Сборник творческих работ на тему Свеча памяти




Мои размышления о войне

Эссе
Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в истории нашей страны. Каждый человек современного общества может твердо заявить о том, что война коснулась и его лично. Ведь в каждой семье были такие предки (дедушки и бабушки, прадедушки и прабабушки), которые жили в эти тяжелые и страшные годы. Они не просто жили, а всеми силами старались приблизить победу: кто-то непосредственно воевал, отстаивая интересы страны, борясь с оккупантами, а кто-то своим трудом вносил неоценимый вклад в поддержание державы в военное время и становление государства в послевоенное время. Ведь именно таким образом советский народ добился победы над агрессором. Этот героический подвиг нашего народа не может оставить равнодушным ни одного человека современного мира.
Разгром фашизма стал историческим рубежом в судьбах всего человечества. Великие победы навсегда вошли в историю мирового искусства. Бессмертные подвиги героев Сталинградской битвы, мужество и отвага, проявленные воинами при сражении на Курской дуге, стойкость воинов и самоотверженный подвиг жителей блокадного Ленинграда отображены в книгах, картинах, кинолентах и песнях военных лет.
Великая Отечественная война показала всему миру, что в самый сложный и ответственный момент наш народ способен объединиться и проявить массовый героизм. Число героев измерялось не сотнями и не тысячами, а миллионами, даже малолетние дети способны были с отчаянием бороться с врагом. Неудивительно, что наши воины, проявившие подлинный героизм, служили образцом мужества даже для оккупантов. Очень сильный дух, невообразимо высокий уровень патриотизма – вот секрет непобедимости наших людей! Чувство гордости за такой легендарный народ передается из поколения в поколение.
Очень многие сейчас склонны обнажать такие острые темы как зверства и жестокость воинов. Конечно, во время войны могло быть всякое. Но доподлинно известно, что подобное не поощрялось и, более того, наказывалось. Нам известны такие случаи, когда военные преступники даже через годы несли наказания за содеянные преступления. В основном наши воины отличались гуманизмом и отсутствием мстительности.
Война все дальше от нынешнего поколения. Непонимание и невежество, нежелание изучать историю, заинтересованность многих политических партий в пересмотре ее, желание изменить отношение к результатам войны дает нам понять, что мы находимся в тылу этой войны, что она, жестокая и бессердечная, в любой момент может своей костлявой рукой подтолкнуть людей к новым столкновениям.
Мы всегда должны помнить подвиги наших предков и гордиться тем, что являемся их потомками! Ведь пока жива память о прошлых героических победах, о подвигах и потерях, люди обязаны решать конфликты не с оружием в руках, а за столом переговоров!
Кравчик Полина,
ученица 10 – Б класса

Уроки войны
Эссе
Великая Отечественная война была самой тяжелой из войн, какие только пришлось пережить нашему народу за свою многовековую историю. Война была величайшим испытанием и проверкой сил народа, и эту проверку наш народ выдержал с честью. Многие историки, психологи и просто умные люди задаются вопросом: так какой же результат дает война: положительный или негативный? Как война влияет на психику людей, в особенности детей? Что дает война? Поразмыслив над этими вопросами, взвесив все «за» и «против», я, как мне кажется, нашла ответ. Чтобы аргументировать свой ответ, я могла бы привести огромное количество примеров из литературы, кинематографа, истории, но только собственный пережитый опыт поможет мне.
Я не разделяю точку зрения большинства людей: война способна изменить человека, но почему в худшую сторону? Я считаю, что и в войне есть свои плюсы. Сейчас я не говорю о материальных вещах, ведь потери людей и сопутствующие этому слезы и страдания - это, конечно же, минусы. Война - это всегда бедствие для всех воюющих сторон. Я говорю о вещах, которые мы не можем видеть, не можем осязать или слышать в новостях. Я говорю о том, что зачастую остается незримым, и лишь сам человек чувствует разницу, о том, что внутри нас: о мыслях, об отношении к разным жизненно важным вещам, о мировоззрении.
Я думаю, что война – это то событие, тот факт, что заставляет людей переосмыслить свои позиции, свои принципы, свой взгляд на обыденные вещи. Я это испытала на себе. Война, несомненно, меняет человека и его душевные качества, зачастую в лучшую сторону.
Иногда людям нужен лишь толчок, чтобы стать лучше. Этим толчком является осознание того, что в любой момент ты можешь лишиться жизни. Что заставляет людей по-новому взглянуть на свою жизнь, переосмыслить ценности? Страх? Бессилие? В любом случае это дает свой результат. Я думаю, что, видя все происходящее вокруг, видя безумие войны, люди пробуждают в себе такие качества как чувствительность, сострадание.
Еще один плюс – это осознание ценности человеческой жизни. Считаю, что война учит людей ценить мир, быть добрее, милосерднее.
Таким образом, могу сделать вывод, что война не всегда притупляет лучшие качества людей, многим она дает бесценный опыт, учит добру и сочувствию.
Осаджи Ванесса,
ученица 10 – Б класса

