Статья Рефлексия как инструмент развития универсальных учебных умений и действий
Рефлексия как инструмент развития универсальных учебных действий на уроках физики
Ивлева Т. И.,
учитель физики ГКОУ Нижнетагильская ВШ № 2, г. Нижний Тагил
Особенностью ФГОС является их ориентация на универсальные учебные действия. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование УУД, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Для школьников создается возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения т. е. умения учиться.
Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик[5]. Выделяется 4 вида универсальных учебных действий: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.
Личностные (рефлексивные) — личностное самоопределение, ценностно-смысловую ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание (то есть умение ответить на вопрос «Что такое хорошо, что такое плохо?»), смыслообразования (соотношение цели действия и его результата, то есть умение ответить на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?») и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Рефлексия является мощнейшим инструментом саморазвития личности. Рефле́ксия — обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности.
В отечественной психологии рефлексивное знание как результат осмысления субъектом своей жизнедеятельности рассматривается Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном и др. Экспериментальному исследованию личностного аспекта рефлексии посвящены работы Н.И. Гуткиной, Е.Р. Новиковой, Н.И. Семенова, С.Ю. Степанова, А.Б. Холмогоровой, В.К. Зарецкого [2].
Рефлексивное управление образовательным процессом связано с такими факторами влияния на развитие личности, при которых человек осознает смысл своих действий. Самосознание является исходным началом мотивации, которое усиливается по мере развития потребностей, и, прежде всего образовательных. Вслед за глубоким самосознанием начинают развиваться процессы: самоопределения – самовыражения – самоутверждения – самореализации - саморегуляции. Все эти глубинные психические процессы и составляют рефлексивную природу саморазвития личности. Ученики не просто осознают сделанное, они осознают способы деятельности, знания, умения, отношения к ним, пути взаимодействия с членами содружества (класса, группы). Без такой фиксации у школьника не возникает и не может возникнуть необходимость что-либо познавать и понимать. Важное требование - формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Рефлексивной деятельности необходимо обучать. Техника рефлексивной работы включает приёмы рефлексивного выхода, т.е. такого поворота сознания, в результате которого человек видит себя и свою ситуацию извне, с позиции наблюдателя, исследователя. Рефлексивной деятельности можно учить учащихся через выполнение учебных заданий в ходе урока. К средствам осуществления рефлексии относятся схемы, таблицы, формулы, чертежи, графики. То есть всё то, что позволяет зафиксировать в той или иной форме совершённые действия и установить наличие (или отсутствие) связей между ними.
Главной характеристикой учебных заданий этого вида является использование различных способов схематизации совершённых действий. Поэтому, когда учащиеся выполняют рисунок к условию задачи, строят чертеж, читают график, объясняют схему, они развивают свои рефлексивные умения.
Задания на фиксацию знания о незнании, например, на этапе совместного формулирования темы и задач урока также способствуют развитию рефлексивных навыков. При решении физических задач ученику необходимо выделить принципиально новые условия в задаче; проанализировать имеющиеся у него знания и умения на предмет несоответствия новым условиям; определить необходимую ему информацию (каких знаний и умений не хватает) для решения задачи.
Задания на выяснение оснований собственных действий. Задания такого рода должны содержать в себе требование обосновать совершённые действия. Поэтому в текст целесообразно включить следующие вопросы:
- Объясни, почему ты выполнял именно такие действия при решении задачи?
- Можно ли было выполнить другие действия?
- От чего это зависело?
Развивают рефлексивные умения задания, относящиеся к выполнению логических операций анализа, синтеза, классификации, обобщения, установления аналогий.
Безусловно, существует еще множество других приемов осуществления рефлексии средствами предмета. Например, прием резюме, эссе, мини-сочинения. Данный вид целесообразно проводить по окончании изучения темы, проведения семинара, конференции, дидактической игры. Участникам взаимодействия предлагается на отдельных листах бумаги написать небольшие по объёму тексты на темы: «Как я оцениваю результаты семинара», «Что мне дало участие в конкурсе», «Во время обсуждения я приобрел …», «Данная проблема для меня – это…», «Конференция заставила задуматься». С помощью таких вопросов происходит осознание обучающимися собственной деятельности. Это можно делать устно, можно в виде письменного анкетирования. Учитель может организовать эвристическую беседу, используя вопросы на восстановление исполненной деятельности, критическое отношение к ней. Например, после изучения новой темы, участия в олимпиаде. После ученикам предлагается подумать о результатах и ответить на следующие вопросы: «Что вы ожидали от урока и что получилось?», «Какие события вызвали наиболее яркие впечатления?», «Была ли польза от такого рода работы?», «В чем вы видите собственное приращение?» и т. п.
Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка сознательной внутренней рефлексии к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. В развитии рефлексивных навыков труда кроются резервы в повышении целенаправленности обучения, активизации его методов, также усилении его мотивации.
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. Особый упор делается на рефлексию деятельности, при этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.
Библиографический список:
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
2. Григорович М. В. Личностная рефлексия как фактор развития личности подростка // Молодойученый.—2011.—№6.Т.2.—С.92-94. 3. Семенов И. Н. Развитие проблематики рефлексии и ее изучение на факультете психологии Высшей школы экономики // Психология: Журн. Высш. шк. экономики. - 2007. - № 3.
4.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. - М.: Просвещение, 2010.
5. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя/ под ред. А. Г. Асмолова. - М: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).