Доклад на тему Модерация — эффективная образовательная технология
министерство образования республики башкортостан
гБПоу дуванский МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
Модерация – эффективная образовательная технология
Доклад
Подготовлен преподавателем
Соболевой Н.А.
с. Дуван, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Что такое модерация?..........................................................................................................5
Глава 2. Принципы и фазы модерации…………………………………………………………….7
Глава 3. Процессы модерации……………………………………………………………………...9
Глава 4. Эффекты применения технологии модерации…………………………………………12
Заключение…………………………………………………………………………………………14
Литература…………………………………………………………………………………………15
Приложения………………………………………………………………………………………..16
Введение
Содержание образования – это король,
а технологии образования – это Бог.
В.П. Тихомиров
Рост самостоятельности и ответственности обучающихся за результаты обучения, связанный с их новой ролью и новыми функциями в образовательном процессе, осознанность и согласованность целей обучения с индивидуальными потребностями обучающихся, приобретение ими не только актуальных предметных знаний, но и жизненно важных навыков и качеств, уважительное отношение всех участников процесса друг к другу – это те важные эффекты модерации, которые обеспечивают достижение целей современного образования.
Проведение обучения на основе технологии модерации приводит к повышению мотивированности обучающихся, стимулированию их познавательной активности и творчества, всестороннему раскрытию и развитию способностей. Творческий характер обучения, увлеченность, позитивный настрой обучающихся оказывают мотивирующее действие и на педагога, позволяя долго сохранять работоспособность и хорошее настроение.
Эти эффекты применения технологии модерации полностью отвечают современным требованиям к образованию, обеспечивая достижение качественных результатов обучения и удовлетворение всех участников образовательного процесса.
Традиционная педагогика, ориентирующаяся в основном на деятельность обучающего и отводящая обучаемому роль пассивного преемника передаваемого ему социального опыта, не может обеспечить достижение современных целей образования. Сегодня недостаточно наполнить головы обучающихся массой информации и затем проверить ее усвоение. Мир стремительно меняется, еще быстрее устаревают знания. Лидирующие позиции занимают те люди, организации и страны, которые владеют самой современной информацией, умеют ее получать и эффективно применять. Новое время определяет новые цели образования. Эти цели сегодня формируют те, для кого работает школа – дети, родители, государство, общество. Достижение соответствия результатов образования потребностям этих целевых групп определяет качество образования в целом.
Такой подход диктует необходимость принципиальных изменений ориентиров и задач педагогики, формирования нового отношения к обучающимся, использование современных форм и методов обучения, внедрение эффективных образовательных технологий.
Таким образом, при использовании образовательной технологии у педагога и обучающихся появляются новые функции, которые определяют их новые роли в образовательном процессе. В ходе реализации технологии все участники выполняют определённые действия, соответствующие их функциям, в результате чего на каждом этапе урока решаются конкретные задачи обучения. Помимо активных участников в технологической цепочке задействованы «пассивные» элементы обучения, например, приемы и методы, источники и средства обучения, также выполняющие свои функции. Системная организация взаимодействия всех элементов образовательного процесса в рамках технологии гарантирует с высокой степенью достоверности достижение поставленных целей обучения.
Все это практически осуществляется в технологии модерации, за счет чего достигаются важные эффекты и успех обучения. Модерация – современная образовательная технология, которая позволяет значительно повысить эффективность и качество образовательного процесса.
В данном докладе мне бы хотелось рассказать о технологии модерации, которая позволяет значительно повысить результативность и качество уроков за счет усиления мотивации всех участников образовательного процесса, активизации познавательной деятельности обучающихся, эффективного управления педагогом процессами обучения, воспитания и развития.
Снижение энергозатрат преподавателя и студентов, создание комфортной творческой обстановки на занятии, благоприятная психологическая атмосфера в группе – эти и другие положительные эффекты модерации определяют активное изучение и применение педагогами данной образовательной технологии.
Глава 1. Что какое модерация?
Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать. Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии. С тех пор многие ученые и специалисты, в том числе педагоги, активно развивали и применяли модерацию на практике, совершенствуя данную технологию.
Сегодня модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде.Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.
Методы модерации отличаются от автократичных дидактических способов обучения. Преподаватель и обучающиеся являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех обучения. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений, готовность нести ответственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности.
При использовании технологии модерации принципиально меняется и роль учителя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся. Это требует психологической перестройки и специальной подготовки учителя по проектированию такого занятия и цикла уроков, знания технологии модерации, активных методов обучения, психофизиологических особенностей школьников. Но все эти вложения с лихвой окупаются достигаемыми результатами.
