Сценарий литературного вечера в 11 классе, посвященного поэтам Серебряного века «Сгорая, плачут свечи…»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с.Октябрьское» муниципального образования- Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания
Сценарий литературного вечера в 11 классе, посвященного поэтам Серебряного века
«Сгорая, плачут свечи…»
Сценарий подготовила учитель русского языка и литературы Кучиева Фатима Петровна.
с.Октябрьское, 2014 г.
Литературный вечер, посвященный поэтам Серебряного века «Сгорая, плачут свечи…»
Цели и задачи:
Формировать у учащихся потребность в постоянном чтении как средство самообразования и самовоспитания.
Пробудить у учащихся интерес к малоизвестным явлениям историко-литературного процесса начала 20 века в России.
Ввести учащихся в художественный мир поэтов Серебряного века, показать многогранность их таланта.
Развивать творческие способности учащихся.
Оборудование:
Компьютер, проектор, презентация «Поэты Серебряного века», кинофильмы «Кто создан из камня», «Марина», музыкальные композиции, портреты и стихи поэтов Серебряного века.
Тип урока: урок-концерт.
Первый ведущий: Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать? Где закончить?
И можно ли вообще начинать и заканчивать, если то, о чем я говорю:
Душа – есть все - всюду - вечно.
Второй ведущий: Поэзия, поэзия, поэзия… Море, солнце, небо, простор, весь мир, такой необъятный и щедрый. Сегодня мы говорим о поэзии – поэзии только при свечах.
Первый ведущий: Так внесите же свечи! (фоном звучит мелодия к песне «Зимняя ночь»).
Б.Пастернак. «Зимняя ночь»
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.
И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Первый ведущий: Поэзия Серебряного века… Сегодня мы зажигаем свечи в память о её жрецах (фоном звучит мелодия «Лунной сонаты» Бетховена):
Борисе Пастернаке,
Осипе Мандельштаме,
Николае Гумилеве,
Анне Ахматовой,
Марине Цветаевой,
Валерии Брюсове,
Игоре Северянине,
Максимилиане Волошине,
Александре Блоке,
Алихане Токати.
Первый ведущий: ХХ век. Начинался он непросто. В его сумбурной круговерти расцвел прекрасный цветок поэзии- Серебряный век. Так со временем стали называть первые десятилетия ХХ века, оставив высокий титул «золотого века» для классического ХIХ столетия.
Серебряным назвали этот век за солнечность его, за звонкость, за ожидание чуда, которое обещала жизнь. Из чуда рождалась поэзия. Ведь эти явления так сродни: поэзия и чудо.
Начало его освящено блоковским:
О, я хочу безумно жить:
Все сущее увековечить,
Безличное - вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить…
Первый ведущий: А рядом тревога и боль, ведь не зря сказал на заре этого века Пастернак:
…А в наши дни и воздух пахнет смертью,
Открыть окно – что жилы отворить…
Второй ведущий: Безжалостным оказалось время к баловням судьбы, рожденным для счастья, мира, поэзии. Они прошли через его грозы, они горели на кострах его средневековья, ведь по мудрому замечанию Станислава Ежи Леца: «Каждый век имеет свое средневековье…».
Первой жертвой стал один из самых талантливых – Николай Гумилёв.

Чтец читает первые строки Евангелия от Ионна: «Вначале было Слово…» : В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо своё, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орёл не взмахивал крылами,
Звёзды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
Но забыли мы, что осиянно Только слово средь земных тревог
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что слово это- Бог…

Второй ведущий: Кто был Николай Гумилёв? Поэт, путешественник, воин, герой. Это его официальная биография, и с этим спорить нельзя.
Но из четырёх определений мне хочется сохранить только «поэт». Он, прежде всего и больше всего, был поэтом. Ни путешественника, ни воина, ни даже героя могло не выйти из него – если бы его судьба сложилась иначе. Но поэтом он не мог не быть.
Он сам говорил: «Я родился поэтом, а не стал им, как другие. Мои самые далекие детские воспоминания уже свидетельствуют об этом. Мое мироощущение всегда было поэтическим. Я был действительно
Колдовской ребенок,
Словом, останавливающий дождь…»
Первый ведущий: Гумилёв утверждал, что стихотворение тем богаче и совершеннее, чем больше разнообразных и даже противоречивых элементов входят в него.
Если это определение отнести не к стихотворению, а к поэту, – Гумилёв был совершенным поэтом. Сколько в нем совмещалось разнообразных элементов и противоречивых черт! Знал ли кто-нибудь Гумилёва по-настоящему, до конца? Мне кажется, что нет. Никто.
