Проверочные работы по русскому языку для 2 класса.
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида станицы Ленинградской Краснодарского края
Проверочные задания, упражне-
ния, тесты по русскому языку для 2 класса .
Учитель начальных классов:
Гурина Светлана Ивановна.
Содержание:
1. Повторение.
2. Звуки и буквы.
3. Слово, слог, перенос слова.
4. Шипящие и свистящие согласные.
5. Гласные после щипящих.
6. Звонкие и глухие согласные.
7.Мягкий знак на конце слова.
8.Большая буква в именах и фамилиях людей.
9. Названия предметов.
10.Названия действий.
11. Предлог как отдельное слово.
12.Предложение.
Пояснительная записка.
Пособие представляет систематизированный комплекс дидактических разноуровневых заданий, упражнений, тестов по русскому языку для 2 класса специальной(коррекционной) школы. Разработано с учётом психологических особенностей детей с интеллектуальной недостаточностью и учитывают знания и умения, заявленные государственной программой. Позволяющее всесторонне ознакомить детей с разделами родной речи - фонетикой, лексикой, грамматикой, формировать навыки правильного написания и произношения слов, словосочетаний, развивать речь учащихся в самом широком смысле, самостоятельность, прививать познавательный интерес к изучению русского языка, повысить культуру и выразительность речи.Материал систематизирован по тематическому принципу и соответствует последовательному освоению детьми программных требований по курсу русского языка в начальной школе, поэтому предложенные задания, упражнения и тесты могут применяться как на уроке в качестве дополнительной тренировочной работы, наполняя урочную деятельность занимательными и познавательными элементами, так и во внеурочной работе – на подготовках с воспитателями и внеклассных мероприятиях по предмету. Кроме того, в пособии после каждого задания даётся проверочный материал, который помогает ученику самостоятельно исправить ошибки допущенные в работе. Не учитель, сам ученик находит свои ошибки и исправляет их. Это способствует формированию самостоятельности, волевых усилий у ребёнка.
Предлагаемые проверочные упражнения, тесты и материалы контрольного списывания помогут учителю осуществить контроль знаний учащихся, а ребенку - осознать свои ошибки и работать над их исправлением.
1.Повторение
Задание1.
*Подумай, для чего человеку нужна речь.
*Вспомни, из чего состоит наша речь.
*Как на письме отделяется одно предложение от другого
__________________________________________________________________
Проверь себя.
Речь нужна людям для того, чтобы:
понимать друг друга,
рассказывать о чём-либо.
Наша речь состоит из предложений.
Предложения состоят из слов.
Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится:
точка,
вопросительный знак (?), восклицательный знак (!).
__________________________________________________________________
Задание2.
Составь схемы слов. __________________________
___________ ________________ ________________ _____________
__________________________________________________________________
Задание 3.
Волшебная цепочка.
*Как превратить кошку в мышку? Меняй в каждом слове по одной букве.
Кошка — ..ошка — .. ..шка.*Запиши цепочку слов.
*Подумай, что общего во всех словах.
*Прочитай слова.
Норка, мышка, кошка.
*С каждым из слов составь предложение.
*Используй графические схемы. Запиши предложения.
_________________________________________________________________
Проверь себя.
• Кошка — мошка — мышка.
Вот норка. Там живёт мышка. Кошка ждёт мышку.
__________________________________________________________________
Задание4.
*Составь из данных слов предложения.
*Прочитай рассказ.
Ворона и шар.
высоко, над, поднялся, шар, домом, поймала, ворона, его. к ветке, она, шар, клёна, привязала, шар, загрустил.
*О чём идёт речь в рассказе?
*Запиши текст. Начало предложения пиши с большой буквы. В конце ставь точку.
*Как закончить текст? Выбери предложение и запиши.
Ворона была рада.
Шар отвязался и улетел.
Ворона отпустила шар на волю.
__________________________________________________________________
Проверь себя.
Ворона и шар.
