Презентация Асинхронное развитиенесформированность произвольной регуляции (поведение) недостаточно сформированы пространственные представления ( познавательная деятельность) несформированность ВПФ и экстрапунитивного типа аффективного реагирования (


АСИНХРОННОЕ РАЗВИТИЕ подготовила: педагог- психолог КУ «НС(к)НОШ VII вида» Маркина Н.В.24.02.2014г. ТИП АСИНХРОННОГО РАЗВИТИЯ Асинхронное развитие (А1 – А3) Дисгармоническое развитие(А11 – А13) Искаженное развитие(А21 – А23) Дезинтегративный тип развития(А3) Экстрапунитивный вариант дисгармоничного развития(А11) Вариант дисгармонии, связанная с нарушением психического тонуса(А13) Преимущественное искажение эмоционально-аффективной сферы (А21) Преимущественное искажение когнитивной сферы (А22) Смешанные (мозаичные) типы искаженного развития (А23) Интропунитивный вариант дисгармоничного развития(А12) ВАРИАНТЫ АСИНХРОННОГО РАЗВИТИЯ (ДИСГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ) ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ АФФЕКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВЕДЕНИЕ САМОСОЗНАНИЕ, Я-КОНЦЕПЦИЯ ОСОБЕННОСТИ: несформированность произвольной регуляции (поведение);недостаточно сформированы пространственные представления ( познавательная деятельность);несформированность ВПФ и экстрапунитивного типа аффективного реагирования (аффективная организация). ПРИ ЭКСТРАПУНИТИВНОМ ТИПЕ ДИСГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ в первую очередь обращает на себя внимание достаточно выраженная специфика поведения ребенка: от нарочитой независимости до выраженной демонстративности, порой демонстративной негативистичности. Все эти проявления значительно усугубляются на фоне утомления ребенка.Дети этого типа, как правило, достаточно работоспособны, но пресыщаемы однотипной деятельностью, что часто и вызывает агрессивные и протестные (часто демонстративные) реакции. Речевая активность в этом случае будет высокой, часто чрезмерной (но хорошо контролируемой ребенком). Регуляция собственной деятельности соответствует возрастным показателям, а особую специфику можно наблюдать в эмоционально-личностных проявлениях. У детей наблюдаются высокие притязания на успех, как правило, завышенная самооценка РАЗВИВАЮЩАЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА. В плане специальной психологической помощи таким детям необходима психокоррекционная/психотерапевтическая работа направленная на гармонизацию аффективной сферы (в данном случае можно говорить о предпочтении достаточно « жестких» психотерапевтических техник), семейная психотерапия. В случаях присоединения знаков атипичного развития может быть показана двигательная нейропсихологическая коррекция. В тяжёлых случаях дисгармонического развития этого типа необходимо привлечение врача-психиатра. Ведущим специалистом в данном случае считать психолога или психотерапевта. При формах, значительно нарушающих социальную адаптацию - психиатра. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ: В случае адекватно подобранной коррекции, возможности адекватной «легализации» демонстративности ребенка в социально приемлемых формах и успешной работы с ближайшим окружением ребенка (в том числе и с педагогом) прогноз развития достаточно благоприятен. ДИСГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ(ЭКСТРАПУНИТИВНЫЙ ВАРИАНТ (ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ) Обучение по массовой общеобразовательной программе.Сопровождение специалистами ППМС-Центра.Занятия в рамках дополнительного образования Занятия с психологом (игровые занятия в мини-группе по простраиванию адекватных поведенческих стратегий).Учет личностных особенностей при обучении. Работа семейного психолога в ППМС-Центре Консультация врача психиатра или невролога. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ 2. ИНТРАПУНИТИВНЫЙ ТИП ДИСГАРМОНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. особенности: Эти дети, как правило, робкие и неуверенные в себе. Даже внешне они выделяются сутулостью, моторной и эмоциональной «зажатостью». Речевая активность, как правило, низкая. Дети достаточно трудно вступают в контакт, ищут взглядом поддержки, одобрения со стороны близких, а в их отсутствии- со стороны других взрослых. Показатели когнитивного развития в целом соответствуют возрасту, однако у одного и того же ребенка могут значительно разниться в зависимости от ситуации, в которой предъявляются задания, и стиля общения взрослого с ним. В неблагоприятных случаях могут быть крайне замедленны, вплоть до полного ступора, «КПД» их деятельности может быть крайне низким. И наоборот: дети могут показывать достаточно высокую результативность, и даже темп деятельности в ситуации одобрения и поддержки. РАЗВИВАЮЩАЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА. Как и в предыдущем случае, основной формой работы с детьми является психокоррекционная / психотерапевтическая помощь. Помимо гармонизации системы аффективной регуляции. которая может проходить в виде ставшей системы уже классической системы О.С. Никольской, крайне успешной следует считать кататимно- имагинативную психотерапию по К.