Программа вокального объединения Музыкальная гостиная
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
детско – юношеский центр «Юность»
Программа преподавателя
дополнительного образования I кв. категории
Александровой Светланы Петровны
Название программы: «Музыкальная гостиная»
Продолжительность освоения программы: 3 года
Возраст воспитанников: 7 – 17 лет
Рабочая программа составлена на основании: «Хор» Т.Н. Овчинниковой /М., Просвещение, 2008 г., «Вокальный ансамбль» С.С. Кугелевой /М., Просвещение, 2009 г.
Направленность: художественно - эстетическая
г. Екатеринбург
2012г.
Пояснительная записка.
Программа «Музыкальная гостиная» по своему характеру является развивающее - обучающей и направлена на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления, на выработку навыков восприятия музыки, а также на выявление способностей воспитанников к самовыражению через исполнительскую творческую деятельность.Данная программа, в соответствии с законом «Об образовании РФ», призвана создать условия для духовной «самореализации личности» и средствами музыкального искусства сформировать «человека и гражданина».
Образовательная программа «Музыкальная гостиная» составлена на основе программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ:
1.«Хор» Т.Н. Овчинниковой /М., Просвещение, 2008г., Разделы: вокально-хоровая работа; пение произведений, учебно-тренировочного материала и импровизаций; слушание музыки; примерные требования к учащимся.
2.«Вокальный ансамбль» С.С. Кугелевой /М., Просвещение, 2009г. Разделы: постановка голоса; основы музыкальной грамоты и сольфеджио; основы сценического движения и сценическое оформление номеров.
Вышеперечисленные разделы программ скорректированы и адаптированны с учетом потребностей и возможностей детей данной местности.
Программа рассчитана на три года обучения. Обучение ведётся с учётом возрастных особенностей воспитанников от простого к сложному.
Актуальность программы: духовно – нравственное воспитание ребёнка, раскрытие творческого потенциала, формирование ценностного отношения к культуре своего народа.
Воспитанники знакомятся с народным творчеством, музыкальной литературой, участвуют в методической разработке праздников и досугов, обучаются вокальному искусству.
Человеческий голос - самый первый и самый прекрасный инструмент.
Пение - спутник определенного эмоционального состояния. Поэтому не случайно человечество поет, не случайно, испокон веку живут певческие традиции. Этим поддерживается эмоционально-психическое здоровье, как отдельного человека, так и народа в целом.
Во внешкольной работе пение принадлежит к основным видам музыкального исполнительства. Оно является одним из средств разностороннего развития учащихся: музыкально-творческого и личностного. Правильное обучение пению с детства есть наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата.
Цель программы - развитие музыкально - творческих способностей ребенка, формирование музыкальной культуры.
Задачи, решаемые в процессе обучения:
1.В обучении: овладение языком музыкального искусства на основе музыкально — теоретических знаний и навыков; постижение сущности музыкальной интонации через различные формы вокального (сольного, ансамблевого, хорового) музицирования.
Сформировать: умение аналитически сравнивать художественные различные интерпретации какого-либо явления окружающего мира, человека, а также способы исполнительской трактовки музыкального произведения; навыки сочинения элементарных интонаций, мелодий, воплощающих определенное образное настроение, состояние; навыки художественно осмысленного сольного, ансамблевого, хорового исполнения мелодии, слышания интонационной драматургии музыкального произведения.
В воспитании: раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на нравственные и эстетические идеалы; воспитание эмоциональной культуры, способности откликаться на прекрасное, доброе, формирование жизненной позиции; воспитание уважения к творчеству других людей и собственной творческой деятельности.
В развитии: гармоничное развитие средствами музыки творческого потенциала каждого воспитанника, его эвристического мышления, познавательной деятельности; развитие музыкальных способностей, потребности к творческому самовыражению через исполнение музыкального произведения
Во время занятий с воспитанниками реализуются основные принципы работы:
Минимум селекции - максимум развития. Отказ от традиционной селекции и переход к вокальному всеобучу. Пение, вокализация - это не удел избранных, а такой же навык, как чтение, счет, письмо и т.д.
Равные возможности для всех. Каждый воспитанник пройдет посильный для него участок пути, но, одухотворенный общей идеей, каждый поднимется гораздо выше, чем при одиночном восхождении.
Смена традиционных приоритетов; голос ребенка первичен - это цель развития, репертуар - вторичен, он - средство развития. В основе вокального воспитания - фонопедический метод развития певческого голоса В.В. Емельянова.
Репетиция вокальной группы - коллективный урок постановки голоса.
Воспитывать не только талант, но и личность, достойную таланта.
В вокальный ансамбль принимаются все желающие. При приёме проверяется музыкальный слух, голос, чувство ритма, музыкальная память. Специфика работы, особенно на начальном этапе, предполагает индивидуальную работу по постановке голоса.
Группы комплектуются по возрастному принципу:
Младшая группа - 7-10 лет
Средняя группа - 11-14 лет
Старшая группа - 15-17 лет
Кроме того, возможно создание вспомогательной группы, состоящей из детей разного возраста, которых в течение года - трех подготавливают к участию в концертном составе ансамбля. Такие группы полезны, поскольку позволяют обеспечивать плавное, естественное певческое развитие. Количество воспитанников в группе зависят от года обучения:
1-й год - 12-15 человек;
2-й год - 7-10 человек;
3-й и последующие года - 5-7 человек.
Материально-техническая база должна соответствовать современным требованиям.
Помещение для занятий должно быть достаточно просторным и звукоизолированным, с хорошей акустикой, и вентиляцией.
Инструмент (рекомендуется фортепиано) должен хорошо держать строй и быть всегда настроенным. В классе должна быть доска с нотными линейками, магнитофон, шкафы для учебных пособий.
Для усиления голоса желательно иметь специальную электроусилительную аппаратуру с широкополосными микрофонами на стойке. Воспитанников следует научить пользоваться усилительной аппаратурой и соблюдать технику безопасности.
Чёткая структура занятий имеет особое значение. Главным условием продуктивной работы является качество музыкального материала и методы работы над ним. Хорошо продуманная последовательность видов работы, чередование легкого и трудного, напряжения и разрядки делают занятия ансамбля продуктивными и действенными.
Групповые занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа. Перерывы между занятиями от 5 до 10 минут.
Начинаются занятия с 15-20 минутного распевания, в процессе которого происходит соответствующая эмоциональная настройка, постепенное включение и разогрев голосового аппарата. В некоторых случаях (начало учебного года, длительный перерыв в занятиях) время, отводимое для распевания, может быть увеличено.
В результате специальных вокальных упражнений голос приобретает силу, гибкость и особую полётность.
Для развития звуковысотного слуха, навыка многоголосного пения в занятие введены занятия хоровым сольфеджио (по системе Г. Струве).