Цели применения модерации – эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока. Таким образом, обеспечивается оптимальное использование времени урока (внеклассного мероприятия), а также энергии и потенциала всех участников образовательного процесса (учителя, воспитателя, обучающихся).
Можно ли на уроке организовать активное участие всех учеников класса в обсуждении темы, выполнении заданий, презентации результатов самостоятельной работы? Да, технология модерации направлена именно на то, чтобы вовлечь всех обучающихся в эти процессы. И не просто вовлечь, а сделать их участие заинтересованным, мотивированным, нацеленным на достижение образовательных результатов. Модерация эффективно решает эту сложную задачу путем организации групповой работы обучающихся. Такая работа может проводиться в парах, мини-командах или малых группах, либо всем классом.
Эффективность групповой работы обеспечивается использованием специальных методов и приемов, причем, более всего для модерации подходят активные методы обучения.
В модерации также применяются хорошо известные сегодня техники решения проблем и поиска оптимальных решений – мозговой штурм, кластер, морфологический анализ, ментальные карты, шесть шляп мышления, синектика и др.
Глава 2. Принципы и фазы модерацииДля обеспечения эффективности управления образовательным мероприятием и гарантированного достижения запланированных целей урока в основу технологии положены следующие ключевые принципы:
- структурированность (все содержание урока рационально делится на четко определенные части);
- систематичность (отдельные части урока взаимосвязаны и логически следует одна за другой, создавая полноценное содержание урока);
- комплексность (содержание каждой части урока и организуемые процессы нацелены на обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся);
- прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю, всем участникам ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты).
Рис. 1. Принципы модерацииСтруктурированность образовательного процесса обеспечивается разделением урока на определенные взаимосвязанные фазы (этапы, части), каждая из которых имеет свои цели, задачи и методы. Структурированность процесса позволяет создать ясный и четкий план образовательного мероприятия, задать направленное поступательное движение к поставленным целям урока, обеспечить методичную проработку каждой фазы и последовательность переходов от одной фазы урока к другой, осуществлять эффективный мониторинг хода и результатов образовательного процесса.
Фазы (этапы) модерации:
- инициация (начало урока, знакомство);
- вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока);
- формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);
- интерактивная лекция (передача и объяснение информации);
- проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);
- подведение итогов (рефлексия, оценка урока);
- эмоциональная разрядка (разминки).
Рис. 2. Фазы (этапы) модерации Каждая фаза – это полноценный раздел образовательного мероприятия. Объем и содержание раздела определяется темой и целями урока. Будучи логически связанными и взаимодополняя друг друга, разделы обеспечивают целостность и системность образовательного процесса, придают законченный вид уроку или внеклассному мероприятию. Активные методы обучения, используемые в каждой фазе модерации, идеально подходят для данной технологии, обуславливая синергетический эффект образовательного процесса.
Глава 3. Процессы модерацииДостижение эффективности и качества образовательного процесса при использовании технологии модерации, получение запланированных результатов обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся обеспечивается организацией следующих ключевых процессов - ИКВММРАО:
эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса;
упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса;
обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация);
мотивация всех участников образовательного процесса;
мониторинг образовательного процесса;
рефлексия педагога и обучающихся;
анализ деятельности участников и оценка результатов.
И Интеракция
Для организации эффективного взаимодействия обучающихся необходимо сформировать малые группы, в которых в дальнейшем пойдет вся основная работа. В процессе совместной работы обучающихся будут осуществляться различные интеракции: преподаватель – студент, студент – студент, преподаватель – малая группа, преподаватель – группа, малая группа – малая группа, малая группа – группа, студент – малая группа, студент – группа.Принципы и методы формирования групп зависят от задач, которые преподаватель решает в ходе данного урока и от индивидуальных особенностей обучающихся, их подготовки и социальной роли в группе. Группы могут быть сформированы, исходя из пожеланий ребят или по предложению преподавателя, когда необходимо достичь равномерного распределения обучающихся по степени их подготовки.
Можно работать в одних группах на всех уроках, можно формировать группы для каждого урока. При том и другом подходе есть свои плюсы и минусы, выбор зависит от эффективности работы группы, групповой динамики, конкретных задач урока и, в целом, образовательного процесса.
Целью группы на уроке может быть обсуждение конкретного вопроса по изучаемой теме, решение задачи, подготовка выступления, разработка проекта, проведение исследования и др.
