Тематическое планирование по литературному чтению в 1 классе. УМК Школа 2100 по ФГОС


Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту авторов Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной, О. В. Чиндиловой и др.
Формирование функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.
Цель уроков литературного чтения - формирование читательской - компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, : формирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1)формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста - правильного типа читательской деятельности; одновременное :развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2)введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
3)развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
4)приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, - через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
Изучение литературного чтения в 1-м классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте», затем в конце учебного года начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.
В литературное чтение 1 класса вводится модуль «С азбукой по родному краю». Рабочая программа по модулю «С азбукой по родному краю» составлена на основе книги для начальных классов «С азбукой по родному краю». (Учебное пособие для 1 кл. общеобразовательных школ. Авторы – составители Пряникова Н.Е., Шик Н.Е. Серия «Родной край». – Брянск: «Курсив», 2012. – 116 с.)Рабочая программа рассчитана на 33 часа (1 ч в неделю).
Цель программы: дать учащимся младшего школьного возраста не только полезные занимательные задания на период обучения грамоте, но и краеведческий материал, который расположен в алфавитном порядке.
Краеведческие страницы в познавательной, доступной форме описывают природу нашего края, интересные события и легенды (предания) далёкого прошлого, знакомят с памятными местами Брянщины, со стихотворениями брянских поэтов о родной земле.
Задачи: пробудить у ребёнка интерес и уважение к событиям далёкого прошлого и преданиям родной земли, к людям, прославившим её, к природе родного края, способствовать становлению у школьников навыков самостоятельного мышления, умения сравнивать факты и осмысливать их; обеспечивать развитие детей, их познавательной сферы, умственных способностей и интересов; воспитывать эмоционально – положительный взгляд на мир, любовь к прошлому и настоящему своего народа, своего края.
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- систематичности и познавательности – знания в программе даются в определённой системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является её культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщение – эти методы способствуют
Обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, схем, макетов, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей.
- практические методы: изготовление схем, рисунков, плакатов, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умений детей.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику модуля «С азбукой по родному краю» необходимо использовать такие формы проведения занятий как встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. На ряду с традиционными в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии.

Общая характеристика учебного предмета
Цели и задачи курса
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
 овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
 развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
 обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
 освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией);
 овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);
 воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе (формирование умений понимать художественное произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходства и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных);
 формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственно-этических ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий, воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Структура курса
Обучение грамоте и развитие речи.
Добуквенный период.
Задачи добуквенного периода – развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся также понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котёнок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т. д.), рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы.В добуквенный период ведётся подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв).
Букварный период.
В букварный период ведётся работа по обучению чтению и письму, развитию речи, интереса к чтению.
Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией при чтении на буквы согласных звуков, с другой – учётом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы согласных звуков н, к; буква гласного звука у; буквы согласных звуков с, л, м, т, д, в; буквы е, ё, б, з, я, х, ж, и, ч, щ, ф, э, ю, ь, ъ).В процессе работы большая роль отводится слого-звуковому и звукобуквенному анализу слов, который даёт возможность наблюдать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме, замечать в ряде слов несоответствие между произношением и написанием, то есть заниматься орфографической пропедевтикой, развивать орфографическую зоркость.
В ходе обучения письму проводится анализ печатного и письменного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца.
Языковая пропедевтика в период обучения грамоте.
В период обучения грамоте происходит попутное ознакомление учащихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии.
Из области фонетики – это звук в сопоставлении с буквой; звуки гласные и согласные; гласные звуки: ударные и безударные; слог; слогообразующая роль гласных звуков; ударение: ударный и безударный слог; согласные звуки: звонкие и глухие; согласные твёрдые и мягкие; парные и непарные обозначения мягкости согласных на письме (с помощью ь, букв е, ё, ю, я, и); ь и ъ разделительные.
Проводится наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу).
Из области лексики – дети знакомятся с тем, что каждое слово что-то обозначает (имеет лексическое значение), в ходе наблюдения устанавливают, что в языке есть слова, у которых несколько значений; видят сочетаемость слов в русском языке; тренируются в правильном словоупотреблении.
Из области морфемики – дети получают первоначальное представление о составе слова: корне, приставке, суффиксе (без введения понятий), об однокоренных словах; осваивают графическое обозначение частей слова (кроме окончания).
Из области морфологии – происходит предварительное знакомство с частями речи без введения понятий: слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что?; слова, которые отвечают на вопросы какой? (какой предмет?) что делает? как? (как делает?); наблюдают за ролью в речи местоимений он, она, оно, они; за словами в единственном и множественном числе (называют один предмет – много предметов); знакомятся с ролью предлогов, учатся различать предлоги и приставки.
Из области синтаксиса и пунктуации – дети получают сведения о предложении (предложение состоит из слов, слова связаны по смыслу, предложение – законченная мысль); об интонации повествовательной, вопросительной, восклицательной и её коммуникативной значимости; знакомятся с точкой, восклицательным знаком, вопросительным знаком и многоточием в конце предложения. В ходе чтения текстов происходит практическое знакомство с обращением; даётся общее понятие о тексте.
Из области орфографии – в ходе обучения чтению и письму дети осваивают написание заглавной буквы в начале предложения, в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу; начинается формирование орфографической зоркости в ходе наблюдений за несоответствием произношения и написания.
Работа с текстом.
На материале текстов «Букваря» начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности (термин Н. Н. Светловской) – системы приёмов понимания текста. В работе с текстом выделяются три этапа:
I. Работа с текстом до чтения.
1. Самостоятельное чтение детьми ключевых слов и словосочетаний, которые выделены учителем и записаны на доске (на плакатах, на наборном полотне). Эти слова и словосочетания особенно важны для понимания текста.
2. Чтение заглавия, рассматривание иллюстрации к тексту. На основании ключевых слов, заглавия и иллюстрации дети высказывают предположения о содержании текста. Ставится задача: прочитать текст и проверить свои предположения.
II. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение (самостоятельное чтение детей про себя, или чтение учителя, или комбинированное чтение).
2. Выявление первичного восприятия (короткая беседа).
3. Перечитывание текста. Словарная работа по ходу чтения. Учитель ведёт «диалог с автором», включая в него детей; использует приём комментированного чтения.
III. Работа с текстом после чтения.
1. Обобщающая беседа, включающая смысловые вопросы учителя ко всему тексту.
2. Возвращение к заглавию и иллюстрации на новом уровне понимания.
3. Творческие задания (иллюстрирование, словесное рисование, придумывание продолжения, составление диафильма, инсценирование и др.).
Литературное чтение.
Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Круг детского чтения.
«Попрыгать, поиграть...».
Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, С. Маршака, И. Демьянова, В. Берестова, Ю. Мориц, И. Токмаковой, В. Драгунского, Э. Успенского, Е. Чарушина, Н. Носова об играх, игрушках, увлекательных занятиях.
Наш дом.
Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, Г. Граубина, Б. Заходера, О. Григорьева, В. Бирюкова, М. Зощенко, В. Драгунского, М. Коршунова о детях и родителях, их взаимоотношениях, любви и взаимопонимании, младших сестрёнках и братишках и отношении к ним.
Ребятам о зверятах.
Стихи и маленькие рассказы Б. Заходера, С. Михалкова, Г. Граубина, Ю. Мориц, М. Пришвина, Е. Чарушина, М. Коршунова, Ю. Коваля о дружбе людей и животных, взгляде взрослого и ребёнка на мир природы.
Маленькие открытия.
Стихи и небольшие рассказы о мире природы, его красоте, маленьких открытиях, которые делает человек, умеющий вглядываться и вслушиваться. Произведения Э. Успенского, Г. Граубина, В. Бирюкова, Т. Золотухиной, И. Токмаковой, В. Лапина, В. Пескова, Н. Сладкова.
2. Техника чтения.
Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами.
3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
Развитие умения разъяснять заглавие текста. Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам.
Работа над пониманием значения каждого отдельного слова, словосочетания; семантизация незнакомых слов.
Развитие внимания к оттенкам лексического значения слов.
Обучение ответам на вопросы учителя по содержанию прочитанного и прослушанного текста.
Обучение озаглавливанию небольших частей текста, составлению простого плана, пересказу прочитанного с опорой на план из картинок.
4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
Создание необходимых условий для эмоционального «проживания» текста детьми, для выражения эмоций. Учитель показывает особенности авторского употребления слов, выражений; красоту, яркость и точность слова в художественном тексте (например, различные случаи употребления слов в переносном значении). Дети наблюдают, как поэты и писатели видят и рисуют словами мир.
Учитель показывает, что свои мысли и чувства писатель передаёт через героев – их характеры, поступки, чувства и переживания – и через главную мысль произведения (это то, что хотел сказать читателям автор, для чего он написал это произведение). Результатом понимания характеров и поступков героев является формулирование главной мысли с помощью учителя. Дети высказывают своё отношение к прочитанному.
5. Литературоведческая пропедевтика.
На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями: стихотворение, рифма, ритм и настроение в стихотворении; рассказ, герои рассказа, рассказчик и автор.
6. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.
Развитие устной речи:
– обучение ответам на вопросы по содержанию текста (формулирование ответов, подбор наиболее подходящих слов);
– обучение подробному пересказу по вопросам или картинкам, составлению устных рассказов по картинкам (комиксам);
– работа над грамматически правильным построением устного высказывания;
– показ способов заучивания наизусть стихотворений, обучение выразительному чтению с соблюдением соответствующей интонации, громкости речи, темпа речи.
Творческие работы: иллюстрации к прочитанному, инсценирование.
Примечание. В разделах 3, 4, 6 программы указаны примерные виды заданий.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Литературное чтение» с 1 по 4 класс отводится 544 часа, из них в 1 классе 132 часа (4 часа в неделю, 33 учебные недели). Согласно действующему в ОУ учебному плану рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения в объеме 132 часа (обучение грамоте – 80 часов, литературное чтение – 45 часов).
В том числе, для проведения:
– проверочной работы – 4 часа;
- проверки техники чтения – 2 часа;
- внеклассного чтения – 4 часа.
Итоговый контроль предполагается проводить в виде предметной и межпредметной (комплексной) проверочной работы. Предметная проверочная работа должна включать разноуровневые задачи на ведущие предметные и метапредметные способы/средства действия. Особое внимание в такой проверочной работе будет уделено контролю освоения первоклассниками умений контролировать и оценивать свою и чужую работу, использовать знаково-символические средства для представления информации. Комплексная проверочная работа также контролирует освоение базовых предметных и отдельных универсальных способов действия, прежде всего навыков чтения, умения работать с текстом, схемами, понимать и выполнять инструкции. В качестве итоговой оценочной процедуры предполагается использование портфолио ученика. С этой целью будет организована специальная работа по сбору информации для оформления странички читательского портфолио.
Для текущего контроля и коррекции хода обучения будут использоваться тестовые методики проверки знаний, умений и навыков, специально разработанные разноуровневые задания, результаты которых будут фиксироваться в специальных оценочных листах.
Все контрольно-оценочные процедуры предусматривают приоритет самооценки учащегося.
4.Описание Ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
5. Содержание учебного предмета
Раздел «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения). Содержание раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения в их взаимодействии, воспитывая культуру общения (устного и письменного).
Аудирование (слушание) – это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное и т. д.); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текста определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета (отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания), воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.Раздел «Виды читательской деятельности» включает работу с разными видами текста, которая предполагает выработку аналитических умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного текста (без использования терминологии); воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимать авторскую позицию в произведениях; выделять главную мысль текста (с помощью учителя). Предусмотрены ознакомление учащегося с книгой как источником различного вида информации и отработка библиографических умений: ориентироваться в книге (учебной, художественной, справочной) по её элементам, знакомиться с разными видами и типами книг, выбирать книги на основе рекомендованного списка или собственных предпочтений.