Шар поднялся высоко над домом. Ворона поймала его. Она привязала шар к ветке клёна. Шар загрустил.
2. Звуки и буквы
Задание1.
Напротив правильных вариантах ответов необходимо заштриховать кружок.
Тест.
1. Мы слышим и произносимО Буквы О ЗвукиО Слова2. Мы пишем и видим О БуквыО ЗвукиО Слова3. Звуки (А) (О) (И) - это О Согласные О Гласные О Разные звуки4. Звуки (К) (Т) (З) - этоО Согласные О Гласные О Разные звуки8. Найдите слово, в котором букв больше чем звуковО Мальчик О Подъем О Дом
__________________________________________________________________
Задание2.
Подчеркните в словах гласные буквы.
Морковь, пятница, весна, ёлка, снежинка, подруга, зима, книга, юбка, ласточки
_______________________________________________
Задание3.
Подчеркните в словах согласные буквы.
Экскурсия, рука, чайник, дворник, шмель, щука.
2. Звуки и буквы
Задание1.
Напротив правильных вариантах ответов необходимо заштриховать кружок.
Тест.
1. Мы слышим и произносимО Буквы О ЗвукиО Слова2. Мы пишем и видим О БуквыО ЗвукиО Слова3. Звуки (А) (О) (И) - это О Согласные О Гласные О Разные звуки4. Звуки (К) (Т) (З) - этоО Согласные О Гласные О Разные звуки8. Найдите слово, в котором букв больше чем звуковО Мальчик О Подъем О Дом
__________________________________________________________________
Задание2.
Подчеркните в словах гласные буквы.
Морковь, пятница, весна, ёлка, снежинка, подруга, зима, книга, юбка, ласточки
Проверь себя.
Морковь, пятница, весна, ёлка, снежинка, подруга, зима, книга, юбка, ласточки.
Задание3.
Подчеркните в словах согласные буквы.
Экскурсия, рука, чайник, дворник, шмель, щука
_____________________________________________________________
Проверь себя.
Экскурсия, рука, чайник, дворник, шмель, щука
_________________________________________________________________
Задание4.
1. Поставь знак ударения
в словах. Подчеркни
буквы, обозначающие
безударные гласные
звуки.
Река, цветок, берег, сосна, вода, мяч, весёлый.
2.Выпиши слова, в
которых не надо ставить
знак ударения:
Кот, сомы, рот, деревья,
лещ.
3.Подбери проверочные
слова (измени количество
предметов), вставь
безударные гласные.
… - м…сты,
… - д…жди,
… - з…мля,
… - ч…сы.
3. СЛОВО, СЛОГ, ПЕРЕНОС СЛОВ
Задание1.
Может ли быть слог из одного согласного звука? А из одного гласного?
Как нужно переносить слова?
Какие слова переносить нельзя?
__________________________________________________________________
Проверь себя.
В каждом слоге есть гласный звук.
В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.
Слог не может состоять из одного согласного звука.
Слог может состоять:
из одного гласного звука,
из гласного и одного согласного,
из гласного и нескольких согласных.
Слова с одной строки на другую переносятся по слогам. Одну букву нельзя:
оставлять на строке,
переносить на другую строку.
Слова из одного слога не переносятся.
Слоги из одной буквы не переносятся.
______________________________________________________________
Задание2.
Прочитай.
Раз — котёнок самый белый, Бим
Два — котёнок самый смелый, Тим
Три — котёнок самый умный. Барсик Снежок
ПушистикПрочитай справа клички котят.
В кличках животных выдели слоги.
Замени подчёркнутые слова кличками:
первая кличка — из одного слога,
вторая кличка — из двух слогов,
третья кличка — из трёх слогов.
Запиши предложения, которые у тебя получились.
________________________________________________________________
Проверь себя.
Бим — котёнок самый белый, или
Тим — котёнок самый белый. Барсик — котёнок самый смелый, или
Снежок — котёнок самый смелый. Пушистик — котёнок самый умный.
