Групповые формы работы на уроках русского языка и литературы


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мечетинская средняя общеобразовательная школа Зерноградского района
Групповые формы работы на уроках русского языка и литературы.



Подготовила:
Учитель начальных классов
Щербакова Любовь Григорьевна




Групповые формы работы на уроках русского языка и литературы.
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает свое мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идет взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.
Методика проведения групповых форм работы на уроках русского языка и литературы

            Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения (взаимодействие детей ради выявления и реализации индивидуальных возможностей и потребностей). Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути ее решения, реализовать их на практике и представлять найденный совместно результат. Групповая форма организации работы на уроках литературы позволяет активно включать учащихся в атмосферу сотворчества, создавать мотивацию обучения, стимулировать личностное восприятие предмета. Ученики оказываются в условиях, когда им хочется высказаться, ибо в микроколлективе каждый ощущает свою личностную значимость, веру в свои творческие силы.
При интенсивно групповом обучении общение становится необходимым атрибутом учебной деятельности, а предметом общения являются её продукты: учащиеся непосредственно в процессе усвоения знаний обмениваются результатами познавательной деятельности, обсуждают их, дискутируют. Межличностное общение в учебном процессе повышает мотивацию путём включения социальных стимулов: появляется личная ответственность, чувство удовлетворения от публично переживаемого успеха в учении. Всё это формирует у обучаемых качественно новое отношение к предмету, чувство личной сопричастности к общему делу, каким становится совместное овладение знаниями.
Работа в парах даёт учащимся время подумать, обменяться идеями с партнёром, и только потом озвучивать свои мысли перед классом. Она способствует развитию навыков общения, умения высказываться, критического мышления, умения переубеждать и вести дискуссию.
 Педагогические цели групповой работы:
Сформировать:
—логическое и критическое мышление школьников;
—навык организации своих мыслей;
—навыки устной речи;
—навыки риторики;
—эмпатию и толерантность;
—уверенность в себе;
—способность работать в команде;
—способность концентрироваться на сути проблемы;
—манеры при публичном выступлении.
Виды групповой работы:
Групповая работа может быть представлена в виде:
- дискуссии;
- дебатов;
-  занятия-лекции;
- урока - конференции;
- семинара-исследования;
- занятия-композиции и т.п.
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:   
1). Использование плаката с правилами как напоминание ученикам об условиях работы.
- убедись, что в разговоре участвует каждый;
- говори спокойно и ясно;
- говори только по делу.
- позиция «Я — хороший, ты — хороший» (Э. Берн);
- позиция «Поймите меня правильно»;
- истина превыше всего;
-краткость — сестра таланта;
-я критикую идеи, а не людей;
-моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению;
-я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен.
2). Объединение в группы.
Лучше делить класс на группы по четыре человека. Желательно поместить в одну группу разнополых детей Педагог должен учесть не только успеваемость, но и характер взаимоотношений учащихся, их симпатии или антипатии, мотивы межличностных предпочтений, готовность к сотрудничеству.
3).  Распределение ролей
Надо дать детям почувствовать личную ответственность за то, как группа работает, и распределить роли. Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания. Роли могут быть, например, следующие:
- лидер. В каждой из группе должен быть лидер. Его задача в данном виде работы – выслушать мнения членов группы, распределить обязанности, например, он назначит того, кто будет записывать результат работы (или он будет делать это сам), назначит того, кто представит итоговый результат учителю.
-  чтец читает вслух;
-  секретарь - записывает что-то от лица группы;
-  докладчик - у доски рассказывает, что решила группа;
- иллюстратор
- хронометрист следит за временем.
   
 Подготовка к выполнению группового задания: 
-постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
-инструктаж о последовательности работы;
-раздача дидактического материала по группам. Каждая группа в зависимости от количества членов и уровня их подготовки получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное). Каждой группе даётся набор учебных материалов для работы, где указаны цель задания, перечень литературы и материалов, которыми должны пользоваться ученики, порядок выполнения задания - какую часть задания выполняют индивидуально, какую -коллективно, перечень контрольных вопросов для самопроверки. Для организации рабочего места парты сдвигаются так, чтобы могли вместе работать по 5 человек и чтобы отделить одну группу от другой.
4). Групповая работа: 
-знакомство с материалом, планирование работы в группе;
-распределение заданий внутри группы;
-индивидуальное выполнение задания;
-обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
-обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
-подведение итогов группового задания.
5). Заключительная часть.
