ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ПО ОСВОЕНИЮ НОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ КАБИНЕТОВ ОБЖ.
ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ПО ОСВОЕНИЮ НОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ КАБИНЕТОВ ОБЖ.
ТЕМА: «Комплексное освоение нового оборудования – необходимое условие качественного образовательного процесса по предмету ОБЖ».
Организационный момент:
Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня наш городской семинар посвящен теме «Комплексное освоение нового оборудования – необходимое условие качественного образовательного процесса по предмету ОБЖ». Он будет состоять из двух частей. Первая часть - практическое занятие обучающихся 10-11-х классов по теме «Правила оказания первой медицинской помощи» с применением нового оборудования, вторая часть - презентация и доклад по теме семинара.
Практическое занятие интегрированное, оно проводится совместно с учителем биологии Е.М. Маскаевой. Она сегодня будет в роли главного эксперта, оценивающего правильность выполнения практических занятий. Ей будут в этом помогать старшеклассницы, готовящиеся к поступлению в медицинский университет. Цель этого занятия – отработка на практике полученных знаний и умений по оказанию первой медицинской помощи с применением нового оборудования. Для проведения занятия класс разделяется на три группы. Каждая группа получает задание (описание конкретной ситуации, в которой человек получил травму), в течение 5 минут обучающиеся должны определить степень тяжести травмы, описать алгоритм действий по оказанию первой помощи. Результат работы группы представляет один из участников. Результативность работы оценивается экспертами.
Практическое занятие:
Актуализация проблемы: Знания, полученные на уроках ОБЖ, актуальны для каждого из нас. Ведь только на российских дорогах ежедневно гибнут более 100 человек и свыше 600 получают ранения. При дорожно-транспортных происшествиях основными причинами смерти пострадавших являются: несовместимые с жизнью травмы – 15%, несвоевременное прибытие «скорой помощи» - 15%, безразличие, безучастность и безграмотность очевидцев – 70%. Это свидетельствует о том, что из 35 тысяч человек, ежегодно погибающих на российских дорогах, более половины могли бы остаться живыми. Вот почему в случае возникновения чрезвычайной ситуации очень важно правильно и своевременно оказать первую помощь. От четких и слаженных действий оказавшихся рядом с потерпевшим спасателей зависит жизнь и здоровье людей, получивших различные виды травм. Каждый из нас может оказаться в роли спасателя, поэтому излишне убеждать в том, что каждому человеку нужны элементарные знания правил, приемов и способов оказания первой медицинской помощи пострадавшим при самых разнообразных несчастных случаях и чрезвычайных ситуациях, которая должна осуществляться в порядке самопомощи или взаимопомощи.
Получение заданий и их выполнение:
Итак, первая группа получает задание: «Вы услышали шум на улице и крики, выбежав, увидели, что человека ударило электротоком. Оказавшиеся рядом люди положили его на землю и вызвали «скорую помощь», но что делать дальше – не знают. Каковы ваши действия?».
Задание второй группе: «Катаясь на роликах, ваш друг упал так, что в районе локтевого сустава был слышен хруст, и рука приняла неестественное положение. Каковы ваши действия?».
Задание третьей группе: «Вы стали свидетелями ДТП, в котором у одного из пострадавших в результате пореза голени открылось сильное кровотечение. Каковы ваши действия?».
(Группы, получив задание, приступают к его обсуждению и выстраиванию последовательности своих действий, записывают алгоритм действий по оказанию ПМП на ватмане).
После обсуждения теории методики оказания ПМП в группах, от каждой группы выходит один представитель к доске, проговаривает записанные на ватмане результаты работы группы – алгоритм действия при травме. Ответ оценивается и комментируется экспертами.
После того, как алгоритм действий был зачитан, группы приступают к практическим занятиям. Для этого обучающиеся должны выбрать необходимое оборудование из представленного на столах. Первая группа отрабатывает умения и навыки непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких с помощью манекена-тренажера «Александр» (упражнение 1:5).
Алгоритм действий:
Уложить пострадавшего на ровную жесткую поверхность;
Убедиться в отсутствии пульса на сонной артерии, освободить грудную клетку от одежды, расстегнуть ремень;
Ладонями, наложенными одна на другую, прямыми руками резкими толчками надавливать на область нижней трети грудины;
Глубина продавливания грудной клетки – не менее 3-4 см. Частота надавливания – 60-70 в минуту.
Зажать нос пострадавшего, захватить подбородок, запрокинуть его голову и сделать полный выдох в рот (лучше через марлю или платок);
На каждое дыхательное движение должно приходиться 5 массажных.
Вторая группа работает с шинами, бинтами и носилками (отработка способов иммобилизации пострадавшего и его переноски).
Алгоритм действий:
Расправить одежду на конечности или подложить ткань без швов и складок;
Взять жгут, завести его за конечность, растянуть с усилием и сделать виток выше раны, максимально близко к ней;
Прижать первый виток жгута и убедиться в отсутствии кровотечения;
Наложить следующий виток жгута с меньшим усилием и закрепить его;
Вложить под верхнюю петлю жгута записку о времени его наложения;
Третья группа показывает свои умения по определению вида кровотечения и его остановки с помощью жгута и бинтов и носилками (отработка способов иммобилизации пострадавшего и его переноски).
Алгоритм действий:
Придать пострадавшему горизонтальное положение;
Наложить шины с обеих сторон конечности с фиксацией суставов выше и ниже перелома;
Зафиксировать плотно, равномерно, но не туго.