Работа над репертуаром - наиболее сложная, трудоемкая и продолжительная часть занятия. Переключение внимания воспитанников на разные по характеру произведения активизирует их восприятие, улучшает результаты творческой деятельности. В первый час обычно идет разучивание по голосам, тщательно выстраиваются многоголосные фрагменты. При этом «эмоциональное и сознательное начало является основным решающим фактором».
Во второй час занятий продолжается разучивание нового репертуара, идет отработка ранее выученных песен. Полезно проводить индивидуальные прослушивания, что заметно повышает ответственность каждого.
Работа по постановке голоса является особенно сложной и трудной, т.к. голос ребенка требует очень бережного к себе отношения, особенно в период мутации и постмутации." Обучение правильному пению необходимо проводить во всем его сложном комплексе: звукообразование, напевное голосоведение, певческое дыхание, дикция. Во время работы над чистотой интонирования одновременно следует вырабатывать полетность, звонкость и вибрато голоса, добиваясь естественности звучания. Раскрывая творческую индивидуальность исполнителя, прививать ему культуру пения, оберегать его от манерничанья и подражательства.
Сочетая индивидуальную работу по постановке голоса с вокально-ансамблевой, необходимо добиваться чистоты унисона, правильной вокализации гласных и четкого одновременного произнесения согласных. Неправильное вокальное воспитание, несоблюдение гигиены певческого голоса оказывает вредное влияние и на состояние голосового аппарата, и на эстетическое развитие, как исполнителей, так и слушателей.
В первые годы обучения (особенно в младшей группе) воспитанники занимаются пением индивидуально 1 раз в неделю по 25 минут. Можно объединять двух певцов, тогда занятие для каждого увеличивается и появляется возможность одному из участников делать небольшие перерывы. В последующие годы постановке голоса отводится по 36 часов в год. В этот период индивидуальные занятия сочетаются с занятиями вокального ансамбля.
В процессе изучения основ музыкальной грамоты развиваются музыкально - слуховые представления, музыкальное мышление и память. Одна из важнейших задач с первых занятий - обучение пению по нотам. Сольфеджирование - один из видов работы, при котором вырабатываются навыки грамотного пения по нотам, чистого интонирования, сознательного отношения к музыкальному тексту.
Специальное время следует уделять на занятиях расширению музыкального кругозора, формированию слушательской культуры воспитанников. Они должны получить достаточные знания о музыке, ее языке, музыкально - выразительных средствах и средствах исполнительских. Воспитанники должны научиться не только слушать, понимать и исполнять музыкальные произведения, но и оценивать их исполнение.
Работа педагога на занятии должна быть направлена на то, чтобы рекомендуемый программный материал воспитанники воспринимали ярко, эмоционально и хорошо запоминали. Дети учатся воспринимать красоту звучания музыки, что служит основой для развития у них художественного вкуса.
В основе работы педагога лежат методы как непосредственного участия детей в музыкальной деятельности, так и словесного показа, пояснения материала.
Словесный показ, пояснения, беседы с воспитанниками (различные по форме для младшего, среднего и старшего возраста) направлены на то, чтобы заинтересовать произведением, которое они будут исполнять. Перед началом или в процессе разучивания музыкального произведения можно рассказать что-то интересное о композиторе, его написавшем, об обстоятельствах создания данного произведения; показать соответствующие иллюстрации, портрет композитора. Хорошо, если воспитанники сами постараются разобраться в исполняемой ими музыке: дадут краткую характеристику ее содержания, использованных композитором выразительных средств. Педагог призван помочь детям выявить нравственную направленность музыкального произведения.
Для включения воспитанников в активную и приятную для них деятельность при исполнении или слушании произведения, для активизации музыкального развития детей и подростков, особенно младшего школьного возраста, на занятиях используется ряд эффективных приемов.
Вокальные импровизации пробуждают любознательность, инициативу, развивают фантазию, воображение, способствуют лучшей ориентации в средствах музыкальной выразительности.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в процессе пения может вводиться весьма ограниченно, так как только отдельные произведения допускают введение того или иного инструмента. Кроме того, не всякий музыкальный инструмент удобен для его использования при пении.
Музыкальные движения иногда могут использоваться как на групповых занятиях, так и в концертных выступлениях. Они могут быть разными. Однако во всех случаях должен учитываться возраст детей, движения должны быть эстетичными, не мешать нормальному певческому процессу.
Учитывая возросшие требования к концертным выступлениям, в основе которых лежит зрелищность, особое место приобретает работа над сценическим оформлением исполняемого репертуара, в котором используется пластика (элементы танца). Важно и актерское решение исполняемых песен, в том числе с обыгрыванием содержания. Необходимо, чтобы воспитанники научились не только петь, но и красиво, грамотно оформлять свои действия на сцене. Следует добиваться свободы и непринужденности исполнения музыкально - двигательных упражнений. Необходимым условием при этом является оценка характера музыки, ее интонации.
Репертуар формируется так, чтобы способствовать развитию и укреплению голоса.
Многие песни, при умелом их использовании, становятся той основой, на которой вырабатываются навыки рационального звукообразования, дыхания, дикции. Благодатный материал для вокальной работы - народные песни. Сама их мелодия как бы настраивает голос на акустически верное звучание.
Одно из важных средств вокального воспитания и развития заключается в том, что для разучивания берется не одно, а несколько контрастных между собой произведений. Одновременная работа над быстрыми и медленными, кантиленными и «стаккатными» произведениями тренирует вокальный аппарат воспитанников, включает в работу творческое начало и сознательность.
Репертуар отбирается педагогически целесообразный для каждой возрастной группы. В течение года:
Младшая группа может осилить 12-15 новых песен и произведений разного характера и жанра, затрагивающих достаточно широкий круг жизненных явлений;
Средняя группа может выучить в год до 15 новых песен разного характера и содержания, но при отборе репертуара необходимо учитывать то, что воспитанники в этот период мутируют, их голоса требуют особой заботы;
Старшая группа (если она уже окрепла) может подготовить 15 - 20 новых произведений. При этом необходимо включать в репертуар произведения более глубокого содержания, более «взрослых», написанных в современном ключе. Но при отборе репертуара обязательно должен учитываться постмутационный период, характерный для этого возраста.
Репертуар вспомогательной группы определяется в зависимости от состава участников, возможности введения их в основной состав группы через тот или иной промежуток времени. Для начального этапа работы отбираются произведения, должные обеспечить элементарное певческое развитие. Затем постепенно вводятся по степени нарастающей трудности песни из репертуара концертных групп.
Этапы реализации программы.
IЭТАП - развитие мелодического слуха, чувства ритма, устранение характерных недостатков в пении - крикливости, грубости звучания, фальши, неправильной певческой установки. Основная задача - воспитание интереса к музыке и развитие музыкальных способностей детей, умение петь в унисон с включением элементов двухголосия. Большое внимание на занятиях уделяется музыкальным играм.