В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает выработку мотивированного выбора круга чтения, воспитание устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6–8 лет, читательских предпочтений младших школьников.Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, средствах выразительности языка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка «живых» картин, чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устному словесному рисованию, разным формам пересказа, созданию собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).
6. личностные, метапредметные и предметные Результаты освоения учебного предмета
Содержание обучения чтению подчинено требованиям, предъявляемым обществом, педагогической наукой и практикой на современном этапе развития начальной школы:
– усиление деятельностного подхода при обучении чтению;
– обеспечение вклада родного языка в формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности;
– усиление развивающего влияния чтения на психическое и личностное развитие младшего школьника.
Особо выделяется формирование умений читать учебный текст, формулировать задания; владение выборочным чтением: нахождение необходимого учебного материала. Такой подход позволяет обеспечить формирование умений и навыков устной и письменной речи как общеучебных.
Это определило цели обучения:
– заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка;
– помочь младшему школьнику понять основы формирования грамотного читателя, владеющего техникой чтения, приемами понимания прочитанного;
– воспитать позитивное эмоционально-ценностное отношение к родному языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробудить познавательный интерес к родному слову, стремление совершенствовать свою речь;
– развить интерес к самому процессу чтения, потребность читать;
– ввести детей через литературу в мир человеческих отношений.
На основании требований ФГОС НОО (2009 г.) и Международного стандарта качества ИСО 9001:2008 в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время системно-деятельностный, компетентностный, личностно ориентированный подходы, которые определяют задачи обучения:
– овладение техникой чтения, способами понимания и анализа текстов; умениями, навыками различных видов устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); умением определять и объяснять своё эмоционально-оценочное отношение к прочитанному;
– приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
– освоение способов универсальных учебных действий (в доступном для младших школьников диапазоне).
Системно-деятельностный и культурно-компетентностный подходы отражают стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, конструктивно взаимодействовать с людьми.
Содержание обучения литературному чтению предусматривает усиление внимания к развитию информационной грамотности младших школьников, обучению детей способности находить нужную информацию; создает реальные условия для обучения построению алгоритмов действий, пошаговому контролю своих действий, оценке их целесообразности, поиску ошибок и установлению их причин, что способствует развитию умения организовывать свою деятельность, контролировать и оценивать ее, предвидеть трудности, не только исправлять допущенные ошибки, но и не совершать их.
Личностная ориентация образовательного процесса способствует первоначальному осознанию себя как существа, обладающего особым внутренним миром, миром мыслей, чувств, желаний, замыслов, носителя оценок, носителя определенной точки зрения на мир. Первоклассник познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивает нормы отношения к этому миру и поведения, действования в нем – через стихи и маленькие рассказы современных детских писателей. В 1 классе дети читают об игрушках и играх, друзьях, родителях и детях, животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий мир.
Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Коммуникативная направленность основной образовательной программы начального общего образования потребовала усиления внимания к разным видам речевой деятельности. Все содержание обучения строится на основе использования читательской деятельности, а также других ее видов (слушания, говорения, письма). Результатом такого подхода может стать сформированность умений читать про себя, что, безусловно, может быть достигнуто к концу обучения в начальной школе. Параллельно с развитием навыков беглого чтения формируются умения восприятия и постижения смысла прочитанного. Понимание содержания прочитанного складывается из осмысления того, о чем сказано в тексте и как об этом сказано (эмоциональный отклик на произведение с учетом художественной формы).
В соответствии с принципом, заложенным в стандарте по литературному чтению, – ознакомлением детей с текстами разных жанров, школьникам предлагается чтение нехудожественных текстов (писем, воспоминаний, автобиографий писателей и т. п.), а также научно-познавательных произведений. Все это будет расширять кругозор ученика, развивать его эрудицию и общую культуру.
Использование как традиционных, так и новаторских методов обучения способствует достижению цели литературного образования – учить школьников, анализируя изложенные там факты, понимать смысл текста, замысел автора.
Например, применение такой формы организации обучения, как урок-диалог, когда идет живой непосредственный разговор между читателем и автором произведения, читателем и его сверстниками-читателями, читателем-учителем и читателем-учеником, что привлекает внимание детей к тем признакам текста, на основании анализа которых будут сделаны правильные выводы самими детьми.
Содержание начального общего образования по литературному чтению ориентирует на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, основным из которых является навык чтения. Развитие навыка чтения как вида речевой деятельности – от громкого чтения вслух до чтения про себя – осуществляется как умственное действие внутреннего плана и связано с мотивационной стороной учебных действий, направленных на чтение и перечитывание текста.
На каждом последующем этапе обучения акцент переносится с технической стороны учебного действия на содержательную, у учащихся расширяются читательские возможности, вырабатываются навыки беглого чтения. В процессе чтения вслух школьники учатся правильному произношению слов, интонированию и выразительному чтению отдельных предложений и текста в целом.
Формирование тех или иных речевых умений ребенка достигается использованием конкретных методических приемов: обсуждение смысла событий, описанных в произведении, их последовательности и логической связи; деление текста на части в процессе работы над композицией произведения (выделение описаний, диалогов), составление картинного плана (словесное иллюстрирование) произведения; выбор вида пересказа в зависимости от постановки тех или иных учебных задач (выборочный пересказ, перечитывание фрагмента текста) и др.
Усилена развивающая и воспитательная направленность литературного чтения.
Особое внимание обращено на целесообразный отбор учебного материала с точки зрения художественной ценности произведений, жанрового разнообразия, влияния темы и содержания на развитие чувств детей, их нравственное и эстетическое воспитание.
Знаниевая компонента незначительна, основное внимание уделяется проверке сформированности умений устной речи, техники чтения, читательской грамотности, мышления, воображения.
Когнитивная функция языка реализуется с учетом возрастных возможностей и потребностей ребенка данного возраста познавать окружающий мир с использованием языка и речи. В связи с этим важное значение приобретает характер познавательного материала, который предъявляется учащимся.
