Рабочая программа по курсу Природа родного края 5 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Природа родного края (проектная деятельность)» создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы проектной деятельности по изучению природы родного края Р.Г. Чуракова - Москва: Академкнига/Учебник, 2011 г.
Цель курса – формирование культуры и навыков проектной деятельности при разработке учебных проектов, связанных с краеведением, исследованиями флоры и фауны Новосибирской области, особенностей её географического положения.
Задачи курса:
• познакомить обучающихся с редкими и исчезающими растениями и животными нашего региона, подготовить проектные работы по данной теме;
• начать формирование знаний о методах научного познания природы, умений, связанных с выполнением учебного исследования;
• развивать у обучающихся устойчивый интерес к естествознанию как науке;
• формировать экологическую культуру обучающихся .2.Общая характеристика курса
Курс«Природа родного края (проектная деятельность)» способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в Интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.
Проектная деятельность обучающихся, организованная в рамках курса носит как групповой характер (экскурсии, заседания научных клубов, олимпиады, выставки), так и индивидуальныйхарактер (выполнение домашних заданий совместно с родителями: оформление результатов наблюдений и проведённых экспериментов; подготовка презентаций; работа в Интернете; наблюдения за погодными явлениями в каникулярные дни заполнение дневника наблюдений, экскурсии с родителями и т.д.). Учебные занятия проводятся в учебном кабинете, в музеях разного типа, на пришкольном участке, на предприятиях, в парке, в лесу, на лугу, в поле. Они включают проведение опытов, наблюдений, экскурсий, предусматривают поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах на электронных носителях, в Интернете.
3. Место курса в учебном плане
Данный курс разработан в рамках реализации части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Продолжительность: 1 раз в неделю в 1 полугодии (17 часов) в 5 классе.
4. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса:
Личностные результаты
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения данной программы являются:
· умение работать с разными источниками информации;
· овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
· умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
· способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
· умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения данной программы являются:
1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• приведение доказательств взаимосвязи растений и экологического состояния окружающей среды; необходимости защиты растительного мира;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли растений в жизни человека; значения растительного разнообразия;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
5. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы
5. Содержание курса.
Природа родного края (1 час в неделю I полугодие 17 часов)
Введение (2ч)
Техника безопасности.
Правила поведения в природе.
Раздел 1. Флора и Фауна Новосибирской области (6ч)
Дикорастущие растения (деревья, кустарники и травянистые растения) Новосибирской области.
Лиственные и хвойные деревья Искитимского района(дикорастущие рстения).
Кустарники и травянистые растения Искитимского района (дикорастущие растения).
Редкие животные Новосибирской области.
Животные Красной книги Новосибирской области.
Растения, занесенные в Красную книгу Новосибирской области.
Раздел 2. Проектная деятельность(9ч)
Определение темы проекта, постановка цели проекта.
Выбор названия проекта, сбор и изучение информации, составление плана работы, распределение обязанностей;
Подготовка к защите проектов;
Защита проектов.
7.Учебно-методические пособия:
1.Богоявленский Г., Смирнов Н., Юньев И. Идут любознательные. Советы юным туристам-краеведам. М., Просвещение, 2005.
2.Бороздинов Н. М. Географические кружки в школе. М., Просвещение, 2000.
3.Методика полевых физико-географических исследований. М., Высшая школа, 1993.
4.Кальянов К. С. Изучение эрозии почв в школе. М., Просвещение, 2003.
5.Природно-территориальные комплексы и их изучение в курсе географии средней школы/ Под ред. К. В. Пашканга. М., Просвещение, 2009.
6.Сафиуллин А. 3.Географическое краеведение в общеобразовательной школе: Пособие для учителей— М.: Просвещение, 1999
7.Сергеев И.С., Сергеев И.В. Краеведческая работа в школе. Просвещение, 1994
8.Смирнов Д.В., Константинов Ю.С., Маслов А.Г. Программа для системы дополнительного образования. Кружок Эколого-Краеведческого направления. ЦДЮТ и К МО РФ, 2004
Наглядные пособия
1) натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
2) гербарии; семена и плоды растений; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
3) географические и исторические карты;
4) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества;
5) приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал;
6) измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки, мензурки;
7) экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки;
8) набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы.
8. Планируемые результаты изучения учебного курса
Выпускник научится:
• знать и аргументировать основные правила поведения в природе
• использовать составляющие проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами
• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Календарно – тематическое планированиекурса
«Природа родного края» в 5 классе на 2015 – 2016 уч. год
( 17 часов, I полугодие 1 час в неделю)
№ Дата Тема урока Количество часов Домашнее задание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17. Введение (2ч)
Техника безопасности
Правило поведения в лесу
Раздел 1. Флора и Фауна Новосибирской области (6ч)
Дикорастущие растения (деревья, кустарники и травянистые растения) Новосибирской области.
Лиственные и хвойные деревья Искитимского района (дикорастущие растения)
Кустарники и травянистые растения Искитимского района (дикорастущие растения)
Редкие животные Новосибирской области.
Животные Красной книги Новосибирской области.
Растения, занесенные в Красную книгу Новосибирской области
Раздел 2. Проектная деятельность (9ч)
Определение темы проекта, постановка цели проекта.
Выбор названия проекта, сбор и изучение информации.
Составление плана работы, распределение обязанностей.
Работа с собранным материалом
Подготовка к защите проектов.
Защита проектов.
Экскурсия «Многообразие видов растений».
Экскурсия «растительность водоема»
Экскурсия «Многообразие видов птиц». 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1