Программа кружка Изучаем природу родного края
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Изучение природы родного края » составлена на основе авторской программы Р.Г. Чураковой «Изучение природы родного края».
Курс рассчитан на 34 часа (1 часа в неделю).
Цель:
овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края, освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями, формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды.
Реализация программы предполагает взаимосвязь с курсом «Окружающий мир» и имеет отличительные особенности:
Краеведческая направленность курса, связанная с изучением родного края.
Долгосрочный характер познания природы и культуры своего края.
Проектная деятельность может носить как групповой характер (экскурсии, заседание научных клубов младших школьников, олимпиады, выставки), так и индивидуальный характер (оформление результатов наблюдений и проведенных экспериментов; подготовка презентаций; работа в Интернете; наблюдения за погодными явлениями в каникулярные дни и заполнение дневников наблюдений, экскурсии с родителями и т. д.).
Деятельность кружка способствует формированию краеведческой, экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в Интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.
Цель проектной деятельности по созданию пособий – сборник материалов, способствующих изучению природы родного края.
Конечный результат занятий обучающихся – «Сборник материалов краеведческой направленности» - коллективный продукт, результат совместной работы детей (описание этапов проведения опытов, экспериментов, наблюдений с фотографиями, рисунками, презентацией).
Формы проведения занятий: экскурсии, выставки, презентации, кружковые занятия, индивидуальные занятия, заседания клуба эрудитов.
Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); групповая (результат работы двух – трёх учеников); коллективная деятельность.
Планируемые результаты реализации программы:
Личностные УУД:
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
Принятие образа «хорошего ученика»;
Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье-сберегающего поведения;
Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданин России;
Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
Мотивация учебной деятельности;
Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально нравственная отзывчивость;
Гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества;
Метапредметные планируемые результаты:
Коммуникативные УУД:
Обращаться за помощью;
Формулировать свои затруднения;
Задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
Формулировать собственное мнение и позицию;
Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Предлагать помощь и сотрудничество;
Определять общую цель и пути ее достижения;
Осуществлять взаимный контроль;
Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
Вести устный и письменный диалог, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров;
Прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрении; разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
Регулятивные УУД:
Формировать и удерживать учебную задачу;
Ставит новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
Составлять план и последовательность действий;
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Адекватно принимать предложение учителей, товарищей, родителей;
Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи;
Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
Соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Различать способ и результат действий;
Осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
Познавательные УУД:
Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
Сбор необходимой информации из различных источников, обработка и передача информации;
Анализ, синтез, сравнение, классификация по заданным критериям;
Установление аналогий, причинно-следственных связей;
Осуществлять рефлексию способов и условий действий;
Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
Ставить, формулировать и решать проблемы, самостоятельно составлять алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
Построение рассуждения, обобщение, интерпретация информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощь ИКТ);
Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
Моделировать, т.е. выделять и обобщено фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
В области предметных результатов обучающиеся научатся:
читать условные обозначения карт;
описывать природную зону родного края;
Обучающиеся получат возможность научиться:
. осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за её сохранение;
выбрать оптимальные формы проведения на основе изученных правил безопасности;
собирать материал и составлять портфолио о родном крае.
Планируемый результат занятий обучающихся- пособие «Сборник материалов краеведческой направленности».
Содержание тем курса внеурочной деятельности
Лиственные и хвойные деревья региона в осенний период.
Классификация листьев деревьев
(дуба, клена, березы, липы, тополя, ели, сосны,
лиственницы и др., но не более 3–4 деревьев) по основанию -
«форма листа». Сопоставление листьев с их иллюстрациями
(фотографиями, рисунками). Определение названия деревьев по их листьям. Узнавание деревьев на иллюстрациях (рисунках, фотографиях). Опытное исследование опавших листьев, веточек тополя с помощью лупы.
Лиственные и хвойные деревья региона в зимний период.
Опытное исследование ветки тополя с зимней почкой.
Зарисовка. Узнавание деревьев и кустарников по кроне и листьям, коре, семенам.
Экскурсия в ближайший лес. Учимся различать деревья и кустарники зимой и их зарисовка.
Выставка рисунков семян и шишек хвойных растений. Зарисовки.
Оформление страниц «Что изменилось в жизни растений с наступлением зимы».
Лиственные и хвойные деревья региона в весенний период.