Изучение литературного чтения в первом классе начинается вводным курсом «Обучение грамоте». Уроки обучения грамоте представляют собой интегрированные занятия, включающие различные виды практических работ, связанных с освоением обучающимися элементарного письма и чтения (игры и упражнения по звуковому и звукобуквенному анализу слова, графические упражнения на начертание печатных и каллиграфических образцов букв и их соединений; конструирование новых букв из элементов, складывание из проволоки, лепка из пластилина и пр.; чтение и письмо слогов, слов, предложений, текстов, прослушивание лучших образцов детской художественной литературы (в исполнении учителя или в аудиозаписи); разыгрывание сценок, разучивание небольших стихотворений, считалок, скороговорок и т. п.; составление и моделирование высказываний, небольших рассказов по картинкам, всевозможные речевые и словесные игры). После курса обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Такое структурирование содержания дает возможность обучать письму параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи.
Основанием для отбора и определения содержания начального общего образования по литературному чтению стали учебные действия, связанные со спецификой самого предмета и его основными функциями на каждой ступени начального обучения.
Одним из главных направлений остается обогащение словаря и повышение культуры речи обучающихся. Расширение словаря осуществляется на основе частотности лексических единиц в языке и разговорной речи детей, познавательных интересов и запросов школьников младшего возраста.
Спроектированная в Программе базовая дидактическая модель педагогического процесса и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных обобщенных способов предметных и универсальных учебных действий.
Выбранная базовая дидактическая модель педагогического процесса и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных обобщенных способов предметных и универсальных учебных действий.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
 читать осознанно, правильно и выразительно вслух небольшой текст до 90 слов целыми словами;
 моделировать структурные единицы русского языка (звук, слово, слог, предложение, текст);
 различать на слух звуки речи;
 различать гласные и согласные звуки, согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие;
 воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
 отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
 подробно пересказывать текст;
 составлять устный рассказ по картинке;
 заучивать наизусть небольшие стихотворения;
 соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
 различать рассказ и стихотворение.
 звуки и буквы русского алфавита, их основные различия;
 признаки гласных (ударных и безударных) и согласных звуков (мягких и твердых, глухих и звонких);
 алфавит;
 структуру родной речи (иметь образные представления о единицах русского языка – звуке, слоге, слове, предложении и тексте);
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
 создавать несложные тексты в устной речи по интересующей школьника тематике;
 использовать нормы русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения в школе, классе, дома, со взрослыми, детьми;
 самостоятельно выбирать и читать книги;
 высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
 работать с различными источниками информации (словарями, справочниками).
Требования к уровню подготовки в области универсальных учебных действий (УУД):
Личностные УУД:
 оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
 эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
 понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
 положительно относиться к школе, проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, осваивать роль «хорошего ученика»;
 иметь представление о себе и своих возможностях; объяснять самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что – нет.
Регулятивные УУД:
 определять и формулировать цель деятельности на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками;
 обнаруживать и формулировать учебную проблему в диалоге с учителем и одноклассниками;
 выделять, фиксировать и проговаривать последовательность операций предметного способа действия в диалоге с учителем и одноклассниками;
 высказывать свое предположение, пытаться предлагать способ ее проверки;
 работать по инструкции, по предложенному учителем плану;
 определять совпадение, сходство и различие своих действий с образцом, учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
 оценивать свою работу по заданным учителем критериям, используя оценочные шкалы, знаки (+, –, Л, С, Т,);
 проводить пошаговый, пооперационный взаимоконтроль и самоконтроль действий, состоящих из нескольких операций;
 совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
 ориентироваться в своей системе знаний: отличать неизвестное от уже известного в способе действия с помощью учителя и одноклассников;
 делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике;
 понимать необходимость дополнительной информации для решения задач с неопределенными условиями («ловушки») в один «шаг»;
 добывать новые знания: задавать вопросы, находить на них ответы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
 перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы.
Коммуникативные УУД:
 оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
 слушать и понимать речь других;
 выделять в тексте ключевые слова для ответов на вопросы;
 договариваться с одноклассниками и отвечать на их обращения в ходе общеклассной дискуссии или групповой работы;
 работать в паре по операциям, чередуя роли исполнителя и контролера, выполнять различные роли в группе.
Целевая ориентация настоящей рабочей программыв практике конкретного образовательного учреждения
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: в 1 классе обучаются дети 6–7 лет, у которых только начинает складываться осознанная система представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся их взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Именно в этот период начинается формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и учебно-познавательной мотивации. При благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребёнка. Следует отметить различный уровень предметной и психологической подготовки ребенка к обучению в школе. Первоклассники владеют разными видами речевой деятельности и на разных уровнях. Одни дети хорошо подготовлены к обучению, а другие с трудом удерживают внимание, быстро устают, не могут выполнять самостоятельно задание. Поэтому каждый ученик будет усваивать учебный материал на своем уровне и в своем темпе согласно разработанному под руководством учителя образовательному маршруту.
8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Литературное чтение»
1. Для реализации целей и задач обучения по данной программе используется УМК по литературному чтению издательства «Баласс».
1. Бунеев, Р. Н. Букварь : учебник по обучению грамоте и чтению / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. – М. : Баласс : Школьный дом, 2013.
2. Бунеев, Р. Н. Литературное чтение. 1 класс. («Капельки солнца») / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М. : Баласс : Школьный дом, 2011.
3. Бунеев, Р. Н. Тетрадь по литературному чтению. 1 класс / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М. : Баласс, 2014.
4. Бунеева, Е. В. Уроки обучения грамоте по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики» : методические рекомендации для учителя / Е. В. Бунеева [и др.] ; под науч. ред. Е. В. Бунеевой. – М. : Баласс, 2013.
5. Бунеев, Р. Н. Уроки литературного чтения в 1 классе : методические рекомендации для учителя / Р. Н. Бунеев [и др.]. – М. : Баласс, 2013.
6. Рабочие программы. УМК «Школа 2100». 1 класс (компакт – диск) – издательство «Учитель», 2013.
