Методическая разработка урока обществознания Образование. Социальные прогнозы
Учитель: Гайнутдинова Рушанья Хамзяновна, высшая квалификационная категория
Урок обществознания в 11 классе
Тема: Образование. Социальные прогнозы
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: урок - практикум (выполнение проектной работы)
Цели урока:
Подвести учащихся к пониманию ценности образования и его общественной значимости.
Познакомить учащихся с основными методами социального прогнозирования (экстраполяция, проектное моделирование, сценарное моделирование) и их особенностями.
Сформировать представление о необходимости комплексного использования методов социального прогнозирования для составления грамотного социального прогноза.
Развивать у учащихся умения:
организовать свои знания и упорядочить их
работать в группе
нести персональную и коллективную ответственность за выполняемую работу
анализировать ситуацию и просчитывать возможные последствия принимаемых решений
четко и аргументировано излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Оборудование урока:
компьютер, проектор
слайды
карточки с проектными заданиями
информационные карты
материал для оформления проекта (бумага, фломастеры, карандаши)
учебное электронное издание « Обществознание»
Используемая педагогическая технология: технология проектных работ
Ход урока:
1. Организационный момент:
знакомство учащихся с темой и целями урока
2. Актуализация знаний:
Учитель обращает внимание учащихся на название темы урока (записана на доске)
какова актуальность заявленной темы?
актуален ли этот вопрос для выпускников средней школы?
почему?
Работа в группах по карточкам с высказываниями мыслителей (приложение №1)
1. Какова роль образования в жизни общества и человека согласно этим высказываниям?
2. Согласны ли вы с такой оценкой роли образования в жизни человека? Аргументируйте свою точку зрения.
2. Изложение нового материала:
рассказ учителя по плану
План изложения:
1. Футурология - отрасль обществознания
2. Методы социального прогнозирования:
а) экстраполяция
б) проектное моделирование
в) сценарное моделирование
3. Необходимость комплексного использования методов социального прогнозирования.
Содержание изложения:
В ходе рассказа учитель знакомит учащихся с понятием футурология: термин “футурология” - (от греч. futurum - будущее и logos - слово), означающий “изучение будущего” был предложен в 1913 году социологом Флетхеймом. Сегодня футурология - это отрасль обществознания, охватывающая разработку концепций будущего, анализ возможных перспектив социальных процессов.
Затем учитель дает краткую характеристику основных методов социального прогнозирования:
а) экстраполяция - (от лат. extra - сверх, вне; polio - выправляю, изменяю) предполагает продолжение в будущее тенденции настоящего. С помощью этого метода представляется возможным ответить на вопрос: что будет с обществом, отдельной его сферой или социальной группой, если сложившиеся характеристики их развития сохранятся;
б) сценарное моделирование - (от лат. modulus - мера, образец, норма) этот
метод основан на определении того, что будет, если осуществлять те или иные меры, предпринимать те или иные шаги в заданном направлении;
в) проектное моделирование - этот метод основан на определении того, что нужно сделать, чтобы достичь желаемой социальной цели.
Вместе с учащимися в ходе беседы учитель аргументирует необходимость комплексного использования методов социального прогнозирования.
3. Инструктаж учащихся по выполнению проектной работы
На данном этапе урока учитель:
Формулирует тему проектной работы: “Составление социального прогноза” и форму, в которой должна быть выполнена работа: плакат.
Учитель должен обсудить с учениками основные требования к оформлению плаката (как выглядит плакат)
Знакомит учащихся с этапами работы.
Этапы работы:
1этап: подготовка проекта: работа с информационными картами, отбор необходимой информации (Приложение №3)
2этап: оформление проекта группы
3этап: презентация (выступает представитель группы).
4. Распределение проектных заданий по группам
Учитель формулирует общую задачу для каждой группы: составить социальный прогноз по теме “Образование”, используя заданный метод социального прогнозирования.
После этого учащиеся получают карточки с проектными заданиями
(Приложение №2) и приступают к выполнению заданий.
5. Презентация проекта
Выступление представителя группы с защитой проекта
6. Подведение итога урока
Завершая урок, учитель оценивает проекты, комментируя оценки по всем критериям – содержание, оформление, презентация и выставляет итоговую оценку членам группы за выполненную работу.
Приложение №1
Выразите свое отношение к следующим высказываниям:
1. Какова роль образования в жизни общества и человека согласно этим высказываниям?
2. Согласны ли вы с такой оценкой роли образования в жизни человека? Аргументируйте свою точку зрения.