Классификация деревьев по почкообразованию
(дуб, клен, береза, липа, тополь, яблоня, черёмуха); весеннее состояние ели, сосны, лиственницы и др.). Сопоставление степени набухания почек с их иллюстрациями
(фотографиями, рисунками). Определение названия деревьев по форме их почек, состоянию хвои. Узнавание деревьев на иллюстрациях (рисунках, фотографиях). Опытное исследование веточек деревьев с почками (разные периоды времени) с помощью лупы.
Свойства воздуха
Проведение опытов, выявляющих свойства воздуха, которым мы дышим в школе, с целью фиксирования этапов проведения каждого опыта (посредством описания, зарисовки, фотографирования)
Оформление страниц пособия «Сборник материалов краеведческой направленности». Глава «Свойства воздуха».
Свойства воды.
Проведение опытов, выявляющих свойства воды, которую мы пьём в школе, с целью фиксирования этапов проведения каждого опыта (посредством описания, зарисовки, фотографирования).
Оформление страниц пособия «Сборник материалов краеведческой направленности». Глава «Свойства воздуха».
Условия необходимые для развития растений.
Чтение текста. Пересказ этапов постановки экспериментов (описание, зарисовка, фотографирование своей деятельности).
Посадка семян. Создание разных условий для их прорастания. Фиксирование этапов проведения эксперимента (описание, зарисовка, фотографирование).
Оформление страниц пособия «Сборник материалов краеведческой направленности». Глава «Условия необходимые для развития растений».
Домашние животные региона
Изучение климатических и хозяйственных условий для разведения домашних животных в нашем регионе. Разнообразие домашних животных (птицы, звери, декоративные животные). Содержание и уход за домашними животными. Правила безопасного общения с животными. Оформление страниц пособия «Сборник материалов краеведческой направленности». Глава: “Мы в ответе за тех, кого приручили”.
Календарно- тематическое планирование:
№
тема
содержание
Форма проведения занятий
Дата по плану
Дата по
факту
1
Лиственные и хвойные деревья региона. Экскурсия в осенний ближайший лес.
Лиственные и хвойные деревья региона в осенний период). Классификация листьев деревьев
(дуба, клена, березы, липы, тополя, ели, сосны,
лиственницы и др., но не более 3–4 деревьев) по основанию-
«форма листа». Сопоставление листьев с их иллюстрациями
(фотографиями, рисунками). Определение названия деревьев по их листьям. Узнавание деревьев на иллюстрациях (рисунках, фотографиях).
Внеаудиторное занятие. Экскурсия
2
Лиственные деревья региона. Как растения к зиме готовятся.
Зарисовка листьев (по контуру выкройки) и раскрашивание по природным образцам. Организация выставки рисунков.
Аудиторное занятие. Выставка рисунков
3
Лиственные деревья региона. Идёт ли листопад в безветренную погоду.
Зарисовка листьев (по контуру выкройки) и раскрашивание по природным образцам. Организация выставки рисунков «Лучший определитель растений родного края».
Аудиторное занятие. Выставка рисунков
4
Хвойные деревья региона.
Как узнать хвойные деревья.
Классификация листьев(хвоинок)
по основанию «форма хвои». Определение названия хвойных деревьев по хвоинкам.
Внеаудиторное занятие. Экскурсия
5
Хвойные деревья региона.
Почему ель не сбрасывает листья на зиму.
Узнавание деревьев и их хвоинок на иллюстрациях.
Зарисовка хвоинок
и раскрашивание.
Аудиторное занятие. Зарисовка.
6
Лиственные и хвойные деревья. Опытное исследование опавших листьев.
Разработка и исполнение дизайна условных обозначений деревьев и кустарников. Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в пособие «Сборник материалов краеведческой направленности».
Аудиторное занятие.
7
Домашние животные: как они оказались в нашем доме?
Поиск и выделение необходимой информации в произведениях литературы и научно-познавательных статьях.
Аудиторное занятие. Групповая работа.
8
Почему мы любим и как заботимся о животных.
Наблюдение за многообразием животного мира и повадками домашних питомцев.
Аудиторное занятие. Конкурс эрудитов.
9
Лиственные и хвойные деревья региона (в зимний период).
Как зимуют травы, кустарники, деревья
Лиственные и хвойные деревья региона (в зимний период).
Опытное исследование ветки тополя с зимней почкой.
Зарисовка.
Аудиторное занятие. Зарисовка
10
Учимся различать деревья и кустарники зимой.
Узнавание деревьев и кустарников по кроне и листьям, коре, семенам.
Внеаудиторное занятие. Экскурсия
11
Собаки – самые верные друзья человека.
Знакомство с основами практической кинологии – науки о собаках.
Аудиторное занятие. Презентация.
12
Кошки, которые не гуляют сами по себе.