-сообщение о результатах работы в группах;
-анализ познавательной задачи, рефлексия;
-общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя на группу.
Несмотря на то, что ученики работают внутри группы: распределяют вопросы, поддерживают друг друга, дополняют, подсказывают, — каждый имеет свой уникальный счет удачных или неудачных ответов. Задача учителя — фиксировать работу каждого ученика. И если один внутри группы постоянно отвечает, задает вопросы соседней группе, а другой отмалчивается, то и оценивание происходит пропорционально их работе на уроке.
Такое дифференцированное оценивание стимулирует тех, кто надеется отсидеться за спинами своих более знающих или более активных товарищей. Оценки внутри группы по итогам работы могут сильно разниться.
        
            Например, на уроке развития речи одна группа пишет текст - повествование «Осень пришла», вторая группа – текст - описание «Осенний лес», третья – текст - рассуждение «За что я люблю осень?».
            При изучении произведения по литературе первая группа рисует обложку для книжки или главного героя, вторая группа- подбирает пословицы, которые отражают основную мысль произведения, третья- готовит чтение по ролям.
В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.
Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде урока.
Первое, чему нужно научить первоклассников – это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание и т. д.
При изучении нового материала учитель может заготовить дидактические карточки. Дети работают по знакомому им алгоритму.
При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравиться. А так как дети ограниченны временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока. Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. В более узком кругу сверстников стеснительные дети начинают говорить. Они знают, что товарищ выслушает их, не будет над ним смеяться, при необходимости объяснит, поможет. При групповой форме работы зажатые дети раскрываются, у них появляется уверенность в собственных силах.
               
             Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса. У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. Учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы; при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности, по объёму учебного материала.
Интересны уроки развития речи с включением групповых форм работы. Это и небольшие сочинения-миниатюры по картинам, описания природы, внешности, спортивных игр. Учащиеся работают сообща, выбирая наиболее удачный вариант описания. Или работа над редактированием текста, восстановлением авторского оригинала также хорошо идет в группе.
                                                                                       
  На уроке контроля полезно применять тестовые задания по группам. Во время изучения произведения каждой команде даётся свой эпизод для анализа образа одного героя.
На уроках русского языка работу в группах можно проводить по комплексному анализу текста.
                                                        Текст № 1
         Ландыш растёт в лесах, изредка на заливных лугах. Корневище ползучее с многочисленными корнями и ползучими побегами. Весной из верхушечных почек отрастают два или три листка и цветочная стрелка. Нежные большие листья соответствуют условиям жизни в тени. Бурное цветение начинается в мае и продолжается до середины июня. Белые душистые, в виде колокольчиков, цветки собраны в рыхлую однобокую кисть. Ландыш – лекарственное растение. Из его цветков готовят целебную настойку, которая регулирует работу сердца.
                                                Задания к тексту № 1.
1. Выразительно прочитайте текст.
2. Какова цель автора? Какая часть речи употребляется в тексте для достижения этой цели? Эти слова подчеркните. В прямом или переносном значении они употреблены?
3. Определите тип речи. Обоснуйте своё мнение.
4. Определите стиль речи. Обоснуйте своё мнение.
                                      Примерные ответы.
 Сообщить информацию о цветке. Имена прилагательные: на заливных лугах, корневище ползучее с многочисленными корнями и ползучими побегами, из верхушечных почек, цветочная стрелка, нежные (слабые, хрупкие) большие листья, бурное (стремительное) цветение, белые душистые, в рыхлую однобокую кисть, лекарственное растение, целебную настойку.
 Описание предмета. В тексте содержится описание ландыша. Типовое значение этого фрагмента текста определяется как «предмет (данное) и его признаки (новое)». Общий вопрос к тексту, в котором выражается коммуникативное задание – каков предмет (его части)? Признак выражен различными морфологическими средствами: чаще 1) именами прилагательными («корневище ползучее с многочисленными корнями и ползучими побегами», «из верхушечных почек», «нежные большие листья», «бурное цветение», «белые душистые … цветки», «в рыхлую однобокую кисть», «лекарственное растение», «целебная настойка»; 2) существительными и глаголами, имеющими признаковое значение.
 Научный (научно-популярный) стиль, относящий к книжной речи, обращенной ко многим людям, желающим узнать какую-либо информацию (1 – много, ОО), задача речи – сообщение, используются слова в прямом значении, термины.
                                                      Текст № 2.