А) «Если вы заглядываете на год вперед, сажайте рис. Если вы заглядываете на десять лет вперед, сажайте деревья. Если вы заглядываете вперед на всю жизнь, обучите человека» (китайская пословица)
Б) « Образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины» (Протагор)
В) « Человек, обученный основательно, есть дерево, имеющее свой собственный корень, питающее себя собственным соком и поэтому постоянно (сильнее и сильнее со дня на день) растущее, зеленеющее, цветущее, приносящее плоды» (Я.А.Коменский)
Г) « Только тот постигал истину, кто внимательно изучал природу, людей и самого себя» (Н.И. Пирогов).
Приложение №2
Проектное задание № 1
Тема: Образование
Метод социального прогнозирования:Экстраполяция
Задание: Составьте прогноз - “Общеобразовательная школа в Российской Федерации через 20 лет ”.
Сохраняются современные тенденции образовательной политики:
недостаточное финансирование образования и «кадровый голод» (старение педагогических кадров)
перегрузка учащихся
отсутствие преемственности между учебными программами средней школы и требованиями ВУЗов на вступительных экзаменах.
Проектное задание № 2
Тема: Образование
Метод социального прогнозирования:Сценарное моделирование
Задание: Составьте прогноз - “ Каковы будут последствия введения 12-летнего образования в Российской Федерации.
Проектное задание № 3
Тема: Образование
Метод социального прогнозирования: Проекторное моделирование
Задание:
Перечислите первоочередные меры, которые необходимо осуществить правительству, чтобы достичь желаемой цели - создание современной школы в Р.Ф. (школы, которая развивает детей нравственно, духовно, умственно и физически; формирует необходимые для успешной социальной адаптации практические умения и навыки; сохраняет психическое и физическое здоровье детей; обеспечена современными высокопрофессиональными кадрами, учебно-лабораторным оборудованием и техническими средствами обучения).
Приложение №3
Информационная карта №1
Олег Кузнецов Директор Института ВНИИ Геосистем
-Какую роль, на ваш взгляд, в становлении инновационной экономики России играют интеллектуальные ресурсы нашей страны, и какие проблемы инновационного пути развития страны существуют?
-Я глубоко убежден в том, что весь процесс перехода России на инновационное развитие должен быть основан на знаниях. Это такая новая терминология, она не совсем выверенная, потому что любая экономика основана на знаниях, любое общество тоже основано на тех или иных знаниях. Но, тем не менее, сегодня Европа вслед за США устремилась в эту новую экономику, основанную на новых знаниях, и пытается целиком построить общество, основанное на новых знаниях и на технологиях управления знаниями. К сожалению, за последние 10-15 лет РФ отстала от экономически развитых стран не только по количеству студентов, но и по качеству знаний, переместившись по данным ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), со 2-го места в мире на 34-е. Доля РФ в мировом товарообороте научно-технической продукции не превышает 0,3%, что практически в 20 раз меньше, чем у Китая. Это весьма опасная тенденция, которая свидетельствует об истощении интеллектуального ресурса нации. Безусловно, в такой ситуации необходимы меры, которые будут способствовать сохранению национального интеллектуального ресурса, а так же его воспроизводству.
Информационная карта № 2
Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко ответил на вопросы о проблемах российской школы
-Каким образом решается давно заявленная проблема тяжести школьного ранца? Рекомендации по весу в зависимости от возраста ученика давно введены и озвучены, но выполняются ли они?
-Рекомендации врачей и Министерства образования существуют довольно давно, и сейчас, постепенно, они начинают выполняться. По крайней мере, в Москве для решения данной проблемы было сделано следующее: учебники теперь разбиты по четвертям, соответственно они на порядок меньше весят.
От редакции: решить проблему тяжести ранца может и переход к 12 – летнему образованию. Сейчас у школьника по 6 , иногда - 7 уроков, это сколько учебников носить нужно! При 12- летнем образовании уроков будет меньше, значит и ранец « полегчает»…
Информационная карта № 3
Больше всего проблем накопилось в школьном образовании. Не секрет, что помимо обязательных 7-8 уроков в школе и 3-4-х часов для домашних заданий, большинство старшеклассников ходит заниматься на подготовительные курсы или с репетиторами. А это еще 2-3 часа дополнительной учебной нагрузки. На чтение, общение с друзьями, отдых и даже нормальный сон времени не остается. Итог плачевен - постоянное нервное перенапряжение, стрессы и, как следствие, развитие болезней, хронические недуги. По данным медиков, лишь 15 процентов выпускников школ можно считать относительно здоровыми, у остальных - целый букет заболеваний.