Обсуждение проблемы содержания кошек дома.
Аудиторное занятие. Круглый стол.
13
Просмотр фильма «Куклачёв и его кошки».
Обсуждение после просмотра: Мой вопрос Куклачёву.
Аудиторное занятие.
14
Что такое звероферма и кто там живёт.
Выставка фотографий, рисунков с целью ознакомления с темой.
Аудиторное занятие. Выставка.
15
Экскурсия в сосновый лес.
Выставка рисунков семян и шишек хвойных растений. Зарисовки.
Внеаудиторное занятие. Выставка материалов наблюдений с зимней экскурсии
16
Оформление страниц пособия «Сборник материалов краеведческой направленности». Глава: «Что изменилось в жизни растений с наступлением зимы».
Оформление страниц «Что изменилось в жизни растений с наступлением зимы»
Аудиторное занятие. Оформление страниц
17
Свойства воды.
Проведение опытов, выявляющих свойства воздуха, с целью фиксирования этапов проведения каждого опыта (посредством описания, зарисовки, фотографирования)
Аудиторное занятие. Проведение опытов
18
Свойства воздуха.
Проведение опытов, выявляющих свойства воздуха, с целью фиксирования этапов проведения каждого опыта (посредством описания, зарисовки, фотографирования)
Внеаудиторное занятие.
Проведение опытов
19
Оформление страниц пособия «Сборник материалов краеведческой направленности». Главы: «Свойства воздуха», «Свойства воды».
Оформление страниц пособия.
Аудиторное занятие.
20
Весеннее наблюдение: Классификация деревьев по почкообразованию
(дуб, клен, береза, липа, тополь, яблоня, черёмуха).
Рассматривание почек разных деревьев и кустарников (фотографии, описание, рисунки).
Аудиторное занятие.
21
Скотоводство в нашем регионе.
Изучение климатических и хозяйственных условий разведения крупнорогатого скота.
Аудиторное занятие. Видеофильм.
22
Птицеводство.
Условия содержания необычных пернатых в нашем селе.
Внеаудиторное занятие. Экскурсия на мини-птицеферму.
23
Коневодство.
Обмен мнениями: Что я знаю о лошадях?
Аудиторное занятие. Круглый стол.
24
Оформление страниц пособия «Сборник материалов краеведческой направленности». Глава: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Оформление страниц пособия.
Аудиторное занятие.
25
Весеннее наблюдение:
весеннее состояние ели, сосны, лиственницы. Сопоставление степени набухания почек разных деревьев.
Рассматривание веточек разных деревьев.
Аудиторное занятие.
26
Условия необходимые для развития растений. Отбор семян для экспериментального исследования
Выявление условий для прорастания семян. Отбор неповреждённых семян гороха и фасоли (описание, зарисовка, фотографирование своей деятельности).
Аудиторное занятие. Чтение текста.
27
Посадка семян.
Посадка семян. Создание разных условий для их прорастания. Фиксирование этапов проведения эксперимента (описание, зарисовка, фотографирование).
Аудиторное занятие. Посадка семян. Создание разных условий для их прорастания.
28
Наблюдение. Фиксирование этапов проведения эксперимента.
Фиксирование этапов проведения эксперимента (описание, зарисовка, фотографирование).
Аудиторное занятие. Фиксирование этапов проведения эксперимента
29
Весеннее наблюдение:
Определение названия деревьев по форме их почек, состоянию хвои.
Узнавание деревьев на иллюстрациях (рисунках, фотографиях). Опытное исследование веточек деревьев с почками (разные периоды времени) с помощью лупы.
Аудиторное занятие. Фиксирование этапов проведения опытов.
30
Наблюдение: прорастание семян.
Фиксирование этапов проведения эксперимента (описание, зарисовка, фотографирование).
Аудиторное занятие.
31
Отчеты по материалам экспериментальных исследований.
Отчеты по материалам экспериментальных исследований. Отбор лучших материалов.
Аудиторное занятие. Отчеты по материалам экспериментальных исследований.
32
Оформление страниц пособия «Сборник материалов краеведческой направленности». Глава: «Что изменилось в жизни растений с наступлением весны».
Оформление страниц пособия.
Аудиторное занятие.
33
Оформление страниц пособия «Сборник материалов краеведческой направленности». Глава:
«Условия необходимые для развития растений».
Оформление страниц пособия.
Аудиторное занятие.
34
Оформление страниц пособия «Сборник материалов краеведческой направленности».
Оформление страниц пособия.
Аудиторное занятие. Викторина «Мои друзья – растения и животные».
15