Чтец : Николай Гумилев « Шестое чувство»:
Прекрасно в нас влюбленное вино
И добрый хлеб, что в печь для нас садится,
И женщина, которою дано,
Сперва измучившись, нам насладиться.
Но что нам делать с розовой зарей
Над холодеющими небесами,
Где тишина и неземной покой,
Что делать нам с бессмертными стихами?
Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.
Мгновение бежит неудержимо,
И мы ломаем руки, но опять
Осуждены идти всё мимо, мимо.
Как мальчик, игры позабыв свои,
Следит порой за девичьим купаньем
И, ничего не зная о любви,
Всё ж мучится таинственным желаньем;
Как некогда в разросшихся хвощах
Ревела от сознания бессилья
Тварь скользкая, почуя на плечах
Еще не появившиеся крылья, —
Так век за веком — скоро ли, Господь? —
Под скальпелем природы и искусства
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.
Второй ведущий: Говорят, что людям, одаренным высшим даром, дано предсказать собственную гибель, заглянуть на дно той пропасти, откуда не возвращаются. Николай Гумилёв предчувствовал свою раннюю смерть. Храбрый офицер, георгиевский кавалер, он не принимал участия в заговоре против новой власти, но он не донёс на доверившихся ему друзей-заговорщиков. Казнён за недоносительство в 1921году.
Чтец: «И умру я не на своей постели…»
И умру я не на своей постели
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще.
Чтоб войти не во всем открытый,
Протестантский, прибранный рай,
А туда, где разбойник, мытарь
И блудница крикнут – вставай…
Второй ведущий: Не было не только нотариуса и врача, не было близких и родных. Вздрогнул ли он, зарыдал ли? Может быть, молча молился, вспоминая вещие свои слова:
Я носитель мысли великой,
Не могу, не могу умереть…
Первый ведущий: «Панихида по Гумилёву в часовне на Невском. О панихиде нигде не объявляли, - вспоминает Ирина Одоевцева, - и все-таки часовня переполнена.» Хорошенькая заплаканная Аня беспомощно всхлипывает, прижимая платок к губам, и не переставая шепчет: «Коля, Коля, Коля, ах, Коля!»
Второй ведущий: «Не знаю, на радость или на беду встретились они когда-то в Царском Селе, под сенью муз, юная Аня Горенко и мечтатель, романтик и великий русский поэт Николай Гумилёв. Наверное, все же на счастье, потому что встреча эта породила такие шедевры, которые навсегда останутся в сокровищнице лирической поэзии.» Она.
Я знаю женщину: молчаньеУсталость горькая от слов,Живет в таинственном мерцаньеЕе расширенных зрачков.
Ее душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха, Пред жизнью дольней и отрадной Высокомерна и глуха. Неслышный и неторопливый, Так странно плавен шаг ее, Назвать нельзя ее красивой, Но в ней все счастие мое.
Второй ведущий: Анна Андреевна Ахматова (псевдоним, настоящая фамилия Горенко) родилась в Одессе, в семье морского инженера. Детские годы прошли в Царском Селе. Окончила киевскую гимназию, училась на высших историко-литературных курсах в Петербурге. Печататься начала в 1907 году и вскоре примкнула к акмеистам. Первый сборник стихов «Вечер» принёс широкую известность. Лирика Ахматовой носила личный характер, но в ней тем не менее нашли свое отражение настроения эпохи, предшествовавшей Октябрьской революции. Её стихи отличает неповторимое звучание, особая музыкальность.
Сжала руки под тёмной вуалью...
Сжала руки под тёмной вуалью..."Отчего ты сегодня бледна?"- Оттого, что я терпкой печальюНапоила его допьяна.Как забуду? Он вышел, шатаясь,Искривился мучительно рот...Я сбежала, перил не касаясь,Я бежала за ним до ворот.Задыхаясь, я крикнула: "ШуткаВсё, что было. Уйдешь, я умру."Улыбнулся спокойно и жуткоИ сказал мне: "Не стой на ветру." Ахматова прошла сложный творческий путь. Настоящая слава пришла к ней лишь после смерти. При жизни было поклонение, проклятие, неприятие, потоки грязи, излитые на неё официальными и не только официальными лицами. Но не склонятся перед ударами судьбы – это её кредо, её стержень, который держал её среди всех житейских бурь и невзгод, не давал сломаться.