Лернеру, а также другие виды психотерапевтической работы, направленной на создание ситуации успеха и принятия в широком смысле этого слова. не менее важной является психокоррекционная работа с родителями и ближайшим окружением ребенка. Ведущим специалистом считать психолога или психотерапевта. При выраженных нарушениях, в первую очередь нарушающих социальную адаптацию, ведущим специалистом должен стать психиатр. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ: тем менее благоприятен, чем больше расхождение между требованиями, предъявляемыми к ребенку со стороны социально-образовательной среды, и возможностями ребенка. Даже ситуация абсолютного успеха и поощрения иногда не в состоянии обеспечить полностью благоприятное развитие. Тщательным образом подобранные врачом медикаментозные средства могут в определенной степени способствовать социальной адаптации. ДИСГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ(ИНТРОПУНИТИВНЫЙ ВАРИАНТ(ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ) Обучение по массовой общеобразовательной программе.Сопровождение специалистами ППМС-Центра. При наличии тяжелых соматических заболеваний рекомендовано посещение школы надомного обучения (по соответствующим показаниям). Учет личностных особенностей при обучении. Занятия с психологом по повышению уровня психического тонуса, игровые занятия в мини-группе детей. Работа с психологом в школе или ППМС-Центре (посещение адаптационных, терапевтических групп в ППМС-Центре). При необходимости консультация врача психиатра или невролога. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ 3. ДИСГАРМОНИЯ, СВЯЗАННАЯ С НАРУШЕНИЕМ ПСИХИЧЕСКОГО ТОНУСА. особенности: Наиболее выраженные проявления этого типа развития наблюдаются в предподростковом и подростковом периоде. В этом возрасте в первую очередь обращает на себя внимание вялость, безразличие, собственно апатичность, отсутствие каких-либо жизненных интересов, опустошенность подростков. Для них характерно безразличие, как к результатам собственной деятельности, так и к их оценке. Ребенок может быть, одновременно пресыщаем и в то же время длительно, монотонно, «безэмоционально» и механически выполнять какие-либо задания.Специфичным является отсутствие каких-либо интересов, в том числе, и сверхценных (что, собственно, и отличает этот тип развития от одного из ва­риантов искаженного развития). В некоторых случаях возможны проявления негативистичных и протестных реакций, однако это «пассивный» негативизм. РАЗВИВАЮЩАЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА. Вопрос о возможной развивающей и коррекционной работе должен решать­ся совместно с психиатром, как ведущим в этом случае специалистом. В то же время при невыраженных случаях апатичного типа дисгармонического развития и отсутствии противопоказаний к применению психологической коррекции со стороны врача может проводиться тонизация аффективной сферы за счет постепенно нарастающей сенсорной стимуляции в сочетании с психо­терапевтической работой с ребенком и его семьей. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ зависит от «остроты» состояния, особенностей возник­новения, других факторов. Часто подобное состояние означает начало процес­суального заболевания, прогноз которого выходит за пределы компетенции психолога. Как правило, в этом случае психиатром выставляется диагноз, характеризующий наличие или начало эндогенного заболевания. ВАРИАНТЫ АСИНХРОННОГО РАЗВИТИЯ (ИСКАЖЕННОЕ РАЗВИТИЕ)ВЫРЕЗАТЬ ДО КОНЦА. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ АФФЕКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВЕДЕНИЕ САМОСОЗНАНИЕ, Я-КОНЦЕПЦИЯ РАССТРОЙСТВО АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА ИСКАЖЕНИЕ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ (ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ) Обучение в школе надомного обучения по массовой программе в классе малой наполняемости (на период адаптации необходимо сопровождение тьютора).(При выраженных нарушениях поведения и адаптации рекомендована надомная форма обучения с посещением ребенком ОУ с частичной интеграцией в группе детей на структурированных видах деятельности).Обучение в инклюзивном классе возможно только при наличии сопровождения тьютора.Индивидуальная форма обучения по основным предметам с интеграцией в классе на предметах неосновного цикла и во второй половине дня.Возможно сочетание дистантной формы обучения и очной в мини-группе.Посещение занятий в обычной детской среде в рамках учреждения дополнительного образования при наличии сопровождения или в мини-группе. Курация врача психиатра.Наличие специалиста сопровождения (тьютора) при посещении детской группы.Наличие индивидуального образовательного плана и программы сопровождения.Щадящий режим пребывания в школе (дополнительный выходной день или сокращение общей нагрузки во времени и т.п.)Индивидуальные и групповые занятия с психологом, по формированию позитивного опыта и навыков межличностного взаимодействия. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