Сложно ожидать высокой отдачи от группы на начальных этапах ориентации, конфликта и распределения ролей. Только на этапе сотрудничества возникает эффективное заинтересованное взаимодействие участников команды. Поэтому преподавателю необходимо внимательно отслеживать ход группового процесса и, в случае его замедления, оказывать помощь обучающимся, чтобы группа не застряла на первых этапах и динамично перешла к состоянию солидарности и сотрудничества.
Таким образом, недостаточно просто организовать работу в группах, усилия и мастерство педагога должны быть направлены на построение эффективного взаимодействия обучающихся. Эту цель организации взаимодействия (интеракции) участников образовательного процесса надо ставить при планировании урока и непосредственно в процессе его осуществления.
К Коммуникация
Коммуникация представляет собой средство для обмена информацией, знаниями, а также ожиданиями, настроениями, чувствами, которые передаются партнеру в разговоре или при невербальном общении. Организация двустороннего и многостороннего обсуждения (диалог и полилог), использование различных каналов и форм коммуникации, использование методов стимулирования коммуникативного процесса - все это позволяет обеспечивать эффективность взаимодействия.
Целью построения коммуникативного процесса должен стать эффективный обмен информацией между его участниками. Для этого необходимо обеспечить наличие качественных источников информации, удобные каналы коммуникации, условия для свободной генерации, точной передачи и восприятия информации всеми участниками процесса, продумать нейтрализацию коммуникативных барьеров и разрывов коммуникации, а также серьезных искажений при передаче информации.
В Визуализация
Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» отражает суть данного процесса. Не только дети, но и многие люди плохо воспринимают информацию на слух, часть ее не распознается и теряется, часть воспринимается неверно, сухой монолог быстро утомляет, может вызывать демотивирование обучающихся. Визуализация подаваемого материала обеспечивает наглядность, четкое восприятие и понимание, возможность многократного обращения к представленной информации, возможность сравнения с предыдущей и последующей информацией.
Визуализация каждого этапа образовательного процесса позволяет материализовать ход обучения, дает возможность «потрогать» результаты и достижения обучающихся. Красочно оформленные презентации создают приподнятое настроение у обучающихся и учителя, праздничную атмосферу и позитивное мотивационное поле в классе. Имея визуализированный ход образовательного процесса учителю очень легко подводить промежуточные и итоговые результаты урока, а обучающимся вспомнить и закрепить новый материал. Кроме того, подключение зрительной памяти обеспечит повышенную выживаемость знаний.
М Мотивация
Поддержание тонуса, развитие уверенности в своих силах и позитивного настроя всех участников образовательного процесса, стимулирование познавательной активности и творческого процесса, раскрытие и развитие способностей обучающихся, содействие их эффективному сотрудничеству – катализатором этих процессов является мотивация:
Построение ясных и четких целей занятия самими обучающимися.
Признание равноправной роли обучающегося в образовательном процессе.
Значительная самостоятельность обучающихся в процессе обучения.
Работа в команде.
Использование в каждой части занятия игровых методов обучения.
Различные формы визуализации учебного материала.
Смена напряженной работы веселыми разминками, позитивный настрой преподавателя.
М Мониторинг
Проведение мониторинга включает в себя отслеживание и сверку получаемых результатов каждого раздела урока с запланированными, а также формальное и неформальное фиксирование хода и результатов образовательного процесса и внесение, при необходимости, корректив по ходу урока. В процессе осуществления модерации очень важно обеспечить мониторинг двух процессов: выполнения плана урока и групповой динамики.
РРефлексия
Рефлексия – осмысление новых знаний, умений, качеств и ценностей, критический анализ информации, генерация ответов на вызовы окружения, а также самооценка себя, своего поведения, своей роли, своего вклада в процессе групповой работы, корректировка своей деятельности на основе этой оценки и потребностей группы – обязательный атрибут современного образования.
Если мы хотим научить человека думать, а не просто воспроизводить заученную информацию, этому стоит уделять достаточно времени и нашего внимания.
А
О Анализ и оценка
Анализ деятельности и оценка результатов направлены на получение обратной связи всеми участниками образовательного процесса, использование полученных комментариев и оценок для совершенствования образовательного процесса как обучающимися, так и педагогом.
Очень важно в процессе анализа и оценки, как для преподавателя, так и для обучающегося – увидеть результат своей деятельности на уроке, увидеть вклад этого результата в достижение поставленных целей обучения, увидеть рост личностных достижений. Ощутимость этого вклада мотивирует на дальнейшие действия, на дальнейшее приложение усилий.
Глава 4. Эффекты применения технологии модерацииДавайте, резюмируем эффекты применения технологии модерации.