(Звучит «Реквием» Моцарта)
Чтец: А.Ахматова. «Реквием»
Опять поминальный приблизился час.
Я вижу, я слышу, я чувствую вас:
И ту, что едва до окна довели,
И ту, что родимой не топчет земли,
И ту, что красивой тряхнув головой,
Сказала: "Сюда прихожу, как домой".
Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список, и негде узнать.
Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.
О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде,
И если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ,
Пусть так же они поминают меня
В канун моего поминального дня.
А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем - не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь,
Забыть, как постылая хлопала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.
И пусть с неподвижных и бронзовых век
Как слезы, струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.
Второй ведущий: Именно поэзия помогла выстоять Анне Ахматовой, перенести и травлю властей, и боль утрат, и предательство близких.
Чтец :«Мне голос был…»
Мне голос был. Он звал утешно. Он говорил: "Иди сюда, Оставь свой край глухой и грешный. Оставь Россию навсегда. Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну черный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид". Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный слух. .Анна Ахматова. «Кого когда-то называли люди...»
Кого когда-то называли люди
Царем в насмешку, Богом в самом деле,
Кто был убит - и чье орудье пытки
Согрето теплотой моей груди...
Вкусили смерть свидетели Христовы,
И сплетницы-старухи, и солдаты,
И прокуратор Рима - все прошли.
Там, где когда-то возвышалась арка,
Где море билось, где чернел утес, -
Их выпили в вине, вдохнули с пылью жаркой
И с запахом бессмертных роз.
Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор - к смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней - царственное слово.
Первый ведущий: Летом 1916 года написано одно из 13 стихотворений Марины Цветаевой, посвященных А.Ахматовой:
Чтец :О, Муза плача, прекраснейшая из муз!О ты, шальное исчадие ночи белой!Ты чёрную насылаешь метель на Русь,И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.И мы шарахаемся и глухое: ох! —Стотысячное — тебе присягает: АннаАхматова! Это имя — огромный вздох,И в глубь он падает, которая безымянна.
Первый ведущий: Мы начинаем рассказ ещё об одной судьбе, не менее трагичной и печальной. О Марине Цветаевой . (Просмотр фильма «Кто создан из камня…»).
Марина родилась 26 сентября 1892 года в Москве… В мамином дневнике много лет спустя мы прочли: «Четырехлетняя Маруся ходит вокруг меня и все складывает слова в рифмы, - может быть, будет поэт?»
В 1910 году, еще не сняв гимназический фартук, тайком от семьи, выпустила Марина первый поэтический сборник – «Вечерний альбом».
Его заметил и высоко оценил Максимилиан Волошин.
Звучит романс «Мне нравится, что вы больны не мной»:
Мне нравится, что вы больны не мной,Мне нравится, что я больна не вами,Что никогда тяжелый шар земнойНе уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной -Распущенной - и не играть словами,И не краснеть удушливой волной,Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится еще, что вы при мнеСпокойно обнимаете другую,Не прочите мне в адовом огнеГореть за то, что я не вас целую.Что имя нежное мое, мой нежный,
Не упоминаете ни днем, ни ночью - всуе...Что никогда в церковной тишинеНе пропоют над нами: аллилуйя!
Спасибо вам и сердцем и рукойЗа то, что вы меня - не зная сами! -Так любите: за мой ночной покой,За редкость встреч закатными часами,За наши не-гулянья под луной,За солнце, не у нас над головами,-За то, что вы больны - увы! - не мной,За то, что я больна - увы! - не вами!Чтец : Дневник Марины Цветаевой: «Сосуществование поэта с поэтом – равенство известного с безвестным. Я сама тому живой пример, ибо никто никогда с такой бережностью не относился к моим так называемым зрелым стихам, как 30летний Макс Волошин к моим 16летним… Ни в чем и никогда Макс не дал мне почувствовать преимуществ своего опыта, не говоря уже об имени. Он меня любил и за мои промахи. Как всякого, кто чем-то был. Ничего от метра… все от спутника…».
М. Волошин. «Любить без слез, без сожаленья…»
Любить без слез, без сожаленья,
Любить, не веруя в возврат...
Чтоб было каждое мгновенье
Последним в жизни. Чтоб назад
Нас не влекло неудержимо,
Чтоб жизнь скользнула в кольцах дыма,
Прошла, развеялась... И пусть
Вечерне-радостная грусть
Обнимет нас своим запястьем.
Смотреть, как тают без следа
Остатки грез, и никогда
Не расставаться с грустным счастьем,
И, подойдя к концу пути,
Вздохнуть и радостно уйти.