Пришла весна. Из земли показалась зелёная стрелочка. Она быстро росла, потом разделилась на два листочка. Листочки стали большими. Между ними появился маленький росток. Каждое утро мы с Толей ходили смотреть, что же будет дальше.
Вдруг однажды рано утром мы увидели: росток, наклонившись к одному из листочков, расцвёл белыми колокольчиками. Это были колокольчики ландыша. Толю поразила красота цветка. Он не мог оторвать глаз от ландышей. Мальчик протянул руку, чтобы сорвать цветок. «Зачем ты хочешь сорвать ландыши?» – спросил я у Толи. «Они очень нравятся мне... Они очень красивые...» «Хорошо, – сказал я. – срывай, но перед тем, как сорвать, скажи, какие они красивые».
Мальчик посмотрел на колокольчики ландышей. Они были похожи и на белое облачко, и на маленькое крылышко голубя, и еще на что-то удивительно красивое. Толя все это чувствовал, но сказать ему было трудно. Он стоял у ландышей, очарованный красотой, стоял и молчал.
В эти мгновения в его душе, как музыка, зазвучало слово. Маленький человек почувствовал, что в обычных, казалось бы, совсем не примечательных словах – неведомые переливы красоты. «Как снежные пушинки… как серебряные колокольчики… Растите, ландыши», – тихо прошептал мальчик. (По В. Сухомлинскому.)
                                                Задания к тексту № 2.
1. Выразительно прочитайте текст и определите его тему. Сформулируйте идею текста. (Или выберите одно из приведенных ниже высказываний:
Мы должны бережно относится к красоте окружающего мира.
Человек порой неосознанно может погубить то, что вызывает его восхищение, приносит ему радость, чтобы избежать этого, он всегда должен обдумывать свои поступки.
Человек по-настоящему может быть счастлив, только тогда, когда он сохраняет красоту, созидает, а не разрушает её.)
2. Определите тип речи выделенных курсивом фрагментов текста. Обоснуйте своё мнение.
3. В прямом или переносном значении употреблены имена прилагательные в этих фрагментах текста? Приведите примеры.
4. Осталось ли у вас после прочтения текста впечатление о ландыше как одном из самых прекрасных цветов? Как автору удалось создать такое представление? Как называются прилагательные, используемые в переносном значении для создания выразительности речи?
5. Какие еще языковые средства используются в данных фрагментах для описания цветов? (Подчеркните их.)
6. Определите стиль текста. Обоснуйте своё мнение.
                                              Примерные ответы.
1. Рассказ о впечатлении от увиденного ландыша.
2. Описание предмета. В тексте содержится описание ландыша. Типовое значение этого фрагмента текста определяется как «предмет (данное) и его признаки (новое)». Общий вопрос к тексту, в котором выражается коммуникативное задание – каков предмет (его части)? Признак выражен различными морфологическими средствами: чаще 1) именами прилагательными; 2) существительными, наречиями и глаголами, имеющими признаковое значение.
3. В тексте использованы прилагательные как в прямом, так и в переносном значении: «… зелёная стрелочка, листочки стали большими, маленький росток, расцвёл белыми колокольчиками, были похожи и на белое облачко, и на маленькое крылышко голубя, на что-то удивительно красивое, … «Как снежные пушинки… как серебряные колокольчики…».
4. Через образное описание цветка. Прилагательные в переносном значении – эпитеты.
5. Сравнения: «похожи и на белое облачко, и на маленькое крылышко голубя», «как снежные пушинки», «как серебряные колокольчики».
6. Художественный текст обращен ко многим людям и используется в книгах (1 – много, ОО), задача речи – воздействие на чувства и на воображение, для этого употреблены эпитеты, сравнения.
На уроках литературы метод групповых проектов может быть использован для закрепления темы «Художественные средства выразительности».
На протяжении нескольких уроков ученики знакомились с различными видами тропов. Для проверки степени усвоения материала, ученикам была предложена работа по анализу поэтического текста на предмет художественных средств выразительности. Работа проходила в группах. Каждая группа на этапе подготовке проекта должна была определить участников группы и подготовить проект: анализ стихотворения с точки зрения художественных средств выразительности (выявить в поэтическом тексте тропы: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения).
Выступить перед классом со своей работой.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мечетинская средняя общеобразовательная школа Зерноградского района
Урок-викторина
по русскому языку
(4 «В» класс)
Подготовила:
Учитель начальных классов
Щербакова Любовь Григорьевна

Тема: обобщение знаний
Цель: обобщить и углубить знания учащихся по русскому языку, используя занимательную игровую форму проведения урока.