Итак, какие результаты мы вправе ожидать от применения модерации в образовательном процессе?
Целеполагание, учет потребностей и ожиданий обучающихся делает образовательный процесс понятным и желанным для детей. Цели образования становятся целями обучающихся, приобретают значительный мотивационный потенциал, обеспечивая высокую познавательную активность и самостоятельность, инициативу в процессе изучения новой темы. Преподаватель в этом случае только помогает обучающимся (и то не всегда) найти оптимальные пути к цели.
Признание равноправной роли обучающегося в образовательном процессе, значительная самостоятельность в процессе обучения, ответственность за результаты своей учебной деятельности способствуют развитию у обучающихся мотивации на достижение успеха, лидерских качеств, уверенности в себе и своих силах. Эффективное сотрудничество обучающихся в процессе групповой работы формирует у школьников навыки, которые пригодятся им в студенческой группе, в профессиональном коллективе, в семье, в общественной жизни. Наличие навыков командной работы позволяет легко влиться в любой коллектив, не снижая, а усиливая эффективность его работы и сохраняя благоприятный микроклимат команды.
Организация качественного коммуникативного пространства на уроке обеспечивает взаимопонимание и эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса, содействуя открытому и свободному обмену информацией, знаниями, а также эмоциями и чувствами. Развитие диалога и полилога, организация обратной связи обеспечивает активное включение в образовательный процесс всех обучающихся, создает условия для всестороннего обсуждения и эффективного формирования новых знаний.
Использование различных форм, методов и техник визуализации обеспечивает наглядность, четкое восприятие и понимание обучающимися нового материала, оживляет образовательный процесс, позитивно воспринимается обучающимися и положительно сказывается на результатах обучения.
Использование модерации приводит к повышению мотивированности обучающихся, стимулированию познавательной активности и творческого процесса, раскрытию и развитию способностей обучающихся, содействию их качественному обучению. Творческий характер обучения, увлеченность, позитивный настрой обучающихся оказывает мотивирующее действие на педагога, позволяя долго сохранять работоспособность и хорошее настроение.
Мониторинг урока через формальное и неформальное фиксирование хода и результатов образовательного процесса, содействует упорядоченности формирующихся знаний обучающихся, помогает педагогу в контроле полноты реализации учебного плана. Формулирование и закрепление результатов каждого раздела урока, а также его итогов содействует качественному усвоению обучающимися нового материала.
Обучение в сотрудничестве, обучение действием, рефлексия, глубокое осмысление и ясное понимание учебного материала определяют активный статус новых знаний, обеспечивают приобретение универсальных навыков и готовность к их применению в практических ситуациях, в том числе ситуациях с высокой долей неопределенности, когда отсутствуют готовые ответы.
Осмысление и критический анализ поступающей информации посредством рефлексии позволяет обучающемуся достигать необходимого уровня понимания нового материала, новых отношений, новых моделей поведения, что является важнейшим условием личностного роста и развития. Самооценка себя, своего поведения, своей роли способствует самоопределению обучающегося, лучшему пониманию своих потребностей и возможностей. Рефлексия взаимоотношений с внешним миром позволяет обучающемуся вырабатывать адекватные модели эффективного поведения с учетом нравственных норм и общекультурных ценностей.
Анализ и оценка процесса и результатов урока, выяснение эмоционального самочувствия обучающихся позволяют учителю получить четкое представление о гармоничности построения образовательного процесса, соответствия содержания, формы и методов, используемых в образовательном процессе потребностям и возможностям обучающихся.
Технология модерации предоставляет педагогу инструменты эффективного управления процессами обучения, воспитания и развития. Применение модерации делает образовательный процесс более контролируемым, устойчивым, позволяет педагогу профессионально управлять процессами, происходящими на уроке и уверенно получать запланированные результаты. Новые роли учителя - консультанта, наставника, старшего более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися определяет возрастание доверия к учителю, повышение его авторитета и уважения у обучающихся.
Заключение
Использование модерации, активных методов обучения позволяют каждому педагогу, а не только классному руководителю, на всех, без исключения, уроках целенаправленно и методично осуществлять воспитание, развитие и социализацию личности учащегося. Планируя урок, построенный на технологии модерации, педагог одновременно с постановкой предметных целей, формулирует и ставит цели воспитания, развития и социализации обучающихся. Таким образом, процессы воспитания, развития и социализации личности наполняют весь образовательный процесс, каждое мгновение школьной жизни обучающегося. Создание такой методологической базы обеспечивает полноценное приобретение и устойчивое закрепление у всех учащихся общественно значимых ценностей и жизненно важных умений и навыков. А это значит, что выпускник будет реально подготовлен к выходу из школы и успешной адаптации в самостоятельной жизни.