IIЭТАП - развитие гармонического слуха, музыкальной памяти, диапазона. Продолжаются самые разнообразные музыкальные игры. Воспитанники все чаще выступают в роли солистов. Это позволяет сочетать индивидуальный подход к каждому ребенку с работой в ансамбле. Солистом может быть каждый, кто способен эмоционально и выразительно пропеть небольшой запев. Умение петь двухголосие (развитое) и двухголосие с элементами трехголосия. Создание детского эстрадного ансамбля. Участие в концертах, в городских, зональных конкурсах и фестивалях.
III ЭТАП - воспитанники поют уже трехголосные произведения гармонического и полифонического склада; разучивается обширный певческий репертуар, состоящий из произведений современных композиторов, из русской и западной классики, из народных песен. Воспитанники постоянно совершенствуются в овладении вокально-хоровыми навыками. Продолжается работа по развитию музыкального слуха, чувства ритма, голосового аппарата достаточно широкого диапазона. Ансамбль активно выступает в концертах, принимает участие в конкурсах и фестивалях.
Этапы и формы педагогического контроля.
Музыкально - певческие навыки формируются довольно медленно. Характерным для выработки динамического стереотипа владения певческим голосом является не только длительность, но и некоторая разновременность становления разных вокальных навыков. Поэтому спецификой вокального обучения считается постановка всех основных учебных задач с самого начала обучения. Затем они постепенно усложняются и расширяются, что проявляется во все более трудном репертуаре и повышении требований по каждой из задач, которые предъявляются и к каждому индивидуально, и к группе в целом.
Для того чтобы обеспечить оптимальное певческое развитие каждого воспитанника необходимо знать результаты работы в индивидуальном проявлении. Эти знания позволяют успешнее определять содержательную сторону учебного процесса, решать воспитательные задачи. В связи с этим необходимо 1-2 раза в год индивидуально проводить прослушивание всех детей. Программа проверки должна быть достаточно подробной. Время -продолжительным (от 30 до 60 минут), условия - благоприятствующими возможно более полному раскрытию успехов и недостатков в певческом и личностном становлении воспитанника.
Педагогическую диагностику желательно проводить за месяц до окончания обучения в группе, чтобы в оставшееся время можно было устранить выявленные недоработки. В процессе прослушивания заполняются диагностические карты.
Проверкой знаний, умений и навыков являются открытые, контрольные и зачетные занятия, а также публичные выступления. Сначала в виде показов для родителей, затем в виде творческих отчетов и концертов. Концертные выступления активизируют воспитанников, повышают ответственность за исполнение выученных произведений, прививают навыки выразительного, вдохновенного исполнения песен на эстраде перед слушателями. Но концертные выступления следует ограничивать, особенно первые годы занятий.
Очень важной задачей является работа с родителями воспитанников. Привлечение родителей в качестве союзников и помощников оказывает большое влияние на весь ход работы коллектива.
Учебно - тематический план.
Младшая группа.
Цель обучения: развитие базовых музыкальных способностей.
Срок обучения: 3 года.
№
ппСодержание и виды работ 1 год 2 год З год
Т. П. Т. П. Т. П.
I. Вокально-ансамблевая работа: 13 86 13 86 13 86
1. Постановка голоса 3 15 3 15 3 15
2. Пение учебно-тренировочного материала 3 18 3 18 3 18
3. Пение произведений 7 53 7 53 7 53
народная песня 2 17 2 17 2 17
современная песня 3 20 3 20 3 20
классика 2 15 2 15 2 15
II. Музыкальная литература, слушание музыки 2 6 2 6 2 6
III. Основы музыкальной грамоты и сольфеджио 5 3 5 3 5 3
VI. Основы сценического движения и ритмики 2 10 2 10 2 10
VII Концертная и досуговая деятельность - 17 - 17 - 17
ИТОГО: 22 122 22 122 22 122
ИТОГО: 144 144 144
Учебно - тематический план.
Средняя группа, 2-ой год обучения
Цель обучения: индивидуальное певческое развитие, обучение умению петь в ансамбле, формирование певческой культуры.
№
ппСодержание и виды работ 1 год 2 год З год
Т. П. Т. П. Т. П.
I. Вокально-ансамблевая работа: 10 82 10 83 10 85
1. Постановка голоса 2 10 2 10 2 10
2. Пение учебно-тренировочного материала 2 18 1 20 1 20
3. Пение произведений 6 54 6 55 3 55
народная песня 2 15 2 16 1 16
современная песня 2 27 2 27 1 27
классика 2 12 1 12 1 12
II. Слушание музыки 14 18 14 18 10 18
III. Основы музыкальной грамоты и сольфеджио 16 16 8 10 8 10
VI. Сценическое оформление номеров (Основы сценического движения) 10 25 8 25 8 25
VII. Концертная и досуговая деятельность - 25 - 40 - 42
ИТОГО: 50 166 40 176 36 180
ИТОГО: 216 216 216
Учебно - тематический план.
Старшая группа.
Цель обучения: развитие базовых музыкальных способностей.
Срок обучения: 3 года.
№
ппСодержание и виды работ 1 год 2 год З год
Т. П. Т. П. Т. П.
I. Вокально-ансамблевая работа: 10 80 8 82 5 85
1. Постановка голоса 2 8 1 8 1 10
2. Пение учебно-тренировочного материала 2 15 2 15 1 15
3. Пение произведений 6 57 5 57 3 58
народная песня 2 15 2 14 1 14
современная песня 2 32 2 34 1 35
классика 2 10 1 9 1 9
II. Слушание музыки 12 24 12 24 12 20
III. Основы музыкальной грамоты и сольфеджио 8 10 8 10 8 10
VI. Основы сценического движения и ритмики 10 24 10 24 10 20
VII. Концертная и досуговая деятельность - 38 - 38 - 46
ИТОГО: 40 176 38 178 35 181
ИТОГО: 216 216 216
Содержание изучаемого курса.
Младшая группа.
I. Вокально-ансамблевая работа.Разностороннее воспитание и развитие музыкально-певческих способностей: музыкального слуха, певческого голоса, внимания, мышления, памяти, эмоциональности, творческих способностей, потребностей, интересов, вкусов, готовности к художественному труду. Обучение умению петь в ансамбле, строить, петь без сопровождения, понимать дирижерские жесты и следовать указаниям руководителя.
Обучение умению соблюдать в процессе пения певческую установку; правильному звукообразованию (мягкой атаке); сохранению устойчивого положения гортани; спокойному вдоху без поднятия плеч, спокойно-активному, экономному выдоху. Формирование у всех детей основных свойств певческого голоса (звонкости, полетности, разборчивости, ровности по тембру, пения с вибрато), обучение умению петь активно, но не форсированно по силе звучания. Правильное формирование гласных и обучение четкому, быстрому произнесению согласных.