Это страшное слово - ВОЙНА
Эссе
Великая Отечественная война – это годы испытаний для всех людей, большая рана и трагедия. Началась эта страшная война 22 июня в 1941 году, а закончилась спустя четыре тяжелых года. 9 мая 1945-ого наконец-то для людей настал праздник. Это было самое страшное и тяжелое испытание в жизни всего человечества, было множество погибших. На мой взгляд, не осталось ни одной семьи, которая не потеряла близкого человека. Люди, которые воевали на фронте, отдавали жизни только за то, чтобы их близкие могли жить в мире и спокойствии. Очень много времени понадобится, чтобы вспомнить все подвиги наших героев в эту войну. Например, в Ленинграде люди девятьсот дней держались на морозе без еды, могли не спать сутками, пережили вражеские бомбардировки. Они героически держались и все-таки не сдали Ленинград врагам. Еще можно вспомнить Сталинград и множество других городов, которых не отдали наши солдаты.
Россия – великая страна, которая выгнала фашистских захватчиков не только со своих территорий, но и с территорий других оккупированных стран. В Великую Отечественную войну мы увидели, что может наш народ и наша нация. Само слово война несет боль и грусть. Я даже не могу представить, как страдали матери, когда их сыновья уходили воевать, как им было больно, когда их дети умирали на поле боя.
В настоящее время мы живем очень плохо. Некоторые города смогли понять, как это быть на месте тех людей, которые находились под обстрелами, которым нечего было есть. Многие люди почувствовали, как это страшно. Как это больно, когда ты теряешь своего близкого человека под артобстрелами, когда у тебя не осталось ничего: ни дома, ни еды, ни одежды и даже семьи – из-за того, что в твой дом попал снаряд со стороны вражеской территории. Но я надеюсь, что те люди, которые совершили все, что произошло на нашей земле, будут наказаны.
На мой взгляд, мы не должны забывать о Великой Отечественной войне, ведь это память и история. Мы должны склонить головы и сказать спасибо тем, кто воевал за нас, хотя многих уже нет в живых.
Я благодарна нашим дедам и прадедам за то, что они отвоевали наши земли.
Шатунова Лилия,
ученица 10 – В класса
Сочинение
Годы тяжелых испытаний
Захарченко Екатерина,
ученица 10 – А класса
Годы Великой Отечественной войны – это годы тяжёлых испытаний для нашей страны. Это война оставила множество шрамов в душах людей, как прошедших её, так и родившихся после.
Великая Отечественная война стала самой трагической страницей истории ХХ века. Она вошла в каждый дом. Цена Победы была очень тяжёлой. Погибли миллионы молодых людей, только вступивших в жизнь.
Безусловно, современное молодое поколение должно понимать трагизм Отечественной войны для всего народа. У людей не было выбора, и во имя Победы и будущего были принесены огромные жертвы. Этого нельзя забывать никогда.
Для молодёжи ХХІ века эта война уже стала историей. Но история должна учить их жить в современном мире и строить своё будущее. Вторая мировая война фактически стала рубежом в истории человечества, изменившим картину мира, его политическую карту. Существенным уроком и для молодого поколения всего мира должно стать желание никогда не допускать повторения подобной мировой катастрофы. Толерантность, демократические принципы, уважение к истории, традициям других народов, мирные решения конфликтов мировой политики, бесценность человеческой жизни – это то, чему молодое поколение должно стремиться на уроках истории.
И ещё один урок неплохо бы извлечь современному поколению из национальной трагедии ХХ века: лишь любовь к Отчизне, служение Родине позволило тогда выстоять и всей стране, и каждому её жителю.
Я думаю, что цель истории, что знание событий Великой Отечественной войны, что итог нашей памяти о павших и живых в эти годы – это и есть стремление современного поколения быть достойным тех подвигов и не повторять таких же страшных ошибок, как война.
Исследовательская работа
Любимченко Марии,
ученицы 9-Б класса
Руководитель Нешкова В.А.
Одна история из семейной хроники
( Воспоминания Сибиряковой В.И. о муже-участнике Великой Отечественной войны)
Сибиряков Василий Иванович – командир взвода автоматчиков ІІ отдельного батальона охраны штаба 1-го Украинского фронта
Польша. 9 сентября 1944г.