Данные исследований двух тысяч российских школ по естественно-научным дисциплинам показали, что половина школьников не осваивает и 50 процентов того, что им преподают. Это те, кто к старшим классам сильно отстал по отдельным предметам или знает, что в будущем они им не будут нужны. Вот почему надо вводить старшую профильную школу. Тот, кто выберет естественно-научное направление, пусть два последних года углубленно изучает физику и химию, а кому подходит гуманитарное направление - штудирует иностранный язык, литературу и т.д.
Профильная школа позволит сделать процесс обучения более гибким, индивидуальным и эффективным, даст старшеклассникам качественные знания и подготовит к поступлению в вузы.
Информационная карта № 4
Переход на 12-летнее обучение в РФ обусловлен необходимостью:
- Повышения качества общего образования;
- Обеспечения конкурентноспособности отечественного образования;
- Сохранения здоровья детей;
- Создания условий для профильного обучения.
Переход на обязательную основную и 12-летнюю полную среднюю школу создает условия для снижения ежедневной нагрузки путем рационального использования появившихся резервов времени, сокращения учебного материала. Профильное обучение- это углубленное изучение ряда дисциплин в старших классах средней школы, в соответствии с их потребностями, интересами, намерениями продолжить образование и выбрать профессию.
Определены следующие направления профилей:
- физико-математический;
- химико-биологический;
- технологический;
- гуманитарный;
- экономико-правовой;
- военно-спортивный;
- художественно-эстетический.
Переход к 12- летнему обучению – это шанс для отечественного образования повысить качество, учить, считаясь с запросами родителей и детей.
Информационная карта № 5
Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко ответил на вопросы о проблемах российской школы
-Компьютеризация и техническое оснащение школ – одна из приоритетных составляющих национального проекта «Образование». Каким образом планируется ее поддержание в ближайшее время, и каково ваше личное отношение к данной проблеме?
-Действительно, информатизация образования является одной из основных составляющих приоритетного национального проекта «Образование», что включает в себя оснащение образовательных учреждений современной техникой и информационными ресурсами. Реальная цель, стоящая перед Министерством образования в течение ближайших двух лет, – осуществить подключение всех российских школ к широкополосному Интернету. Приоритетными в этой области являются регионы, наиболее удаленные от центра страны (такие как, например, Дальний Восток и северные районы РФ), таким образом, будет осуществляться компенсация и некоторым образом сглаживаться их оторванность от центра страны. Но необходимо также учитывать, что поголовная компьютеризация несет в себе определенные риски – как физиологические, медицинские, так и психологические. Постоянное «просиживание» детей за компьютером не способствует, а скорее вредит их физическому развитию, у детей младшего возраста, дошкольников в результате замедляется развитие мелкой моторики и, следовательно, замедляется и развитие в целом. Наличие техники в школах должно непременно дополняться и другими учебными средствами, учебниками и т.п. В то же время компьютер в школе не должен превращаться в «печатную машинку», выполняющую исключительно функции перепечатки или чтения текстов, а должен выполнять свои функции как средство обучения.
Информационная карта № 6
В современном мире быстро устаревают не только марки компьютеров, телевизоров, автомашин и т. д. Быстро устаревают знания, которыми владеет человек. Научный прогресс идет столь быстрыми темпами, что для того, чтобы добиться успеха, необходимо все время «держать руку на пульсе»: следить за научными открытиями, по крайней мере в своей профессиональной области, овладевать новыми технологиями. Так, раньше, лет 20 назад, для профессиональной деятельности инженера, научного сотрудника достаточно было владеть пишущей машинкой, арифмометром, циркулем и т. д. Сейчас же без владения компьютером, без знания иностранного языка не только трудно сохранять авторитет в своей области знания, профессии, но и вообще можно оказаться за бортом быстро несущейся жизни. Сегодня социологи утверждают, что человеку, желающему удержать свои позиции на рынке труда, необходимо владеть, как минимум, пятью профессиями.
Информационная карта № 7
Надо вводить старшую профильную школу. Тот, кто выберет естественно-научное направление, пусть два последних года углубленно изучает физику и химию, а кому подходит гуманитарное направление - штудирует иностранный язык, литературу и т.д.
