Проектная деятельность в школе, как способ формирования здорового образа жизни.


Проектная деятельность в школе, как способ формирования здорового образа жизни.
Виноградова О.Г. Воронова Е.В.
В статье представлены задачи и этапы долгосрочного проекта, реализуемого в рамках общеобразовательного процесса ГБОУ СОШ №149 Калининского района, города Санкт-Петербурга.
Хочется начать со слов профессора Александра Ивановича Юрьева, доктора психологических наук Санкт-Петербургского государственного университета - «Финансовый капитал — это форма прошлого. Человеческий капитал — это форма будущего».
Человеческий капитал — это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни, главный фактор формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний, как следующего высшего этапа развития, это основное богатство каждого государства.
Многие специалисты утверждают, что в последние 35-40 лет в нашей стране наблюдается тенденция к снижению основных четырех параметров развития человеческого капитала (жизнеспособность человека, работоспособность, способность воспринимать инновации, способность к обучению). Китай, Индия, Юго-Восточная Азия, Скандинавия далеко опережают нас и по количеству, и по качеству человеческого капитала – а значит, по конкурентоспособности страны. В таблице индексов развития человека Россия сегодня находится в районе 50-60 мест.
Президент РФ Владимир Владимирович Путин отмечает, что переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Развитие человека это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. «Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе наш абсолютный национальный приоритет. Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов».
Вопрос сохранения и укрепления здоровья нации является приоритетным в развитии человеческого капитала. Задачи сохранения и укрепления здоровья пронизывают все направления деятельности общества. Школа, являясь социальным институтом, чутко откликается на процессы, происходящие в стране, в мире.
О том, что детское здоровье в опасности подтверждают исследования, говорят ученые и специалисты в области здравоохранения. Так по данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
стрессовая педагогическая тактика;
несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
провалы в существующей системе физического воспитания;
интенсификация учебного процесса;
функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. Пришло понимание, что необходимо менять не только отношение к собственному здоровью, но и формировать новое мировоззрение ученика.
Мы считаем, что первостепенной задачей школы является формирование у подрастающего поколения понимания здоровья, как великой ценности, которая требует охраны и заботы. Мы должны вооружить учащихся необходимыми знаниями, умениями и навыками по сохранению и укреплению здоровья, воспитать потребность в здоровом образе жизни.
Мы были уверены, одного нашего педагогического стремления мало, необходимо стремление и желание самих детей. Выражение «осознанные навыки здорового образа жизни» является в нашей деятельности ключевым. Данные мониторинга по школе еще больше добавили нам уверенности в актуальности такой работы. Среди 700 учащихся школы только 59 человек имеют первую группу здоровья, вторую - 534, третью - 154, четвертую -1, пятую -9. Таким образом, только 8% школьников нашего образовательного учреждения практически здоровы, остальные 92% имеют те или иные проблемы.
Школа № 149 обычное образовательное учреждение ничем особо не отличающееся, богато лишь хорошей слаженной командой, с которой, даже с постоянным дефицитом временных и физических ресурсов, многое под силу.
И так актуальность проблемы доказана, цели и задачи обозначены, форма выбрана – проектная деятельность. Именно проектная деятельность, не имеющая границ для творчества взрослых и детей, была нами определена как основная форма работы. Там, где логически завершается один этап проекта, зарождается новый, и выстраивать эту цепочку можно долго и интересно…
Работа в сфере формирования культуры здорового образа жизни в школе ведется по нескольким направлениям: работа с педагогическим составом, работа с родителями, усовершенствование материально-технической базы, работа со школьниками. В школе создана и работает Служба Здоровья, объединяющая 10 человек. Желаемого уровня включенности в это поле деятельности мы пока не достигли, но слова, ставшие для нас девизом- Здоровый Образ Жизни - приобрели сегодня другой ценностный смысл. Мы стали счастливыми обладателями удобного стадиона. Пустующие из года в год вакансии учителей физической культуры у нас закрыты молодыми инициативными педагогами, и мы надеемся, что их приход добавит в наш проект новые идеи.
Наш проект носит название «Путешествие по дорогам здоровья», основная цель которого заключается в формировании «осознанных навыков здорового образа жизни». Всё путешествие разделяется остановками, остановки – это проекты в проекте. На каждой остановке есть свои цели, задачи, участники, гости, основные события (творческая мастерская, мастер-класс, игра, викторина, исследования, соревнования и др.).Остановка 1. Аудитория первых классов школы и их родителей. Творческая мастерская – «Здоровым быть здорово!»
Остановка 2. Аудитория вторых, третьих и четвертых классов школы и их родителей. Игра - викторина: «Здравствуйте! Или наше здоровье в наших руках!»
Остановка 3. Аудитория пятых классов школы и их родителей. Исследовательская деятельность: «Наша еда: польза и вред».
Остановка 4. 1 группа «Теоретики» аудитория шестых и седьмых классов школы и их родителей. Исследовательская деятельность: «Спорт - это здоровье». 2 группа «Практики» аудитория шестых и седьмых классов школы и их родителей. Соревнования «Спорт - это здоровье».
Остановка 5. Аудитория восьмых и девятых классов школы и их родителей Исследовательская деятельность: « Выбираем жизнь без вредных привычек».
Остановка 6. Аудитория десятых и одиннадцатого классов школы и их родителей. Исследовательская деятельность: «Сам себе психолог - эмоции и человек».
Мы только начали свое путешествие, но уже сейчас результаты превзошли наши ожидания. Планируемая группа активистов из школьников увеличилась вдвое, идеи с которыми приходят школьники к кураторам поражают воображение, а кое - кого даже пугают. Наши казалось, глобальные планы проигрывают в сравнении с планами учеников. Мы теперь точно знаем, они не дадут нам покоя, они заражены мыслью, что способны изменить мир.
Первый итог - районный семинар для педагогов-психологов и социальных педагогов показал, что начатая в школе работа актуальна, интересна - нашла много союзников. Специалисты были благодарны за представленный опыт в рамках семинара, школьники 8 класса представляющие свой проект, были приглашены в другие школы района для демонстрации своего исследования по теме «Интернет и Здоровье».
Дискуссионный клуб по обсуждению новых тем продолжает свою работу, постепенно увеличивается количество заявок на защиту своих проектов, расширяется спектр проблемных вопросов. Темы, заявленные школьниками, результаты исследований и выводы убеждают в мотивированном осознанном включении ребят в изучение материала и в понимании ценности собственного здоровья. Шесть команд среди 8, 9, 10 и 11 классов готовы делиться опытом и транслировать качественно проработанный материал. Обдумывается идея волонтерской работы среди школьников.
Теоретики и практики на остановки 4 «Спорт – это здоровье» вдохновенно соперничали и объединялись под единым лозунгом. Получился великолепный спортивный праздник, спартакиада в рамках проекта, который доставил удовольствие не только зрителям, но и самим участникам.
Мы уже понимаем, что следующий учебный год будет таким же насыщенным и богатым на открытия. Мы его ждём. Мы верим в собственные силы и в творческие силы своих учеников, горизонты развития проекта «Путешествие по дорогам здоровья» расширяются.
Источники:
Википедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/В.В.Путин. "О стратегии развития России до 2020 года". (Выступление на расширенном заседании Государственного совета).
Послание президента федеральному собранию на 2016 год. Москва. 03.12.2015.
А.И. Юрьев. Теория психологического измерения человеческого капитала России.