Реализация некоторых принципов обучения и воспитания при обучении физике
Реализация некоторых принципов обучения и воспитания при обучении физике
Основоположник научной дидактики Ян Амос Коменский считал, что система обучения, прежде всего должна быть построена на принципах единства и преемственности обучения. Методика преподавания физики в школе, в первую очередь, опирается на методологию физики, которая в свою очередь руководствуется педагогикой и дидактикой, использует закономерности развития личности учащихся, разрабатываемые физиологией и психилогией. Цели и задачи обучения физике разнообразны, ответственны и трудны.
Принцип наглядности строится на конкретных образцах с помощью иллюстраций, демонстраций, лабораторно – практических работ и компьютерных технологий. Так в летнем лагере учащиеся 3-7-х классах проводят занимательные опыты, разгадывают ребусы, кроссворды, отвечают на вопросы викторин. Учащиеся 6 классов по программе раннего обучения выполняют лабораторные работы и домашние экспериментальные задания. Учащиеся 7,8 классов тоже выполняют лабораторные работы разного содержания и посещают элективные занятия «Микролаборатория» и «Гидро-аэродинамика». В старших классах выполняются лабораторные работы и физпрактикум. На занятиях широко используются комплект таблиц и схем по темам программы. Большой популярностью у учащихся старших классов пользуется демонстрации экспериментов, в подготовке и проведении которого они сами принимают участие. Кроме этого, во внеурочной работе нередко используется показ слайдов, презентаций, видео и анимационныхфильмов.
В преподавании физики нами реализуются некоторые принципы, разработанные современной дидактикой. В обучении учащихся физике широко используется принцип сотрудничества учителя с учащимися, который строится на создание благоприятных условий для самоопределения, самореализации и самодвижения учащихся в своем развитии. Так в летнем лагере учащиеся пишут диктанты, сочиняют стихи, ставят инсценировки, устраивают интеллектуальные игры, конкурсы. В 6-7-х классах придумывают сказки, сочиняют стихи, пишут сочинения, проводят исследования, соревнования. С 8-го по 11-й класс проводят чтения, конкурсы, физические бои, пишут рефераты и доклады.
Во всем этом велика роль сотрудничества учителя с учеником, а также учет индивидуальности личности ученика.
Соблюдение принципа природосообразности в процессе обучения физике реализуется в учете возрастных особенностей учащихся. Например в младших классах больше применяются игровые моменты, так как в каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям, а в процессе выполнения опытов проявляется самостоятельная мыслительная деятельность школьников.
Таблица 1
Соблюдение принципов педагогики в различных видах внеурочных работ по физике
ПринципыЛетний лагерь
3 -7 классы6 класс7 класс8 класс9 -11 классы
Принцип наглядностиЗанимательные опыты, ребусы
кроссворды, викториныЛаб. работы, домашние экспер. задания, слайды, видео- анима фильмы Лаб. работы, элективный курс «Микролаборатория», слайды, видео- анима фильмыЛаб. работы, элективный курс «Гидро и аэродинамика», слайды, видео- анима фильмыЛаб. работы, физпрактикум, слайды, видео-анима - фильмы
Принцип сотрудничестваДиктанты, стихи, игры, инсценировкиСтихи, сказки, сочинения, исследования, соревно-ванияСтихи, сказки, сочинения, исследования, соревнованияРефераты, доклады, чтения, конкурсыРефераты, доклады, чтения, конкурсы
Принцип природосообразностиНаблюдения, игры и упражненияПрактические занятияПрактические занятияТеоретические задания, интеллектуальные конкурсыТеоретические задания, интеллектуальные конкурсы
На наш взгляд, успешность обучения физике зависит от внеурочной работы учителя. Это подтверждается некоторым нашим опытом. Внеурочная работа проводится по трем видам: это индивидуальные, групповые и массовые. Одной из эффективных форм работы является летний лагерь. По индивидуальным видам на занятиях в летнем лагере дети сочиняют стихи, сказки, разгадывают ребусы, кроссворды. По групповым видам проводятся выпуски плакатов, стенгазет, ответы на викторины и т.д. По массовым видам проводятся очные и заочные олимпиады, конкурсы, беседы, интеллектуальные и различные игры, физические бои и т.д.
Процессе обучения физике в школе в 6,7,8-х классах по индивидуальным видам учащиеся решают задачи, пишут сочинения, рефераты, выполняют задания заочной школы «Дьо5ур», изготовляют модели, приборы, выполняют физические эксперименты как домашние задания. А в старших 9,10,11-х классах кроме выше названных учащиеся пишут доклады, выполняют заочные задания различных учебных заведений. По групповым видам с 6-го по 11-й класс учащиеся выпускают стенгазеты, альбомы, устные журналы, совершают экскурсии и ведут краеведческую работу. По массовым видам в 6,7,8-х классах проводятся беседы, классные часы, недели физики, физические вечера, турниры, конкурсы, викторины и олимпиады. В старших классах по этим видам еще проводятся встречи-конференции с людьми разных профессий и встречи со студентами технических ВУЗ-ов и училищ, техникумов.