Профильная школа позволит сделать процесс обучения более гибким, индивидуальным и эффективным, даст старшеклассникам качественные знания и подготовит к поступлению в вузы.
Схема модернизации школы такова. Сначала - переход к 12-летке. Далее - преподавание иностранного языка со второго класса (причем как разговорного), а в старшей профильной школе (гуманитарной) - введение второго иностранного языка. Со второго класса будут преподавать информатику (диктует время). И, наконец, введение в число предметов основ экономических и правовых знаний и граждановедения. По планам Министерства образования, профильных классов будет четыре вида: гуманитарные, естественно-математические, социально-экономические и информационно-технологические. Вместе с тем произойдет перераспределение учебной нагрузки. Школьные дисциплины "поделят" на базовый курс (обязательный минимум для всех) и профильные предметы (по выбору старшеклассника). Общими останутся уроки физкультуры.
В гуманитарных классах больше часов уделят изучению иностранных языков (как минимум, двух), русской словесности, литературе, истории, обществознанию и искусству. В естественно-математических главный упор - на изучение математики, физики, химии, биологии и географии. Для каждого профиля определены и свои выпускные экзамены. Обязательными останутся два: русский и математика (но с разным объемом сдаваемого материала и сложностью вопросов), три-четыре остальных - в зависимости от профиля класса - выберет сам ученик.
В мире нет ни одной лучшей системы образования, заметил министр. У каждой свои плюсы и минусы. То, что российская система одна из лучших, - я готов доказывать. У нас хорошие учителя, потому что только в 10 процентах стран (и у нас в том числе) есть отдельная система педвузов.
А почему возникают проблемы с признанием наших аттестатов? В российском аттестате об общем образовании стоят оценки. Но ведь их поставили конкретные учителя по физике, литературе, химии. Стало быть, это их личная оценка знаний своего ученика. И кто же будет признавать аттестат, где четверка - это не государственная оценка? Проблему объективной школьной оценки, твердо заявил Филиппов, решает система единых государственных экзаменов. Многие думают, что ЕГЭ вводится для борьбы с коррупцией. Но это только часть того, что мы хотим решить с помощью единого экзамена.
Система ЕГЭ - это прежде всего повышение качества образования. В аттестатах ведь никогда нет двоек. В рамках же ЕГЭ (по стобалльной системе) столько баллов, сколько ученик сумел набрать. А вузы сами оценят, хорошо это или плохо. Для одного, может, плохо, а для другого - достаточно
Информационная карта № 8
В Швеции прекрасно понимают, что в век компьютеризации обществу нужны люди высокообразованные, уверенные в себе, умеющие принимать ответственные решения, хорошо знакомые с основами современной техники и технологии. Для того, чтобы сформировать таких людей, в шведских школах предпочитают индивидуальный подход к каждому ученику, учет личностных качеств каждого ребенка, подростка. Такая система воспитания и образования требует достаточного количества учителей. В 70-х годах в Швеции на одного учителя приходилось 19 учеников, сейчас – только 9. А что у нас? В классах более 25 учащихся, как можно учесть учителю интересы и запросы всех 25? Это сделать очень сложно. Когда же в классах будет, предположим 15 детей, индивидуальный подход к каждому будет обеспечен.
Информационная карта № 9
Приоритетные направления государственной политики в сфере образования
Евгений Гонтмахер
Научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций
Решение задачи обеспечения долгосрочной конкурентоспособности России в определяющей степени связано с качеством человеческого потенциала страны. Роль образования в этом процессе трудно переоценить.
Надо иметь в виду, что мы стоим пред лицом серьезных вызовов. По международным сравнительным педагогическим исследованиям первых лет XXI века («ПИЗА», «ТИМСС» и др.), Россия выглядит далеко не блестяще. Причем, если в проверке знаний наши школьники еще находятся где-то в середине общей межстрановой картины, то при проверке умений применять знания в жизни, на практике, мы попадаем, к сожалению, в конец списка стран, в которых проводились исследования. Конечно же, есть те области, где российское образование не только находится на уровне мировых требований, но и превышает их — это, например, математика, естественные науки и др. Здесь мы должны не только сохранить собственные позиции, но развивать программы работ с одаренной молодежью, школьниками и студентами.
Одна из задач государственной политики в сфере образования: не имущественное положение родителей, а исключительно уровень знаний должен определять возможность поступления в вузы. Для этого требуется прозрачная для общества и объективная система оценки знаний при поступлении в учебные заведения (например, единый государственный экзамен).