Выработка унисона, обучение двухголосию при использовании для этого различных приемов. Обучение умению петь без сопровождения и с ним, слушать и контролировать себя при пении, слушать весь ансамбль, сливаясь с общим звучанием по звуковысотности, ритму, не выделяясь по силе, сохраняя индивидуальную красоту своего тембра, изживая недостатки в технике исполнения и в звучании голоса; одновременно со всем ансамблем усиливать или ослаблять звучность, выдерживать постоянный темп, а если нужно, вместе со всеми ускорять или замедлять его; правильно исполнять ритмический рисунок, одновременно с ансамблем произносить согласные, начинать и завершать произведение. Формирование потребности неуклонно выполнять все правила пения, перенося отработанное на упражнениях в исполнение произведений. Обучение умению анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение. Формирование умения читать ноты, упорно, настойчиво трудиться. На этой основе - обучение осмысленному, выразительному, художественному исполнительству.
1. Постановка голоса.
Ознакомление с основными певческими навыками, гигиеной и охраной голоса. Певческая установка (сидя, стоя). Положение корпуса, рук, ног, головы, шеи во время пения.
Основы певческого дыхания. Овладение навыками нижнереберного дыхания. Соотношение вдоха и выдоха в зависимости от характера музыки, длины музыкальной фразы.
Понятие атаки звука как начала пения (мобилизация всего артикуляционного аппарата). Овладение навыком мягкой атаки.
Практическое изучение механизма певческого звукообразования.
Слуховой контроль, воспитание сознательного отношения к пению и развитие вокального слуха.
Практическая работа. Артикуляция и артикуляционный аппарат (рот, губы, зубы, язык, челюсти, верхнее и нижнее нёбо).
Роль артикуляционного аппарата в вокализации и округление гласных. Выравнивание гласных при пении упражнений в сочетании с различными согласными, а также выравнивание и округление их в конкретных вокальных произведениях. Пение нефорсированным звуком.
2.Пение учебно-тренировочного материала.
Образное, доступное раскрытие каждого нового упражнения и его роли для музыкального певческого развития каждого ребенка.
Рассказ о распеваниях и специальных упражнениях для развития дыхания, гибкости голоса, ровности звучания по тембру и т.д.
Практические занятия. Показы: а) стабильной группы упражнений;
б) периодически обновляющейся группы, в которую включаются новые упражнения в зависимости от учебных задач. Разучивание и впевание упражнений.
3.Пение импровизаций.
В доступной форме раскрывается сущность импровизации, вокальной импровизации в частности. Показываются и объясняются различные задания.
Практические занятия. Показ для каждого задания возможных вариантов певческих мелодических импровизаций (ответ на вопрос: «Как тебя зовут?»; «музыкальный разговор»; игра во «фразы-загадки», в «мелодические прятки», ритмические вариации), сочинение подголосков к теме и др. Импровизации на короткие стихотворные тексты.4.Пение произведений.
Беседы о разучиваемых произведениях в яркой, лаконичной, доступной форме.
Народная песня. Беседы о фольклоре — устном коллективной народном творчестве, о его многожанровости. Специфические качества русской народной песни - переменный лад, смешанные размеры, подголосочность, многовариантность, многоголосие, импровизационность. Использовать народный материал для воспитания патриотизма.
Современная песня. Сообщение о композиторе, об авторе слов. Раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни, особенности художественного образа, музыкально-выразительных и исполнительских средств, разбор замысла интерпретации исполнения песни.
Классика. Краткая образная беседа об исторической эпохе, в которую жил и творил композитор. Его биографические данные и рассказ о творчестве. Сообщение об авторе поэтического текста. Анализ произведения и его интерпретация.
Практические занятия. Показ - исполнение песни. Разбор ее содержания. Разучивание материала с сопровождением и без него. Доведение исполнения песни до уровня, пригодного для публичного исполнения. Проверка исполнения с помощью магнитофонной записи.
II.Слушание музыки.
Использование вокально-хоровых и инструментальных произведений для углубления восприятия музыки, расширения кругозора учащихся, более активного введения их в многообразный, богатый мир художественных и музыкальных образов.
Рассказ об особенностях музыкально-выразительных средств. Формирование умения грамотно оценивать музыкальные произведения.
Практические занятия. Периодические прослушивания музыкальных произведений. Формирование культуры восприятия, слушание музыки, в том числе в процессе работы над разучиваемым произведением.
III.Основы музыкальной грамоты и сольфеджио.
Сведения о музыкальном звуке и его свойствах (высота, сила, длительность, тембр).
Использование элементов релятивной системы.
Нотная запись звуков. Октавы. Регистры. Ключи. Расположение нот на нотоносце в скрипичном и басовом ключах.Длительности. Паузы. Знаки альтерации. Их обозначение.
Значение точки около ноты. Лига как знак увеличения длительности звука. Лига как знак связного исполнения нескольких звуков.
Сильные и слабые доли такта. Понятие о ритме, метре, размере. Такт и тактовые черты. Затакт.
Понятие о простых (2/4; 3/4) и сложных (4/4) размерах.
Тон и полутон. Звукоряд. Цифровое обозначение ступеней звукоряда. Тоника как главная устойчивая ступень звукоряда.
Понятие о ладе. Мажор и минор.
Сокращение и упрощение нотного письма. Реприза. Вольта. Знак повторения тактов. Знак октавного переноса звучания.
Термины обозначения темпа и динамики. Знакомство с основными средствами музыкальной выразительности (мелодия, лад, гармония, темп, метр, ритм, динамика, регистр, тембр); с музыкальными инструментами и типами певческого голоса; с формами музыкального произведения (одночастной, куплетной, вариациями и т.д.), с простейшими жанрами: песней, танцем и маршем.Практические занятия. Овладение материалом в теоретическом и практическом плане. Запись несложных ритмических диктантов. Чтение нотных примеров.
Изучение тонико-доминантовых тяготений. (V-I, II-I, VII-I, III-II-I, VI-V-I, V-III, IV-II-I и т.д.)
Определение на слух устойчивых ступеней лада.
IV. Основы сценического движения и ритмики.
Понятие о характере музыки, динамических оттенках, темпе, строении музыкальных произведений (музыкальное вступление, различные части, заключение), понятие о длительностях, такте, различных музыкальных размерах. Разные виды синкоп. Особенности ритмов изучаемых элементов танцев.
Практика. Упражнения на воспитание ритмичности Построение группы по кругу, шеренгой, «стайкой». Ходьба ровными четвертями, ходьба с хлопками (различные ритмические сочетания шагов и хлопков), ходьба различными длительностями с переключением скорости ходьбы четвертями на движение половинными и наоборот, движение половинными, бег восьмыми при одновременном отхлопывании четвертями. (На музыку реагировать непосредственно, при выполнении ритмических упражнений или после прослушивания музыки, как бы отвечая на реплику партнера, в роли которого выступает музыка).
Средняя группа
I. 1. Постановка голоса (индивидуальная, ансамблевая работа).
Повторение и закрепление навыков дыхания, звукообразования, артикуляции и дикции. Пение мягким, нефорсированным звуком.
Выравнивание регистров. Укрепление среднего регистра диапазона. Выработка певческого вибрато. Работа над чистотой интонирования.
