Шумовое загрязнение. 6 класс.
План-конспект урока по биологии.
Класс: 6
Тема: Шумовое загрязнение
Цель: Познакомить обучающихся с шумовыми загрязнениями и способствовать сохранению здоровья человека
Задачи:
Образовательная: обучить навыкам здорового образа жизни
Развивающая: сформировать знания отрицательного воздействия шума на условия жизни человека
Воспитательная: воспитать заботу о здоровье себя и окружающих людей
Тип урока: Комбинированный урок
Структура урока:
Орг. момент
1 мин.
Актуализация
2мин.
Целепологание
1 мин.
Изучение нового материала
25мин.
рефлексия
10 мин
Домашнее задание
1 мин.
Оборудование:
- экран;
- проектор;
- компьютер;
-доска;
Способ предоставления информации: Текстовой, структурно-логический, информационно-технологический.
Метод обучения: частично-поисковый
Технология: Личностно-ориентированная, игровая.
Ход урока.
Этап.
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся.
Организационный момент.
Приветствие.
Настраивает детей на урок.
Готовятся к уроку.
Актуализация.
Задаются вопросы:
Какие виды загрязнения Вы знаете?
Как вы думаете вреден ли человеку и природе шум?
Ответ.
Чрезмерная шумовая нагрузка резко снижает работоспособность, уменьшает эффективность отдыха, ведет к хроническому переутомлению, глухоте. Шум способен привести и к физиологическим изменениям: к разнообразным расстройствам сердечно - сосудистой системы, к болезням желез внутренней секреции и дыхательных путей, возникающих в результате общей нервной напряженности. Шум обладает способностью «накапливаться» в организме и вызывать различные заболевания и негативные отклонения в здоровье. Но прежде всего чрезмерный шум ведет к притуплению слуха или полной его потере со временем.
Пытаются ответить на вопросы.
Целепологание.
Сообщается тема, цель и план урока.
В конце урока Вы должны знать: какой вред приносит шум человеку, животным и растениям, чтобы обезопасить себя и своих близких .
Записывают тему: Шумовое загрязнение
Изучение нового материала.
РАССКАЗЫВАЕТ МАТЕРИАЛ
ШУМОВОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ
Тип физического загрязнения, характеризующийся превышением естественного уровня шумового фона. Особенно характерно для городов, окрестностей аэродромов, промышленных объектов; негативно воздействует на человека, животных и даже растения.
(Источник: «Экологический словарь»)
ЗВУК
в широком смысле колебательное движение частиц упругой среды, распространяющееся в виде волн в газообразной, жидкой или тв. средах то же, что упругие волны;, в узком смысле явление, субъективно воспринимаемое органом слуха человека и животных. Человек слышит З. в диапазоне частот от 16 Гц до 20 кГц. Неслышимый З. с частотой ниже 16 Гц наз. инфразвуком, выше 20 кГц ультразвуком, а самые ВЧ упругие волны в диапазоне от 109 до 10121013 Гц гиперзвуком.
Организовывает деятельность учащихся на решении творческого задания (СМ приложение 1)
Влияние на здоровье людей
Шум в определённых условиях может оказывать значительное влияние на здоровье и поведение человека. Шум может вызывать раздражение и агрессию, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (повышение артериального давления), [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (шум в ушах), потерю слуха.
Наибольшее раздражение вызывает шум в диапазоне частот 3000ч5000 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Хроническая подверженность шуму на уровне более 90 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] может привести к потере слуха.
При шуме на уровне более 110 дБ у человека возникает [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], по субъективным ощущениям аналогичное [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
При шуме на уровне 145 дБ у человека происходит разрыв [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Женщины менее устойчивы к сильному шуму, чем мужчины. Кроме того, восприимчивость к шуму зависит также от возраста, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], состояния здоровья, окружающих условий и т. д.