7. «С азбукой по родному краю». Учебное пособие для 1 кл. общеобразовательных школ. Авторы – составители Пряникова Н.Е., Шик Н.Е. Серия «Родной край». – Брянск: «Курсив», 2012.
8. Русский язык. Литературное чтение. 1 класс: поурочные планы к УМК «Школа 2100» (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2012.
9. Русский язык: обучение чтению. 1 класс. Рабочая программа и технологические карты уроков по УМК «Школа 2100» (компакт – диск) - издательство «Учитель», 2014.
2. Дополнительная литература.
1. Волина, В. В. Занимательное азбуковедение : книга для учителя / В. В. Волина. – М. : Просвещение, 1991.
2. Контрольно-измерительные материалы. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы 1 класс. / Е. В. Бунеева, А. А. Вахрушев, С. А. Козлова, О. В. Чиндилова. – М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2013.
3. Шестакова, Н. А. Толковый словарик к учебнику «Литературное чтение». 1 класс («Капельки солнца») / Н. А. Шестакова, Т. В. Кулюкина. – М. : Баласс, 2012.
4. «История родного края» издательство «Курсив», 2012 г., подготовленная авторами составителями В.Н. Лупоядовым и Л.Ю. Лупоядовой.
3. Наглядные пособия.
1. Глобус, физическая карта России.
2. Таблицы «Портреты писателей».
4. Информационно-коммуникативные средства.
1. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD).
5. Технические средства обучения.
1. DVD-плеер (видеомагнитофон).
2. Телевизор.
3. Компьютер.
4. Проектор.
6. Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.
7. Тематическое планирование

п/п Дата проведения Раздел, тема Кол-во уроков Планируемые результаты Виды деятельности
на уроке
План Факт Предметные Метапредметные и личностные (УУД) I. «Говорим, рассказываем …» 15 ч. Вводный урок. Учимся говорить, рассказывать и рассматривать. Знакомство с «Букварем». Календарь и календарные праздники. 1 Уметь: находить нужную страницу, иллюстрацию; ориентироваться на развороте «Букваря»;
- воспринимать звучащую речь;
- понимать на слух информацию, содержащуюся в устном высказывании; - различать времена года по признакам, объяснять и рассказывать; - сопоставлять признаки предметов, с помощью которых они узнаются;
- обозначать слово схемой; сопоставлять схемы и слова, сравнивать и различать;
составлять схемы предложений;
- выбирать нужный знак конца предложения; определять признаки текста, смысловое единство предложений в тексте; выбирать заглавие текста; устанавливать последовательность предложений в тексте, последовательность частей текста; читать схему текста;
- составлять схему текста;
- определять основную мысль текста, передавать его содержание по вопросам. Различать речевые и неречевые звуки.
Характеризовать гласные звуки русского языка (ударные, безударные). Делить слово на слоги, обозначать ударный слог в схеме слова. Различать ударные и безударные слоги.
Наблюдать за многозначными словами. Личностные: В предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие с позиции общечеловеческих нравственных ценностей.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные: Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать свое предположение (версию).
Учиться работать по предложенному плану.
Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Рассматривание иллюстраций;
Беседа;
Работа по картинкам;
работа по серии картинок;
подбор тематических групп слов;
составление рассказа по опорным картинкам;
составление предложений;
составление схем слов, предложений;
деление слов на слоги;
постановка ударения в словах;
печатание букв,
слогов, слов, предложений сЖивотные и растения вокруг нас. Слова-названия. 1 Природа вокруг нас. Знакомство с предложением. 1 Летом в деревне (на даче). Составление предложений. 1 Кто помогает человеку в саду и в огороде? Знакомство с текстом. 1 Звуки вокруг нас. Звуки речи. Составление текста с опорой на рисунки. 1 Цирк. Подбор тематических групп слов. Составление предложений и текста. 1 На рыбалке. Предложение. Текст. Составление рассказа по сюжетным картинкам. 1 Сказочные герои. Сказочные предметы. Предложение. Текст. 1 Театр. Повторение основных понятий. Составление рассказа по сюжетным картинкам с введением диалога действующих лиц. 1 Гласные звуки. 1 Мои игрушки. Гласные звуки. Деление слова на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. 1 Наши занятия. Ударение. 1 Повторение. Деление слова на слоги, ударный и безударные слоги. Наблюдение над значением слова. 1 Познавательные: Отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Находить ответы на вопросы,
используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать предметы и их образы.
Подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные: Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Учить наизусть стихотворение, прозаический фрагмент.
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). образца, под диктовку;
Чтение слогов, слов, предложений, текста;
игры в слова;
заучивание стихов;
ответы на вопросы;
парно-групповая работа;
индивидуальная работа;
Повторение. О чем рассказывает текст. 1 II. Учим буквы – учимся читать и писать 85 ч. Уметь: называть звуки, из которых состоит слово (гласные: ударные, безударные; согласные: звонкие, глухие, парные, непарные, твердые, мягкие); обозначать букву соответствующей схемой;определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки по мягкости и твердости; обозначать мягкость согласных звуков на письме; определять количество букв и звуков в слове; читать плавным слоговым чтением; находить корень
в группе доступных однокоренных слов;
Сопоставлять слова, различающиеся одним звуком.
Воспроизводить звуковую форму слога и слова по его буквенной записи (чтение).
Соотносить прочитанные слова и картинки.
Находить слово в группе слов по его лексическому значению.
Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа.
Наблюдать над значением слова.
Различать слова и предложения.
Работать с предложением: выделять слова, изменять их порядок, распространять и сокращать предложения. Понимать прослушанный и прочитанный текст.
Составлять рассказы по серии сюжетных картинок.
Сочинять небольшие устные рассказы повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстанавливать деформированный текст. Сокращать, изменять текст повествовательного характера из прописи или «Букваря».
Определять и объяснять значение слова в тексте. Различать однозначные и многозначные слова. Различать прямое и переносное значение слов. Сопоставлять синонимы и антонимы: наблюдать в эталонных текстах, использовать в речи.
Различать однокоренные слова.