1. Выбери правильные варианты переноса слова крокодил
Кро – кодилК – рокодилКроко – дилКрокоди – л
2. Выбери слова, которые можно перенести с одной строки на другую
Оса, пенал, осень, снег, уши, урожай, дождь, цветы.
3. Выбери слова, которые разделены для переноса правильно
Ре – бята, по – ю, ду – ет, вес – на, у – ченик, улит – ка.
_________________________________________________________________
Проверь себя.
*Кро – кодилКроко – дил*Пенал, урожай, цветы.
*Ре – бята, ду – ет, вес – на, улит – ка.
________________________________________________________
4.Шипящие и свистящие согласные.
Шипящие согласные.
Задание1.Скажи, кто нарисован.
Чётко произнеси первый звук в каждом слове.
Спиши слова, вставь пропущенные буквы.
..ерепаха, ..ук, ..мель, ..енок.
Подчеркни первые буквы в словах. Назови их.
_________________________________________________________
Проверь себя.
Черепаха, паук, шмель, щенок.
Запомни!Ж, ш, ч, щ — шипящие согласные.
_____________________________________________________________
Задание 2. Прочитай.
Ветерок берёзке чёлку растрепал,Залетел к букашке в щёлку и пропал.
Выпиши выделенные слова.
Подчеркни в них разные шипящие.Чётко произнеси шипящие звуки.
Проверь себя. Чёлку, щёлку.
______________________________________________________
Свистящие согласные.
Задание 1. Скажи, кто нарисован.Чётко произнеси первый звук в каждом слове.
Спиши слова, вставь пропущенные буквы.
..ова, ..мея, ..ыплёнок.
Подчеркни первые буквы в словах. Назови их.
________________________________________________________
Проверь себя.
Сова, змея, цыплёнок.
Запомни!С, з, ц — свистящие согласные.
_________________________________________________________________
5. Гласные после щипящих
Задание 1.Прочитай.
Звон ч...стой капели будил рощ.. . Вот большущ....я
лужа. Храбрая ворона купалась в ней.
Спиши. Вместо точек вставь пропущенные буквы. Перечитай ещё раз текст.
Какую картину можно нарисовать? Выбери предложение для подписи.
Проверь себя____________________________________________________
• Звон частой капели будил рощу. Вот большущая лужа. Храбрая ворона купалась в ней.
& Весна пришла в рощу, или
Звон частой капели будил рощу.
_____________________________________________________________
Задание 2.Прочитай.
застучали, частые, земле, капли, по, дождя, вышел, гусак, Чапа, во, двор, кругом, лужи.
он, по, важно, лужам, ходить, стал.
Составь и запиши из слов предложения. Подчеркни сочетания ча и жи.
Прочитай заголовок.
Выбери и запиши подходящие предложение Гусак Чапа.
Подчеркни слова с сочетанием ча.
__________________________________________________________________
Проверь себя.
Застучали по земле частые капли дождя.
Во двор вышел гусак Чапа. Кругом лужи.
Он важно стал ходить по лужам.
Гусак Чапа.
Во двор вышел гусак Чапа. Он важно стал ходить по лужам.
______________________________________________________________
Задание 3.
Прочитай, составь предложения.
С, крыши, ком, на, упал, снега, землю, последний. Горка, потекла.
Надо, санки, лыжи, и, убирать.
Запиши предложения.
Подчеркни слова, в которых есть сочетание жи или ши.
Каким предложением можно закончить текст? Выбери и запиши предложение.
У крыльца большой сугроб. Кругом лужи. Идёт снег. Мама купила Алёше коньки. Зиме конец. На дворе весна.
Подчеркни гласную букву после шипящей.
_________________________________________________________________
Проверь себя.
С крыши на землю упал последний ком снега. Потекла горка. Надо убирать санки и лыжи.
Кругом лужи, или
Зиме конец, или
На дворе весна.
_____________________________________________
Задание 4.
Напиши по пять слов на каждое правило.