Дискомфорт вызывает не только шумовое загрязнение, но и полное отсутствие шума. Более того, звуки определённой силы повышают работоспособность и стимулируют процесс [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (в особенности процесс счёта) и, наоборот, при полном отсутствии шумов человек теряет работоспособность и испытывает [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Наиболее оптимальными для человеческого уха являются естественные шумы: шелест листьев, журчание воды, пение птиц. Индустриальные шумы любой мощности не способствуют улучшению самочувствия.
Вредное воздействие шума известно издревле. Например, в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] существовала [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «под [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]». Звон колокола медленно убивал человека.
Как Шум влияет на животных?
РАССКАЗЫВАЕТ МАТЕРИАЛ
Влияние шума на животных
Шумовое загрязнение вызывает нарушение естественного баланса в экосистемах. Шумовое загрязнение может приводить к нарушению ориентирования в пространстве, общения, поиска пищи и т.д. В связи с этим некоторые животные начинают издавать более громкие звуки, из-за чего они сами будут становиться в роли вторичных звуковых загрязнителей, ещё сильнее нарушая равновесие в экосистеме. Одним из самых известных случаев ущерба, наносимого шумовым загрязнением в природе, является многочисленные случаи, когда дельфины и киты выбрасывались на берег, теряя ориентацию из-за громких звуков военных гидролокаторов (сонаров).
«Потрясающе интересные опыты были проведены на животных. В частности, в финском городе Котка вдруг обнаружили очень низкое качество мяса. И оказалось, что рядом с бойней поселилась рок-группа. Она, репетируя, включала динамики на полную мощность, отчего буренки были в шоке. В страхе таком, что давали, во-первых, прогорклое молоко и, во-вторых, мясо у них наполнялось биохимическими соединениями, которые выделяются при стрессе, и качество его было крайне низким.
Даже такие толстокожие гиганты как слоны, оказывается, тоже подвержены пагубному влиянию музыки. В Африке эти животные любят полакомиться плодами деревьев, которые содержат алкоголь. Когда они наедаются, то превращаются в очень буйных и нападают на селения туземцев. Эти многотонные чудовища разбивают хижины и ищут настойки алкогольных плодов. И, что бы вы думали, каким способом их удалось оттуда выпроводить? Не стрельбой, не ракетами, а рок-концертом с огромными децибелами»
Так акулы, услышав классическую музыку, собираются чуть ли не со всего океанского побережья.
Как Шум влияет на растений?
РАССКАЗЫВАЕТ МАТЕРИАЛ
Влияние шума на растения
Голландские ученые провели интересный эксперимент: 3 одинаковых (по всем биофизикохимическим показателям почвы) поля засеяли одним и тем же культурным растением (семена – из одних и тех же “закромов”). После того как ростки взошли и вытянулись, одно поле стали “озвучивать” рок-музыкой, второе – классической, третье – фольклорной. Через некоторое время на 1-ом поле часть растений полностью пропала (остальные – поникли). На 2-ом и 3-ем полях растения развивались нормально. Ученые сделали недвусмысленный вывод: рок-музыка убивает живые клетки.
Китайский биофизик Хоу Тяньчжэнь изобрел, как он сам его называет, "звукочастотный генератор", который с учетом "вкуса" растений может передавать разные звуковые волны, способные стимулировать их фотосинтез и рост. Пользователю нужно лишь подобрать в соответствии с уровнем температуры и влажности воздуха необходимый частотный диапазон, который подойдет для тех или иных видов посевов.
Раздает учащимся пустые листы и просит записать какие меры профилактики от шума они знают, а также что они сами могли бы предложить.
Профилактика шумового загрязнения
1. Шумозащита - комплекс мероприятий по снижению шума на производстве (установка звукоизолирующих кожухов на оборудовании, глушителей в компрессорах, вентиляторах и др.)
- на транспорте (глушители выбросов, создание на дорогах акустических экранов, шумозащитных зон),
-при гражданском и промышленном строительстве.