Практика. Вокально-ансамблевая работа. Выработка единообразных приемов пения (одновременное дыхание и атака звука, правильная вокализация гласных, единая подтекстовка).
Унисонное пение вокальной группы. Упражнения и попевки на выработку чистого унисона (выравнивание, подстраивание всех голосов по силе и высоте звука). Пение отдельных звуков и мелодических интервалов, пение гамм и гаммообразных упражнений с названием нот и на различные слоги ровными длительностями и в усложненной ритмической фигурации (триоли, пунктирный ритм).
Элементы двух - и трехголосия.
Пение гармонических интервалов (отдельные интервалы, небольшие последовательности, а также попевки, с использованием подголосков).
Пение аккордов. «Выстраивание» отдельных аккордов и пение небольших цепочек в пределах Т - S - Д - Т.
Знакомство с элементами джазового пения. Исполнение упражнений и отрывков мелодий с использованием вокального приема «скэт» (пение на различные слоги, придающие голосу инструментальное звучание).
Выработка дыхания.
Разучивание нескольких песен индивидуально и в составе вокальной группы.
2. Пение учебно-тренировочного материала.
Раскрытие учебной цели, назначение каждого нового упражнения (распевание, упражнения для развития различных сторон музыкального слуха, качества звука, дыхания, диапазона, выразительности исполнения, интонационно-фонетические и др.).
Практика. Показы упражнений. Их разучивание и впевание. Контроль за качеством их исполнения.
3. Пение произведений.
Беседы о разучиваемых произведениях. Раскрытие содержания, особенностей каждой исполняемой песни, анализ поэтического текста. Сообщение об авторах музыки и текста, биографии, их творческого портрета.
Практика. Показ-исполнение или показ произведения в записи. Раскрытие сущности художественного образа. Разучивание с сопровождением и без него, отдельно по партиям и со всем ансамблем, по слуху и по нотам: взаимосвязанная работа над технической работой и художественным образом.
II. Слушание музыки.
Расширение кругозора обучающихся, формирование их слушательской культуры, развитие умения анализировать и правильно оценивать различные музыкальные явления в окружающей жизни.
Практика. Небольшие вводные беседы к прослушиваемым произведениям. Организация собеседований по поводу разучиваемого произведения или какого-либо выдающегося события в музыкальной жизни, музыкальных вечеров, коллективных посещений концертов.
III.Основы музыкальной грамоты и сольфеджио.
Длительности нот. Паузы.
Расположение и запись нот в скрипичном и басовом ключах.
Музыкальные размеры. Такт, тактовая черта. Затакт.
Тон, полутон. Понятие о ладе. Мажор. Минор.Формы музыкальных произведений.
Понятие о характере музыки, динамических оттенках, темпе, строении музыкального произведения. Разные виды синкоп. Интервалы.
Трезвучие и его обращения. Главные трезвучия мажора и минора.
Септаккорд и его обращения.
Буквенно-цифровое и ступеневое обозначение аккордов и их состав.
Практика. Пение гамм в мажоре и миноре ровными длительностями и в усложненной ритмической фигурации (триоли, пунктирный ритм, другие сочетания).
Сольфеджирование мелодий с тактированием. Построение аккордов устно и письменно.
IV.Сценическое оформление номеров.
(основы сценического движения).
Понятие о характере музыки, динамических оттенках, темпе, строении музыкальных произведений, понятие о длительностях, такте, различных музыкальных размерах. Разные виды синкоп. Особенности ритмов изучаемых элементов танцев.
Особенности сценического воображения. Сценическое действие как действие в вымышленных условиях - в «предлагаемых обстоятельствах».
Практика. Упражнения на воспитание ритмичности. Ходьба различными длительностями с переключением скорости ходьбы.
Упражнения на внимание.
Упражнения, показывающие необходимость подлинности и целенаправленности действий в «предлагаемых обстоятельствах» (оправданность действия: «Почему я это делаю?», «Зачем я это делаю?»).Знакомство с танцевальными ритмами, а также элементами движений современных танцев.
Старшая группа
1.Вокально-ансамблевая работа.
1. Постановка голоса (индивидуальная, ансамблевая работа).
Повторение и закрепление вокально-ансамблевых навыков (одновременное и цепное дыхание, единообразная манера округления и вокализации гласных, единая подтекстовка, фразировка, строй, ансамбль).
Практика. Расширение певческого диапазона. Работа над качеством (тембром) звука. Чистое интонирование унисона.
Пение двух - трехголосных упражнений и попевок.
Пение цепочек аккордов закрытым ртом и на слоги. Работа над трехголосием и эпизодическим четырехголосием.
Понимание общих и частных задач в коллективном музыкальном исполнительстве,
2.Пение учебно-тренировочного материала.
Раскрытие учебной цели, назначение каждого упражнения для различных сторон музыкального слуха, качества звука, дыхания, диапазона, выразительности исполнения. Распевания.
Практика. Показы упражнений. Их разучивание и впевание. Контроль за качеством их исполнения (индивидуальные и групповые проверки учащихся), формирование самоконтроля.
3.Пение произведений.
Беседы о разучиваемых произведениях, раскрытие его тематики, стилевых, жанровых, национальных и других особенностей. Анализ музыкального и поэтического текста.
Практика. Показ - исполнение или показ произведения в записи. Раскрытие сущности художественного образа (музыкального и поэтического). Разучивание произведения с сопровождением и без него, раздельно по голосам и со всем ансамблем, по слуху и по нотам: взаимосвязанная работа над технической стороной и художественным образом.
II. Слушание музыки.
Использование вокального материала, осваиваемого воспитанниками на занятиях. Частичное привлечение нового музыкального материала (вокальной, хоровой и инструментальной музыки), осуществление связей с другими искусствами. Расширение кругозора воспитанников, формирование их слушательской культуры, развитие умения анализировать и правильно оценивать различные музыкальные явления в окружающей жизни.
Практика. Небольшие вводные беседы к прослушиваемым произведениям. Организация собеседований по поводу разучиваемого произведения или какого-либо события в музыкальной жизни, музыкальных вечеров, коллективных посещений концертов.
III.Основы музыкальной грамоты и сольфеджио.
Повторение и закрепление ранее изученного музыкально-теоретического материала.
Строение мелодии. Мелодический рисунок. Мотив. Фраза. Цезура. Тема. Период. Каденция. Предложение. Кульминация. Виды кульминаций и их значение.
Фактура изложения (мелодическая, гармоническая, ритмическая).
Практика. Овладение воспитанниками означенным материалом/Пение на основе приобретенных знаний и умений по нотам.
Анализ произведений классики и современной музыки с точки зрения выразительных Средств, формы, кульминации, мелодической линии, солирующей партии и создания художественного образа в целом.
Работа с фонограммой.
IV.Сценическое оформление номеров.
(основы актерского мастерства)
Особенности сценического воображения. Сценическое действие как действие в вымышленных условиях - в «предлагаемых обстоятельствах». Сценическая «неправда» как художественный вымысел. Целенаправленность, целесообразность, логика и последовательность, подлинность — важнейшие признаки сценического действия.
