Программно-методическое обеспечение деятельности классного руководителя в соответствии с ФГОС

методическое обеспечение деятельности классного руководителя в соответствии с ФГОС нового поколения.
Каждый первоклассник, пересекая порог школы, впервые оторвавшись от маминой руки, в страхе открывает дверь в новый мир тайного и неизведанного. Он как будто отправляется в свой первый свободный полет. На Земле остаются ждать своих «космонавтов» не менее испуганные мамы с обертками от цветов, папы с фотоаппаратами и бабушки с платочками. В большой полет «юные космонавты» отправляются вместе с «командиром корабля» - первым учителем, классным руководителем, который на данном этапе старается сохранить атмосферу любви, добра и уюта, обогатить внутренний мир каждого ребенка в целях развития гармонично развитой, духовно богатой, нравственной личности.
Образцом духовного богатства и нравственности мы считаем замечательного героя произведения Антуана де Сент-Экзюпери Маленького принца, путешествовавшего по планетам в поисках нового, тайного и неизведанного. Именно поэтому разработанную нами воспитательную систему класса мы назвали «Маленький принц».
На первом этапе разработки программы были проведены диагностические исследования, так в начале 1 класса анализ физического здоровья детей показал, что большинство детей имеют те или иные нарушения. Приоритетными мотивами учения для них являются позиционный и игровой. Кроме того, отмечаются некоторые затруднения в адаптации, требующие дальнейшей психологической работы. У большинства детей завышенная самооценка.
Принимая новый класс, нас всегда волнует, что из себя представляют будущие ученики, их родители, которые будут помощниками учителя.
Основные направления модернизации образования ориентируют педагогов на усиление помощи семье и широкое вовлечение родителей в воспитательную работу с учащимися.
Работу в этом направлении мы начали с составления социального паспорта родителей. Основной возраст - до 30 лет. Высшее образование имеют только 36%. Материальное благополучие многих семей оставляет желать лучшего: 27% имеют низкий доход, 18% - ниже прожиточного минимума.
Исходя из вышесказанного, мы определили следующие сферы педагогической деятельности:
создавать условия для гармоничного развития учащихся, их успешной адаптации, формировать адекватную самооценку и развивать уверенность в себе;
способствовать созданию благоприятного микроклимата в коллективе, проводить работу по сохранению физического и духовного здоровья детей;
проводить просветительскую работу с родителями, вовлекать их в воспитательный процесс, учитывая значительную роль семьи в формировании личности ребенка.
Именно это и легко в основу воспитательной системы класса.
Реализация программы рассчитана на четыре учебных года. Возраст детей от 7 до 10 лет.
Деятельность классного руководителя должна укладывается в довольно простую формулу: ПОТРЕБНОСТЬ (классного руководителя быть помощником родителя, быть любящим, понимающим, поддерживающим другом) + ВОЗМОЖНОСТИ (образовательного учреждения) + ОЦЕНЕННОСТЬ (удовлетворенность всех участников образовательного процесса) итог УСПЕШНАЯ, САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ, САМОРАСКРЫВАЮЩАЯСЯ, САМОРЕАЛИЗУЮЩАЯСЯ ЛИЧНОСТЬ.
Методологическую основу деятельности по моделированию и построению нашей воспитательной системы составляют научные труды отечественных учёных и педагогов.
В разработке ВС класса нами была использована концепция Владимира Абрамовича Караковского «Системное построение процесса воспитания», в основу содержания воспитания легли общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир.
Целью нашей программы является - создание условий для патриотического, гражданского и духовно-нравственного воспитания, раскрытие, развитие и реализация познавательных и творческих способностей учащихся, их социализация в максимально благоприятных условиях организации учебно-воспитательного процесса.
Достижение этой цели возможно через решение конкретных задач:
1. Создать условия для формирования у субъектов воспитательного процесса ценностей нравственной, физической, правовой, эстетической, экологической культуры, творческих способностей и ценностей здорового образа жизни.
2. Объединить усилия педагогов для формирования единого образовательного, социокультурного и креативного развивающего пространства.
3. Содействовать формированию у учащихся потребности в самосовершенствовании, исследовании потенциала собственного Я, к собственному опыту жизни, сплочению детского коллектива, формированию партнерских отношений семьи и образовательного учреждения.
Система воспитательной работы составлена с использованием научных принципов:
принцип ценностных ориентаций, принцип индивидуализации, принцип сочетания воспитания и оздоровления, интегративный принцип, принцип природосообразности, принцип коллективности, принцип патриотической направленности и в соответствии с законодательными и нормативными документами.
Ориентируясь на социальный запрос родителей, на основе стандартов второго поколения предлагаемая модель выпускника начальной школы и будет нашим ожидаемым результатом.


































