Эссе учителя на тему Моя педагогика
Эссе
«Моя педагогика»
учителя географии
Хайруллина Ильхама Рифкатовича2014 год
МОЯ ПЕДАГОГИКА.
«Пусть будет меньше праздников, чем будней, Но тот, кто стал учителем, поймет: Какое счастье быть полезным людям, Учить Его Величество Народ!»
Снова вхожу в класс и вижу десятки пытливых глаз своих учеников. И так каждый день… И каждый год… И каждый раз думаю, сегодня вы все здесь, а кем вы будете завтра? И каждый раз в праздник «Последнего звонка» не могу сдержать слез, прощаясь с вами, со своими учениками, отправляя вас в «Большую жизнь». А, встречаясь случайно на улице, не могу наговориться с вами. И так приятно, что вы отвечаете мне взаимностью, так приятно получить от вас поздравление к празднику, так приятно, что вы у меня есть! Вы мои ученики, мои любимые детки. Сколько уже вас прошло через мою судьбу, сколько вас еще будет… Проходят дни, неумолимо и скоротечно улетают года, вы становитесь взрослыми, умными, занимаете важные посты в сфере своей трудовой деятельности, но все равно остаетесь для меня моими учениками. И чтобы не случилось в вашей жизни, чтобы не произошло, я люблю вас всех, всех своих учеников какими бы вы не были. Счастья и здоровья вам всем, мои милые!!!
В хорошие или сложные моменты моей педагогической деятельности я всегда вспоминаю людей, которых по праву могу назвать своими учителями и не просто учителями, а учителями жизни. Так тяжело сориентироваться в сложнейших условиях современной жизни, так не просто жить. Но есть люди, которые на протяжении всей моей жизни помогают советом, личным примером, своим участием.
На мое становление как педагога непосредственным образом повлияла моя мама. Очень строгая, но супер справедливая. Именно она долгое время являлась для меня и старшим товарищем, и примером, и главным критиком и методистом. Она не щадила меня за допущенные ошибки и промахи, она не хвалила меня за небольшие успехи и достижения, но зато она несказанно гордилась за мои настоящие человеческие поступки, за отличную учебу в институте. Она научила меня не только педагогическому мастерству, учительскому искусству, она научила меня находить главное в жизни, отличать «зерна от плевел», любви к детям, и самое главное, несмотря на жизненные взлеты и паденья, оставаться человечным.
Моя мама не педагог, хотя можно сказать, что ее профессиональная деятельность не близка к этой сфере. Для меня же она учитель. Учитель творчества, учитель дизайнер, массовик-затейник. Это человек с неиссякаемой жизненной энергией. Это она привила у меня любовь к прекрасному, она научила любить книгу, свою Родину, историю и культуру своего народа. Она была моим первым «учеником», она слушала все мои открытые уроки, она мой самый первый цензор.
Каждому человеку хотя бы раз в жизни приходилось отвечать на подобный вопрос: «Кем вы хотели быть в детстве?». И действительно, у ребенка ещё в раннем детстве проявляются симпатии и склонности к определенной профессиональной деятельности. Если я сам сейчас задам себе данный вопрос, то с полной уверенностью скажу, что профессия учителя меня не привлекала и я не стремился стать «скульптором» детских умов. Конечно, возникает вопрос о том, что же побудило меня выбрать данный род деятельности и посвятить себя детям.
В процессе моего становления в роли учителя я определил для себя следующие педагогические задачи, которые и стараюсь решать каждый день:
- научить школьников быть независимыми. Чем больше мы для них делаем, тем меньше они учатся делать для себя сами. Вот как гласит известная поговорка: «Голодному человеку дайте не жареную рыбу, а невод».
- необходимо воодушевлять учеников максимально быть самими собой, ободрять каждого, чтобы он гордился своими достижениями.
- создать условия для выбора каждым учеником своего собственного образовательного маршрута, развития школьника в соответствии с его индивидуальными особенностями.
- убедить ученика в том, что он золотой фонд возможностей, заставить его поверить в себя, в свои силы, предоставить возможность получать удовольствие и радость от результатов своего труда.
- подготовить выпускников школ, обладающих глубокими знаниями, широким кругозором и умением сориентироваться на самостоятельное трудоустройство.
Отдавать себя детям, понимать их, находить радость в общении с ними, верить в то, что каждый из них – личность индивидуальная, неповторимая – вот основные составляющие, на мой взгляд, настоящего учителя. Я глубоко убежден, что учитель должен верить, что все дети способны и успешны. Только тогда он может добиться поставленной цели. А если нужного результата нет, то причину нужно искать, прежде всего, в учителе, в его неудачных методах, а не в бездарности детей. Мне близки и понятны слова В. А. Сухомлинского, который первый из педагогов объяснил низкие результаты обучения не природной бездарностью детей, а примитивными, кустарными методами обучения. Он писал: «Страшная это опасность – безделье за партой, безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это разрушает морально, калечит человека. . . »
Все наши замыслы, поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться».
Кто из учителей поспорит с этим?
Понимаю, чтобы заставить ребенка мыслить, творить, создавать, необходим творческий подход к каждому методу, к каждому приему. И как следствие этого – повседневный поиск и…сомнения: сработает ли? Талант учителя, как мастера, раскрывается тогда, когда на каждом уроке ему удается увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось познать новое, самому решить поставленную перед ним проблему. Чтобы глаза у ребенка горели, чтобы он чувствовал в себе уверенность, силу и желание творить. Именно поэтому я стараюсь на уроках использовать приемы и методы развивающего обучения, которые не оставляют равнодушным ни одного ребенка на уроке, вовлекают детей в познавательную деятельность, заставляют их мыслить, анализировать, делать самостоятельные выводы.
Конечно, каждому учителю хочется иметь ярких и способных учеников, но все дети – очень разные. Для учителя необычайно важно дать каждому ребенку возможность самореализоваться, дать ему почувствовать его пусть маленький, но успех, вовремя замеченный и одобренный.
Поражение – если скука, в лучшем случае, - вынужденная добросовестность… Победа, если на лицах (хотя бы на некоторых) замечаю следы радости и пусть едва различимой одухотворенности… Ради этого – стоит быть Учителем!
Вот и моя педагогика. Вот и мое жизненное становление. Становление учителя. Себя я неоднократно спрашиваю: «Мог ли ты выбрать другую профессию, более престижную, высокооплачиваемую?» И сам себе отвечаю: «Конечно, мог, но был ли ты так счастлив, было ли у тебя столько искрящихся любовью глаз твоих учеников?» И неоднократно делаю вывод: «Ты все сделал правильно. Это тяжелый, не престижный в наше время, малооплачиваемый, но ужасно интересный, ответственный, творческий труд. Это твоя профессия. Профессия учить детей».