Практика. Упражнения на внимание. Упражнения, показывающие необходимость подлинности и целенаправленности действий в «предлагаемой ситуации» (оправданность действия: «Почему я это делаю?, «Зачем я это делаю?»).Этюды - импровизации в «предлагаемых обстоятельствах» (действия в условиях вымысла, действия с воображаемыми предметами).
Упражнения на развитие образных представлений, сочинение небольшого рассказа и участие в нем в качестве главного героя и исполнителя.
Музыкальные этюды - импровизации на темы шуточных и игровых народных песен.
Знакомство с танцевальными ритмами, а также элементами движений современных танцев.
Индивидуальная работа.
Обучение в вокальном ансамбле предусматривает и индивидуальную постановку голоса. На индивидуальных занятиях можно объединять двух певцов. Тогда занятие для каждого увеличивается и появляется возможность делать небольшие перерывы. Объединение проводится и с целью разучивания малых вокальных форм - дуэтов, трио.
На сольное пение отбираются дети с хорошими вокальными данными. Для них предлагается специальный репертуар, согласно тембровой окраске голоса и подготовки.
I.Вокальная работа.Весь раздел теоретически изучается на групповых занятиях. На индивидуальных занятиях материал закрепляется практически специальными упражнениями и приемами.
II.Работа над репертуаром.
2.1.Содержание и разучивание произведения. Мелодия и поэтическийтекст
Знакомство с вокальным произведением начинается с мелодии и текста. Мелодия - основное выразительное средство музыки, в котором объединяются музыкальные элементы: высотные и ритмические соотношения звуков, тембр, динамика, артикуляция и др.
Работа над текстом выполняется выразительным произношением слов, акцентами на сильную долю, правильным оформлением окончаний. Разучивание песни происходит постепенно, по фразам, по предложениям, с правильным распределением динамики, с оттенками, движением и кульминацией.
2.2.Строение музыкального произведения
Урок обобщения и повторения. Закрепляется на практической работе разучиваемого произведения.
2.3.Динамический рисунок в вокальном произведении.
Теория: Динамический рисунок звука служит важным средством выразительности, они связаны с музыкальной формой, фразировкой, стилем произведения. Самыми известными динамическими оттенками являются: f - громко, р - тихо, ff - очень громко, рр — очень тихо; акценты -ударение, выделение, подчеркивание звука или аккорда и т.д.
Практика: Подбираются произведения для изучения данных тем, прорабатываются все задачи и цели.
III. Художественное и музыкальное оформление вокальных произведений.
3.1.Работа с фонограммой.
Фонограмма - «живой» аккомпанемент музыкального сопровождения. Она представляет собой оркестровую или насыщенную современными эффектами музыку'. Работая с фонограммой, солист должен хорошо чувствовать ритм произведения, уметь четко и вовремя вступать, правильно вести мелодию песни.
3.2.Работа с микрофоном.
При работе с микрофоном следует выполнять несколько правил:
Правильно интонировать;
Петь точно в микрофон, держа его в нужном направлении;
Следить за шнуром.
3.3.Хореографическое оформление вокального произведения.
Хореографическое оформление украшает, придает зрительный эффект, интерес исполняемому вокальному произведению. Работа над хореографическим оформлением требует дополнительных усилий, но, в конечном итоге, вокальное произведение приобретает логически завершенный вид в совокупности музыки и движения.
Репетиции концертов, подготовка к конкурсам позволяет практически закрепить все навыки, которые необходимы юному певцу.
На начальном этапе обучения пению на индивидуальные часы также приглашаются дети, отстающие в вокальном развитии, и требующие к себе специального внимания. С такими детьми вокальная работа строится по-другому.
Пение - сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса. При правильном обучении дети должны точно воспроизводить мелодию. Примером всегда служит выразительное, правильное пение педагога, за которым поет ребенок, как бы «подравниваясь» к вокальной интонации. Так постепенно вырабатывается устойчивость слухового внимания и впоследствии развивается ладо - высотный слух.
1. Вокальная работа,
1.1.Высота звука, длительность звучания.
Закрепление понятия высотного расположения звука, определение движения мелодии вверх-вниз, сравнение звуков различной высоты и длительности в попевках и вокальных упражнениях.
1.2.Дыхание и дикция.
Теория. Важнейшим фактором голосообразования является дыхание. Вдох должен быть быстрым, коротким и бесшумным, а выдох - медленным.
При пении рот округлен, при смене гласных не дергать губами. При правильном исполнении образуется звуковой купол (звук как бы расправляется, заполняя весь рот).
Развитие дикции - это работа не только над четким произношением гласных и согласных в слогах, но и умение выделить главное в тексте. При работе над дикцией используются все правила вокальной орфоэпии.
Практика. Упражнения на дыхание и дикцию. Следить за тем, чтобы дети не делали вдох в середине слова или музыкальной фразы.
1.3.Движение мелодии.
Теория. Мелодия представляет собой извилистую, порой волнообразную линию. Подъем и спад мелодии образуют мелодическую волну. В каждой мелодической волне имеется звук наиболее напряженный, чаще всего самый высокий, который называется кульминацией. Мелодия бывает плавной, ровной, медленной, быстрой, скачкообразной, отрывистой.
Практика. Разбор мелодических рисунков на песенном репертуаре.
1.4.Звуковедение.
Работая над звуковедением, необходимо следить за тем, чтобы ребенок пел естественно - легко, звонко и напевно, т.е. тянуть звук. Напевность достигается за счет протяжного пения гласных звуков: а, о, у, э, и. Вырабатывать навыки легкого, подвижного пения, точного, твердого звука. Учить правильному формированию гласных и согласных звуков. В работе над звуковедением, важно укреплять и развивать певческий диапазон с помощью небольших попевок.
Требования к уровню подготовки
Первый год обучения.
Вокальные навыки. Умение петь мягко, легко, звонко, сглаживать регистры.
Уметь исполнить выразительно, артистично, интонационно чисто несложную в мелодическом отношении песню без сопровождения - соло.
Уметь брать дыхание в характере произведения. Правильно формировать гласные, мягко, напевно, не выталкивая произносить согласные звуки. Ансамблевые навыки. Петь чисто, в унисон несложные в мелодическом отношении песни, чувствовать ритмическую пульсацию. Исполнять несложные распевы. Уметь петь некоторые виды двухголосия в упражнениях и песнях.
Второй год обучения.
Вокальные навыки. Соблюдать при пении певческую установку. Петь чистым, естественным звуком, сохраняя индивидуальность здорового певческого звучания, правильно формировать гласные и произносить согласные. Уметь петь на одном дыхании более длинные фразы, стараться «тянуть звук». Слышать свои недостатки и стремиться избавиться от них. Уметь звуковысотно чисто и ритмически четко самостоятельно спеть несложную песню.
