Тема. Виды машинных швов.
Тема. Виды машинных швов.
Технология изготовления обтачного, окантовочного и двойного швов.
Зигзагообразная строчка и ее применение.
Цель: Ознакомить учащихся с устройством швейных машин, выполняющих зигзагообразную строчку, сферой применения зигзагообразной строчки при изготовлении различных швейных изделий.
Задачи:
Учить выполнять обметывание срезов в зависимости от вида ткани – сыпучая, толстая, тонкая;
Развивать приемы работы на швейной машине; способствовать выработки аккуратности при выполнении строчек, внимательности;
Воспитывать бережное отношение к оборудованию.
Оборудование: швейная машина, дополнительные лапки и приспособления, ткань для образцов, готовые образцы, швейные нитки, ножницы, альбом, рабочая тетрадь, учебник.
Словарь: зигзагообразная строчка, флизофикс.
I. Организационный момент.
Приветствие.
Подготовка рабочих мест.
II. Повторение пройденного материала.
Кроссворд по теме «Уход за одеждой».
Работа по карточкам.
Беседа по вопросам.
Проверка домашнего задания ( учащиеся вместе с учителем читают условия ухода за изделиями из синтетических волокон )
Кроссворд.
По горизонтали:
Волокно, изделия из которого почти не мнутся. (Лавсан)
Процесс удаления отдельного пятна с изделия без застирывания. (Химчистка)
Самое растяжимое волокно. (Эластан)
Волокно, изделия из которого можно кипятить. (Хлопок)
Волокно, похожее на шерсть. (Нитрон)
То, из чего получают волокна. (Целлюлоза)
Отечественное название дидерона. (Капрон)
По вертикали:
Волокно, имеющее лучшие гигиенические свойства из всех химических волокон. (Вискоза)
III. Изучение нового материала.
Сообщение теоретических сведений. Современные швейные машины позволяют не только стачивать куски ткани, но и обметывать осыпающиеся срезы, пришивать пуговицы, изготавливать петли, штопать, вышивать и выполнять еще ряд всевозможных операций.
Для этого машины оснащаются специальными приспособлениями. Кроме того, в конструкцию вводятся механизмы, позволяющие быстро настроить швейную машину на тот или иной режим работы, перейти с одного вида строчки на другой.
В зависимости от того, какие операции может выполнять швейная машина, различают машины прямострочные, машины с прямой и зигзагообразной строчкой и машины, выполняющие прямую, зигзагообразную и декоративные строчки. (Во время объяснения учитель показывает по таблице и непосредственно на швейной машине ее конструктивные способности).
2. Изучение образцов ткани с обработанными срезами. Учащиеся рассматривают образцы ткани с обработанными зигзагообразной строчкой срезами, определяют, какие в данном образце были поставлены ширина и частота зигзага.
3. Учитель демонстрирует приемы выполнения операций: обметывания срезов, петель разных видов тканей.
Перед началом работы на швейной машине необходимо повторить санитарно-гигиенические требования:
свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди;
сидеть за машиной надо прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперед;
стул должен стоять напротив иглы;
расстояние между работающим и столом должно быть 10-15см.
ноги должны опираться всей ступней на пол или на подставку.
IV. Практическая работа.
Учащиеся выполняют практическую работу №4 «Обметывание срезов», пользуясь технологической картой, а также готовят ответы на вопросы:
для чего необходимо обметывать срезы деталей?
в чем преимущество выполнения прорезной петли на швейной машине по сравнению с ручным способам?
какой строчкой можно выполнить обметывание срезов?
каким образом вы устанавливали ширину и частоту зигзага?
Проанализируйте свою работу. Почему была выбрана разная ширина и частота зигзага?
Анализ работы.
Выставление оценок.
Практическая работа.
Изготовление образцов машинных швов ( обтачного и окантовочного, двойного).
Цели: ознакомить учащихся с классификацией машинных швов, их назначением, конструкцией, технологией выполнения расстрочного, двойного, запошивочного обтачного и окантовочного швов; научить выполнять обтачной и окантовочные швы с соблюдением и правил техники безопасности; воспитывать аккуратность и эстетический вкус; прививать навыки культуры труда.
Уч-ль: Соединение деталей изделия, его отделку выполняют с помощью швов. Основное соединение деталей изделия и большинство отделочных работ выполняют на швейной машине.
При пошиве используется много разнообразных швов, которые можно по назначению разделить на три основных типа: соединительные, краевые и отделочные. Каждый из них имеет свою конструкцию и технологию изготовления.
Соединительные швы выполняют при соединении двух или нескольких деталей машинной строчкой (стачной взаутюжку и вразутюжку).
Накладные швы применяют для настрачивания карманов, отделочной тесьмы, аппликации, брителей.
Настрочной и расстрочной швы применяют при соединении плечевых, боковых, рельефных срезов, лифа с юбкой.
Двойной шов используется при пошиве изделий из сыпучих тканей и белья.
Запошивочный шов применяется при пошиве белья, спортивной и специальной одежды.
Краевые швы применяются для предохранения от осыпания свободных срезов деталей изделия (шов вподгибку).
Учитель: сегодня на уроке вы научитесь выполнять два новых вида краевого шва: обтачной и окантовочный.
Обтачной шов применяют для соединения таких деталей, у которых, если их вывернуть, шов расположится по краю, а припуски на швы – внутри, между деталями. Таким швом обрабатывают срезы с помощью обтачек.
Окантовочные швы применяют для отделочной обработки среза ткани и предохранения срезов от осыпания. Выполняют окантовку при помощи тесьмы или обтачки, выкроенной по косому направлению нитей под углом 45°.