Таким образом, полноценное осуществление ключевых процессов модерации, основанное на грамотном детальном планировании и последующем методичном их воплощении, обеспечивает интенсивную проработку и качественное усвоение нового знания обучающимися, формирование и отработку учебных, предметных и специальных умений, развитие и закрепление универсальных навыков, привитие общественно значимых ценностей и нравственных норм поведения. Эти результаты применения данной технологии, без сомнения, позволяют отнести модерацию к современным эффективным образовательным технологиям. И эти эффекты соответствуют требованиям федеральных государственных стандартов образования второго поколения.
Применение технологии модерации и АМО в образовательном процессе позволяют мне:
- стимулировать рост самостоятельности и ответственности обучающихся за результаты обучения;
- согласовывать цели обучения с индивидуальными потребностями обучающихся;
- обеспечивать приобретение обучающимися не только актуальных предметных знаний, но и жизненно важных навыков и качеств;
- воспитывать уважительное отношение всех участников образовательного процесса друг к другу.
Мой опыт работы по данной технологии пусть еще незначительный, но это одна из тех технологий, с которой уверенно можно шагнуть в освоение ФГОС.
Уверена, приобретенные знания послужат стимулом к осмыслению Вашей профессиональной деятельности, поиску и внедрению новых подходов, нового отношения и новых решений, направленных на совершенствование образовательного процесса, изменение качества преподавательского труда, приведение в соответствие деятельности колледжа потребностям современной жизни. С тем, чтобы колледж мог полноценно выполнять свою главную функцию – помогать ребятам эффективно готовиться к самостоятельной жизни.
Литература
Интернет-ресурсы:
Копилочка активных методов обучения (http://www.moi-universitet.ru/amo/)
Образовательный портал «Мой университет» (http://www.moi-universitet.ru)
Тарасов В., Охлопкова О., Ненахова А. Профессиональные секреты интерактивного обучения (http://www.moi-universitet.ru/etobook/)
Уварова О.А. Механизмы и секреты технологии модерации: организация интерактивных учебных занятий. ФГОС. «Учитель», 2014.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Задание А. Составьте программу занятия, построенного на основе технологии модерации:
1. Разделите урок в соответствии с фазами (этапами) модерации:
инициация (начало урока, знакомство)
вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока)
формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока)
интерактивная лекция (передача и объяснение информации)
проработка содержания темы (групповая работа обучающихся)
подведение итогов (рефлексия, оценка урока)
2. Подберите активные методы обучения для каждой фазы
3. Распределите этапы по времени (составьте план-график урока). И не забудьте, пожалуйста, про эмоциональную разрядку (разминку). Найдите для нее место и время. Дети будут Вам благодарны!
Для выполнения п.1-3 мы предлагаем Вам заполнить следующую таблицу:
ПОДРОБНАЯ ПРОГРАММА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКАна основе технологии модерацииДисциплина, по которой проводится занятие Группа Этап Время, продолжительность этапа Активный метод обучения (прием, способ, техника) Подробное описание АМО (приема, способа, техники)
Инициация Вхождение или погружение в тему Формирование ожиданий студентов Интерактивная лекция Проработка содержания темы Подведение итогов Эмоциональная разрядка (разминка) – укажите, после какого этапа занятия она будет проводиться и переместите строку Учитывая, что достижение эффективности и качества образовательного процесса при использовании технологии модерации, получение запланированных результатов обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся обеспечивается организацией ключевых процессов модерации (ИКВММРАО), продумайте, как и за счет чего организовать на каждом этапе урока эффективное протекание ключевых процессов модерации?:
Продолжение приложения 1
Для выполнения п.4 мы предлагаем Вам заполнить следующую таблицу:
Ключевые процессы Вопросы организации Ответ
эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса
Каким образом будет обеспечена интеракция участников в процессе постановки целей урока, выяснения ожиданий, лекции, выполнения практического задания в малых группах, при подведении итогов урока? упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса Как Вы будете учитывать разные каналы восприятия информации учащимися?