Ансамблевые навыки. Петь чисто и слаженно в унисон несложные двухголосные каноны. В упражнениях слышать трехголосные аккорды. Без сопровождения уверенно петь нетрудные, протяжные одноголосные песни. Петь по нотам песни, написанные в медленном темпе, имеющие простую по строению мелодию. Понимать и следовать дирижерским жестам. Знать средства музыкальной выразительности.
Третий год обучения.
Вокальные навыки. Соблюдать при пении певческую установку. Петь естественно, легко, нежно - звонко, мягко, стремясь сохранять индивидуальность тембра. Правильно формировать гласные и четко, точно произносить согласные, не утрируя их произношение.
Уметь петь на одном дыхании более длинные фразы и петь на «цепном» дыхании. Уметь брать быстрый вдох в подвижных песнях, учиться петь нон легато и стаккато.
Уметь самостоятельно спеть выразительно - осмысленно несложную, напевную песню, импровизировать, выполняя несложные задания. Ансамблевые навыки. Уметь петь чисто и слаженно одноголосие, подголосочное двухголосие с сопровождением и без него. Петь по нотам наиболее простые песни и произведения.
Знать исполнительско - певческие средства выразительности. Уметь при содействии руководителя делать исполнительский анализ.
Четвертый год обучения.
Вокальные навыки. Соблюдать певческую установку, пользоваться мягкой атакой как основным способом голосообразования, редко, как изобразительным приемом - твердой атакой. Петь естественным, легким, нежно - звонким, мягким звуком, сохраняя индивидуальность тембра. Петь с вибрато, звуком, ровным по тембру на всем диапазоне, напевно, с хорошей дикцией.
Уметь петь на одном дыхании довольно продолжительные фразы, достаточно равномерно его распределяя. Сохранять напевность при пении маршевых песен, с острым ритмическим рисунком, Уметь самостоятельно выразительно - осмысленно спеть несложные песни контрастного содержания. Ансамблевые навыки. Уметь петь чисто и слаженно все виды двухголосия и несложное трехголосие, с сопровождением и без сопровождения. Уметь петь в ансамбле.
Ансамблевые навыки. Уметь петь чисто, слаженно трехголосные произведения с сопровождением и без сопровождения, уметь петь в ансамбле.
Петь по нотам репертуарные произведения.
Седьмой год обучения.
Вокальные навыки. Приобретенные навыки укрепляются, хотя в голосах появляются возрастные изменения, которые и учитываются. Ансамблевые навыки. Закрепление и некоторое продвижение по всем ансамблевым навыкам.
Петь по нотам репертуарные произведения.
Восьмой (девятый) год обучения.
Завершение второго этапа индивидуального певческого развитая воспитанников. Наступает постмутационный период.
Во время пения соблюдать певческую установку, петь с мягкой атакой.
Петь естественно, мягко, с вибрато, нежно - звонко, прикрытым звуком, с хорошей дикцией. Дыхание должно быть свободным, экономным, длинным, обеспечивающим гибкость голоса при исполнении штрихов и динамических оттенков, хотя у юношей пока в меньшей степени. Петь выразительно, оптимально эмоционально на уровне, обусловленным творческим развитием воспитанника к настоящему времени, владением всеми певческими навыками, голосом в целом.
Знать основы музыкальной грамоты. Петь по нотам весь репертуар.
Методические рекомендации.
Музыкальное развитие воспитанников на занятиях осуществляется в различных формах музыкальной работы на основе их взаимосвязи.
Все воспитанники, несмотря на различные музыкальные данные, должны на занятии учиться, уяснять проходимое, осваивать музыкально-песенный репертуар.
Каждое занятие начинается с артикуляционной гимнастики. Упражнения выполняются в определенной последовательности и предназначены для разминки артикуляционного аппарата, что является абсолютно необходимым компонентом любой профессиональной работы с голосом.
Развитие артикуляционной мускулатуры благотворно влияет на дикцию. С помощью этих упражнений достигается двигательная единообразность, необходимая при пении в ансамбле.
Также, для активизации артикуляционного аппарата и выработки четкой дикции, применяются скороговорки, проговариваются загадки, небольшие стихотворные тексты на четко выдержанном ритме.
На занятиях с учащимися младшего школьного возраста успешно используются пальчиковые игры. С их помощью у ребенка развиваются не только тактильные движения и осязание, но и более интенсивно происходит его речевое развитие, которое в свою очередь, непосредственно связано с общим развитием ребенка. Также тренировка мелкой пальцевой моторики является мощным физиологическим средством, стимулирующим развитие речи, а, следовательно, и оказывающим большое влияние на чистоту интонирования.
Формирование вокально-хоровых навыков, прежде всего, осуществляется на специальных певческих упражнениях. Упражнения выполняются в последовательности постепенного усложнения двигательных, слуховых и звуковых заданий: от игры в младшей группе к обучающим и тренирующим в средней и старшей группах. Распевание проходит в начале занятия, что важно для настройки слуха и подготовки голосового аппарата к работе над художественным материалом.
Особенно трудным разделом работы является пение по нотам.
В младшей группе, прежде чем узнать названия звуков, дети учатся петь эти звуки «по руке» и по графическому рисунку. По мере развития слуха, слуховой наблюдательности воспитанники знакомятся с нотной записью. Они разучивают простейшие упражнения и отрывки из песен по нотам. Помогают детям усвоить нотную запись слуховые диктанты, загадки, ребусы.
Чтобы пение по ногам стало осмысленным и выразительным, более старшим воспитанникам вначале предлагается освоить ряд интонационных моделей, экспонирующих наиболее типичные связи ступеней лада, что впоследствии позволит петь мелодии самостоятельно, аналогично чтению по букварю.
Работа по изучению нотной грамоты находит продолжение в заданиях на фортепиано, что способствует пробуждению более глубокого интереса к музыке и увеличивает сферу их жизненных потребностей, как за счет новых теоретических знаний, так и за счет новых практических навыков.
В формировании метроритмического чувства у воспитанников сохраняется опора на использование двигательных навыков:
а)пение разучиваемых песен с прохлопыванием ритмического рисунка или метрический долей;
б)чтение ритмического рисунка ритмослогами по нотному тексту под аккомпанемент педагога;
в)исполнение канона с выстукиванием или вышагиванием ритма своего голоса каждой группой:
г)исполнение ритмических остинатных фраз под аккомпанемент педагога;
д)ритмическая импровизация с использованием ударных инструментов. Основное внимание уделяется песне ее показу, разбору и разучиванию.
Слушая песню, разбирая и разучивая ее, учащиеся овладевают вокально-хоровыми навыками, приобретают знания, развивают слух, чувство ритма. Пение способствует общему и музыкальному развитию воспитанников, прививает любовь к музыке, воспитывает художественный вкус.
На первых порах вокально-хоровые навыки укрепляются на одноголосных песнях и песнях с элементами двухголосия. Хорошее чистое унисонное пение базируется на правильных вокальных навыках и создает самые благоприятные условия для перехода к многоголосию.
