ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ИСМАИЛА ГАСПРИНСКОГО

ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ИСМАИЛА ГАСПРИНСКОГО


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Жизненный и творческий путь И. Гаспринского в контексте социально-культурного развития крымскотатарского народа во второй половине XIХ столетия.
1.1. Некоторые фрагменты из жизни и деятельность И. Гаспринского
1.2 Влияние педагогической мысли на становление и формирование учения И. Гаспринского
ГЛАВА II. И. Гаспринский реформатор народного образования крымских татар
2. 1. Цель и содержание педагогической системы И. Гаспринского
2. 2. Вопрос женского образования в дидактической системе И. Гаспринского
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
3


5
5

10

13
13

17
23
26





ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В настоящее время система образования Украины находится на этапе серьезной перестройки и носит принципиально-фундаментальный характер. Определены приоритеты национальной политики в сфере образования, основными из которых являются формирование национальных и общечеловеческих ценностей, обеспечение образовательных потребностей национальных меньшинств. Украина, реформируя систему образования, стремится сберечь культурно-исторические традиции, воспитывать уважительное отношение к украинским национальным святыням и языку, истории и культуре всех национальностей, которые проживают на ее территории, сформировать культуру межэтнических и межличностных отношений [67, 4–5].
Современная Украина – многонациональное государство, и на ее территории проживают представители различных национальностей и народов, с присущей им самобытной культурой, обычаями, традициями. Среди них свое место занимает и крымскотатарский народ, компактно проживающий в Автономной Республике Крым и стремящийся самореализоваться во всех сферах государственной и общественной жизни, в том числе и в системе образования, подготовке национальных кадров.
Возвратившись на историческую родину, крымскотатарский народ стремится возродить все то доброе, передовое, прогрессивное, что веками было накоплено на всем его историческом развитии. В том числе одним из основных приоритетов национального возрождения является создание народной системы образования в рамках украинской государственности. Воссоздавая эту систему, исследователи и практики обращают свой взор, прежде всего в историческое прошлое. В связи с этим актуализируется изучение культурно-исторических предпосылок выбора содержания образования и дидактических стратегий, обозначенных Министром образования и науки Украины, доктором философских наук В.Кременем [50, 47–51].
Открывая преданные забвению страницы в образовании крымскотатарского народа, мы обращаемся к просветителю, публицисту, политическому деятелю, реформатору – Исмаил-бейю Гаспринскому (1851–1914).
Анализ показал, что к богатому философскому, историческому, литературному, политическому, педагогическому наследию И.Гаспринского обращались многие исследователи, а именно: В. Бартольд, Н. Ильминский, А. Крымский, М. Миропеев, Н. Остроумов, А. Самойлович, В. Смирнов, Э. Шмидт (во второй половине ХІХ–начале ХХ веков). Изучением педагогического наследия И. Гаспринского занимались: Э.Абибуллаева, Э. Аблаев, В. Ганкевич, А. Измайлов, М. Хайруддинов. В этих исследованиях рассматриваются различные стороны учебно-воспитательной деятельности и творчества просветителя.
Объект исследования: педагогическое наследие И. Гаспринского.
Предмет исследования: сущность, структура, содержание дидактической системы И. Гаспринского.
Цель:исследовать и раскрыть некоторые элементы педагогической системы И. Гаспринского, определить возможности ее внедрения в современную практику национальной системы образования.
Задачи исследования:
Выявить тенденции и динамику развития взглядов И.Гаспринского;
Осуществить анализ прогрессивной педагогической системы И.Гаспринского
Дать оценку основным подходам и критериям к созданию учебно-методической литературы, разработанным И. Гаспринским;



ГЛАВА I
ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ И. ГАСПРИНСКОГО В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ КРЫМСКОТАТАРСКОГО НАРОДА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХІХ СТОЛЕТИЯ