Первый ведущий: В 1939 году Цветаева восстановила свое советское гражданство и возвратилась на Родину.
«Жить – это неудачно кроить и беспрестанно латать, - ничто не держит меня, не за что держаться, -простите мне эту печальную, суровую игру слов».
Измученная 31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила с собой.
Чтец : МОЛИТВА
Христос и Бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, покудаВся жизнь как книга для меня.
Ты мудрый, Ты не скажешь строго:
- Терпи, еще не кончен срок.
Ты сам мне подал - слишком много!
Я жажду сразу - всех дорог!
Всего хочу: с душой цыгана
Идти под песни на разбой,
За всех страдать под звук органа
и амазонкой мчаться в бой;
Гадать по звездам в черной башне,
Вести детей вперед, сквозь тень...
Чтоб был легендой - день вчерашний,
Чтоб был безумьем - каждый день!
Люблю и крест, и шелк, и каски,
Моя душа мгновений след...
Ты дал мне детство - лучше сказки
И дай мне смерть - в семнадцать лет.
Второй ведущий: Октябрь 1917 года стал переломным этапом в развитии русского искусства. Рождалась новая литература, новая поэзия, рождалась в муках и страданиях, когда каждому художнику предстояло решить принципиальный вопрос – принимать или не принимать социалистическую революцию.
Чтец : Истина или счастье?
Вам страшно за меня – а мне за вас.Но разный страх мы разумеем.Пусть схожие мечтания у нас,-Мы разной жалостью жалеем.Вам жаль "по-человечески" меня.Так зол и тяжек путь исканий!И мне дороги тихой, без огняЖелали б вы, боясь страданий.Но вас – "по-Божьему" жалею я.Кого люблю – люблю для Бога.И будет тем светлей душа моя,Чем ваша огненней дорога.Я тихой пристани для вас боюсь,Уединенья знаю власть я;И не о счастии для вас молюсь –О том молюсь, что выше счастья.

Стал октябрь 1917 года переломным и для нашего земляка.
Токаев Алихан Инусович (июнь 1893–1920) родился в селении Даргавс Поэт, драматург, публицист, революционер, Алихан Токаев прожил короткую, но яркую жизнь.. Алихан Токаев был всесторонне одаренным человеком. Кроме художественной литературы, серьезно увлекался живописью, музыкой, хорошо играл на многих музыкальных инструментах, особенно на скрипке.
А.Токаев не только обогатил осетинскую поэзию оригинальными произведениями, он внес в нее и новые формы, в частности, форму сонета. В форме классического сонета написано и одно из лучших стихотворений поэта «Бусина счастья» («Цыкурайы фæрдыг»).
Цыкурайы фæрдыг
Мæнмæ цыкурайы фæрдыг ныр ис.
Æдзух вæййы мæнмæ æппæт, цы курон.
Уый нæу зæххон, уæларвонтæй у – хурон,
Дзæбæх кæны фыдниз, уый зоны рис.
Нæ радта уый мæнæн ыстыр дзуар Дзывгъис,
Нæдæр та Сафа, Уацилла, Æртхурон.
Æз калмæй байстон уый- уыди фыдхъулон,
Цæхæртæ калгæ сау маргæй сыгъдис.
Фæндонæй æз фæтæхдзынæн уæларвмæ ,
Æркалдзынæн нæ зæхмæ Рухсæй тын.
Мæ аууон бæстыл райдайдзæн хæтын.
Дæлдзæхæн та ныккæсдзынæн йæ арфмæ ,Дунетыл таудзынæн рæсугъддæр фын.
Æз талынгæн æрхаудзынæн йæ тарфмæ.
Первый ведущий: Поэты Серебряного века – поэты века ушедшего. Они были веселы и мудры, независимы и талантливы. Они были рождены сложным и тревожным временем. Они уже в начале прошлого века многое предвидели и в своей судьбе, и в судьбе России.


З. Гиппиус:
Она не погибнет, - знайте!
Она не погибнет, Россия.
Они всколосятся, - верьте!
Поля её золотые
И мы не погибнем, - верьте!
Но что нам наше спасенье;
Россия спасётся, - знайте!
И близко её Воскресение ! Второй ведущий: Поэты Серебряного века вновь воскресают для нас в своих стихах, ибо в этих строчках живы души людей, искренне любивших и глубоко страдавших, сумевших в самые трагические моменты высоко подняться над жизненными невзгодами.
Звучит песня «Сгорая, плачут свечи» .