Ещё одна история из семейной хроники.
«Поймут ли, оценят ли грядущие поколения весь
ужас, весь трагизм тех 1418 дней и ночей, которые
испытал советский народ в годы Великой
Отечественной Войны 1941-45г.г.?»
Великая Отечественная Война 1941-45г.г. закончилась победой советского народа над фашистской Германией. В эти и послевоенные годы было написано много художественной и документальной литературы, выпущены кинофильмы. И, конечно, не для того, чтобы ещё раз напомнить, как всё это было.
Гораздо важнее, чтобы это «предупреждение из прошлого» отозвалось в сердцах ныне живущих острой тревогой за будущее. То будущее, в котором, если народы всего мира не обуздают ядерных маньяков и новых фашистов, огромным пепелищем может стать вся наша Земля.
А я предлагаю ещё одну историю из хроники семей Бедило и Сибиряковых.
Она о Сибирякове Василии Ивановиче, моём муже, с которым мы встретились уже после окончания войны, в мирное время, в 1960г.
Родился Василий Иванович 22 февраля 1924г. в деревне Б. - Петрово, Шахунского района, Горьковской области. Родители - отец Иван Егорович, мать-Екатерина Константиновна, работали в колхозе с. Хмелевицы. Семья была большая: 4сына - Василий, Виталий, Александр и Павел, маленькая дочь Аля умерла рано.
Отец часто уезжал на лесозаготовки, главным помощником матери оставался Василий. Вместе с братьями они выполняли всю домашнюю работу. А вечером, лёжа на тёплой печной лежанке(«палатях»), малыши, затаив дыхание, слушали сказки, которые читал Василий или сочинял сам. После окончания семилетней школы в с.Хмелевицы в 1938году Василий поступает в педучилище г.Семёнова.
После окончания педучилища работает учителем начальных классов в с.Адрианово, Шахунского района, Горьковской области
Мирная жизнь советских людей оборвалась 21 июня 1941г. вероломным нападением Германии на Советский Союз. В августе 1942г. Василий был призван в красную Армию и направлен в 3-е Ленинградское пехотное училище, эвакуированное из Ленинграда в г. Воткинск (Удмуртская АССР) Обучение 18-летних парней шло ускоренным графиком. Уже в мае 1943г. после окончания училища Василия направляют в 40-ю армию Воронежского фронта, а в июне месяце назначают командиром миномётного взвода 569 стрелкового полка,161 стрелковой дивизии.
В это время общая линия фронта, разделяющая противоборствующие войска, проходила от Ленинградского до Южного фронтов. Обстановка была напряжённой, фашисты сосредоточили самое большое за годы войны количество военной техники и живых сил.
Но несмотря на это в июле-августе 1943г. Советские войска провели успешные переломные операции против немецко-фашистских войск.
В первую очередь-это разгром фашистов под Сталинградом, затем на Таганрогском направлении и Воронежском фронте. Стремясь любой ценой изменить ход событий, немецкое командование формирует 50 лучших дивизий, из них-16 танковых, оснащенных новыми тяжёлыми танками «Тигр»и «Пантера», штурмовыми орудиями «Фердинанд», мощными силами авиации. Немцы планировали провести летом 1943г. в районе Курского «выступа» советских войск, вклинившихся в расположение немецко-фашистских войск, крупную наступательную операцию «Цитадель», в ходе которой окружить и уничтожить советские войска. Предусмотрев намерения фашистов, с апреля по июнь 1943г. Советское командование организовало создание на Курском «выступе» мощного оборонительного рубежа, состоящего из 80 отдельных участков глубиной до 300км, сосредоточив в них 3600 танков, до 20 тысяч самоходных орудий и миномётов, особое внимание уделялось противотанковой обороне. По данным разведки стало известно, наступление фашистов было назначено на утро 5 июля 1943г. Опередив их на несколько часов, в 3 часа утра 5 июля 600 советских орудий и минометов открыли ураганный огонь на немецкие позиции, и, не дав им опомниться, начали контрнаступление.