Отделочные швы имеют декоративное назначение (складки, защипы, рельефы).
( показываю образцы швов, их условные обозначения )
Демонстрация приемов выполнения обтачного, двойного и окантовочного швов.
Практические работы №5,6,7. Изготовление образцов обтачного, двойного и окантовочного швов.
Практическая работа начинается с изучения с учащимися технологической последовательности выполнения краевых швов. При изучении технологической последовательности выполнения швов можно использовать опорные схемы.
Инструктаж по технике безопасности труда.
Беседа по вопросам:
Какие инструменты, которые вы будете сегодня использовать, опасны?
Где вы храните иглы и булавки?
Какие правила техники безопасности надо соблюдать при работе с ножницами?
Учащиеся выполняют работу с помощью учителя. В процессе работы учитель контролирует правильность выполнения технологической последовательности, качество работы, соблюдение правил безопасной работы.
Итог урока.
Закрепление изученного материала можно провести путем сравнения своих и предложенных образцов швов, а также фронтальным опросом.
Домашнее задание: оформить в альбоме выполненные образцы.
Таблица №3.
Название
шва
Графическое
изображение
Последовательность
выполнения
1
2
3
1. Стачной вразутюжку
Сложить детали лицевыми сторонами внутрь, сметать шириной шва 1,5см. Стачать, выполнив закрепки. Приутюжить, разутюжить.
1
2
3
2. Вподгибку с закрытым срезом
Срез детали подогнуть на изнаночную сторону на 0,7-1см, затем на 2см, заметать и застрочить шириной шва 0,1-0,2см, выполняя машинные закрепки. Наметку удалить, приутюжить.
3.Окантовоч-
ный с закры-
тыми срезами
Косую бейку наложить на изнаночную сторону ткани, приметать шириной шва 0,4-0,5см, притачать. Отогнуть косую бейку на лицевую сторону, полоской обогнув припуск на шов. Срез полоски подогнуть внутрь и, перекрывая первую строчку притачивания, настрочить шириной шва 0,1см от подогнутого края косой бейки, приутюжить.
Самостоятельная работа
(заполнение карты, изготовление швов)
Технологическая карта №1
(для учащихся)
Название шва
Накладной
Вид
?
Графическое изображение
Условное изображение
?
Выполнение
?
Образец
?
применение
?
(для учителя)
Название шва
Накладной
Вид
Соединительный
Графическое изображение
Условное изображение
Выполнение
Край детали подогнуть на изнаночную сторону на 10мм, затем деталь наложить на лицевую сторону другой детали, наметать и настрочить на расстоянии 5мм от сгиба.
Образец
применение
Для настрачивания тесьмы, планок, карманов на основную деталь.
Технологическая карта №2
(для учащихся)
Название шва
Настрочной с открытым срезом
Вид
?
Графическое изображение
Условное изображение
?
Выполнение
Две детали сложить лицевыми сторонами внутрь, срезы уровнять, сметать и стачать на расстоянии 10мм от края. Детали разложить, припуски шва заутюжить и с лицевой стороны настрочить на расстоянии 5мм от сгиба.
Образец
?
применение
?
(для учителя)
Название шва
Настрочной с открытым срезом
Вид
Соединительный
Графическое изображение
Условное изображение
Выполнение
Две детали сложить лицевыми сторонами внутрь, срезы уровнять, сметать и стачать на расстоянии 10мм от края. Детали разложить, припуски шва заутюжить и с лицевой стороны настрочить на расстоянии 5мм от сгиба.
Образец
Применение
Для соединения деталей, закрепления припусков шва
Технологическая карта №3
(для учащихся)
Название шва
Запошивочный
Вид
?
Графическое изображение
Условное изображение
?
Выполнение
Две детали сложить лицевыми сторонами внутрь так, чтобы один край детали выступал на 10мм, загнуть выступающий край детали на другую деталь, наметать и застрочить на расстоянии 1мм от среза. Детали разложить, припуск шва заутюжить, закрывая срез, заметать и застрочить на расстоянии 1мм от первого сгиба
Образец
?
Применение
?
(для учителя)
Название шва
Запошивочный
Вид
Соединительный
Графическое изображение
Условное изображение
Выполнение
Две детали сложить лицевыми сторонами внутрь так, чтобы один край детали выступал на 10мм, загнуть выступающий край детали на другую деталь, наметать и застрочить на расстоянии 1мм от среза. Детали разложить, припуск шва заутюжить, закрывая срез, заметать и застрочить на расстоянии 1мм от первого сгиба
Образец
Применение
Для соединения деталей нательного и постельного белья, спецодежды
Технологическая карта №4
(для учащихся)
Название шва
Расстрочной
Вид
?
Графическое изображение
?
Условное изображение
?
Выполнение
?
Образец
?
Применение
?
Правильные ответы
(для учителя)
Название шва
Расстрочной
Вид
Соединительный
Графическое изображение
Условное изображение
Выполнение
Две детали сложить лицевіми сторонами внутрь, срезі уровнять, сметать и стачать на расстоянии 1мм от края. Детали и припускм шва разложить и заутюжить, расстрочить с лицевой стороні на расстоянии 5мм от шва
Образец
Применение
Для соединения деталей и закрепления припусков шва
Условные обозначения
Опорные схемы
- сколоть детали булавками
- удалить булавки
- сметать детали
- прострочить
- обметать срез
- разутюжить шов
- отстрочить на 0,5-0,7см
- срезать припуск до 0,5см
- сделать рассечки
Итог урока
Оценивание
Д/з
15