Рефлексия:
В заключении хотелось обратить внимание на то, что в течение нескольких десятков минут практического занятия невозможно охватить все возможные виды травм. Скажите, ребята, какие трудности Вы испытывали при выполнении заданий? Испытывали ли Вы волнение, неуверенность, психологический дискомфорт? С чем, по вашему мнению, это связано? Достаточно ли знаний, которые Вы получаете на уроке для оказания первой помощи? Все ли виды травм мы рассмотрели на данном занятии? Какие Вы еще могли бы привести примеры травм и опасных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей? Как видите, сегодняшнее занятие – это только лишь небольшая часть той работы, что проводится на уроках ОБЖ.
На этом практическая часть семинара заканчивается.
Доклад «Комплексное освоение нового оборудования – необходимое условие качественного образовательного процесса по предмету ОБЖ».
Осенью 2012 года наш лицей получил новое оборудования для оснащения кабинета ОБЖ. Первая часть семинара показала, что практическое применение этого оборудования на уроках и во внеурочной деятельности – и есть то самое необходимое условие качественного образовательного процесса по предмету ОБЖ. Оно позволяет на практике отработать комплекс умений и навыков по нескольким учебным модулям. Так, я разделил все то, что было получено на несколько частей.
Первая часть (модуль «Основы военной службы») включает в себя стрелковый тренажер, макет автомата, пневматическую винтовку, учебную гранату РГД-5, учебные патроны, магазины для АК-74 (используются во внеурочной деятельности, а также планируется применение их во время военно-учебных сборов), а также плакаты и стенды, применяемые на уроках: «Боевые корабли ВМФ», «Выдающиеся полководцы и флотоводцы России», «Ордена и медали России», «Противопехотные и противотанковые мины», «Ручные гранаты», «Символы России и ВС», «Боевые самолеты и вертолеты», «Огневая подготовка», «Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия», «ВВС», «ВМФ», «ВДВ», «РВСН», «Войска Воздушно-космической обороны», «Сухопутные войска», «Тыл вооруженных сил», «ВПХР», «Дымовые средства СВ», и другие.
Вторая часть (модуль «Основы медицинских знаний») включает в себя программно-методический комплекс по ОБЖ в составе программного обеспечения «Безопасный образ жизни», системы сбора данных, датчика содержания кислорода, датчика ЭКГ, датчика частоты сердечных сокращений, тонометра, спирометра, датчика температуры поверхности, а также компакт-диски «ВИЧ. Знать, чтобы жить», «Право на жизнь». Кроме того, следует отметить аптечки индивидуальные (АИ-2), индивидуальные перевязочные пакеты (ИПП-1), индивидуальные противохимические пакеты (ИПП-11), сумку санинструктора, санитарные носилки, шины ручные и ножные, кровоостанавливающие жгуты, брошюры «Оказание экстренной помощи до прибытия врача», «Первая помощь в экстремальных ситуациях», «ПМП в ЧС», «Правила безопасности для взрослых и детей» и огромное количество стендов и плакатов, среди которых «Здоровый образ жизни», «Факторы, разрушающие здоровье человека», «ПМП при травмах», «Компьютер и безопасность» и другие. Все полученное оборудование применяется на уроках при изучении раздела «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» в 10-11 классах.
Третья часть (модуль «ПДД»): включает в себя следующее оборудование: автогородок (мобильную площадку), доску магнитно-маркерную «Дорожные правила пешехода» с комплектами тематических магнитов, стенд-уголок «Уголок безопасного движения», а также плакаты «Правила поведения в аварийных ситуациях на транспорте», «Знаки дорожного движения» и другие. Оборудование применяется при изучении регионального компонента ОБЖ «Правила дорожного движения». Занятия проводятся ежемесячно.
Четвертая часть (модуль «Гражданская оборона») включает дозиметр, противогазы, ОЗК, боевую одежду пожарного и различные плакаты, например: «Войска ГО», «РХБЗ», «Защитные свойства местности и объектов», «Отравляющие вещества кожно-нарывного действия», «Отравляющие вещества общеядовитого действия», «Отравляющие вещества удушающего действия», «Пользование ОЗК», «Первичные средства пожаротушения» и другие. Это оборудование применяется не только на уроках в 10-11-х классах, но и в 8 классах при изучении различных техногенных аварий и катастроф (аварии на химически опасных объектах, аварии с выбросом радиоактивных веществ и др.).
В течение нескольких четвертей учебного года мною было освоено практически все полученное оборудование, включая плакаты и стенды. Исключение – автогородок, его изучение запланировано на последнюю, четвертую, четверть на уроках ОБЖ в восьмых классах. Особенно хотелось бы выделить долгожданную интерактивную доску, позволяющую применять на уроках составленные презентации, видеофильмы и другие современные средства обучения.
К недостаткам хотелось бы отнести невозможность использования в практической деятельности полученных магазинов для автоматов. Мне непонятно присутствие их в полученном комплекте, а в связи с этим и макетов боевых патронов. С их помощью невозможно производить упражнение «Заряжание и разряжание магазина автомата на скорость». Отмечу также очень чувствительный «кожный покров» манекена-тренажера, который портится от частого прикосновения рук.
Уважаемые коллеги, я познакомил Вас с тем оборудованием, которое лицей получил в начале учебного года и его применением на уроках ОБЖ. Если у вас возникли какие-нибудь вопросы, я с удовольствием на них постараюсь ответить.
P.S. В подготовке и проведении практической части семинара методическую помощь оказали Горба Г.В., Дрозд М.Г., Маскаева Е.М., а также обучающиеся 10-11 классов МБОУ лицея №57 (Кубах Е., Ковалева А., Дмитриев В., Розенцвейг А., Абрамова И., Едигарян М., Алексеенко Т., Воробьева Н., Атоева К., Кравченко И., Паносян М., Зубкова И., Моисеев С., Безюмина Ю., Козлова А., Бабаева Э.).