ЖИ - ШИ ЧА - ЩА ЧУ – ЩУ
_______________ ______________ ______________
_______________ _____________ _____________
________________ ______________ ______________
________________ ______________ _____________
_________________________________________________________________
Диктанты.
1. У нас живут ёжик и мыши. Ёжик шипит. Наши малыши ждут каши. на ужин. (12)
2. Вот шиповник. Хороши душистые цветы! Около цветов шипы. (8)
3. Журчат ручейки. Зеленеет роща. Маша видела грача. Трещат сороки. Встречай весну! (11)
1. Я решаю задачу. Я ищу ответ. Потом я учу правило. (10)
3. Я тащу чучело на огород. Я выращу овощи. Они будут чудо как хороши. (13)
6. Звонкие и глухие согласные
Тест.
Дополните:
Согласные звуки, состоящие из голоса и шума, называются…
Правильные варианты ответа: звонкими, звонкие
Дополните:
Согласные звуки, состоящие из шума, называются…
Правильные варианты ответа: глухими, глухие
Допиши букву.
Диктанты.
Игра.
Дети встали в круг. Они играют. Миша — волк. Волк ловит гусей. Один гусь у волка. (16сл.)
Ваня.
Ваня нес хлеб. Он устал. Сел Ваня под куст и уснул. А Рекс тут как тут. Ест пес хлеб и рычит. (22сл.)
Зимой.
Был мороз. Выпал пушистый снег. Дети взяли коньки и лыжи. Они вышли в парк. Там горка и пруд. Хорошо зимой!(21сл.)
7.МЯГКИЙ ЗНАК (Ь) НА КОНЦЕ СЛОВА.
Задание 1. Прочитай слова. Чётко произноси согласныена конце слов.
Сом, семь, кровать, халат, нос, лось, огонь, вагон.
Сначала выпиши слова с твёрдым согласным назатем с мягким согласным.
Какая буква помогла на письме мягким согласным?
______________________________________________________
Проверь себя. Сом, халат, нос, вагон. Семь, кровать, лось, огонь.
________________________________________________________
Задание2. Чётко прочитай пары твёрдых исогласных. Закончи ими слова.
р — рьл —
узо.. сту..
две.. кисе..
топо.. пена..
янва.. апре..
Запиши слова. После мягких согласных пиши мягкийзнак.
Придумай и напиши предложение со словом кисель.
Задание 3. Вставь н или нь.
Осе.., клё.., оле.., сло.., каме.., бана.., те.. .
Запиши слова. Подчеркни н и нь.
Проверь себя.
Осень, клён, олень, слон, камень, банан, тень.
Диктанты.
Зимой.
Охотник взял ружье и пошел в лес. За охотником бежит собака Ласка. Поднялась сильная вьюга. Хлопья снега быстро засыпали кусты. (21сл.)
Весна.
Весна пришла. Ласковое солнышко льет на землю тепло. Журчат веселые ручьи. По реке плывут льдины. На деревьях грачи вьют гнезда. (21 сл.)
Деревья.
Листья у всех деревьев разные. У дуба и клена листья узорные. У тополя края листьев ровные. Осенью деревья сбрасывают листья.22 сл.)
8.Большая буква в именах и фамилиях людей.
Задание 1.
Прочитай.
У Миши были сани. Маша и Петя сели в сани. Вези сани, Миша. А у Миши силы нету, устал.
Какая картина тебе представляется?
Посмотри на схемы.
Выпиши подходящие предложения.
Почему отдельные слова в середине предложения написаны с большой буквы?
& Запиши первые три предложения. Дай свои имена детям. Подчеркни слова, которые записал с большой буквы._____
__________________________________________________________________
Проверь себя.
У Миши были сани. Маша и Петя сели в сани.
Имена людей всегда пишутся с большой буквы.
У Игоря были сани. Дарья и Фёдор сели в сани. Вези сани, Игорь.
Задание 2.
Прочитай. Подбери клички животных.
Во дворе жили три собаки:... . Серёжа
запряг их в сани. Тройка бежала быстро.