2. С точки зрения экологов один из оптимальных способов шумоизоляции - высадка деревьев и кустарников вдоль дорог.
3. На улице нельзя слишком громко включать наушники, т. к. на уличный шум, ставший уже обыденным, будет накладываться музыка, и тем самым превысит допустимую норму. После умственной работы не в коем случае нельзя громко включать рок, т. к. басы отрицательно влияют на уставший мозг, и часть новой информации может потеряться. Классика и джаз наоборот помогают систематизировать материал, во время работы он лучше усваивается.
Слушают и смотрят презентацию
Выполняют и анализируют
задание
Слушают и смотрят презентацию
Стараются ответить на вопрос.
Слушают и смотрят презентацию
Стараются ответить на вопрос.
Слушают и смотрят презентацию
Выполняют задание и анализируют данные вместе с преподавателем
Рефлексия.
Проведем эксперимент: Организовывает деятельность учащихся по усвоению полученных знаний. (СМ. приложение 2)
2 –м учащимся раздается текст научного содержания (его надо прочесть и пересказать).- время выполнений 1-2 минуты
Остальным учащимся дается установка: помешать звуковыми сигналами ,учащимся выполнить задание.
Один учащийся остается в кабинете , а другой находится в тихом месте.
Учащиеся должны пересказать прочитанный текст.
Проводится анализ результатов эксперимента.
Задает вопросы:
Как влияет шумовое загрязнение на человека? 2. Где сильнее проявляется шумовое загрязнение?3. Что произойдет если на земле станет тио?
Какой вред приносит шумовое загрязнение окружающей среде?
Выполняют и анализируют задания.
Отвечают на вопросы
Домашнее задание
Какие звуки окружают Вас дома и какое влияние они оказывают.
Приложение
Приложение 1
Оживленная городская улица, дизельный грузовик, миксер, хлопкопрядильная машина
150дБА
Разрыв барабанных перепонок
Реактивный двигатель при взлете (на расстоянии 25 м)
120дБА
Порог боли у человека
ТИШИНА
100дБА
Серьезная угроза для слуха (время воздействия 8 ч)
Шепот, шелест листьев
90дБА
Угроза для слуха (время воздействия 8 ч) плохая слышимость
Удар грома, ткацкий станок, рок-музыка, сирена (близкое расстояние), цепная пила
20дБА
Слабое воздействие
Дыхание
10дБА
Очень слабое воздействие
Метро, подвесной мотор, косилка для газонов, мотоцикл (расст. 8 м), трактор, полиграфическое предприятие отбойный молоток мусоровоз
0дБА
Критический уровень слышимости.
Приложение 2
Пески некоторых пустынь под влиянием ветра или при движении по ним животных способны издавать звуки.Пески называют «поющими», но правильнее назвать. их звучащими, так как они не только поют, но и гремят, скрежещут, лают. Причины этого пока еще не вполне изучены. В СНГ «Поющие» пески находятся на Кольском полуострове, Рижском взморье и на реке Или в Алма-Атинской области. Есть и «поющие соли»одно из необычных явлений природы. «Поют» береговые соляные залежи :Кара-Богаз-Гол на Каспии. Ученые объясняют это так. Под действием климатических факторов соляной пласт в прибрежной полосе значительно деформировался и сейчас представляет собой поле торосистых соляных пластин в несколько этажей, покрытых тонкими зазубренными пластинками, распадающимися на более мелкие зубцы, шпили призмы. Верхние корки пластинок соли, сильно остывающие ночью, на восходе солнца быстро, но неравномерно нагреваются, обсыхают и начинают трескаться, частично разрушаются и осыпаются на нижние пластинки. Это по-видимому, и порождает специфическое звучание, усиливаемое резонансом пустыни. Когда поверхностный пласт соли прогреется, «пение солей» прекращается.
АђЗаголовок 215