Статья Роль дополнительного музыкального образования в эстетическом воспитании школьников


Сафронова С.П.
педагог дополнительного образования,
МБОУ начальная школа № 30,
город Сургут
Роль дополнительного музыкального образованияв эстетическом воспитании школьников
Современная школа – школа самоопределения. Наша цель, воспитать человека, умеющего самостоятельно искать пути самореализации.
Уже в детстве каждый ребенок задумывается, кто он? Зачем он? Какой он? Зачем вообще жизнь? С этих вопросов начинается духовный путь человека и как важно, чтобы этот путь был освещен главными эстетическими и эстетическими ценностями жизни: Красотой, Любовью, Добротой и Справедливостью.
Искусство обладает удивительной силой воспитывать в человеке – человеческое. Оно обогащает нас совершенно особенными знаниями – знаниями о людях, об их внутреннем мире. Познавая миры других людей, мы изучаем и самих себя. Каждый вид искусства своеобразен, специфичен, но предмет исследования любого вида искусства – един. Таким предметом является сам человек, его мир чувств, его духовный мир, его судьба и жизнь в целом. Необходимо открыть ребенку саму жизнь, помочь ему вести наблюдения над явлениями жизни, черпать из них опыт для улучшения ее, выбрать в ней свой путь.
Именно на долю музыки выпало вместить в себя весь мир человеческого сердца, стать «языком души». В общей сложности музыка, чутко резонируя на человека, всегда стремилась быть «как человек» и стала по своей сути глубочайшим «человековедом».
Дополнительное образование детей социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. В Концепции модернизации российского образования подчеркнута важнейшая роль дополнительного образования как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Система дополнительного образования детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Она социально востребована как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования.
Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксирующую функции.
Важнейшим принципом дополнительного образования является добровольный выбор ребенком предмета (вида деятельности), педагога и объединения по интересам. Дополнительное образование востребовано детьми, родителями, педагогами, обществом в целом, так как позволяет удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса разнообразные познавательные интересы личности, формировать ключевые компетенции воспитанников.
Основная цель модернизации дополнительного образования в образовательных учреждениях: создание условий и механизмов устойчивого развития системы дополнительного образования детей; обеспечение современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
- Обеспечение доступности и равных возможностей получения обучающимися дополнительного образования, достижение эффективности и качества дополнительного образования детей.
- Сохранение единого образовательного пространства на основе преемственности содержания общего и дополнительного образования детей.
- Совершенствование содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей.
- Повышение роли всех участников образовательного процесса – обучающихся, педагогов, родителей.
Содержание обучения вокальному искусству построено на концентрическом способе развертывания материала с опорой на следующие принципиальные позиции: 1) «наблюдение вокального искусства», от его музыкальной природы через содержание звуковых образов к пониманию выразительной и изобразительной вокальной символики (по Б.В. Асафьеву); 2) Воплощение вечной истины «прекрасное пробуждает доброе», когда подлинно художественное произведение вокального искусства, вызывая сильное переживание, просвещает и изменяет все существо растущего человека; 3) Пробуждение «инстинкта песенности» - подсознательного, безотчетно-искреннего песенного чувства в каждом растущем человеке, от которого рождается «мера всех вещей», благородство и достоинство исполнения; 4) Организация мыслительной деятельности учащихся, воспитание самостоятельности суждений о фактах и событиях в искусстве пения, соотнесение, оценивание, дифференциация звуковых впечатлений.
Огромное значение имеет выбор репертуара соизмеримый с индивидуальными психологическими и возрастными особенностями.
Одним из главных критериев при отборе репертуара является духовная ценность, определяемая художественно-образным содержанием, певучестью и благозвучием, вокальной красочностью, грациозностью и пластичностью мелодики, звуковым колоритом.
Очень важно обратить внимание детей на богатство и уникальность внутреннего, духовного мира каждого человека, самого себя. Общение с музыкой помогает учащимся познать самого себя, узнать в себе и о себе что-то новое. Окрашенный лучшими образцами музыкальной культуры, построенной на взаимообогащающем диалоге этот процесс способствует становлению нравственного облика подрастающего поколения.
Список использованной и рекомендуемой литературы:
Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать: книга для учителей. М., 1985.
Апраксина, О.А. Методика развития музыкального восприятия: Учебное пособие. – М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1985.
Ражникова, В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. Москва, 2002.
Стулова, Г. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М.: Прометей, 1992.