Пояснительная записка к элективному курсу «Руководство и лидерство в деловой сфере»


«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
____________/Я.Г.Баймуратова/ «Согласовано»
Заместитель директора по УВР __________/Н.А.Ионова/ «Утверждаю»
Директор МБОУ «Средняя школа №9» ЕМР РТ
_________/В.Д. Скотарь/
Протокол №1
от «28» августа 2015 г «28» августа 2015 г. Приказ № 152
от «29» августа 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По элективному курсу
9 А класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением отдельных предметов» Елабужского муниципального района Республики Татарстан
ФИО, категория Штерц Наталия Тимофеевна, первая квалификационная категория
Рассмотрено на заседании
педагогического совета.
Протокол от «28» августа 2015 г. №1

2015-2016 учебный год
Программа элективного курса
«Руководство и лидерство в деловой сфере»
Элективный курс профильного обучения «Руководство и лидерство в деловой сфере» предназначен для старшеклассников, желающих связать свое будущее с деятельностью в системе «Человек-общество». Программа составлена на основании  учебно-методического пособия . «Элективные курсы гуманитарной направленности для различных профилей обучения»: / под ред. Т. В. Черниковой, С.В. Белова. - М.: Глобус, 2006. - (Профильная школа). Программа рассчитана на 10 часов аудиторных занятий. Курс призван оказать помощь в самоактуализации лидерских способностей личности. Лидерство в данном случае понимается не столько как руководство людьми, сколько как ответственность за свои поступки, за саморазвитие и отношение с людьми.
Курс создан на основе анализа большого количества отечественных и зарубежных исследований, опыта их практической деятельности. Он направлен на изучение теории и освоение практики формирования лидерских способностей старшеклассников как их личностного ресурса саморазвития.
Курс «Руководство и лидерство в деловой сфере» не ставит своей задачей охватить все аспекты лидерства, как характеристики будущего управленца, но дает возможность обучающимся глубоко и серьезно осмыслить свое авторскую позицию жизни, свое умение управлять собой и диалогически влиять на других. Лидерство рассматривается с позиций этики и нравственности, с позиции гуманитарного взгляда на деятельность человека, с позиции психологии и философии человеческих отношений.
Целью данного курса является актуализация лидерского потенциала старшеклассников.
Задачи курса состоят в том, чтобы:
Определить авторскую позицию в отношении ответственности личности за саморазвитие;
Изучить особенности лидерства как жизненной позиции;
Сформировать диалогические способности генерировать идеи и влиять на ценностно-смысловую сферу человека.
Принципы отбора содержания курса позволяют обеспечить:
Соответствие его уровню современной науки и запросам учащихся;
Системность и целостность видения проблем лидерства и руководства;
Единство теории и практики;
Учет отечественного и международного опыта;
Гуманистический подход к решению управленческих проблем;
Учет опыта лидерства в детской и юношеской среде;
Учет возрастных особенностей обучающихся.
Старшеклассники, освоившие данный курс,
знают:
Основные функции и характеристики лидерства,
Основные законы и закономерности формирования лидерских качеств,
Стратегию управления своим внутренним миром,
Диалогические методы влияния на людей,
Способы самообразования лидера;
Умеют:
Проводить самодиагностику своего лидерского потенциала и определять типы лидеров,
Отличить чувства превосходства от лидерства,
Выстраивать диалогические отношения с людьми,
Выявлять собственный опыт формирования имиджа и предъявлять свои личностно-деловые качества
Содержанием данного курса являются антология ключевых идей, современные технологии в области лидерства, способы обучения старшеклассников.
Курс включает в себя лекционно-практические занятия. Предполагается самостоятельная работа учащихся. Основными методами и техникам обучения являются диалогические ситуации, малые ученические проекты, рефлексия опыта, групповая работа, тренировка умений, деловые и ролевые игры
Тематический план курса

П\ПТемы
Лекции
Семинары
ЛПЗ
1 Лидерство
как жизненная позиция 1 - -
2 Социальный
статус лидера - 1 -
3 Формальный или неформальный лидер. Личностный фактор лидерства - 1 -
4 Роли и обязанности лидера 1 - -
5 Лидерство как содержание деятельности - 1 -
6 Законы лидерства - - 1
7 Формирование качеств лидера 1 - -
8 Образование, которое должен получить лидер. 1 -
9 Семь основ навыков лидера 1 - -
10 повторительно-обобщающий урок по курсы - - 1
Итого 4 4 2
Рекомендуемая литература:
Бойетт, Дж.Г. путеводитель по царству мудрости: лучшие идеи мастеров управления / Дж. Т.Бойетт. – М.: Олимп-бизнес, 2002.
Веснин, В. Р. Менеджмент для всех / В. Р. Веснин. – М.: Юрист, 1994.
Кричевский Р. Л. Если вы руководитель…. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе / Р. Л. Кричевский. – М.: Дело, 1993.
Мескон М. Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон ( и др.). – М.: Дело, 1993.
Румянцева, В. Лидер: опыт изучения психологии неформального лидера / В. Румянцева. – СПб: СПбГТУ, 1996.
Шепель, В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология / В.М. Шепель. – М.: нар.образование, 1999.
Литература для учащихся
Образцов В. И. 10 путей к успеху в управлении: Советы и притчи по управлению / Калининград, 2002