Модель выпускника начальной школы





















































Школа 122 является школой адаптивного типа, где четко отработана система взаимодействия субъектов образовательной деятельности.
Схема взаимодействия субъектов образовательной деятельности




Реализация КВС осуществляется по следующим направлениям воспитательной работы:
«Планета Мира и Добра» (формирование духовно-нравственных качеств личности).
«Планета Жизни» (формирование основ экологической культуры, культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни).
«Планета согласия» (формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников, воспитание патриотов России, уважающих права и свободы личностей, проявляющих национальную и религиозную терпимость)
«Планета Открытий» (развитие познавательной, творческой активности ребенка).

























На эти планеты дети при активной поддержке родителей отправляются каждый год, но на новом витке и в зависимости от возрастных особенностей учащихся выстраиваются конкретные задачи, выбираются определенные формы работы.
Например, посещая Планету Жизни, в 1 классе мы проводили беседы, классный час «Друзья Мойдодыра», спортивные соревнования, а в четвертом классе мы планируем использовать более сложные формы работы – дебаты «Сила есть – ума не надо», проектную деятельность по благоустройству школы.
Или, например, отправляясь на планету Открытий, в 1 классе проводили конкурсы, викторины, библиотечный час «Чем заняться после школы?», то в 4 классе планируем провести телемост «45 минут у Нобелевских лауреатов», вести исследовательскую работу, создать проект «История нашего класса»
Значимым показателем результативности деятельности классного руководителя является создание эффективно функционирующей системы детско-родительского самоуправления.


Схема детского и родительского самоуправления класса






























Чтобы дети выросли духовно и нравственно стойкими, высокопрофессиональными, с чувством гражданской ответственности и любви к своей земле, семье, Родине и, конечно, здоровыми, необходим постоянный контакт с родителями, абсолютная откровенность в отношениях, согласованная работа. Эффективность воспитательной работы классного руководителя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираться на их помощь и поддержку. Не зная (или плохо зная) учеников и их родителей, не создав дружного коллектива, невозможно решать задачи обучения и воспитания детей. В нашем случае найдены формы взаимодействия, способствующие развитию личностных качеств ребенка, созданию единого коллектива детей и родителей.
Формы взаимодействия с родителями - социальными партнерами образовательного процесса

Форма работы

Задачи

Способы реализации

Коллективная
Групповая
Индивидуальная
Проводить психолого-педагогическое просвещение родителей;
Способствовать формированию адекватной оценки родителями работы коллектива класса и школы;
Привлекать родителей к организации учебной и досуговой деятельности учеников;
Координировать учебную помощь родителей детям;
Изучить уклад жизни семей учеников;
Инструктировать по вопросам психологической подготовки детей в период итоговой аттестации;
Организовать взаимодействие внутри коллектива родителей;
Стимулировать совместное участие детей и родителей в подготовке различных мероприятий;
Оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций.
Родительские собрания;
Совместные праздники;
Творческие мастерские;
Работа родительского комитета;
Родительские конференции;
Работ малых инициативных групп;
Помощь в организации и проведении классных мероприятий;
Индивидуальные беседы по проблемам успеваемости детей;
Индивидуальные беседы по проблемам межличностного общения школьников;
Организация встреч родителей со специалистами, работающими в школе (психолог, социальный педагог и др.);
Анкетирования.


Для развития творческих способностей детей, формирования здорового образа жизни и экологической культуры, развития коммуникативных способностей и нравственных качеств большую помощь оказывают внешкольные культурно-просветительские учреждения, с которыми мы активно сотрудничаем. Взаимодействие с ними организовано в соответствии с направлениями данной воспитательной системы: Планета Жизни, Планета Мира и Добра, Планета Согласия и Планета Открытий.

