Профессиональный престиж различных профессий среди учащихся
Прекрасных профессий на свете не счесть.И каждой профессии слава и честь.Сегодня ты школьник, а завтра рабочий,Художник, ученый, моряк или зодчий.Для каждого нужное дело найдётся,Кто с детства всерьёз за работу берётся. Цели и задачи:Цель:Исследование особенностей выбора профессии учащимися.Задачи:1.Определить профессии, которые пользуются популярностью у обучающихся.2.Рассмотреть критерии выбора той или иной профессии.3.Охарактеризовать причины выбора профессий.4.Сделать анализ рынка труда по самым востребованным специальностям. В жизни каждого человека наступает момент, когда приходиться решать где продолжить образование или куда пойти работать, какую профессию выбрать в будущем. Актуальность этой проблемы отражена в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия; способны к сотрудничеству; отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью; обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.Выбор профессии – важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Часто бывает так: окончив профессиональное учебное заведение и начав работать, люди понимают, что это совсем не то, о чем они мечтали. А это влечет за собой разочарование, кризисы нереализованности, бесперспективности.Нам бы хотелось изучить мир профессий и выявить для себя более интересную. Вот почему проблема выбора будущей профессии актуальна и для нас. * * Изучение литературы Наблюдение Опрос Беседа Интервью Интернет Анкетирование Анализ литературы * Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессиюст.37 Диагоностика «Мои склонности» На основе данных опросника Е.А. Климова составим карту своих склонностей по отношению к различным типам профессий. Это будет характеристика вашего «Я» по отношению к типу профессии. Ч – Ч Ч – Т Ч - ПЧ - Х Ч - З ЯМногогранное «Человек - природа» Типы профессий по Е.А.Климову «Человек – техника» «Человек - человек» «Человек - знаковая система» « Человек – художественный образ» I .«Человек - природа» II .«Человек – техника» III. «Человек - человек» IV . «Человек - знаковая система» V. « Человек – художественный образ» При выборе будущей профессии необходимо учитывать факторы: Фактор МОГУ состояние здоровья;способности;уровень знаний;психологические особенности личности. Фактор ХОЧУ наши желания; интересы; склонности. Фактор НАДО Потребности рынка труда в кадрах Выбор профессии «Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы» Т. Карлейл Профессии в школе
Директор школы Секретарь Завуч Повар Учитель Дворник Библиотекарь Уборщица Психолог Завхоз Рейтинг популярных профессий Рейтинг менее популярных профессий Самые перспективные отрасли по исследованиям социологов 1. Информационные технологии 2. Телекоммуникации и связь 3.Земледелие 4. Производство лекарственных средств и аптечный бизнес 5. Банковская деятельность 6. Пищевая и перерабатывающая промышленность 7. Транспортные услуги 8. Финансовые услуги 9. Юридические услуги 10. Бытовые услуги 11. Металлургия 12. Производство алкогольной продукции 13. Энергетика 14. Животноводство 15. Коммунальные Специалисты, нужные обществу Учителя, врачи , водители, официанты,механики, дворники имножество других профессий Мотивы выбора профессии Какой выбор профессии следует считать успешным? ВозможностьВлечениеВостребованность Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние. 8 факторов выбора профессии /По Е.А. Климову/: Позиция старших членов семьи Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается жизнь их детей. Эта забота распространяется и на вопрос об их будущей профессии. Позиция товарищей, подруг Дружеские связи в юношеском возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Правильным будет решение, которое соответствует его интересам и совпадает с интересами общества, в котором живем. Позиция учителей, школьных педагогов Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя. Личные профессиональные планы Под планом в данном случае подразумеваются наши представления об этапах освоения профессии. Способности О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности. Уровень притязаний на общественное признание Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний. Информированность Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними. Склонности Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями. Ошибки при выборе профессии Неумение разобраться в склонностях и способностях Выбор по образу кого- либо или «за компанию» Внешние атрибуты, престижность,популярность, конечный результат Что мне поможет при выборе профессии? изучить глубже самого себя: в своих интересах, склонностях и способностях, особенностях своего характера и физических возможностях;прочесть побольше книг, статей, журналов о выбранной профессии;познакомиться с представителем выбранной профессии и побеседовать с ним;ознакомиться с учебными заведениями, в которых можно получить информацию и образование о выбранной профессии;быть настойчивым в достижении намеченной цели. Трудолюбие Ответственность Общительность Серьезность Исполнительность Честность Аккуратность Добросовестность Опрятность Необходимые качества сотрудника Диагностика исследовательской группы Определение профессиональной готовности (ОПГ)."Дифференциально-диагностический опросник" Климова Б.А.Сфера профессиональных предпочтений учащихся. По данным опросника в нашей группе –3 человека -относятся к типу «Человек – Человек», 1- к нескольким типам 1- «Человек – Техника» «Тип мышления» Диагностика по методике Дж.Брунера. По этой методике у нас 3 человека достаточно креативны, 2 человека обладают наглядно – образным мышлением «Профессиональные склонности» (Л.Йовайши) Благодаря этому опроснику мы поняли какие из профилей обучения нам больше всего подходят: 1.Физико – математический, 2.Гуманитарный, 3.Информационно – технологический. Личностный опросник Г. Айзенка (определение темперамента) Из этих тестов мы узнали к какому темпераменту мы относимся "Коммуникативные и организаторские склонности" В.В. Синявский, В.А. Федорошин Из этого опросника мы узнали, что наши коммуникабельные и организаторские способности со средним и высоким уровнями проявления у разных членов группы. «Готовность к выбору профессии»по В.Б. Успенскому Этот тест помог нам узнать о готовности к выбору профессии. Из этих методик можно сделать вывод, что каждому из нас подходят разные профессии: врач; логопед;юрист; учитель;программист. Профессии, связанные с географией Геолог Картограф Метеоролог Океанолог Землеустроитель Почвовед Эколог Найдите себя и будьте собой: помните, что на Земле нет другого такого человека, как Вы. Д.Карнеги * Реализация проекта * Бендюков М. А., Соломин И. Л. Ступени карьеры: азбука профориентации. СПб., 2006.Грецов А. Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. СПб., 2005.Грецов А. Г., Попова Е. Г., Бедарева Т. А. Мир профессий в спорте. Под ред. С. П. Евсеева СПб., 2007.Грецов А.Г., Бедарева Т.А., 100 популярных профессий – Спб, 2008 .Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии, или путеводитель выпускника. М., 2005.Рогов Е. И. Выбор профессии. Становление профессионала. М., 2003.Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М., 1998 г.http://www.profosvita.org.ua Ресурсы