НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ГЕОГРАФИИ В ШКОЛЕ XXI ВЕКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА. Статья на тему: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К УЧЕНИЮ И АКТИВНОСТ


НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ГЕОГРАФИИ В ШКОЛЕ XXI ВЕКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА.
Статья на тему: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К УЧЕНИЮ И АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ»
Глазнёва Елена Николаевна., - учитель географии. Станица Нижний Чир, Суровикинский район, Волгоградская область.
Активные формы обучения, в том числе и игровые, получили в последнее время широкое применение на уроках географии. Использование игр в обучении географии решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны. Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс.
Игры дают возможность учащимся, с одной стороны, проверить и закрепить свои знания, а с другой – приобрести новые, углубленно изучать карту. Материал для некоторых настольных географических игр (ребусы, шарады, кроссворды, геолото, геодомино) желательно поручить приготовить самим ребятам.
В первые годы своей работы над этой темой основной целью я ставила повышение интереса к учению и активности учащихся с помощью игр, стимулирование деятельности школьников, игры носили эпизодический характер и использовались только на этапе повторения. Постепенно накапливалось количество игровых моделей, описанных в методической литературе и адаптированных мною к определённым темам и курсам, собственных разработок. Появились возможности для расширения их использования и создания небольших игровых комплексов по некоторым курсам. Применение уже созданных и описанных в литературе систем затруднительно. Каждый учитель должен сам решать, что включать в такой комплекс, учитывая содержание программ и учебников, которые он использует, особенности классов, с которыми работает. Модели, описанные в литературе, могут служить основой для создания собственных комплексов. Игровые моменты возможно использовать на разных этапах урока.
Применение игры на уроке очень разнообразно. Её можно организовать в начале урока при проверке домашнего задания или для активизации внимания учащихся, при изучении нового материала для более глубокого, осмысленного и быстрого усвоения учебного материала и в конце урока для закрепления изученного материала и снятия напряжения после сложной классной работы. Все эти игровые формы учитель выбирает в зависимости от темы урока, подготовленности учащихся, их возраста. Я привожупримеры некоторых игровых моментов.
В 6м классе при изучении темы «План и карта», чтобы подвести учащихся к изучению новой темы, я зашифровываю ее с помощью условных знаков. Таким образом учащиеся повторяют тему «Условные знаки».
При изучении темы «Географические координаты» можно зашифровать какое-либо слово с помощью координат. Учащимся предстоит сначала определить какие города соответствую данным координатам, а потом определить заданное слово.
1. 59 с.ш. 11 в.д. Осло
2. 35 с.ш. 51 в.д. Тегеран
3. 13 ю.ш. 76 з.д Лима
4. 52 с.ш. 104 в.д. Иркутск
5. 52 с.ш. 113 в.д. Чита
6. 42 с.ш 78 з.д. Нью-Йорк
7. 46 с.ш. 75 з.д. Оттава
На уроке проверки и учета знаний и умений использую геолото. Для организации игры использую эстетически оформленную емкость. В ёмкости находятся открывающиеся бочонки, в которые вложены тематические вопросы.
В чем преимущества игр лото перед известным фронтальным опросом? В том, что ученик знает, что ему самому придется решить свою«участь», т.е. вытянуть сложный или простой вопрос. И ребенку уже никогда не покажется, что учитель специально пытается его уличить в незнании предмета, поставить ему отрицательную оценку. Отвечающего оценивают одноклассники, путем высказывания своих оценочных мнений. При оценивании я ориентируюсь на сильных учеников, которые действительно знают предмет. Если вдруг оценка поставлена учащимися необъективно (или дети не знают правильный ответ), учитель разъясняет сущность вопроса, проговаривает правильный ответ и сам выставляет оценку.
Логические задачи хорошо известны любителям головоломок. Они представляют собой ряд условий (высказываний), с помощью которых и решается задача. Для этого обычно составляют специальную таблицу, содержащую в себе все возможные выводы. Затем путём логических рассуждений расставляют в ней «+» и «-», обозначающие верные и неверные выводы.
Задание. Определите, на каких кораблях плавали знаменитые российские мореплаватели М.П. Лазарев, Г.Я. Седов, В.М. Головин, если известно, что:
1. «Святой Фока» был построен последним из этих кораблей;
2. Во времена плавания «Святого Гавриила» М.П. Лазарев и В.М. Го-
ловин ещё не родились;
3. В. Беринг совершил своё путешествие раньше остальных;
4. Корабль «Мирный» участвовал в русской кругосветной экспе-
диции, открывшей Антарктиду;
5. Г.Я. Седов сдавал выпускные экзамены в Морском кадетском
корпусе вместе с внуком В.М. Головина.
В клетках с неприемлемыми вариантами необходимо расставить минусы, и оставшиеся свободными клетки покажут, каким кораблём командовал каждый из мореплавателей.
«Слова в словах» Учитель пишет на доске географическое название, например: «Караганда». Из букв этого слова нужно составить другие географические названия, не прибавляя новых букв, а буквы, которые есть в этом названии,
в одном слове можно использовать только один раз. Из букв слова «Караганда»
можно сложить такие названия: Канада, Ангара, Анкара, Гана, Карадаг.
«Геоалфавит»
В игре участвуют две команды. После проведения жеребьёвки игру начинает одна из команд №1. Капитан этой команды по договорённости с её членами задаёт 5 или 10 вопросов на географические темы, а члены команды №2 должны дать ответы, начинающиеся с какой- то одной буквы.