Это было одно из крупнейших танковых сражений, в котором с обеих сторон участвовало более 1500 танков, самоходных орудий и миномётов, крупные силы авиации и живой силы. Участником Курской битвы и был Сибиряков Василий, 19-летний командир взвода миномётчиков. Пройдёт много лет, прежде, чем он расскажет мне о битве. Трудно, конечно, передать словами ужасающую картину той страшной «мясорубки», в которой погибали люди, сгорали и переламывались танки, орудия, бетонные укрепления. Те, кто остались в живых были ранены, искалечены не только физически, но и психически. Пламя горящей техники, едкий дым слепили глаза. Грохот и свист падающих бомб и мин, казалось, разрывали барабанные перепонки, стучало в висках, страшно болела голова, крики и стоны людей-всё слилось в картину безумного земного ада. После сражения поля Курской битвы (особенно в районе Прохоровки), представляющие перемолотое бурое месиво земли, было усеяно остатками искорёженных танков, орудий, развороченными глыбами бетона, десятками тысяч останков людей. Ударные группировки фашистов были разбиты, операция «Цитадель» провалилась. В день сражения немцы потеряли 350 танков десятки тысяч солдат и офицеров. Большие потери были и в наших войсках, но фашисты не смогли прорвать нашу оборону и с 16 июля начали отступать, продолжая отдельные боевые операции. В одном из этих боёв в августе 1943г. Василий был тяжело ранен и находился в госпитале №5288 до конца сентября.
А в это время воинские соединения 40-й армии Воронежского фронта, где Василий служил до ранения, продолжают наступательные операции против немецко - фашистских войск уже на территории Левобережной Украины, освобождают Ахтырку, Полтаву, Кременчуг.
К концу августа 1943г. фашисты отступили к р. Днепр где к этому времени уже был создан мощный оборонительный рубеж, главная часть которого была расположена в среднем течении Днепра («Восточный Вал»). Здесь на правом, высоком, обрывистом берегу была сосредоточена сильная группировка фашистов.
Передовые части воинских соединений всех фронтов (Центрального, Воронежского, Сшепного, Юго-Западного) начали наступательные операции по форсированию Днепра. Кровавой была эта битва за Днепр, тысячи солдат и офицеров погибли в ней. Но к концу ноября 1943 г. была разгромлена фашистская группировка в районе г. Киева и создан плацдарм для освобождения Правобережной Украины. В свою воинскую часть Василий после госпиталя возвращался в сентябре 1943 г. уже на территорию Правобережной Украины, получая назначение командира взвода ПТР той же 161 стрелковой дивизии, 569 стрелкового полка и принимает участие в боевых операциях против отступающих фашистов. Руководствуясь указаниями соратника Гитлера Гиммлера, на оставляемой территории фашисты создавали «Зону пустынь»: «Необходимо добиться того, чтобы при отходе из районов Украины не оставалось: ни одного человека, ни одного центнера зерна, ни одной головы скота; чтобы не сохранилось: ни одного депо, ни одной рельсы, ни одной шахты и завода, ни одного неотравленного колодца».
Стараясь воодушевить немецких солдат на подвиги, палач украинского народа Кох сказал: «Вы можете мне поверить, что я вытяну из Украины последнее для вас и ваших родных и близких».
И все это фашисты педантично выполняли: взрывали заводы, шахты, сжигали целые деревни вместе с людьми, взрывали мосты, железные дороги, все награбленное эшелонами увозили в Германию.
И шагали советские воины по изувеченной фашистами территории Украины, еще не так давно плодородной и цветущей земле, и поднимался в их душах справедливый гнев и ненависть к немецко-фашистским захватчикам. Отступая, вражеские войска оказывали яростное сопротивление наступающим советским соединениям. В одном из боев на территории Правобережной Украины, командуя взводом ПТР, Василий получает второе ранение – тяжелая контузия с потерей зрения и слуха. С апреля по май 1944 г. находится на излечении в госпитале № 3859 (г. Проскуров), где получает сообщение о награждении его медалью «За боевые заслуги».
Врачи госпиталя упорно боролись за восстановление зрения и слуха, верили в положительные результаты. Так оно и произошло – в конце мая 1944 г. Сибиряков выписывается из госпиталя (правда, с тех пор высокие и резкие звуки вызывают боль в ушах, а зрачок левого глаза уже никогда не будет сокращаться).
Хочется сказать слова благодарности и низко поклониться врачам, медсестрам, всем работникам госпиталей, которые в те суровые времена, не имея достаточного количества медикаментов, перевязочных средств, инструментов, силой высокого профессионального мастерства, силой душевного тепла и заботливого отношения выхаживали раненых, ставили на ноги, возвращали их к жизни.
В мае 1944 г. Сибиряков возвращается в свою часть и получает назначение командира взвода автоматчиков II отдельного батальона охраны штаба 1-го Украинского фронта (ранее Воронежского фронта), командующий генерал армии Н.Ф. Ватутин.
С мая по август 1944 г. воинские части 1-го Украинского фронта полностью освобождают Правобережную, Западную Украину и завершают восстановление прежних границ СССР.