Слова для справок:
Жук, Ласка, Стрелка, Типа, Лада, Пушок, Жучка, Трошка.
Какая картина тебе представилась?
Выбрал клички животных? Запиши текст.
Как ты понимаешь предложение: «Тройка бежала быстро»? Слово «тройка» замени кличками собак.
Запиши предложение.
Проверь себя.____________________________________
Во дворе жили три собаки: Жук, Лада, Пушок. Серёжа запряг их в сани. Тройка бежала быстро.
Жук, Лада, Пушок бежали быстро.
__________________________________________________________________
Диктанты.
Пес Гром.
Это наш дом. У дома пес Гром. Пес лает на Леву.(13сл.)
Шарик.
Теплый день. Марина и Коля гуляют. С ними Шарик. Коля бросил Шарику палку. Шарик принес палку детям.(18сл.)
Наш буфет.
В школе есть буфет. Люба Климова и Кира Рябова — дежурные. Женя Павлов ел кашу. Лена Круглова пила молоко. В буфете чисто.(23 сл.)
9. Название предметов.
Тесты.
Напиши в левый столбик слова, слова отвечающие на вопрос что?, в правый - на вопрос кто?
Морковь, рабочий, корова, дом, сад, ворона, ученик, одежда, Оля, капуста
Прочитай текст, выпиши слова, отвечающие на вопрос кто?
Пришла тёплая весна. На реке треснул лёд. По воде плывут льдины. Над рекой кружили птицы. Пищали утки, чайки.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.
Напиши, каких ты знаешь животных и дай им клички.
____________________________________________________________
_____________________________________________________________
__________________________________________________________________ Задание 4.
Дополни предложение словами, отвечающие на вопрос что?
В нашем саду растут___________________________________
________________________________________________________________
Задание 5.
Составь предложение и запиши их.
Бурёнка, на, паслась, корова, лугу.
Кошки, были, Мурки, котята, у, Мурзик, и Васька.
__________________________________________________________________ Проверь себя.
Корова Бурёнка паслась на лугу. У кошки Мурки были котята Мурзик и Васька.
____________________________________________
Диктанты.
10.Название действий.
Задание 1. Прочитай. О ком говорится в стихотво-рении?
3084830-405130Воробушки-деткиЖдут обед на ветке.Воробьиха, воробей,Прилетайте поскорей.
Что делают воробушки? Найди и подчеркни это слово.Что оно обозначает?
______________________________________________________________
Проверь себя.
Воробушки-деткиЖдут обед на ветке.Воробьиха, воробей,Прилетайте поскорей.
Задание2. Прочитай текст. Скажи, почему в лесушумно.
Что за шум в лесу? Сорока трещит. Синичка цвенькает.Лиса тявкает. Волк воет. Лось трубит. Это лесные жителивесну зовут.
Напиши, как сорока, синичка, лиса, волк, лось зовутвесну.
Подчеркни названия действий двумя чертами.
Проверь себя
Сорока трещит. Синичка цвенькает.
Лиса тявкает. Волк воет. Лось трубит.
______________________________________________________
Диктанты.
На реке.
Люба и Маша пасли утят на берегу реки. Вдруг в небе появился коршун. Он схватил одного утёнка. Девочки закричали.(22 сл.)
Пчёлы.
Пчёлы проснулись рано и полетели в поле. Там много цветов. Цветёт душистая липа. Около липы летают пчёлы. Они трудятся всё лето. Много мёду получаем мы от пчёл. (26 сл.)
В лесу.
Наш лес большой. В лес пришли дети. Они ищут грибы. Боря и Андрюша собрали много рыжиков и маслят. (20 сл.)
11. Предлоги.
Прочитай.
Мы предлогов много знаем.
Мы их все запоминаем: на лугу, у дома, в поле, с классом, от подруги, к школе, по тропинке, из берлоги — отдельно пишутся предлоги.
Задание 1.Запиши предлоги._______________________________________
Проверь себя.
На, у, в, от, по.