Букву называет капитан первой команды, например букву П.
1. Назовите известного русского путешественника- географа. Пржевальский.
2. Назовите страну нашей планеты. Парагвай.
3. Назовите столицу европейского государства. Париж.
4. Какая река протекает в Южной Америке? Парана.
5.Назовите город, расположенный на полуострове Камчатка. Петропавловск-Камчатский.
6. Какой полуостров в Европе вы знаете? Пиренейский.
7. Какую вы знаете горную страну? Памир.
8. Кто возглавлял первую дрейфующую станцию «СП-1»? Папанин.
9. Назовите известный вам канал. Панамский.
10. Какие горы расположены в Англии? Пеннины.
«Пароль»
Данную игру можно использовать как в начале урока, так и при его завершении. Прежде чем сесть на свои места учащиеся должны назвать «пароль». В зависимости от пройденных тем это могут быть республики РФ и их столицы, страны мира и их столицы, названия морей, островов и т.д. По окончании урока учащиеся должны назвать «пароль», чтобы выйти из класса.
«Географический лабиринт»
Данный приём представляет собой вид теста, рассчитанный на последовательное и внимательное прохождение набора истинных и ложных утверждений. От каждого утверждения отходят стрелки с надписью «ДА» и «НЕТ». Если утверждение истинно, то следует идти по стрелки «ДА», а если ложно - по стрелке «НЕТ».
«Третий лишний» или «Белая ворона»
Учитель называет 3 – 4 слова, относящихся, кроме одного, к какой-нибудь теме. Учащиеся должны определить это слово и доказать свой выбор. Например. Коала, утконос, ягуар, ехидна. (животные Австралии)
Сыктывкар, Архангельск, Петрозаводск, Якутск. (столицы республик РФ)
«Геопочта»
Учащимся раздаются «письма» (можно «СМС-ки») с описанием природной зоны. Задача разнести по адресатам. На доске висят конверты с названиями природных зон. Задания в данном случае могут быть разнообразны: географические объекты материков, горные породы и т.д.
«Отыщи на карте»
Учитель предлагает паре учащихся показать на карте географичский объект. Выигрывает тот, кто показал его первым. Тот, кто проиграл выбывает, его место занимает следующий.
«Да и нет»
Учитель (или ведущий ученик) загадывает какой-нибудь географический объект и дает небольшую подсказку. Например, что «это» находится в Азии. Игроки должны отгадать этот объект, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».
«Кластеры»
На этапе актуализации знаний, например при изучении темы «Растительный и животный мир саванн Африки», учащимся предлагается заполнить на доске (или карточке) кластер.
Животные саванн Птицы ? Копытные ? страус ? ? ? лев ? зебра жираф
В последнее время большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. Предлагаю несколько подвижных географических игр.
Игра «Раз! Два! Три!»
Участники игры берутся за руки и образуют круг. Начиная движение по часовой стрелке, они произносят слова: «Раз! Два! Три! Море назови!» При последних словах все останавливаются и начинают по очереди перечислять названия морей. Если кто-нибудь промолчит, то он выбывает из игры.
Игра со словами: «Раз! Два! Три! Остров (горы, реки, город) назов продолжается, пока не останется минимальное количество участников.
Игра «Широта и долгота»
Участники игры (их должно быть не менее 4 человек) делятся на четыре группы. Первая - «северные широты», вторая - «южные широты», третья - «восточные долготы», четвёртая - «западные долготы». Игроки вперемежку выстраиваются в шеренгу. Ведущий называет любой географический объект, участники игры быстро вспоминают, где он находится.
Те ученики, которые представляют «широты» и «долготы» этого объекта, должны быстро присесть. Например, ведущий называет: остров Мадагаскар; приседают ребята, изображающие «южные широты» и восточные долготы». Кто ошибся – получает штрафное очко, а при повторной ошибке выбывает из игры.
Игра «Верх - вниз»
Игроки образуют полукруг от ведущего. Он начинает перечислять большие и маленькие по площади государства. Если названо большое государство (Китай, Россия, Бразилия и т. п.), ребята поднимаются на носки и тянут руки вверх, тем самым как бы показывая размеры. Если же названы небольшие государства, все участники игры опускают руки вниз. Сделавший две ошибки выбывает из игры.
«Флюгер»
Применяется при изучении темы «Ориентирование на местности» или «Ветер». Несколько учеников выходит к доске и учитель говорит: «Ветер дует с севера». Все должны повернуться лицом к югу( т.е. отвернуться от ветра). Затем: «Ветер дует с запада», и т. д. Или «Ураган». Все кружатся. «Штиль». Все стоят спокойно.
Использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Игры по географии в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность географического образования. Но даже самая лучшая игра не может обеспечить достижения всех образовательно-воспитательных целей, поэтому игры необходимо рассматривать в системе всех форм и методов учебной
работы, применяемых в обучении.
Литература:
1. Болотникова Н.В. География. Уроки-игры в средней школе. Волгоград: издательство «Учитель», 2007.
2. Кондратюк Н.Н. «Дидактические материалы по географии». М:Сфера, 2003.
3. Кульневич С.В. «Современный урок» (серия). Ростов–на-Дону:«Учитель», 2005 г.
4. Мартемьянов В.В. Игросистема в преподавании географии. География в школе. 2001. № 1
5. «Современные образовательные технологии». М: КноРус,2009.
6. Ресурсы Интернет.