Что может помешать свободным коммуникациям в процессе урока и как это можно предупредить? обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация)
Как будет обеспечиваться визуализация целей урока, ожидаемых эффектов урока, материалов Вашей интерактивной лекции, практического задания и результатов его выполнения учащимися, итог урока? Какие материалы, заготовки, оборудование Вам потребуются для этого? мотивация всех участников образовательного процесса
Какие мотивирующие факторы, как и когда, будут использованы для создания и поддержания высокого уровня мотивации учащихся на всем протяжении урока? Что Вы используете для мотивированного выполнения домашнего задания? Что Вы используете для обеспечения искреннего желания учащихся придти на следующий Ваш урок? мониторинг образовательного процесса
Что Вы сделаете для определения: достижения результатов образовательного процесса, соответствия графика урока, стадий групповой динамики? рефлексия педагога и обучающихсяКакие приемы Вы используете для запуска и эффективного протекания рефлексии обучающихся на каждом этапе урока? Задание Б. Проанализируйте, какие сложности возникли у Вас при составлении программы занятия, построенного на основе технологии модерации и АМО.
Возникшие при планировании проблемы и вопросы, пожалуйста, перечислите и прокомментируйте.
№ Проблемы и вопросы, возникшие при составлении программы занятия Комментарии
Продолжение приложения 1
Анкета для обучающихся, присутствовавших на занятии, построенного на основе технологии модерации и с применением АМО.
1 Понравился ли вам урок и использованные на нем игровые методы? 2 Что именно понравилось? 3 Что вам не понравилось? 4 Хотели бы Вы учиться на таких игровых уроках? Анализ и оценка преподавателем апробации занятия (образовательного мероприятия), построенного на основе технологии модерации и с применением АМО.
1 Какие сложности возникли при проведении урока, основанного на технологии модерации и АМО? 2 Какие положительные эффекты Вы отметили при проведении урока, основанного на использовании технологии модерации и АМО? 3 Как воспринимали обучающиеся урок, основанный на использовании технологии модерации и АМО? 4 Какие ощущения Вы испытали от урока, основанного на использовании технологии модерации и АМО? 5 Будете ли Вы использовать уроки, основанные на использовании технологии модерации и АМО в дальнейшем в своей работе? 6 Требуется ли Вам дальнейшая углубленная подготовка по активным методам обучения и технологии модерации?
Приложение 2
Примеры активных методов обучения, применяемых в технологии модерацииПример АМ приветствия.
Метод «Поздоровайся глазами». Ребята должны поздороваться с учителем и друг с другом не словами, а молча - глазами. При этом постараться глазами показать, какое у них сегодня настроение. С этого упражнения можно начинать любой урок.
Метод «Поздоровайся локтями». Дети, выполняя задание, должны коснуться друг друга локтями, улыбнуться, сказать доброе слово.
Пример АМ инициации (начало урока)
Метод “Пусть говорят”. Педагог озвучивает эпиграф урока, слова выдающихся людей и просит обучающихся ответить на вопрос: “Как вы понимаете эти слова?” Эпиграф выбирает неслучайно. Он должен отражать или содержание урока, или деятельность обучающихся на занятии. Затем предлагает обучающимся придумать свой эпиграф, так чтобы он означал тоже, что и авторское изречение.
Метод “Посвящается уроку”. Озвучивает приветствие собственного сочинения, свои пожелания и просит ребят сочинить свое приветствие, используя первую строку своего приветствия, пожелания.
Пример АМ определения целей
Метод «Инструментальный пазл». На общем столе в произвольном порядке расположены следующие предметы: книга, блокнот, флэш-карта, лазерный диск, фотография, тетрадь для нот, зубная паста. Преподаватель озвучивает предметы. Обучающимся предлагается найти лишний предмет и ответить на вопросы: «Почему этот предмет лишний? Для чего могут быть использованы оставшиеся предметы?» (для хранения информации).
Затем преподаватель спрашивает у группы: «Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? Каковы цели нашего урока?» (обучающиеся формулируют тему урока, озвучивают цели, преподаватель при необходимости дополняет ответы ребят).
Пример АМ вхождения или погружения в тему
Обучающиеся самостоятельно формулируют тему урока, сообщают цели урока. Здесь используются такие методы, как “Разгадывание кроссворда”, “Незаконченная фраза”.
Метод “Заморочки из бочки”. Вынимает по одному предмету из бочки, а обучающиеся должны как можно быстрее догадаться, о чем пойдет речь на уроке. Пример АМ выяснения ожиданий и опасений
Такие методы, как “Дерево ожиданий”, “Дерево желаний”, “Разноцветные листы”, “Ковер идей”, “Что у меня на сердце”, “Фруктовый сад”, “Вырасти цветок” и другие позволяют эффективно выявить ожидания и опасения, и постановку целей обучения.