Таблица 2
Виды внеурочных работ по физике
Формы работыЛетний лагерь
(3,4,5,6,7 кл)Вне урока
(6,7,8 кл)Вне урока
(9,10,11кл)
ИндивидуальныеСочинение стихов, сказок
Разгадывание
кроссвордов, ребусовРешение задач, выполнение сочинений, рефератов, заданий заочной школы «Дьо5ур», изготовление моделей, приборов, выполнение физических экспериментов дома.Решение задач, выполнение сочинений, рефератов, докладов, заочных заданий различных учебных заведений.
ГрупповыеВыпуск плакатов, стенгазет, разгадывание викторинВыпуск альбомов, стенгазет, разгадывание викторин, совершение экскурсий.Выпуск устных журналов, краеведческая работа.
МассовыеБеседа, олимпиады, конкурсы, интеллектуальные игры.Классные часы, недели физики, физические вечера, турниры, конкурсы, викторины, олимпиады.Конференции, классные часы, недели, вечера, встречи, физбои, олимпиады.
Наш опыт преподавания физики в школе показывает зависимость успешности овладения учащимися школьной программой от организации, руководства и содержания внеурочной работы.
Таким образом, применяя во внеурочной работе в обучении учащихся общеобразовательной школы физике принципы сотрудничества, наглядности и природосообразности можно добиться некоторых ощутимых результатов.
C 2001-2002 учебного года ученики активно выбирают для сдачи ЕГЭ и (ГИА)ОГЭ предмет физики, сдают экзамены успешно. (см.табл. 3,4) По результатам ЕГЭ многие выпускники поступают в технические ВУЗы и ССУЗы. Около 150 моих выпускников успешно учатся и работают по выбранным техническим специальностям по всей нашей республике (см.табл. 5)
B так в Центральных ВУЗ-х страны престижные технические профессии получили получают более 10 моих выпускников.
Используя эти и другие показатели результатов физического образования школьниковв нашей школе в кабинете физики нами сделан профориентационный стенд «Выпускники, выбравшие технические профессии». На стенде размещена информация о деятельности моих выпускников, которые после окончания технических учебных заведений работают по своим специальностям. Среди них Онуфриев Гаврил Никитич, серебряный медалист 2001 года, окончил в 2006 г. физический факультет ФТИ ЯГУ по специальности «инженер – технолог гранильного производства». Работает экспертом по оценке алмазов ЦТА (центр сортировки алмазов) ОАО АК «Алроса» в г. Мирном. Данилов Петр Прокопьевич - выпускник 1998 г., начальник УГРС ОАО «Сахатранснефтегаз» Вилюйского участка в г. Вилюйске. Сергеева Валентина Николаевна, серебряная медалистка 2006 г., ведущий инженер кафедры основ ядерной физики ФТИ СВФУ. Николаева Ирина Викторовна, серебряная медалистка 2008 г.,ассистент кафедры энергообеспечения на инженерном факультете в АПК ЯГСХА. Федоров Николай Равильевич, выпускник 2007года, окончил Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана, факультет машиностроительные технологии по специальности «проектирование технических и технологических комплектов». Работает в ОАО САХАНЕФТЕГАЗ по специальности инженер-технолог отдела проектных работ в г.Якутске. Харлампьев Константин Григорьевич – выпускник 2010года, окончил Мирнинский политехнический институт по специальности инженер-электрик, работает инженером-электриком на Удачнинском ГОК в шахте.
В АК «Алмазы Анабара» трудятся Николаев Анатолий Алексеевич, Семенов Иван Васильевич, Шамаев Афанасий Афанасьевич, Афанасьев Дмитрий Иннокентьевич, Афанасьев Гаврил Иннокентьевич, имеющие высшее техническое образование.
Данный стенд не просто висит в кабинете физики. Это самое привлекающее внимание место школьников . Начиная с 5-го класса школьники во внеурочное время, и даже иногда на уроке, знакомятся с материалами стенда. Приятно слышать, что школьники своих братьев, родственников и с такой гордостью отзываются о них, рассказывают последние новости. Мы считаем, что такая работа одно из эффективных средств в выборе будущей профессии школьниками.
Эта работа продолжается и стенд обновляется каждый год по мере окончания учебы и поступления на работу моих выпускников.