Методическая разработка занятия Жар-птица
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПОДТЕМЫ
«ФАНТАЗИЙНЫЕ УЗОРЫ» раздела «ЧУДЕСА РУКОТВОРНЫЕ»
по программе «ПРИРОДА. ТВОРЧЕСТВО»
(2-ой год обучения 1-ой уровень сложности)
Для педагогов дополнительного образования
ВЯЗАНИЕ ЭКСПОНАТА «ЖАР- ПТИЦА»
Автор: педагог дополнительного образования
Анашкина Надежда Алексеевна
Ростов-на-Дону
2014 год.
Методическая разработка предлагается педагогам дополнительного образования, руководителям творческих объединений прикладного искусства, учителям трудового обучения. В разработке раскрываются методика и практика процесса обучения детей художественному вязанию крючком второго года обучения по программе «Природа. Творчество». В данной разработке представлен вариант занятия «Вязание экспоната «Жар-птица» второго года обучения первого уровня сложности по подтеме «Фантазийные узоры» раздела «Чудеса рукотворные». Текст сопровождается схемой, технологической картой, фотографиями, электронной презентацией - викториной «Птицы нашего города ».
ТЕМА: Вязание экспоната «Жар-птица».
ЦЕЛИ: Закрепление навыков применения укороченных рядов для придания изделию нужных форм и размеров в процессе вязания.
ЗАДАЧИ:
Демонстрация форм и методов организации и проведения занятий художественно-эстетической направленности.
МАТЕРИАЛЫ:
крючок №1, 5;
нитки «ирис» для птички- 20 грамм;
нитки «ирис» для хвостика и хохолка- 15 грамм;
ножницы.
ОБОРУДОВАНИЕ:
ноутбук;
презентация;
выставка творческих работ обучающихся;
схема вязания птички;
образцы вязания.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ.
Организационный этап:
Приветствие, проверка подготовленности детей к занятию.
Обозначение темы, постановка целей и задач.
Подготовительный этап:
Рассказ педагога.
Демонстрация презентации.
3. Основной этап:
Обзор и обсуждение выставочных работ.
Техника безопасности при работе с крючком и ножницами.
Поэтапная демонстрация вязания экспоната «Жар-птица» с пояснением трудных моментов.
Индивидуальная творческая работа.
4. Заключительный этап.
Подведение итогов.
Выставка работ.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Подготовительный этап.
Педагог. Девочки, сегодня мы будем вязать птичку.
Птицы в нашей жизни играют большую роль. И не только потому, что приносят большую пользу. Эти маленькие пушистые комочки своим весёлым щебетом поднимают нам настроение, делают нашу жизнь эмоционально богаче, ярче.... За окном осень, на пороге зима - тяжёлое, суровое время для птиц. В это время они очень нуждаются в нашей помощи. Чем же мы можем помочь нашим птахам? Конечно же, подкормить их. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. За счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы, но недостаток пищи для птиц губителен. Уже сейчас надо мастерить и развешивать кормушки и следить за тем, чтобы в них всегда был корм.
В 2002 году Союз охраны птиц России предложил проводить ежегодную Всероссийскую эколого-культурную акцию «Покормите птиц!», а 15 января было решено отмечать как День зимующих птиц России. Каких же птиц нам приходится чаще всего видеть зимой? (Ответы детей).
В нашей местности традиционными зимующими птицами являются: синица, воробей, голубь сизый, горлица кольчатая, ворона, сорока, дятел, сойка, грач, трясогузка.
С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека. В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. За короткий зимний день они едва успевают утолить голод. Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы выживают только две. Поэтому им необходимо помочь. (Послушайте стихотворение)
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна-
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
А.Яшин.
Педагог. Чем же можно подкормить птиц? (ответы детей).
Нельзя скармливать любые солёные, жареные, острые, кислые продукты.
Очень опасен ржаной хлеб - он закисает в зобу птиц, плохо переваривается, особенно в мороз. Птицам нельзя давать цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов, пряности. Для подкормки можно использовать:
Нежареные семена подсолнуха и тыквы, арбуза и дыни, конопли.
Шишки, жёлуди, орехи.
Пшено, просо, овёс, пшеница, геркулес (сырой).
Пучки сорных трав-лебеды, крапивы, конского щавеля, лопуха и т.д.
Гроздья ягод калины, рябины, чёрной и красной бузины.
Крошки чёрствого пшеничного хлеба.
Семена клёна и ясеня.
Кусочки несолёного сала, мяса, жира.
Яблоки.
Педагог. Как правильно подкармливать птиц? (ответы детей).
Если начали подкармливать птиц в начале зимы, следите за тем, чтобы каждый день в кормушке был корм.
Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (плотное крепление, никаких острых краёв, недоступность для кошки).
Повесить кормушку надо так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы, но никак не голуби и вороны, для которых корма достаточно и на улице.
Корм должен быть защищён от непогоды.
Кормушку необходимо регулярно чистить.
Педагог: А сейчас мы проведём викторину-презентацию о зимующих птицах.
Просмотр викторины-презентации.
Педагог. Я надеюсь, что познакомившись с птицами, зимующими в нашем городе, узнав, как правильно развешивать кормушки, как и чем кормить птиц, вы не оставите наших пернатых друзей без помощи.
