Урок по литературе Сравнительная характеристика образов Остапа и Андрия 8 класс
Предмет-
русский язык
Класс 8 а
Тема урока
Сравнительная характеристика образов Остапа и Андрия
Цели урока
Сравнить образы Остапа и Андрия
Результаты обучения для учащихся
1.Раскрыть образы Остапа и Андрия; обучить сопоставительной характеристике; формировать навык анализа эпизода.
2.Развивать умение собирать и систематизировать материал для характеристики героев; прививать интерес к поисковой работе.
3.Прививать любовь к Родине, воспитывать чувство патриотизма, товарищества.
Основные идеи, отработанные по теме урока
Разные по характеру и по силе духа два брата –Остап и Андрий
Оборудование :
Бумага А3, А4, ручки, компьютер, интерактивная доска, презентация «Остап и Андрий», карточки, лист самооценки, учебник
Ход занятия:
Приветствие
Проверка явки учащихся на урок ; деление на группы- 2 мин.
Опрос домашнего задания.
Стадия вызова
Знание и понимание .
Объяснение материала
Время
5мин
3 мин.
Чтение наизусть отрывка из повести «Тарас Бульба» «Степь»
Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучение великого произведения XIX века – повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Сегодня мы с вами будем говорить о сыновьях Тараса- Остапе и Андрии. Тема нашего урока: «Сравнительная характеристика образов Остапа и Андрия ».
Следовательно, сегодня мы сопоставим двух героев повести, при этом подчеркнем черты сходства и отличия Остапа и Андрия, ответим на проблемный вопрос: «Почему Андрий изменил отчизне?»
Участвуют в оценивании
одноклассников:
1) знание текста;
2)выразительность;
3) умение передать мысли,
настроение автора.
Слушают новый материал по теме урока.
Запись на доске.
5мин.
Эпиграфом урока мы возьмём слова Н.В.Гоголя «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила русскую силу!»
- Как вы понимаете смысл данного высказывания? Как эпиграф связан с темой урока?
Ученики выполняют работу, отвечают.
Применение.
Работа по учебнику
5 мин.
Задание - Какие события описывает Гоголь в своей повести?
- Повесть «Тарас Бульба была написана в 1835 году, но она детально описывает события XV -начала XVI веков, ещё до присоединения Украины к России, когда отдельные княжества остались против многочисленных врагов.
- В чём своеобразие повести?
- В повести рассказывается о мужественной борьбе казаков против польской шляхты и католической веры? Раскрывается тема патриотизма.
- Какую ещё проблему рассматривает автор в своей повести? Каким образом?
- Проблему подвига и предательства через образы Остапа и Андрия.
- Каковы истоки героизма Остапа и предательства Андрия? На этот вопрос мы постараемся ответить с вами в конце урока. А сейчас я предлагаю вам вернуться к началу повести и проследить основные этапы жизни Остапа и Андрия. Для этого вы должны вести двухчастный дневник на протяжении всего урока. Сравним этих героев, так как именно сравнительная характеристика поможет нам найти ответ на наш вопрос.
- С чего начинается повесть?
- С приезда сыновей Тараса в отчий дом из духовного училища.
- Как выглядят Остап и Андрий, опишите их внешний облик.
- Крепкие, повзрослевшие. Остап более мужественный и суровый, а Андрий более красивый и милый.
- Как Тарас встречает сыновей. Какую оценку он даёт в первые минуты Остапу? Андрию? Как сыновья отвечают на насмешки отца.
Ученики анализируют прочитанное, выписывают нужное, отвечают .
Синквейн
5 мин
Задания группам.
А сейчас поработайте в своих группах и составьте синквейн – описание Остапа и Андрия. Опишите черты характера.
(Групповая работа)
- Назовите черты характера Остапа, Андрия .
Остап:
Мужественный, отважный
Сражается, борется, погибает
Достойный сын своего отца.
Андрий:
Красивый и слабый
Храбрится, влюбляется, предает
Стоит ли осуждать таких людей?
Андрий:
Красивый и сильный
Влюбляется, сражается, погибает
Жил по своим законам.
Выступления учеников.
Оценивают друг друга жестами .
Анализ
Метод 6 шляп
5 мин
Задание 4 . Групповая работа по методу 6 шляп:
1группа- «Красная шляпа эмоционального наблюдателя». Какие чувства вызывает смерть героя? Почему? Как вы думаете, как автор относится к Андрию?
2 группа- «Белая шляпа объективного наблюдателя».Изложение факта гибели героя с включением цитат.
3 группа-«Чёрная шляпа пессимиста».
Негативное, критичное отношение к поступку героя. Как относится к смерти Андрия Тарас Бульба? Выскажите свою точку зрения о смерти героя.
4 группа -«Жёлтая шляпа оптимиста».Какие качества героя можно назвать положительными? Попытайтесь выступить в роли его защитника.
Почему Андрий не оказывает сопротивления отцу и не оправдывается перед ним в момент их последней встречи?
5 группа -«Синяя шляпа философа».
Можете ли вы оправдать измену героя? Как трагедия Андрия связана с особенностями его натуры? Как вы относитесь к фразе Тараса: «Я тебя породил, я тебя и убью».
6 группа-«Зелёная шляпа творческая». Написать свой конец повести.
Группы работают, производят глубокий анализ образов Остапа и Андрия
Синтез
Диаграмма Венна
10 мин.
Задание 5. Групповая работа
Нужно заполнить Диаграмму Венна, провести параллель между Остапом и Андрием: что в них общего и в чём они отличаются друг от друга.
Группы обсуждают и выполняют задание, рассказывают свои предположения и выводы.
Рефлексия
Анализ и оценивание практического занятия
3 мин.
Задание 6.
- Кого из братьев было сложнее оценивать?
- Изменил ли сегодняшний разговор на уроке ваше отношение к героям повести «Тарас Бульба»? Каким образом?
- Можно ли сопоставить изображённое в повести с нашей современной жизнью? Кто и за что сейчас жертвует жизнью? Приведите примеры.
Ученики устно отвечают
Последующие задания и чтение
2 мин. Домашнее задание: подготовиться к сочинению
Анализ и оценивание урока
После каждого задания ученики оценивались посредством смайликов, в конце урока выставляется общая оценка.
Заголовок 1Заголовок 215