Авторская методическая разработка внеклассного мероприятия: Мы этой памяти верны! (4 класс)
Классный час:
«Мы этой памяти верны…» для учащихся 3-4 классов.
Цель:
Формирование духовно - нравственных качеств личности.
Создание условий, способствующих воспитанию у младших школьников патриотических чувств, любовь к Родине, духовно – нравственных ценностей. Знакомство с героическим прошлом своего народа, своей семьи, своей страны.
Задачи:
Воспитание понимания значимости Победы 1945 года, гордости за свою Родину, своих родных, близких, участников Великой Отечественной войны.
Способствовать развитию духовно – нравственных и патриотических чувств, уважение к историческому наследию своей Родины.
Образовательные результаты:
Личностные УУД:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Метапредметные УУД:
умение самостоятельно ставить цели, формулировать задачи, мотивировать свои познавательные интересы;
умение находить пути достижения цели, способы решения задач;
самостоятельно выстраивать план работы, вносить необходимые корректировки;
реально оценивать свои возможности , владеть основами самоконтроля;
формирование и развитие компетентностей информационно – коммуникационых технологий.
Оборудование: экран, проектор, ноутбук; презентация учителя, презентации учащихся, видеофрагменты по теме, звуковое оформление (метроном, музыкальные композиции: «Весна 45-го года», «Прощание Славянки», «Священная война», «День Победы», «От героев былых времён» - из к/ф Офицеры, «Солнечный круг») Ход классного часа.
Вступление. Звучит мелодия из к/ф «Офицеры»
У: Каждый год в преддверии мая, мы вновь и вновь обращаемся к истории нашей Родины, будоражим нашу память о прошлом наших дедов и прадедов. Бесконечной благодарностью и любовью в сердце, мы говорим о тех, кто ценой своей собственной жизни, дал нам возможность сегодня, расти под мирным небом, радоваться каждому рассвету, каждому новому дню.
- Ребята, как вы думаете, о чём наш классный час? (Ответы детей.)
Учитель: 22 июня 1941 года 190 сухопутных дивизий, 5000 самолетов и 200 военных кораблей Германии обрушили удар на нашу страну. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге.
Фонограмма: Голос Левитана о начале войны.
Фонограмма: «Священная война».
Ученик:
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие солдаты.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул им руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.
Учитель: Утро 22 июня было выходным днём. Выпускники радовались окончанию школы, мечтали о будущем, строили планы. Кто – то хотел стать инженером, кто – то строителем. Утреннюю тишину нарушил гул самолетов, лязг танков, пулеметные очереди, мощное вторжение боевой техники. Зазвучала незнакомая речь...По русской земле, уничтожая всё на своём пути, не щадя ни женщин, ни стариков, ни детей, шагали фашисты.
И вот, они, вчерашние школьники и школьницы, отложив свои планы на «после войны» встали в единый строй защитников Отечества.
Фонограмма: «Прощание Славянки».
Многим планам не суждено было сбыться, не многие вернулись с полей войны.
Ученик:
Летней ночью, на рассвете,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских —
Это значит — против нас.
Он хотел людей свободных
Превратить в рабов голодных.
Навсегда лишить всего.
А упорных и восставших,
На колени не упавших,
Истребить до одного!
Он велел, чтоб разгромили.
Растоптали и сожгли
Все, что дружно мы хранили,
Пуще глаза берегли.
Чтобы мы нужду терпели,
Наших песен петь не смели
Возле дома своего,
Чтобы было все для немцев,
Для фашистов-иноземцев,
А для русских и для прочих,
Для крестьян и для рабочих —
Ничего!
3.И от моря и до моря
Возмущенный встал народ
Дать отпор врагу — фашисту,
Защитить свой славный род.
Встали, с русскими едины,
Белорусы, латыши,
Люди вольной Украины,
И армяне, и грузины,
Молдаване, чуваши —
Все советские народы
Против общего врага,
Все, кому мила свобода
И Россия дорога! /С. Михалков/
У: От бескрайней равнины сибирской До полесских лесов и болот Поднимался народ богатырский, Наш великий, могучий народ! Выходил он: свободный и правый, Отвечая войной на войну, Постоять за родную державу, За могучую нашу страну!
Учитель: Небывалое сопротивление советского народа, очень злило фашистскую Германию. Вероломно напав на нашу страну, немцы разрушали всё на своём пути: жгли города, деревни, сёла. Многие, ни в чём не повинные люди, были сожжены заживо, иные зарыты в земле, замучены в застенках концлагерей. Там, где ступала «нога» фашиста, там «поселялись» смерть, страх, жестокость.