Задачи:
Обобщить знания учащихся о частях речи
Углубить знания учащихся по русскому языку, познакомить с интересными языковыми фактами.
В простой и интересной форме познакомить учащихся с различными явлениями игры слов: анаграммами, шарадами, и т.д.
Дать учащимся простейшие знания о многозначности слов, синонимах и других языковых явлениях.
Формировать у детей интерес к родному языку, его многообразию и богатству.
Приобщать детей к дисциплине, внимательности и сосредоточенности.
Способствовать развитию логического мышления учащихся.
Планируемые результаты: формирование умения анализировать, умения обосновывать свою точку зрения, выстраивать собственные суждения, развивать навыки сотрудничества, сотворчества, развивать логическое мышление.
Предметные:
-обобщить полученные знания по таким разделам русского языка, как морфология, фонетика, словообразование, синтаксис.
-способствовать умелому и доказательному применению накопленных знаний.
Метапредметные:
-формировать интерес к учебному материалу и родному языку;
-учить красоте и правильности речи, доказательности суждений с опорой на правила русского языка, орфографической зоркости;
-развивать логическое мышление, память.
Личностные:
-готовность к сотрудничеству при работе в группах, поддержание атмосферы доброжелательности;
-стремление к ситуации успеха в учебной деятельности;
-позитивная самооценка.
Регулятивные:
-понимать учебную задачу, находить нестандартные способы ее решения;
-выполнять учебные действия, творчески подходить к их выполнению;
-обеспечивать самоконтроль и саморегуляцию в соответствии с действиями своих товарищей.
Познавательные:
-выделять существенное в информационном пространстве, находить верное решение;
-анализировать, устанавливать взаимосвязь между языковыми явлениями.
Коммуникативные:
-проявлять интерес к общению и совместной работе;
-преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;
-входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.
ХОД УРОКА
1. Вводный этап
Орешек знаний твёрд, но всё жеМы не привыкли отступать!Нам расколоть его поможетУрок "Хочу всё знать!"
2. Сообщение темы и цели урока
Сегодня наш последний урок русского языка в начальной школе покажет, как много вы знаете и умеете.
На уроке вы повторите все, что знаете о русском языке, закрепите умение различать части речи, грамотно произносить и писать слова, правильно разбирать слова по составу, выполните много интересных заданий. Наш урок пройдёт необычно, в форме викторины, оценивать ваши ответы будет жюри (родители класса)
3. Ледокол
Дети стоят в круге.
Уч. - Назовите 4 части речи. (4 человека называют остальные повторяют, т.о. учащиеся делятся на 4 группы)
Команды занимают свои места.
(Задания для детей представлены на экране, для их лучшего восприятия)
Конкурс 1.
Найди "лишнее" словоГореть угорать гораПот потолок потливыйВода водяной водитьМоре морщины морской
Конкурс 2.
"Исправь ошибки"
Месность пакозалась мне угрюмее, чемиз акна. Туман рассеялся. Виршыны гор ресовались отчётливо и сурова на посветлевшем неби. На тёмном фоне гор пра-
Насились клочя тумана, но внезу стаяли халодные сумерки.
Разминка
Найдите слово, от которого можно получить новое слово, написав сначала второй слог, потом первый. Подумай над орфограммами в новых словах.
1) актёр
2) тополь
3) марка
4) банка
Конкурс 3.
Расшифруй слово.
- первая буква в названии части речи, обозначающей предмет(с)
- с этой буквы пишем название падежа, который отвечает на вопрос "кто"(и)
- с этой буквы пишем название неизменяемой части речи (1 из вопросов "как")
- первая буква в названии падежа, отвечающего на вопрос "кем?"
- третья буква в названии части речи, обозначающей действие
- буква, стоящая последней в названии изучаемого нами предмета;
- первая буква в названии части слова, стоящей между корнем и окончанием;
- эта буква - самый распространённый союз;
- звук, который мы слышим на конце слова "груз"
Что же это за слово - синтаксис? Наука изучающая строение и значение словосочетаний и предложений. В переводе с греческого "синтаксис"-означает составление, построение.
Расшифруйте слова в предложении.
Урап чимальков зи кошлы нусверли ан питронку к кере.
Выполнить синтаксический разбор.
Конкурс 4.
"Ответь на пять!"
1) Сосчитай, сколько звуков и сколько букв.
Солнце
Юла
Касса
Деньки
Яма
Сердце
2) Составь слово, переставив буквы.