_______________________________________________________________
Задание 2.
Прочитай. Выдели предлоги.
Лиса живёт в норе. Заяц спит под кустом. Птенчик выпал из гнезда. Над цветком порхает бабочка. Мы читали сказку о животных.
2. Выпиши предложения с предлогами под, над, о.
_________________________________________________________________
Проверь себя.
Заяц спит под кустом. Над цветком порхает бабочка. Мы читали сказку о животных.
__________________________________________________________________
Задание 2.
Допиши слова по образцу.
Шнурки от ботинок. Крышка ... ... .
Пришить к платью. Приклеить ... ... .
Летит над городом. Вьётся ... ... .
2. Подчеркни предлоги.
_________________________________________________________________
Проверь себя.
Крышка от банки.
Приклеить к стенке.
Вьётся над домом.
_____________________________________________
Задание 3.
Вставьте нужный предлог с или из.
а) Компот ... яблок;
б)вернулся ... прогулки;
в)приедут ... города;
г)снять ... полки;
д)вынуть ... ящика;
Проверь себя.
а) Компот из яблок;
б)вернулся с прогулки;
в)приедут из города;
г)снять с полки;
д)вынуть из ящика;
_____________________________________
Задание 4.
Вставьте вместо точек нужные предлоги.
Шел восьмой час, когда ученик:
вышел … дому,
сошёл … крыльца,
пошёл … двору,
зашёл … ворота,
подошёл … газетному киоску,
отошёл … киоска,
дошёл … трамвайной остановки,
вошёл … трамвай,
и трамвай ушёл.
_________________________________________________________
Проверь себя.
Шел восьмой час, когда ученик:
вышел из дому,
сошёл с крыльца,
пошёл по двору,
зашёл в ворота,
подошёл к газетному киоску,
отошёл от киоска,
дошёл до трамвайной остановки,
вошёл в трамвай,
и трамвай ушёл.
Задание5.
Вставьте вместо точек нужные предлоги.
Рыхлый снег темнеет … марте,
Тают льдинке … окне.
Зайчик бегает … парте
И … карте … стене.
_______________________________________________________
Проверь себя.
Рыхлый снег темнеет в марте,
Тают льдинке на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте, по стене.
_______________________________________________________
12. Предложение.
Задание 1.
Прочитай.
Идёт весна-красавица.
Трещит на речке лёд.
Не нравится,
Не нравится Ему весны приход.
О чём нам сообщил автор?
Какая картина тебе представилась?
Выпиши предложение про весну-красавицу. Может ли оно быть заголовком к тексту? Почему?
Почему льду на реке не нравится приход весны?
Выпиши предложение, которое даёт ответ на вопрос.
Какую картину ты нарисовал бы к стихотворению? Какими словами из стихотворения ты подписал бы её? Запиши эти слова или предложения.
________________________________________________________
Проверь себя.Идёт весна-красавица.
Трещит на речке лёд.
Весна.
или
Идёт весна-красавица.
или
На речке лёд.
______________________________________________________
Задание 2.
Прочитай. Составь два разных по смыслу предложения.
Во дворе гуляют ____.
Во дворе гуляет_____ __ ______.
_______________________________________________________________
Проверь себя.
Во дворе гуляют дети. Во дворе гуляет петушок с уточкой.
__________________________________________________________________
Задание 3.
Прочитай.
Лиса забралась в курятник там поднялся шум бабушка Галя бросилась туда лиса выбежала и скрылась в кустах.
Озаглавь текст.
Спиши. Начинай предложение с большой буквы. В конце ставь точку.
Перечитай внимательно текст.
Изложи его по вопросам:
куда забралась лиса?
кто бросился к лисе?
где скрылась лиса?
Проверь себя.
Лиса в курятнике.
Лиса забралась в курятник. Там поднялся шум. Бабушка Галя бросилась туда. Лиса выбежала и скрылась в кустах.
Лиса забралась в курятник.
Бабушка Галя бросилась к лисе.
Лиса скрылась в кустах.