Взаимодействие с внешкольными культурно-просветительскими, оздоровительными учреждениями
































































































































Вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы класса направлена на то, чтобы были созданы условия для формирования у учащихся потребности в самосовершенствовании, исследовании потенциала собственного Я, сплочения детского коллектива, формирования партнерских отношений семьи и школы.
Для определения эффективности процесса воспитания нужно сопоставить достигнутые результаты с поставленной целью, с использованием различных методов.
В нашем случае созданы условия для формирования у субъектов воспитательного процесса ценностей нравственной, физической, правовой, эстетической, экологической культуры, творческих способностей и ценностей здорового образа жизни, единое образовательное, социокультурное и креативное развивающее пространство для развития личности ребенка, условия для формирования у учащихся потребности в самосовершенствовании, исследовании потенциала собственного Я, к собственному опыту жизни, сплочению детского коллектива, формированию партнерских отношений семьи и образовательного учреждения.
Подводя промежуточные итоги реализации системы, можно увидеть следующие достижения:
Учащиеся класса – победители творческого этапа школьного конкурса воспитательных систем, участник спортивного праздника «Дорога к Сочи».
Победители школьного конкурса «Восходящая звезда», призеры школьного конкурса чтецов «Вдохновение»;
Призеры и победители районных конкурсов НОУ «Эврика» и «Подарок маме»;
Победители городского конкурса социальной рекламы «Мы вместе - город и я, мы вместе город - семья»;
Призеры областного конкурса «История одной семьи» в номинации «Семейная реликвия»;
Победители регионального конкурса «Мы помним тебя, солдат!».
Родители детей – инициаторы создания школьного Совета отцов, активные участники в школьных творческих конкурсах КВН, «Семья года», родительских чтениях «Ребенок в семье».
Не стоит забывать высказывание А. Барбюса: «Школа-это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее».

Любовь к своему городу, краю, своей Родине;
Уважение ценностей семьи и общества, готовность отвечать за свои поступки перед семьей, школой


Умение учиться, способности организовать свою деятельность, умения пользоваться информационными источниками;
Владение опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международного уровней


Соблюдение правила здорового образа жизни. Знание основ безопасности жизнедеятельности;
Воспитание уважения и любви к природе.



Обладание основами коммуникативной культуры (слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
Любознательность, честность, внимательность, толерантность, активность и заинтересованность в познании мира


Классный руководитель





Родители


Учебная деятельность:

- уроки
- факультативы
-семинары
- практикумы
- предметные недели

Семья:

- педагогический всеобуч
- родительский комитет
- совместные мероприятия с городским центром «Молодая семья»

Социально-психологическая служба:

- соцпедагог
- психолог
- совет профилактики
- центр социальной помощи семье и детям «Журавушка»

Внеурочная деятельность:

- центры дополнительного образования
- занятия в ГПД
- сотрудничество с внешкольными учреждениями


Центр управления полетом



Планета Жизни


Планета
Мира и Добра


Планета
Открытий



Планета Согласия

Классный руководитель



родители



Родители


Экипаж детей


Экипаж родителей


Борт – инженер родительского комитета


Оператор наблюдения


Борт - механик


Борт-организатор

Комиссия по организации космических полетов


Лабораторный центр

Космо – star

Оператор связи с ЦУП


Второй пилот


Центр досуга


Пресс-центр


Информационный центр


Центр здоровья

Командир
корабля


Бассейн «Олимп»


Планетарий


Клиника «Садко»


Пчеловодческая компания «Тенториум»

Классный руководитель





Родители



Поликлиника №39

Конно-спортивная школа


Зоопарк Швейцария и Лимпопо

Центр противопожарной пропаганды


Городской центр здоровьесберегающих технологий


Ботанический сад


ГИБДД


Дворец спорта

Театр «Вера»,
Нижегородский кукольный театр



ДДТ им. Б.Панина

Дворец творчества юных
им. В.Чкалова


Музей архитектуры и быта народов Поволжья


Классный руководитель



Родители




«Журавушка»


Культурно-эстетический центр им. Светлова



ДОД центр
«Золотой ключик»

Фабрика елочных игрушек «Ариэль»




Нижегородская филармония




Дом пионеров им. Б.Панина


Туристическая фирма «Максим»


Клуб «Победа»


Совет общественного управления

Классный руководитель



Родители




Кинотеатр «Рекорд»


Музей военкомата



Центр «Молодая семья»


Библиотека им. Б.Панина


Партия «Единая Россия»


МДОУ «Яблонька»


Туристическая фирма «Максим»




НГИАМЗ


Совет ветеранов


Классный руководитель



Родители



Музей НГУ им. Лобачевского



Музей речного флота


Центр патриотического воспитания Пост№1


Нижегородский Кремль




Телефон доверия



Совет отцов



Музей НГПУ



Планета ОткрытийMonotype CorsivaПланета СогласияMonotype Corsiva Заголовок 1 Заголовок 215