Формирование положительной мотивации на уроках русского языка в классах с инклюзивным обучением


Формирование положительной мотивации на уроках русского языка в классах с инклюзивным обучением.
Предмет «Русский язык» имеет огромное значение в становлении личности учащихся, поскольку свободное владение русским языком – надежная основа каждого человека в его жизни, труде и творчестве. Успешное изучение предмета позволяет обеспечить тот познавательно – мировоззренческий потенциал, который дает учащемуся возможность познания действительности, самопознания, самоопределения личности в окружающем мире. Владение учащимися устной и письменной речью способствует успешному изучению других предметов.
На что же нужно ориентироваться, чтобы успешно изучить предмет «Русский язык» в классах с инклюзивным обучением?
В первую очередь нужно формировать и развивать положительную мотивацию учения. Этому способствуют:
- создание условий, комфортности для учащихся на уроках;
- установка на успех;
- спокойный тон на уроке, взаимоуважение, взаимопонимание;
- организация разных видов деятельности;
- чередование устной и письменной работы;
- индивидуальная и дифференцированная работа;
- нетрадиционная форма урока;
- физминутки;
- коллективные, групповые работы;
- привлечение к оценочной деятельности и формированию у них адекватной самооценки;
- уважение к результатам деятельности детей в сочетании с разумной требовательностью; - применение метода поощрения.
В классе с инклюзивным обучением я работаю второй год. Для достижения успеха на уроке и результативности учитываю индивидуальные особенности и возможности каждого ученика. А для того чтобы учащиеся по- настоящему включились в работу, проявляли познавательную активность, в ходе учебной деятельности перед ними ставлю понятные им задачи и цели.
В классах с инклюзивным обучением учатся обычно неусидчивые дети с неустойчивым вниманием. У некоторых учащихся очень низкий уровень усвоения знаний.
Исаева Даният Магомедовна 244-964-392
На выполнение письменной работы тратят много времени, пишут очень медленно, испытывают сложности при запоминании правописания слов. Не все сразу находят в учебнике изучаемый параграф, нужный материал, устные ответы иногда бывают бессмысленные, читают очень медленно, долго вспоминают правила, понятия, термины. Например, не все различают части речи и члены предложения, плохо производят синтаксический разбор предложений, путают падежи. При работе с детьми с инклюзивным обучением требуется большое терпение и внимание к ним, поддержка, помощь и поощрение со стороны учителя. На каждом уроке нахожу моменты, за что можно их поощрить, похвалить, потому что такие дети радуются и самому маленькому успеху, тем самым у учащихся появляется интерес к учению, активность на уроках.
Формировать положительную мотивацию учения можно на всех этапах урока.
Иногда урок начинаю с орфографической работы: дети сначала устно отгадывают загадки, затем записывают ответы, графически объясняя в них орфограммы. Или же в начале урока поле записи с доски числа, темы прошу детей подчеркнуть в них все изученные орфограммы, объяснить их. В отдельной тетради проводим списывание небольшого текста, затем осуществляем взаимопроверку. Учащиеся тщательно проверяют работы, потому что чужие ошибки легче находить, чем свои. Такое списывание развивает орфографическую и пунктуационную зоркость учащихся, дает возможность сравнивать свои же работы и видеть успехи и неудачи, отслеживать свою грамотность. Интересна учащимся и речевая разминка, проводимая в начале урока. Все эти виды деятельности активизируют внимание и интерес учащихся в начале же урока.
Иногда прошу учащихся, хотя они слабые, самостоятельно изучить тему (если она легкая) и выступить в роли учителя. Не всегда у них хорошо получается, но видно их старание объяснить новую тему. При этом заметна душевная радость, удовлетворение учащегося. На начальном этапе урока могу актуализировать мотивы предыдущих достижений и усилить мотивы ориентации на предстоящую работу, на изучение новой темы. Например, сказать учащимся, что они хорошо усвоили тему «Написание не с существительными». Попросить самостоятельно прочитать тему «Не с прилагательными», определить, чем схожи правила, и в чем их различие. Такую же работу можно провести и при изучении тем «Написание О,Е в окончаниях и суффиксах существительных», «Написание О,Е в окончаниях и суффиксах прилагательных» и других тем. На данном этапе работы учу детей составлять тексты- рассуждения, чтобы сами выдвигали тезис, приводили аргументы, делали вывод.
Исаева Даният Магомедовна 244-964-392
При закреплении изучаемой темы можно подкрепить и усилить возникшую у детей мотивацию. На этом этапе урока я ориентируюсь на познавательные мотивы, вызывая интерес к выполнению упражнений. При этом использую разные виды и формы деятельности: чередование устной и письменной, легкой и сложной работы, элементы нетрадиционной формы урока. С большим удовольствием дети выполняют задания в игровой форме, решают проблемные вопросы. У них проявляется интерес, желание работать на уроке. Также интересна им парная, групповая форма работы.
На завершающем этапе урока важно показать учащимся, над чем еще им нужно поработать, важно, чтобы в конце урока у них возникла положительная установка на дальнейшее учение.
На каждом этапе урока создаю условия для положительного отношения учащихся к учебе. Учу доводить начатое дело до конца, ставить перед собой цель и достигать ее. При объяснении нового материала или же при его повторении использую наглядный материал (таблицы), для лучшего запоминания вместе с учащимися составляем алгоритмы по темам, использую ассоциативные примеры. В шестом классе при изучении суффиксов
–чик, -щик на доске пишу слово «джазист» и прошу детей найти связь между данным словом и правописанием этих суффиксов. Учу детей быть уверенными, при выполнении заданий не бояться трудности. Вследствие такой системы работы у учащихся снижается уровень тревожности, и они чувствуют себя на уроке свободно, комфортно.
Формировать и развивать мотивацию – значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащихся, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних стремлений самого ученика.
Каждый урок должен быть результативным, достичь этого можно только при условии, если привить у учащихся стремление к активной деятельности, при формировании и развитии положительной мотивации на уроках.
Исаева Даният Магомедовна 244-964-392