Сибиряков Василий Иванович ( в центре) – командир взвода автоматчиков ІІ отдельного батальона охраны штаба 1-го Украинского фронта
Польша. 9 сентября 1944г.


В апреле-мае 1945 г., совместно с воинскими соединениями других фронтов 1-ый Украинский фронт участвует в освобождении от фашистов Польши, подготовке Берлинской операции. Но в это время мощная немецко-фашистская группировка остается в Чехословакии, где в начале мая 1945 г. начинается народное восстание против немецких оккупантов

С целью помощи Словацкому народному восстанию войска 1-ого Украинского фронта, быстро перегруппировав свои силы, совершили стремительный марш в Чехословакию и совместно с силами 2-го и 4-го Украинских фронтов, разгромили немецкие армии группы «Центр», а 9 мая 1945 г. вступили в г. Прагу, что спасло город от разрушения, а жителей – от гибели. За участие в Пражской военной операции Сибиряков Василий был награжден медалью «За освобождение Праги».
Война против немецко-фашистских захватчиков в Европе была завершена. В Советском Союзе 9 мая 1945 г. был объявлен днем всенародного праздника – Днем Победы, праздником «со слезами на глазах», эти слезы о тех, кто не дожил до этого дня.

В августе 1946 г. II отдельный батальон охраны штаба 1-го Украинского фронта был расформирован. Сибиряков Василий направляется в запасной офицерский полк, находящийся в Австрии в составе ЦГВ (Центральной группе войск), вскоре был прикомандирован к штабу тыла ЦГВ, где выполнял различные задания. В марте 1946 г. был награжден медалью «За победу над Германией».

После демобилизации с марта 1946 г. по 1948 г. по просьбе советского командования, как человек, имеющий педагогическое образование, работает учителем начальных классов советской семилетней школы №2 в г. Медлинг (Австрия), где учатся дети военнослужащих полка резерва.

Сибиряков Василий Иванович
Март 1946г. – февраль1948г. – работал учителем начальных классов советской семилетней школы № 2 г.Медлинг, Австрия
Вернувшись на Родину Василий готовится к поступлению в пединститут, в 1949 г., успешно сдав вступительные экзамены, становится студентом Горького педагогического института. Учится с огромным интересом, допоздна засиживается в институтской библиотеке, наверстывая все то, что невозможно было делать во время войны.
В 1953 г. Сибиряков Василий с отличием заканчивает пединститут с присвоением квалификации преподавателя педагогики и психологии педучилищ. Получив направление, работает в Ачинском педучилище Читинской области. Используя военный опыт и педагогическое образование в 1958 г. Сибирякова В.И. направляют на службу в МВД: сначала в Читинскую исправительную колонию для несовершеннолетних, а с 1960 – оперуполномоченным 1-го отделения милиции г. Чита.