С войной, в каждый дом, в каждую семью пришли слёзы, плачь, потери родных и близких.
В стремлении освободить свою землю от фашистов советский народ не щадил себя ни на фронте, ни в тылу. На защиту своего Отечества встал и стар и млад.
Велик вклад в победу и тех, кто трудился в тылу,- женщин, стариков и детей. С 10- летнего возраста дети помогали взрослым. Они косили сено, боронили поля, сажали и убирали картофель. Многие из ребят работали на военных заводах, выполняли двойную норму. Порой дети спали по 2-3 часа здесь же, рядом со станком. Школьники собирали тёплые вещи для фронтовиков, выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях.
Ученик: Рассказ танкиста
Был трудный бой.
Все нынче как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей.
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей,
Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду ведрами - не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют...
Шел бой за улицу.
Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперед.
А он гвоздит - не выглянуть из башен,
И черт его поймет, откуда бьет.
Тут угадай-ка, за каким домишкойОн примостился, - столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
- Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка.
Я разведал... Я подползал, они вон там, в саду...
- Да где же, где?.. - А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу...
Был трудный бой.
Все нынче как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
Автор: А. Твардовский
Учитель: Женщины и старики убирали хлеб, лён, картофель, работали на животноводческих фермах, трудились на оборонительных заводах, военных госпиталях, воевали в партизанских отрядах. Каждый стремился хоть чем-то помочь фронту.
Ученик:
Разве погибнуть ты нам завещала,
Родина?
Жизнь обещала,
любовь обещала, Родина.
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Пламя ударило в небо —
ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь...» —
Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.
Просто был выбор у каждого:
я или Родина.
Самое лучшее и дорогое — Родина.
Горе твое — это наше горе, Родина.
Правда твоя — это наша правда, Родина.
Слава твоя — это наша слава, Родина! /Р. Рождественский/
Учитель: Эта война унесла 27миллионов жизней наших соотечественников, погиб каждый восьмой житель страны. Никогда раньше в истории войн не было такого количества совершенных подвигов, такого количества примеров мужества и героизма.
В 2012 году потомки защитников Отечества придумали проект «Бессмертный полк», который затем приобрёл масштабы Всероссийской акции. Бессмертный полк – это история личной семейной памяти, конкретных человеческих судеб, история солдата.
Ученик
Куда б ни шел, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты — рыбак, шахтер,
Ученый иль пастух, —
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня
Он сделал все, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберег. /М. Исаковский/
Вспомним всех поименно, горем вспомним
своим...
Это нужно —
не мертвым!
Это надо —
живым!
Р. Рождественский
Учитель: В рамках Всероссийской акции «Бессмертный полк», вы вели проектную работу по изучению истории своей семьи, родных, о тех, кто на полях сражений и в тылу врага ковал Великую Победу.
Что вам удалось узнать? Какие материалы был найдены? О чём ваша семья узнала во время подготовки проекта?
Выступления учащихся.
Фонограмма: «Весна 45-го года…».
Учитель: И вот он наступил – великий долгожданный день – День Победы. В апреле 1945 года начался штурм Берлина, руководил которым маршал Георгий Константинович Жуков. Красное знамя Победы развевалось над зданием рейхстага. День 9 Мая стал Днем Победы в войне с фашистской Германией. 24 июня 1945 года состоялся парад Победы на Красной площади.
Фонограмма: «День Победы».
Учитель: Ребята, какую дату великой Победы мы будем отмечать в этом году?
Ученик: Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память вечную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки. /А. Твардовский/
2. Люди!
Покуда сердца стучат, —
помните!
Какою ценой
завоевано счастье, —
пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет,
помните!
О тех, кто уже никогда не споет, помните!
Детям своим расскажите о них,
чтобы запомнили!
Детям детей расскажите о них,
чтобы тоже запомнили!
Встречайте трепетную весну,
люди земли.
Убейте войну,
прокляните войну, люди земли!
Мечту пронесите через года
и жизнью наполните!..
Но о тех,
кто уже не придет никогда, —
заклинаю, —
помните! /Р. Рождественский/
Учитель: Ребята, несомненно, и сегодня наш народ способен в случае беды встать на защиту своей Родины. Но наши деды и прадеды ценой своей жизни сделали всё, чтобы мы с вами жили в мирное время. Давайте будем помнить всегда, какой ценой завоевано счастье - жить в мире!
Фонограмма: «Пусть всегда будет солнце».