Ланпе
Тарпа
Чукра
Льцукри
Конкурс 5. Вставь пропущенные буквы, подчеркни их, найди пару взаимопроверяемых слов.
Нам п...д...рили в Новый го...Чудес...ные п...дарки:К...нфеты, кни...ки, п...р...во...И мяч, и шарфик яркий,М...ш...нки, ябл...ки, цв...ты И лыж...и, и т...тра...ки,И п...роходы, и шары,И обруч... мя...кий, гла...кий.Сп...сиб..., Деду...ка Моро...,Что ты п...дарки нам пр...нё...!
Конкурс 6.
Запиши исправленные предложения.
Вдали показалась стая уток и зайцев.
У щенка Байкала на макушке весело торчат ушки и хвостик.
Он стоял и лязгал глазами.
Зимой многие животные бросаются в спячку.
Конкурс 7.
Вставь слово.
Все буквы из первого слова находятся также в составе второго, но только в ином порядке.
Полный зерен ... гнётсяВ синем небе ... вьётся... были с кучерами, Модель... склейте сами.В... сели моряки,... к чаю береги.Забралась ... в куль муки,... у берега реки.... накачивает шину,... с горы глядит в долину.
Укажите над словами части речи.
Конкурс 8.
Из данных букв составьте новые слова- все слова, это существительные Им. п. ед. ч.
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
Конкурс 9.
Сравни китайские и русские пословицы.
Китайские пословицы.
Торопливым людям не хватает мудрости.
Лекарь лекаря не порочит.
Хочешь узнать человека - узнай, кто его друзья.
Слабого обижает, а сильного боится.
Написанное на бумаге и боги не сотрут.
Зонт готовь, когда ясная погода.
Двумя руками трудно схватить двух угрей.
Где нет деревьев, и полынь считается деревом.
Русские пословицы.
На безрыбье и рак рыба.
Поспешишь - людей насмешишь.
Ворон ворону глаз не выклюет.
Молодец против овец, а против молодца сам овца.
За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
Что написано пером - не вырубишь топором.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Разберите пословицу по членам предложения:
Ворон ворону глаз не выклюет.
Жюри подводит итоги урока, вручаются грамоты и призы.
Дети исполняют песню "По лесенке знаний".
ИТОГ УРОКА.
Вот и заканчивается наш урок. Вы дружно и активно работали.
Что вам понравилось больше всего? А что вызвало у вас затруднения?
Покажите, пожалуйста, на эмоциональной палитре чувства, которые вы испытали на уроке.

Знакомимся с детскими журналами
Темы проектов:
Презентация – представление детского журнала с целью привлечь внимание к нему.
Презентация:
«Мой любимый детский журнал»
«Самые интересные рубрики из разных детских журналов»
«Любимый персонаж детского журнала»
План действий:
1. Узнайте, какие детские журналы есть в вашей школьной библиотеке. Познакомьтесь с подборкой этих журналов. Обсудите с друзьями, в какой форме хотелось бы представить информацию об этих журналах в классе.
2. Прочитайте возможные темы презентаций. Выберите понравившуюся тему или предложите свою.
3. Распределитесь на группы по интересам. Перед началом работы обсудите следующие вопросы.
Вопросы для обсуждения
Найти значение слов «журнал», «периодические издания», «рубрики»
Перечислите название знакомых детских журналов.
Подумайте, почему журнал так называется? О чем рассказывается в журнале?
Какую информацию содержит обложка журнала?
Рассмотрите содержание журнала. Назовите, какие разделы журнала заинтересовали?
Кто является главным героем журнала?
Какие условные обозначения помогают ориентироваться в журнале?
Прочитайте статьи журнала. О чем в них рассказывается?
Сравните журнал и книгу: что общего и чем отличаются?
4. Обсудите в группе. Ответы, на какие вопросы будут включены в создание вашей презентации? На какие вопросы еще необходимо ответить, чтобы представить выбранную презентацию? Где сможем найти необходимую информацию?
5. Поразмышляйте. Какую форму презентации вы выберите или предложите свою?
Предлагаемые формы презентации журнала:
Рассказ о детском журнале;
Выставка детских журналов;
Инсценирование понравившихся произведений в журнале;
Парад героев детских журналов
Наши помощники
Журналы
«Миша», «Веселые картинки», «Мурзилка», «Автобус», «Филя», «Для сердца и ума», «Юный натуралист», «Ледниковый период», «Коллекция идей», «Ералаш», «Колобок и два жирафа»
Сайт детских журналов
http://www.zapostim.ru/childers-zines/
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС. (Реализация ФГОС НОО средствами системы развивающего обучения Л.В. Занкова).