Выделять в слове корень, приставку, суффикс. Понимать и объяснять значения суффиксов и приставок. Образовывать новые слова (однокоренные) с помощью суффиксов и приставок.
Разбирать доступные слова по составу. Классифицировать слова по вопросам (кто? что? какой?... что делать?...) Различать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?».Распознавать имена собственные.
Различать слова мужского, женского и среднего рода. Изменять слова по числам (один - много). Отличать слова-местоимения от других слов.
Распознавать предлоги. Запомнить наиболее употребительные предлоги. Отличать предлоги от приставок. Различать предложения, словосочетания, слова (понимать их сходства и различия). Звуки, обозначаемые буквами и, г, п.
Знакомство с согласными звуками. Гласный звук [и]. Разграничение понятий «звук»– «буква». 1 Звуки, обозначаемые буквами т, р. 1 Гласный звук [о], буква о. 1 Чтение слогов и слов с изученнымибуквами. 1 Заглавная буква О. Упражнения в чтении слогов и слов. Заглавная буква О в именах людей. 1 Гласный звук [а], буква а. 1 Гласный звук [ы], буква ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе. Упражнения в чтении. 1 Заглавные буквы Г, П, Т, Р. Заглавные буквы в словах русского языка. Упражнения в чтении. 1 Заглавная буква И. Заглавные буквы в именах людей и географических названиях. Упражнения в чтении. 1 Согласные звуки [н], [н,], буква н. Чтение слогов и слов с буквой н. 1 Согласные звуки [к], [к,], буква к. Чтение слогов и слов с буквой к. 1 Упражнения в чтении. Чтение слогов и слов с изученными буквами. 1 Слова он, она, оно, они, их роль в речи. 1 Гласный звук [у], буквы У, у. Чтение слогов и слов с буквой У, у. 1 Упражнения в чтении.
Работа над интонацией. Точка, восклицательный, вопросительный знак в конце предложения. 1 Согласные звуки [с], [с], буква с. Чтение слогов и слов с буквой с. 1 Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами. Работа с текстом. 1 Работа с текстом. Чтение текста. 1 Знакомство с предлогами и словами, которые отвечают на вопрос как? Упражнения в чтении. 1 Звонкие согласные звуки [л], [л'], [м], [м'], буквы л, м. 1 Упражнения в чтении. Чтение и наблюдение над смыслом слов в предложении. 1 Заглавные буквы К, Н. Упражнения в чтении. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях. 1 Заглавные буквы К, Н. Упражнения в чтении. Употребление заглавной буквы в словах - географических названиях. Работа с текстом. 1 Заглавная и строчная буква С, с. Упражнения в чтении. Наблюдение над однокоренными словами. 1 Упражнения в чтении. Работа с деформированным предложением. 1 Упражнения в чтении. Знакомство с новым знаком препинания в конце предложения - многоточием. 1 Заглавная буква М. Упражнения в чтении. 1 Заглавная буква в словах и предложениях. Развитие осознанности и правильности чтения. 1 Развитие речи. Упражнения в чтении и анализе текста. 1 Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.
2 Заглавная буква Ш. Чтение слов с изученными буквами. 1 Чтение слов, предложений, текста, наблюдение над словами с гласными после шипящих. 1 Чтение слов с изученными буквами. Работа с текстом. 1 Упражнения в чтении. Формирование навыка различения звуков [с] и [ш] при чтении. 1 Заглавная буква А. Чтение слов, предложений с заглавной буквой А. 1 Упражнения в чтении. Проверка техники чтения. 2 Согласные звуки [д], [д'], буква д. Наблюдение над однокоренными словами. 1 Упражнения в чтении. Наблюдение над словами с парными согласными звуками на конце; над однокоренными словами. 1 Согласные звуки [в], [в'], буква в. Строчная буква в. Заглавная буква Д. Практическое знакомство с суффиксами на примере суффикса - ушк-.2 Заглавная буква В. Упражнения в чтении. Продолжение знакомства с суффиксами, корнем, наблюдение над однокоренными словами. Наблюдение над словами с безударным гласным в корне. 1 Буква е. Звуки буквы е. Упражнения в чтении. 1 Упражнения в чтении. Наблюдение над однокоренными словами. Работа с текстом. 1 Буква ё. Звуки буквы ё. Наблюдение над однокоренными словами; суффиксами. Повторение и закрепление введённых понятий. 1 Заглавные буквы Е, Ё. Упражнения в чтении. Чтение диалога, наблюдение над суффиксами в словах. Работа с текстом. 1 Упражнения в чтении. Знакомство с приставкой. Внеклассное чтение. 2 Согласные звуки [б], [б'], буква б. Строчная буква б. 1 Упражнения в чтении. Развитие умения видеть в слове его части. 1 Упражнения в чтении. Работа с текстом. 1 Заглавная буква Б. Упражнения в чтении слов с буквой Б, текста. 1 Согласные звуки [з], [з'], буква з. 1 Заглавная буква 3. Чтение слов, предложений, текста. Повторение парных звонких и глухих согласных. 1 Буква я. Звуки буквы я. 1 Заглавная буква Я. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Чтение слов и предложений. 1 Согласные звуки [х], [х'], буква х. Слова-междометия. 1 Согласные звуки [ж], [х], буквы ж, х. Слова с буквосочетаниями -жи—ши. 1 Заглавные буквы X и Ж. Чтение предложений, текста. Наблюдение над словами с парными согласными [ж], [ш]. 1 Развитие речи. Работа с текстом. Чтение текста. 1 Строчная и заглавная буква й, Й. Чтение слогов, слов. Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? 1 Согласный звук [ч '], строчная буква ч. Правописание буквосочетаний ча, чу. 1 Заглавная буква Ч. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? 1 Согласные звуки [ц], [щ], буквы ц, щ. Строчные и заглавные буквы Ц, ц, Щ, щ. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? 1 Заглавные буквы Ц, Щ. Упражнения в чтении слов с изученными буквами. Работа с текстом. Буквосочетания ща, щу. 2 Согласные звуки [ф], [ф'], буква ф. Чтение слогов, слов с буквой ф. 1 Заглавная буква Ф. Употребление заглавной буквы в словах и предложениях (повторение). Чтение слов и предложений с буквой ф. 1 Гласный звук [э], строчная буква э. Чтение слогов, слов со строчной буквой э. Работа с текстом. 1 Заглавная буква Э. Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами. 1 Внеклассное чтение. Н. Сладков. «Лесные сказки». 1 Буква ю и её звуки. Двойная роль буквы ю. Чтение слов с изученными буквами. Работа с текстом. 1 Заглавная буква Ю. Упражнения в чтении. 1 Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме. Чтение буквосочетаний и слов с изученными буквами. Работа с текстом. 1 Разделительный ь, его роль в слове. 1 Буква ъ. Разделительный ъ. Чтение слов с разделительным ъ. Работа с текстом. 1 Алфавит. Упражнения в чтении.