И вот в этот 1960 г. происходит следующий переломный момент в жизни Василия Ивановича, да и в моей тоже. Возвращаясь из санатория г. Сочи, летом 1960 г., Василий оказывается в одном вагоне с девушкой, которая после окончания Ленинградского пединститута и отдыха дома у матери, живущей в Краснодарском крае, направляется на работу в Новосибирскую область. Встреча произошла в поезде Сочи – Владивосток. Этой девушкой была я, Бедило Валентина, большая любительница путешествий, романтик в душе и совершенно не практичный в жизни человек. Моими любимыми писателями были Александр Грин и Жюль Верн, а хотела я быть похожей на героиню фильма «Сельская учительница», как магнит притягивала меня своей необъятностью и загадочностью Сибирь. Василий был старше меня на 12 лет, но это не отражалось на его внешнем облике. Среднего роста, с открытым приятным лицом, умными, приветливыми глазами – создавали впечатление искренности и надежности, внушали доверие. С ним было интересно, легко и свободно, возникло удивительное ощущение притяжения к этому человеку, оно было еще не совсем понятным и новым. Все 4 дня (до Новосибирска) Василий не переставал удивляться тому, что такая умная, симпатичная девушка, закончив престижный институт в Ленинграде, едет одна на работу в далекую и неизвестную ей Сибирь.
В Новосибирске Василий делает остановку, вместе идем в ОблОНО за назначением моего места работы и, взяв у меня обещание прислать ему точный адрес (свой он оставляет мне), мы расстаемся. При этом он признается, что наша встреча была неслучайной, вызвала сильные бесповоротные чувства и теперь у него надежда на новую, скорую встречу со счастливым концом.
А дальше – Василий едет на восток в г. Читу, а я - на запад в г. Татарск Новосибирской области.
В Татарском РоНО мне предлагают должность директора Перво-Михайловской сельской 8-летней школы, от чего я категорически отказываюсь, соглашаюсь быть учителем (химии, географии, биологии и, так как нет соответствующих специалистов, истории и английского языка в нвгрузку!). Так в 1960 г. я стала настоящей сельской учительницей, полюбила замечательных, любознательных своих учеников, а они полюбили меня.
С Василием началась переписка, его письма – искренние и трогательные, я храню до сих пор, часто перечитываю, и с «высоты» своего возраста, по-новому оцениваю. В каждом письме стихи – веселые и грустные, но всегда такие теплые и самобытные.
А заканчивается все как в кино: Василий приглашает на Новый год и зимние каникулы приехать в Читу (все-таки в городе в эти дни провести более интересно!), я почему-то (!) недолго раздумываю и еду к нему. Василий признается, что влюбился в меня с «первого взгляда», не мыслит себе свою жизнь без меня и предлагает стать его женой. 5 января 1961 г. мы расписываемся в ЗАГСе и становимся мужем и женой.
С окончанием зимних каникул, несмотря на настойчивые уговоры уже мужа (!) Сибирякова остаться, отправить письмом заявление на увольнение, я, как истинная патриотка (как же я оставлю своих учеников в середине учебного года!) возвращаюсь в Перво-Михайловку.
А дальше – опять переписка, стихи с признанием в любви, верности, преданности, желании скорой встречи, в горячей убежденности правильности своего выбора.
После окончания учебного года Василий увозит меня в Читу, где начинается наша совместная семейная жизнь. Работаю учителем химии и биологии в средней школе-интернате, в 1962 г. приезжаем к маме в г. Лабинск Краснодарского края. Здесь родилась наша дочь – Наташа.
Узнав от сестры Антонины, которая живет в г. Чистяково – родине нашего отца Бедило И.З., о том, что в городе большая нехватка учителей химии и географии, мы приезжаем в Чистяково (ныне Торез). Вот так пересеклись и вернулись «на круги своя» судьбы семей Бедило и Сибиряковых.
Сразу устраиваемся на работу в школу-интернат №2 и получаем 3-комнатную квартиру в учительском доме при интернате. Василий Иванович работает старшим воспитателем интерната, я - учителем химии и географии. В 1965 г. у нас родился сын Андрей.
В школе-интернате я проработала 38 лет, 24 из них – завучем. Василий Иванович с 1966г. до 1978 г. работал в других школах города – руководителем начальной военной подготовки, учителем истории, русского языка и литературы. В это время у него начинаются проблемы со здоровьем: заболевание сахарным диабетом, сердечные приступы, он переносит 3 операции: на правом глазу (глаукома), на левой почке, на ноге. Врачи рекомендуют Василию Ивановичу оставить педагогическую работу и начать серьезное профилактическое лечение. В 1979 г., как инвалид ВОВ, он уходит на пенсию, награждается медалью «Ветеран труда», в 1985 г. – «Орденом Отечественной войны I степени»,