      В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования четко определены изменения в образовании, необходимые для формирования нового человека. Подчеркнуто, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования».
     Общая целевая установка Федерального государственного образовательного стандарта, совпадает с целью системы развивающего обучения Л.В. Занкова, сформулированной более полувека назад как «достижение оптимального общего развития каждого ребенка». Стандарт и система развивающего обучения Л.В. Занкова имеют общее психолого-педагогическое основание.
     Развитие Л.В. Занков понимает как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия интеллекта, воли, чувств, нравственных представлений ребенка. Речь идет о единстве и равнозначности в развитии интеллектуального и эмоционального, волевого и нравственного, то есть тех качественных характеристик развития личности ребенка, требования к уровню сформированности которых сегодня сформулированы во ФГОС начального общего образования как «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» (личностные, метапредметные, предметные).
      Методологическую основу требований Стандарта составляет системно-деятельностный подход, который сформировался в отечественной педагогике, в том числе в результате разработки теоретических основ систем развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова и их реализации на практике. Таким образом, на современном этапе развития образования совпали важнейшие позиции, характеризующие систему Л.В. Занкова и ФГОС НОО 2009 года: цель образования – развитие личности; понимание необходимости именно общего, а не только интеллектуального развития детей с разными возможностями к обучению; понимание способа достижения цели посредством организации самостоятельной индивидуальной и совместной деятельности.  
      Ведущим понятием для системы развивающего обучения Л.В. Занкова является понятие «целостность». Целостность учебных комплектов достигается тем, что все предметные линии разработаны на основе единых дидактических принципов (обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого) и единых типических свойств методической системы (многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность), обеспечивающих достижение учащимися необходимого уровня освоения учебного содержания.
     Предметное содержание отбирается и структурируется на основе дидактического принципа ведущей роли теоретических знаний, тем самым создаются условия для исследования учениками взаимозависимости явлений, их внутренних существенных связей. Ребенок работает не с отдельными фактами и явлениями, а на перекрестках знаний (теоретических, теоретических и практических, на межпредметном и внутрипредметном уровнях), что, в свою очередь, создает условия для реализации дидактического принципа – обучение на высоком уровне трудности. Возникшую трудность ребенок преодолевает благодаря реализации дидактического принципа – осознания принципа учения: «Почему не получилось?», «Каких знаний не хватает?». Так мотивируется учебно-исследовательская самостоятельная деятельность ребенка, в ходе которой активизируются личностные качества, формируется рефлексия, включается мышление, осуществляется дифференциация «знание – незнание», поиск недостающей информации и многое другое, что приводит к решению проблемы. В необходимых случаях оказываются разные меры помощи: от намекающей, ориентировочной до прямой. Оперирование связями обеспечивает разноуровневую систематизацию знаний, промежуточное и итоговое их обобщение, что и придает обучению быстрый темп.
         Разнообразие представления учебного содержания в учебниках системы Л.В. Занкова позволяет активизировать разные типы мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-образное, словесно-логическое (теоретическое); разные типы восприятия и обработки информации – аудиальный, визуальный и кинестетический. Кроме того, вариативны способы приобретения знания – каждый ребенок действует оптимальным для себя способом в зависимости от учебной ситуации: на репродуктивном, проблемном, творческом уровне; индивидуально, в паре, в группе, с классом, с учителем; письменно или устно; посредством слова, рисунка, схемы.
Интеграция учебных курсов системы Л.В. Занкова создает предпосылки для духовно-нравственного развития, что находит воплощение в отборе материала, в организации содержательного общения детей на уроке. Кроме того, здоровьесберегающий характер обучения обеспечивается здоровьесберегающим потенциалом учебных программ по данной развивающей системе обучения. Чрезвычайное значение приобретает своевременное выявление детей, имеющих разные уровни развития, и создание условий для оптимизации развития каждого ребенка. С этой целью разработана система оценки достижения планируемых  результатов  освоения  учебных программ.
     Важным условием для реализации учебных программ по системе Л.В. Занкова является создание комфортной развивающей образовательной среды. Для изучения результативности учителю предлагаются материалы по диагностики школьной зрелости, результативности формирования универсальных и предметных учебных действий, в том числе и комплексные проверочные работы.
     Таким образом, учебные программы и учебно-методические комплекты, разработанные на методологических основах системы Л.В. Занкова, полностью соответствуют планируемым результатам, обозначенным в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.