Метод «Прогноз погоды». Заранее готовятся два плаката: на одном нарисовано яркое красивое улыбающееся Солнышко, на другом мрачная серая Туча. Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги желтые солнышки и серые тучки.
Преподаватель предлагает обучающимся определить, что они ожидают от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, способы работы на уроках, атмосфера в группе, отношение преподавателей и одноклассников…
Свои ожидания обучающимся предлагается написать на солнышках, а опасения - на тучках. Те, кто записал, подходят к соответствующим плакатам и прикрепляют свои ожидания и опасения. После того как все обучающиеся прикрепят свои солнышки и тучки, преподаватель озвучивает «прогноз погоды» на урок и подводит итог.
Пример АМ презентации учебного материала
Метод «Инфо-угадайка». На стене прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, педагог вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения.
Продолжение приложения 2
Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем педагог раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, педагог вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.
Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.
Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией педагога и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию.
Метод «Инфо-шотик». Ребята разбиваются на группы, разбирают цветные маркеры (можно цветные ручки). Преподаватель демонстрирует мультимедийную презентацию, например, по теме «Основные компоненты компьютера и их функции». Обучающиеся смотрят, слушают и записывают основное по секторам ватмана (склеенных листов), что считают важным.
Пример АМ организации самостоятельной работы над темой
Метод «Автобусная остановка». Преподаватель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы. Участники разбиваются на группы по числу вопросов.
Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Преподаватель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты.
Затем по команде преподавателя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут и т.д. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя.
Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал.
В завершении преподаватель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Метод «На линии огня». Обучающиеся делятся на две команды. Одна команда отвечает за аргумент «за», другая за аргумент «против». Команды начинают дискуссию по предлагаемому преподавателем вопросу. Одни называют только доводы в пользу, другие – против этого. Каждый старается убедить противника в своей правоте. Через 2-4 минуты противники меняются местами и меняют аргументацию на противоположную.
Метод сигнальных карточек «Светофор». Обучающиеся показывают зеленую сигнальную карточку, если работа выполнена, красную – если нужна помощь.
Пример активных методов релаксации
Метод «Земля, воздух, огонь и вода». Преподаватель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.Воздух. Обучающиеся начинают дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Обучающиеся делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем несколько раз зевнуть. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода.
Земля. Теперь обучающиеся должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Преподаватель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть вверх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте.
Огонь. Обучающиеся активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Преподаватель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.
Продолжение приложения 2
Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Обучающиеся просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.Пример АМ для завершения образовательного мероприятия
Можно использовать такие АМ, как «Ресторан», «Все у меня в руках», Мухомор», Все дело в шляпе» и др. Эти методы позволяют эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.
Метод «Ресторан». Преподаватель предлагает обучающимся представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
Метод «Все у меня в руках». Обучающиеся рисуют на листах бумаги свою руку, обводя ее контур, и вписывают внутри контура ответы на вопросы:
Большой палец – над этой темой я хотел еще бы поработать.
Указательный палец – я узнал все, что хотел.
Средний – мне совсем ничего не понравилось.
Безымянный – психологическая атмосфера на уроке.
Мизинец – мне захотелось…
Метод «Все дело в шляпе». Обучающиеся передают друг другу шляпу (другой предмет), по сигналу преподавателя тот, у кого осталась шляпа (другой предмет), анализирует свою работу на уроке или ставит оценку тем, кто работал у доски, и обосновывает ее.Пример АМ рефлексии
Метод “Мудрый совет”. Группа студентов пишет в конце урока совет тем обучающимся, которые ещё не совсем поняли тему урока, либо пишут напутствие на выполнение домашнего задания.
Метод “Цветик-семицветик”. Обучающиеся отрывают лепестки понравившегося цвета и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка.
Метод “Итоговый круг”. Преподаватель даёт минуту. Подготовленные члены группы встают в круг, задают вопросы обучающимся других групп, а те в свою очередь отвечают (работают по кругу). Этот метод помогает эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для преподавателя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от обучающихся позволяет преподавателю скорректировать урок на будущее.
Метод “Дневник истории”. Обучающиеся, у которых на уроке что-то получилось впервые, делают запись в этот дневник, фиксируют свои открытия.
Приложение 3
Пример использования технологии модерацииТема урока: «Архитектура ЭВМ»
ПОДРОБНАЯ ПРОГРАММА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
на основе технологии модерацииДисциплина Информатика
Курс 1
Этап ПодэтапВремя Формы и методы обучения Подробное описание
Интеракция Приветствие 2 мин Приветствие, беседа с дежурным. Отметка отсутствующих Цель: Настроить группу на рабочий режим.