в 1993 г. – медалью Жукова. Уйдя на заслуженный отдых, никогда не сидит без дела – что-то ремонтирует, что-то перестраивает дома; ежегодно по путевкам получает санаторное лечение в Трускавце, Миргороде, Славяногорске.
Последние годы Василий Иванович чувствовал себя все хуже и хуже, быстро уставал, передвигался с трудом и очень сердился на себя, что стал таким беспомощным. 1 июля 2005 г. Сибиряков В.И. ушел из жизни, тихо ,спокойно, как будто заснул, заснул навечно.
Прожили мы с ним 44 года и 6 месяцев, был он заботливым и надежным мужем, отцом и дедушкой. Таким он и останется в памяти родных и близких ему людей».
30.12.2009.
ТВІР
СПОГАД Робота учня 11-А класу Савельєва Тимоф
Мене тривожить рокіт літаків,
Він наче серце обсипає приском.
І знову бачу я себе дівчиськом
Пожежами затьмарених віків.
Т.Коломієць
Проходять роки…Здавалося б, вони мали стерти з пам’яті ті страшні спогади про Велику Вітчизняну війну. Та роки не владні над пам’яттю. У цьому я переконався, коли на класній годині слухав спогади ветерана педагогічної праці, Заслуженого учителя України Сибирякової Валентини Іванівни про батька-льотчика й зрозумів, на скільки ще жива пам'ять про ті події, забувати які ми, молоде покоління, не маємо права. Почуту історію я передам вам.
Мій батько, Бедило Іван Захарович, народився в 1908 році в невеликому шахтарському містечку Чистяково (нині м. Торез) у сім`ї службовця. Три сини було в сім’ї ( Олександр, Іван і Володимир). На той час отримали достатню освіту, росли працьовитими, справжніми помічниками батькам.. Усі три були учасниками ВОВ, після закінчення якої старший, Олександр, працював в Управлінні внутрішніх справ м. Ростова, молодший, Володимир, - бухгалтером на шахті. Син Іван, мій батько, з вісімнадцяти років працював на шахті ім.. Лутугіна, мав повагу серед адміністрації шахти, був душею колективу молодих шахтарів; організував футбольну команду на шахті, мав хороший музикальний слух і самотужки вивчився грі на саксофоні. У 1930 році за рекомендацією керівництва шахти батька відправили на навчання до Харкова у військове льотне училище. Навчався наполегливо, маючи бажання стати кращим пілотом. І це йому вдалося: прекрасна пам'ять, швидке вирішення незапланованих ситуацій, які виникали в бою, далися взнаки.
У 1944 році по закінченню училища батька направляють у авіаполк м. Одеси. У 1938 році авіаполк перебазовують із Одеси до м. Конотопа. Незабаром шлях уже лежав до м. Армавіра, яке на той час було важливим залізничним вузлом. Пройшло небагато часу й батька разом з кількома льотчиками відправлено до м.Куйбишева (зараз Самара) для отримання нових швидкісних літаків «ЯК».Батька-капітана призначили командиром ескадрильї винищувачів. Це сталося за кілька місяців до війни. Ще всі були молоді й такі щасливі . У червні – вересні 1941року, не зважаючи на героїзм солдат і мирного населення, фашисти захопили значну частину Донбасу, прорвалися до Ростова-на-Дону. Виникла загроза захоплення нафтових родовищ Північного Кавказу. Сім'ї військових льотчиків евакуювали разом із іншим населенням до міста Грозного. Ешелон, який віз жінок і дітей супроводжували літаки-винищувачі. Серед них нашим охоронцем був і батько, якого ми ніколи вже більше не бачили…
Я слухав цю розповідь похилої уже жінки, а уявляв маленьку біляву дівчинку, налякану вибухами, по дитячих щічках якої тече сльоза.
Пройшли роки. Заросли травою «шрами» землі – окопи, бліндажі. Шелестить листя на деревах. І тільки в серцях і душах людей, які не побачили більше своїх синів,братів, батьків і дідів, не стихає біль. Усе так же котяться сльози по щоках старої вдови, ниють рани живих ще, на щастя, ветеранів тієї страшної війни. І хочеться крикнути так, щоб почули всі люди, які живуть на землі: «Люди! Бережіть мир на землі, не будьте байдужими до проявів агресії, тероризму, фашизму. Вічна слава й пам'ять усім загиблим на війні заради життя нащадків!»