобщая история. История Нового времени 1800-1900. [Текст]: учебник. 8 класс / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина – Москва: Просвещение, 2014.
Юдовская, А.Я. История Нового времени 1500-1800 [Текст]: книга для чтения / А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина. – Москва, 2003.
Юдовская, А.Я. История Нового времени 1800-1900 [Текст]: книга для чтения / А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина. – Москва, 2004.
Интернет-ресурсы по курсу:
Библиотека исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/index.html.
Библиотека по всеобщей истории [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://historic.ru.
Всемирная история в лицах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rulers.narod.ru.
Всеобщая история [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://history.rin.ru.
Государственный исторический музей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.shm.ru.
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.arts-museum.ru.
Государственный Эрмитаж [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/index.html.
Древняя Греция [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ellada.spb.ru.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru.
Живопись художников разных эпох [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://artchive.ru.
Исторические источники Средневековья [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vostlit.info.
История Древнего Рима [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ancientrome.ru.
Методические материалы для учителей истории [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://his.1september.ru/urok.
Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rsl.ru.
Российская государственная историческая библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.shpl.ru.
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://eor.edu.ru.
Оборудование кабинета:
Учебно-практическое оборудование.
Комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения (компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивные плакаты).
Комплекты карт и печатных демонстрационных пособий.
Планируемые результаты изучения курса
5 класс
Выпускник научится:
определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках;
описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
раскрывать характерные, существенные черты: а) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); б) религиозных верований людей в древности;
объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
давать характеристику культурного наследия древних государств;
сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
6 класс
Выпускник научится:
локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности;
давать оценку событиям и личностям всеобщей истории Средних веков.
Выпускник получит возможность научиться:
сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение.
7 класс
Выпускник научится:
локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
анализировать информацию из различных источников по истории Нового времени;
составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях всеобщей истории Нового времени;
систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по истории Нового времени;
раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития стран Нового времени; б) эволюции политического строя; в) представлений о мире и общественных ценностях; г) художественной культуры Нового времени;
объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов всеобщей истории Нового времени;
сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
давать оценку событиям и личностям всеобщей истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
8 класс
Выпускник научится:
локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Новой истории, характеризовать основные этапы всеобщей истории XIX - начала XX в.; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории;
анализировать информацию из исторических источников - текстов, материальных и художественных памятников новейшей эпохи;
систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе;
раскрывать характерные, существенные черты экономического и социального развития стран, политических режимов, международных отношений, развития культуры в XIX - начала XX в.;
объяснять причины и следствия наиболее значительных событий, сравнивать исторические ситуации и события;
давать оценку событиям и личностям всеобщей истории в XIX - начала XX в.;
Выпускник получит возможность научиться:
применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной литературе, электронных материалах, систематизировать и представлять её в виде рефератов, презентаций и др.
9 класс
Выпускник научится:
локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события новейшей эпохи, характеризовать основные этапы всеобщей истории XX - начала XXI в.; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории Новейшее время;
анализировать информацию из исторических источников - текстов, материальных и художественных памятников новейшей эпохи;
представлять в различных формах описания, рассказа: а) условия и образ жизни людей различного социального положения в XX - начале XXI в.; б) ключевые события эпохи и их участников; в) памятники материальной и художественной культуры новейшей эпохи;
систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе;
раскрывать характерные, существенные черты экономического и социального, политических режимов, международных отношений, развития культуры в XX - начале XXI в.;
давать оценку событиям и личностям всеобщей истории XX - начала XXI в.
Выпускник получит возможность научиться:
применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной литературе, электронных материалах, систематизировать и представлять её в виде рефератов, презентаций и др.