Группы: все участники
Проведение:
Студенты встают. Дожидаются полной тишины. Приветствие. Молча, садятся.
Вхождение Оглашение темы 3 мин Презентация Цель: познакомить студентов с темой урока
Группы: все участники
Проведение: Запустить презентацию. (Демонстрируется слайд 1. Титульный). Громко и четко озвучивается тема урока
Сейчас вы видите план в соответствии, с которым нам предстоит сегодня работать. (Демонстрируется слайд2)
Формирование ожиданий учеников Формирование целей 5 мин Метод «Иллюстрированные ожидания» Цель: целеполагание
Группы: объединиться в пары
Проведение: Студенты высказываются о том, что они ожидают в процессе изучения темы и какие опасения испытывают. Выбранный иллюстратор во время выступления подготовит в графическом редакторе небольшой набросок, изображающий сказанное.
Интерактивная лекция Объяснение нового материала 55 мин Метод «Презентации» Цель: познакомить обучающихся с архитектурой ЭВМ
Группы: все участники
Проведение: Студенты конспектируют основные определения. В группе находится разобранный компьютер. Студентам требуется, после записи очередного определения компьютерных комплектующих, показать эту деталь на примере (разобранный компьютер).
Продолжение приложения 3
Эмоциональная разрядка Упражнение 5 мин Физкультминутка «Упражнения для глаз» Цель: переключить внимание
Группы: все участники
Проведение: Закрыть глаза, расслабить мышцы лба.
•Моргать в течении 1-2 мин.
•В течении 10 с несколько раз сильно закрыть глаза .
•В течении 10 с менять направление взгляда: прямо, вправо, влево, вверх, вниз.
• Прикрыть ладонями глаза, скрестив пальцы в центре лба. Полностью исключить доступ света. На глаза и веки не нажимать. Расслабиться, дышать свободно. Побыть в таком положении 2 мин.
Проработка содержания темы Отработка 15 мин Метод «Понятие- Определение» Цель: Закрепить знания
Группы: все участники делятся по два человека
Проведение: Работа в паре. Один студент придумывает описание свойства компьютерных комплектующих, а другой показывает эту деталь на примере. Затем меняются ролями. (Например: 1 участник: «Устройство для передачи информации по каналам связи». 2 участник: показывает модем)Подведение итогов Закрепление 5 мин Метод «Наш новый компьютер» Цель: Подвести итог
Группы: все участники
Проведение: Подведение итогов работы, определение каждым участником того, что было полезным, а что оказалось бесполезным.
Контуры технических устройств с записями обучающихся.
«Монитор» – что увидел нового на уроке, «клавиатура» – чему научился, «процессор» – что понял, «мышка» – эмоции.Рефлексия 10 мин Метод «Вопрос- Ответ» Цель: подвести итоги занятия и дать каждому возможность высказаться.
Группы: все участники
Проведение: Преподаватель: «Если остались вопросы, задайте». Студенты задают вопросы. Преподаватель объясняет.
Продолжение приложения 3
Иллюстрированные ожидания по теме «Архитектура ЭВМ» у обучающихся выглядят так:
50800867410009944102555875001594485255587500204216024961850020421601915160002042160136271000181165573406000 -326390410210Смогу все запомнить?
00Смогу все запомнить?
462811250463Столько иностранных слов
00Столько иностранных слов
10668041465500
Активные методы подведения итогов и рефлексии
Метод «Компьютер, который создали мы»
Сущность Форма выражения Что развивает Пример
Подведение итогов работы, выяснить с каждым студентом, что было понятно, и что нет. Контуры технических устройств с записями студентов
Метод развивает умение , общие компетенции, осмысление своих действий. «Монитор» – новое на уроке, «клавиатура» – чему научился на уроке
«процессор» – что понял на уроке
«мышка» – эмоциональная атмосфера на уроке.
Приложение 4
Наглядное сопровождение доклада (слайды)
Слайд 1 Слайд 2
Слайд 3 Слайд 4
Слайд 5 Слайд 6
Слайд 7Слайд 8
Продолжение приложения 4
Слайд 9Слайд 10
Слайд 11Слайд 12
Слайд 13 Слайд 14
Слайд 15 Слайд 16
Продолжение приложения 4
Слайд 17 Слайд 18
Слайд 19 Слайд 20
Слайд 21 Слайд 22
Слайд 23 Слайд 24
Продолжение приложения 4
Слайд 25 Слайд 26
Слайд 27 Слайд 28
Слайд 29 Слайд 30