2 Проверка техники чтения. 1 Резервные уроки 5 III. «Капельки солнца» 32 ч. Личностные: проявление интереса к изучаемому предмету, к родному слову; формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку;
Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно искать средства ее осуществления; способность ориентироваться на учебной задаче, на основе того, что уже известно и усвоено, того, что еще неизвестно; определение промежуточных целей с учетом конечного результата;
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; вступать в беседу на уроке и в жизни; сотрудничество с учителем и одноклассниками;Беседа;
работа по серии картинок;
составление рассказа по опорным картинкам;
работа с учебником;
Выразительное чтение;
чтение по ролям;
Комментированное чтение;
диалог с автором;
озаглавливание частей;
игры в слова;
заучивание стихов;
ответы на вопросы;
парно-групповая работа;
Творческая работа;
игры в рифмы;
сочинение
стихов;
проверочная работа;
Выставка рисунков;
устные
рассказы детей;
контроль техники чтения;
Коллективный пересказ текста;
Составление плана;
Характеристика героя;
Подробный пересказ с опорой на план и ключевые слова;
Ролевая игра
Инсценирование рассказа
Анализ рассказа;
словесное рисование;
Составление диафильма из 12 кадров;
Работа с комиксами;
Диалог;
Выборочное чтение;
Раздел I. «Попрыгать, поиграть …» 8 ч. Знать приемы ориентирования в учебнике;
Уметь различать элементы книги: обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация Знакомство с новым учебником по литературному чтению «Капельки солнца». Первый урок вежливости. 1 Любимые игрушки.
(А. Барто «Я выросла», Я. Аким «Мой конь», Саша Чёрный «Про девочку, которая нашла своего Мишку») 1 Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
Уметь: читать осознанно и выразительно стихи, заучивать наизусть, определять тему и главную мысль произведения; Настоящие друзья детства.
(В. Драгунский «Друг детства») 1 Знать название, основное содержание литературного произведения;
Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, делить на части; Играть - это увлекательно!
(Е. Чарушин «Никита-охотник») 1 Знать содержание произведения;
Уметь строить рассказ по опорным картинкам, уметь находить в тексте логически законченные части; озаглавливать части; Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осмысленное чтение и пересказ прочитанного;
составление рассказов по опорным картинкам; Игры в слова. (Г. Остер «Вредные советы», Ю. Мориц «Попрыгать-поиграть...», А. Барто «Игра в слова», И. Токмакова «Плим», «Динь-дон...», С. Маршак «Вот маленький плюшевый слон...») 1 Уметь работать со стихотворным текстом, выразительно читать, находить ответы на вопросы в тексте; Почему Незнайка не стал поэтом? (Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок)1 Знать содержание произведения;
Уметь работать с иллюстрациями, читать с комментированием, отвечать на вопросы; Как найти настоящих друзей?
(Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (отрывок)Обобщение материала раздела 1 учебника. Проверочная работа № 1 по теме: «Попрыгать, поиграть …» 1 Знать содержание литературного произведения;
Уметь читать и комментировать прочитанное, пересказывать, читать по ролям, выполнять лексическую работу; Развитие речи. Устные рассказы детей о своих игрушках. Внеклассное чтение по теме: «Попрыгать, поиграть …» 1 Уметь участвовать в диалоге; слушать, высказывать свое мнение, доказывать его Раздел 2. «Наш дом» 6 ч. Уметь формулировать и высказывать свое мнение о прочитанном по плану Личностные: проявление любознательности, интереса к литературному чтению; развитие умения высказывать свое отношение к прочитанному с аргументацией; оценивать простые жизненные ситуации с позиции общепринятых нравственных правил человеколюбия, уважения к родным;Регулятивные: учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать
последовательность действий на уроке; учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
Коммуникативные: выражать в речи свои мысли и действия, понятные для партнера; совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе; планировать учебное сотрудничество;
Познавательные: знать о творчестве поэтов и писателей; литературоведческие понятия; выделять главную мысль произведения; бегло и выразительно читать; пересказывать прочитанное; учить наизусть; Что можно увидеть в обычном дворе. (Г. Цыферов «Что у нас во дворе?») 1 О младших сестрёнках и братишках. (В. Драгунский «Сестра моя Ксения», А. Барто «Две сестры глядят на братца», Я. Аким «Мой брат Миша») 1 Уметь составлять план, анализировать героя, отвечать на вопросы по тексту;
Уметь читать стихи, формулировать свое отношение к прочитанному; О детях и их родителях.