Какую помощь птицы оказывают природе? (ответы детей).
Они действительно наши друзья, стоит только вспомнить о той огромной работе, которую выполняют птицы, избавляя наши сады и леса от множества опасных вредителей. Список врагов, с которыми ведут борьбу птицы, просто огромен: плодожорки, шелкопряды, пяденицы, листовёртки, моль, майские жуки, клопы. А если говорить о количестве поедаемых вредителей, например, синицами, посчитайте сами. Обычно синичка выводит от 6 до 12 птенцов, причём делает это дважды за лето. Выкармливает потомство 18 дней, успевая слетать за кормом не менее 10000 раз. И это только одна птичка! А ведь их целые стаи живут рядом с нами, защищая наши сады-огороды не только летом, но и зимой.
Древний философ Конфуций сказал: «Боги дали нам птиц, чтобы мы видели, что такое красота. Но мы редко смотрим в небо и забываем про красоту и свободу». Так давайте почаще смотреть в небо и помнить: все птицы интересны, все нужны, всех надо беречь - ведь они наши соседи по планете, наши друзья.
Но птицами можно не только любоваться и слушать их пение и щебет, но и связать. Обратите внимание на представленные здесь работы.
(Просмотр и обсуждение выставки).
Различные цветовые решения и техники вязания позволяют нам создать оригинальную одежду, сувениры, панно, украсить интерьер дома. Сегодня мы свяжем сказочную жар- птицу.
Давайте вспомним, какие правила необходимо соблюдать при работе крючком.
Ответы детей.
Во время работы локти не должны стоять на столе, чтобы не
поранить крючком глаза.
Не размахивать крючком, чтобы не травмировать себя и товарищей.
Если нужно выйти из кабинета или наклониться за упавшим клубком,
работу с крючком надо сначала положить на стол.
Не держать ножницы лезвием вверх.
Не оставлять ножницы в открытом виде.
Передавать ножницы только в закрытом виде кольцами вперёд.
Порядок работы.
Набрать розовой нитью 6 в.п и в каждую петлю, начиная со второй, связать по 1ст б/н; 1 в.п и на каждом ст б/н предыдущего ряда за заднюю полупетлю связать по 1ст б/н; 3в.п.
Начиная со второй в.п и далее на каждом ст б/н предыдущего ряда вязать за заднюю полупетлю ст б/н- по схеме связать 13 рядов.
3 в.п и по 1ст 1/н в каждую поворотную в.п и в начальную в.п.
4 в.п, 3ст б/н и далее вязать по схеме, присоединяясь к каждому боковому ст 1/н.
Последний ряд грудки продолжить до конца крылышка.
Работу повернуть, на каждом ст предыдущего ряда связать по 1ст б/н за заднюю полупетлю, а на ст б/н и поворотных петлях грудки связать соед.ст. И 3 ряда ст б/н за заднюю полупетлю по схеме.
7. Работу повернуть, 1в.п и 7ст б/н за обе полупетли столбиков предыдущего ряда. Далее вязать, увеличивая или уменьшая количество ст б/н в ряду, согласно схеме; связать клюв.
8. После клюва связать соединительные столбики на поворотных петлях головы и шеи и ст б/н за заднюю полупетлю ст б/н грудки.
Далее по схеме связать нижнюю часть тела и присоединить нить другого цвета для хвоста.
По схеме связать хвост из разного количества в.п и соединительных столбиков.
Такой же нитью связать хохолок на голове птички.
Птичку можно связать однотонную; можно для большей выразительности хвостик и хохолок обвязать люрексом, как это сделано на панно у белой птички.
Птичку можно нашить на обтянутый тканью картон и использовать как самостоятельный сувенир или как элемент композиции большого панно.
СХЕМА
ВЯЗАНИЯ ПТИЧКИ.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ.
в.п.- воздушная петля;
соед. ст.- соединительный столбик;
ст б/н - столбик без накида;
п/ст 1/н- полустолбик с одним накидом;
ст 1/н- столбик с одним накидом.
Используемая литература:
1. Журнал «Дуплет». ООО «Издательский дом «Прессподиум», Киев, №144. 2. Журнал «Валя-Валентина.» ЗАО «ИМПОСТ», 2008, №18.
3. «Рукоделие. Приложение к журналу «Стиль». Лениздат, 1992.
4. Хаммонд Уте «Азбука вязания для девочек». М.: «Внешсигма», 2000- 55
5. «Вязание. Журнал мод». М., ООО «Первый полиграфический комбинат», 2007№1, №2, №3, №4.
6. «Рукоделие. Журнал мод». ГУИПП «Кострома», Кострома, 2005, № 2
Пастух Е.Я. «Натуралистическая и сельскохозяйственная работа в Домах пионеров, М., изд. АПН РСФСР, 1960, с.96-97.
Плешаков А.А. «От земли до неба» атлас-определитель, М., «Просвещение», 2000, с. 172-177, 180- 187.
Чередниченко И.П. «Экология 6-11 классы: внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся», Волгоград, «Учитель», 2009, с.85.
Используемые интернет-ресурсы:
http://www.volgabirds.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] september.ru
15