Переход от унисона к многоголосию совершается постепенно, путем воспитания гармонического слуха, т.к. трудности многоголосного пения содержатся не столько в пении как в таковом, сколько в умении слышать. Необходимо с самых простых песен и упражнений приучать детей вслушиваться в красоту - звучания двух и нескольких голосов, чувствовать их выразительность, новое качество звучания по сравнению с одноголосным пением.
Задача состоит в том, чтобы подобрать такой музыкальный материал, который бы заинтересовал воспитанников, позволил им с первых шагов ощутить красоту многоголосного звучания.
Большинству этих требований отвечает исполнение канона. Должным образом подобранные (самостоятельность движения голосов, краткость материала, простота мелодии) они обеспечивают значительное продвижение обучающихся в развитии их гармонического слуха, в воспитании навыков собственно многоголосного пения.
Переход к многоголосному пению проходит в несколько этапов:
подготовка слуха к восприятию многоголосия начинается задолго до собственно двухголосного пения и включает специальные упражнения на развитие гармонического слуха: вслушивание в звучание гармоний, ритмические упражнения, пение песен с не дублирующим мелодию сопровождением;
воспитанники осваивают эпизодическое гармоническое двухголосие на основе консонирующих интервалов - терции и квинты.
В этом виде голосоведения происходит как бы «расщепление» унисона на ряд интервальных цепочек, являющихся наиболее доступным материалом для восприятия, а следовательно, и для исполнения;
затем воспитанники знакомятся с произведениями, в которых ведущей хоровой партией является низкий (второй голос). При этом обращается внимание на особое значение приемов двухголосного пения, берущих начало от народного хорового исполнительства. Вследствие такого методического подхода на разучивание и подготовку к исполнению затрачивается меньше времени, воспитанники быстрее овладевают навыками подстраивания своей партии к партии другого голоса, а двухголосие становится более устойчивым;
далее осваивается многоголосие (первоначально в виде трехголосия) со всемерным использованием выдержанных звуков. Если выдержанный звук является доминантой или тоникой, то многоголосие выполняется более точно;
5)следующий этап противоположное голосоведение с преимущественным использованием интервалов октавы, квинты, терции, а также с ведущим значением нижнего (второго, третьего) голоса. И, наконец, в сферу внимания воспитанников вводится многоголосие с элементами подголосочной полифонии.
Такая многоплановая работа позволяет работать и над унисоном, и над многоголосием. Работа над многоголосным сочинением может активизировать становление мелодического («унисонного») слуха; соответственно работа над унисоном в определенной мере способствует становлению чистоты интонации в пении на несколько голосов.
Во время занятий постоянное внимание должно уделяться певческой установке, причем непременно воспитанники должны петь и в положении сидя, и стоя.
При воспитании навыков певческого дыхания, звукообразования и звуковедения необходимо развивать у учащихся самоконтроль. Только в этом случае все навыки могут быть усвоены успешно и основательно. Большое значение в развитии самоконтроля имеет индивидуальный опрос с разбором пения, с ясными замечаниями и указаниями.
Необходимо уделять внимание вопросам фразировки, т.к. осознание учащимися фразы самым непосредственным образом способствует ее правильному художественному исполнению.
Особое внимание нужно уделять вопросам интонации, строя и ансамбля. Для этого в репертуаре следует иметь несколько произведений без сопровождения. Кроме того, произведения, написанные с инструментальным сопровождением, полезно учить без него, т.к. такое пение способствует выработке стройности и чистоты интонирования, красоты звука, ансамбля.
Представляется принципиально важным проводить зачет по формам музицирования, т.к. в них непременно проявятся знания воспитанников. В каждой форме действий обучающегося раскрываются те или иные стороны его способностей, а также навыки и умения, приобретенные в процессе обучения.
Зачет может состоять из двух частей: первая служит для адаптации и предполагает проверку коллективных действий воспитанников, во второй происходит индивидуальная проверка навыков и знаний.
Возможный вариант зачетного занятия.
Форма проверкиПроверяемый навык
Групповая проверка
1. Пение одной из выученных песен по фразам (цепочкой) или под аккомпанемент педагога (без дублирования мелодии) Чистота интонирования, выразительность исполнения, ощущение формы,
2. Исполнение двумя (тремя) группами учащихся одной из песен каноном или с органным пунктом. Навыки двух (трех)голосного пения. Чувство ансамбля.
3. Прослушивание трех музыкальных произведения и определение лада. Знание мажорного и минорного лада. Слуховой контроль.
4. Прослушивание мелодий песен на инструменте и определение их завершенности. Ощущение тоники.
Индивидуальная проверка
1. .Исполнить самостоятельно без сопровождения хорошо знакомую песню. Чистота и самостоятельность интонирования, соблюдение певческой установки, выработка навыка певческого дыхания, звучания и выразительного исполнения.
2. Свободная импровизация - досочинение на данные слова. Навык вокальной импровизации. Ощущение лада. Музыкальность.
3. Воспроизведение ритмического рисунка мелодии ритмослогами с хлопками метрических долей. Ощущение и осознание ритма.
4. Пение по нотам песен с названием нот и со словами. Интонирование, сольфеджирование.
Список литературы
1.Алиев Ю.Б. Настольная книга, школьного учителя-музыканта. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.
2.Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. - М., 2003.
3.Добровольская Н.Н., Орлова Н.Д. Что надо знать о детском голосе. - М., 1998.
4.Емельянов ВВ. Развитие голоса. Координация и тренаж. - Санкт -Петербург, ] 997.
5.Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль, 1997.
6.Спутник учителя музыки./ Сост. Т.В. Челышева. - М., 2009.
7.Работа с детским хором. / Под ред. В.Г. Соколова. М., 1981.
8.Струве Г.А. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. -СПб.: Изд-во «Лань». 2007.
9.Струве Г.А. Хоровое сольфеджио. - М., Советский композитор, 1988.
10.Сафарова Н.Э. Игры для организации пианистических движений. -Екатеринбург, 1994.
11.Программа «Хор». / Под ред. Овчинниковой Т.Н. - М., Просвещение,2001
12Программа «Вокальный ансамбль» Под ред. С.С. Кутелева. - М., Просвещение. 2008.
13.Программа «Сольное пение». / Под ред. В.И. Лейбсона. - М., Просвещение, 1995.
14.Юдина Е.И. Азбука музыкально- творческого саморазвития. - М., 1994.
Литература для детей
1.Гульянц Е.И. Детям о музыке. М.: Аквариум, 1996.
2.Дейнс Э. Первая энциклопедия музыки. М.: Махаон, 1999.
3.Королева Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках: Книга для учащихся и учителей. М.: Просвещение, 2004.
4.Петрушин В.И. Слушай. Пой. Играй. Пособие для музыкального самообразования. М.: «Владос», 2000.
5.Рыцарева М.Г. Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей. М.: Музыка, 1994.
6.Шакирова И. Музыка в сказке. М.: Лист, 2000.
7.Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. Ленинград, 2004.