(А. Барто «Разлука», «Одиночество», Г. Граубин «Окно» и Э. Мошковская «Трудный путь») 1 Знать содержание прочитанного;
Уметь читать выразительно стихи, формулировать свое отношение к прочитанному; Конкурс на лучшее чтение стихотворений. Четвёртый урок вежливости. (Г. Остер «Вредные советы», стихи И. Демьянова) 1 Уметь выразительно читать стихотворный текст; Стихи В. Бирюкова, О. Григорьева. Повторение по разделу 2. Проверочная работа № 2 по теме: «Наш дом» 1 Уметь выразительно читать и вести беседу о прочитанном; Развитие речи. Подробный пересказ с опорой на план и ключевые слова. Внеклассное чтение по теме: «Наш дом» 1 Знать содержание прочитанного материала по внеклассному чтению;
Уметь пересказывать с опорой на план и ключевые слова; Раздел 3. «Ребятам о зверятах» 9 ч. Знать о творчестве и произведениях
Б. Заходера;
Уметь выразительно читать (отработка тона, интонации), анализировать чтение; Личностные: проявление интереса к содержанию произведений по литературному чтению; Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; уметь передавать свои мысли и чувства через характеры и поступки героев;
регулятивные: учиться работать по предложенному плану; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; проявлять мобилизацию сил и энергии, способности к волевому усилию, преодолению препятствий;
коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; учить наизусть стихотворение;
познавательные: знать о творчестве писателей и поэтов; формулировать ответы на вопросы по содержанию текста; подробно пересказывать текст по вопросам и картинкам; составлять устные рассказы по серии картинок; выразительно читать стихи; Очень разные животные. (Б. Заходер «Мохнатая азбука».) Разные азбуки
2 Весёлые и грустные стихи о животных. (Г. Граубин «У ручья» и «Беспокойные мыши», Саша Чёрный «Слоник, слоник...».) Пятый урок вежливости. 1 Знать содержание произведений;
Уметь выразительно наизусть читать и вести беседу о прочитанном; Какие сны снятся щенкам? (Е. Чарушин «Томкины сны») 1 Знать о творчестве Е. Чарушина;
Уметь читать по ролям, озаглавливать части текста, устанавливать соответствие иллюстрации содержанию, делать выводы из прочитанного Отношения человека и собаки. (Ю. Коваль «Дик и черника», А. Шибаев «Без ужина») 1 Знать содержание изучаемых произведений;
Уметь делить текст на части, уметь определять тему текста, пересказывать; «Любитель» живой природы. (М. Коршунов «Рисунок с натуры») 1 Знать о творчестве М. Коршунова;
Уметь анализировать рассказ, находить его тему; уметь читать по строфам; Стихи о кошках и котятах. (Д. Хармс «Удивительная кошка», И. Токмакова «Котята») 1 Знать о жанре «рассказ»;
Уметь различать жанры произведений; анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту;
Выдуманные и невыдуманные истории о животных и людях. (Ю. Мориц «Ворона», В. Вересаев «Братишка».) Шестой урок вежливости «Как содержать домашних животных» 1 Знать значение понятий «выдуманный» и «невыдуманный» рассказ;
Уметь анализировать прочитанное,
уметь соотносить текст и иллюстрации к нему; Развитие речи. Выразительное чтение любимых стихотворений, отрывков прозы. Повторение по разделу 3. Проверочная работа по теме: «Ребятам о зверятах» 1 Знать произведения раздела;
Уметь ответить на вопросы по содержанию раздела;
Уметь соотносить иллюстрацию и название рассказа; Раздел 4. «Маленькие открытия» 9 ч. Знать о творчестве авторов и содержание произведений;
Уметь создавать словесную картину, читать стихотворение по строфам, выбирать и обосновывать нужную информацию;
Уметь формулировать и высказывать свое отношение к прочитанному; Личностные: проявление интереса к литературному чтению; к особенностям авторского употребления слов, выражений; понимать и чувствовать красоту, яркость, точность слова в художественном тексте;
регулятивные: составлять план действий по решению проблемы (задачи);
работать по предложенному плану;
соотносить результат своей деятельности с целью урока оценивать его;
коммуникативные: выражать свои мысли и действия в речи; допускать возможность существования разных точек зрения в процессе решения поставленных задач; сотрудничество с учителем и одноклассниками;
познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; подробно пересказывать тексты, называть их тему; составлять устный рассказ по иллюстрациям; находить главную мысль, определять тему произведения; Маленькие открытия поэтов в стихах об осени. (Г. Граубин «Сон» и «Шишкопад», В. Бирюков «Сентябрь», Т. Золотухина «Лужи-зеваки») 1 Волшебная осень. (В. Песков «Листья падают с клёнов», И. Токмакова «Туман», «Осень») 1 Каким увидел ноябрь писатель Николай Сладков. (Н. Сладков «Почему ноябрь пегий?») 1 Знать о творчестве Н. Сладкова и его произведения;
Уметь соотносить содержание с иллюстрацией и заглавием; озаглавливать части текста, выразительно читать; Звуки и краски зимы. (Е. Благинина «Улетают, улетели...», Т. Золотухина «Метель», И. Токмакова «Медведь») 1 Знать понятия «жанр», «декламация»;
Уметь определять темп, тон, громкость речи, читать текст по частям и высказывать мнение о прочитанном, отвечать на вопросы; Как нарисовать словами весну.
(Н. Сладков «Шапки долой!», И. Токмакова «Весна»)1 Знать содержание данных произведений;
Уметь воспринимать на слух и понимать художественное произведение;
Уметь по иллюстрации и названию предполагать, о чем рассказ; Удивительные цветы.
(К. Паустовский «Приточная трава») 1 Знать о творчестве К. Паустовского; произведения отечественной литературы;
Уметь составлять устный рассказ по иллюстрациям, читать рассказ про себя с целью выбора необходимого тона, темпа, интонации; Маленькие открытия писателя
М. Пришвина (рассказ «Берестяная трубочка») 1 Знать о творчестве М. Пришвина и его произведениях;
Уметь пересказывать рассказ с использованием иллюстраций; соотносить заголовки с частями рассказа; «Эту чудную картину я увидел из окна...». (Ю. Мориц «Что над чем».) Проверочная работа по теме: «Маленькие открытия» 1 Знать о творчестве
Ю. Мориц;
Уметь выполнять проверочную работу, обобщать материал; Заключительный урок по учебнику «Капельки солнца». Развитие речи. Самостоятельно подготовленное выразительное чтение любимых произведений (стихов, прозы). 1 Знать пройденный материал 1 класса;
Уметь выразительно читать, находить главную мысль, определять тему; строить монологические высказывания, находить в тексте ответы на вопросы;