Некоторые фрагменты из жизни и педагогической деятельности
И. Гаспринского

Исмаил-бей Мустафа оглу Гаспринский родился 8 марта 1851 г. по христианскому летосчислению (1267 по мусульманскому летосчислению) в деревне Авджи кой Бахчисарайского района в семье офицера русской службы, утвержденного 19 апреля 1854 года в дворянском достоинстве Этот род, по правилам того времени, был зарегистрирован и внесен во вторую часть губернской родословной книги, что означало приобретение дворянства на военной службе. Фамилия “Гаспринский” происходит от названия деревни, где проживали его деды по отцовской линии (об этом в 1884 году Исмаил – бей упоминает на страницах газеты “Терджиман” – “Переводчик”).
Воспитанием И. Гаспринского поначалу занималась его мама Фатьма Султан, а с 8-9 месяцев до 10 лет – няня-воспитательница по имени Хабибе. Во время Крымской войны (1853-1856) семья Гаспринского переехала в Бахчисарай. Там, в довольно юном возрасте, мальчика отдали на обучение в традиционный мусульманский мектеб. Мектеб – начальная конфессиональная школа у мусульман, где основам исламского вероучения и началам родной грамоты обучал его первый учитель Аджи Исмаил-ага [30, 5].
В 1867 году И. Гаспринский и его друг Мустафа Давидович предприняли попытку нелегально выехать в Константинополь, а оттуда на Крит. Возраст Исмаила не позволял выезда за границу самостоятельно, а потому он вернулся в родной Крым [22, 22]. Собрав необходимые документы, весной 1868 года по решению педагогического совета Симферопольской мужской гимназии был допущен к соответствующим экзаменам. Выдержав “во всех частях” экзаменационные испытания, 21 марта 1870 г. И. Гаспринский получил должность учителя русского языка. По свидетельству документов Симферопольской гимназии № 531, был удостоен звания Городского учителя. Состоял на государственной службе и шесть лет преподавал русский язык в различных училищах Таврической губернии, открытых специально для крымских татар. И все же успехи на педагогическом поприще не удовлетворяли И. Гаспринского. Он оставил преподавательскую должность в деревне Дерекой Ялтинского уезда, а затем и в Ханском медресе города Бахчисарая и отправился в Европу. Находясь в Париже, Исмаил-бей около трех лет посещал занятия в университете Сорбонна. Там познакомился с известным русским писателем И. Тургеневым, а затем работал у него секретарем-консультантом. Дружба с великим русским писателем, который во многом помог своему незаурядному соратнику, лингвистически и литературно одаренному, оказала большое влияние на Гаспринского [57, 66-71]. Посетив Испанию и пробыв некоторое время в Европе, И. Гаспринский отправился в Турцию через Алжир, Тунис, Египет и Грецию. Около года жил в Турции, где изучал систему народного образования страны, прошлое, быт, традиции и нравы ее жителей. В 1876 году, в возрасте 25 лет И. Гаспринский вернулся в Бахчисарай, где вновь стал преподавать русский язык в «Зынджырлы медресе» В марте 1879 года И. Гаспринский избран головой Бахчисарайской городской Думы и на протяжении четырех лет занимал этот пост. 5 марта того же года губернатор А. Кавелин утвердил его на пост Городского головы [25, 69]. Деятельность нового головы оставила заметный след в общественно-политической и культурной жизни общества.
В 1881 году Исмаил-бей приступил к издательской и литературно-педагогической деятельности и издает первое произведение – “Русское мусульманство”, в объеме 40 страниц. Публицист глубоко осознает необходимость создания собственного издательства. 8 мая 1881 г. выходит в свет первый журнал “Тонгъуч”, затем второй – “Шефакъ”, а все последующие издаются под названием “Нешрият-и Исмаилийе” – “Издательство Исмаила”.
Один из ведущих “гаспринсковедов” Украины Ганкевич В. указывает на то, что, “первый издательский опыт Исмаил-бей предпринял в 1879 году, начав печатать небольшие брошюры и листки по-татарски” [22, 91]. На протяжении долгих лет молодой учитель отстаивал право на открытие типографии в Бахчисарае у Санкт-петербургских министерств и ведомств. 5 августа 1882 г. Санкт-петербургский комитет позволил Исмаилу Гаспринскому выпустить в свет “Переводчик” (сборник статей). Форматом и содержанием он напоминал газету, но не являлся периодическим изданием. 18 августа 1882 г. Таврический губернатор выдал Гаспринскому свидетельство, которое позволяло ему “иметь в городе Бахчисарае типографию” [22, 100]. В том же году он составил и издал календарь-альманах “Сальнаме-и тюркий” (1882), содержание которого было наполнено материалами из российских, османских и французских календарей, а также из учебников по географии и статистике, а сведения о российских мусульманах подготовил сам составитель.
Глашатаем идей Гаспринского стала газета “Терджиман” – “Переводчик”, вышедший в свет 10 апреля 1883 года (на русском и тюркском языках), редактором-издателем которой был просветитель. Целью газеты выступало: “служить правде и просвещению” [71]. По поводу содержания газета сообщала, что “редакция стремится знакомить русско-мусульманский мир с новейшими знаниями, русской образованной жизнью и с задачами времени и культуры вообще”. Генеральной задачей являлось – способствовать распространению знаний среди широких масс, добиваясь реформы образования [10, 87].
Предварительный анализ показал, что на страницах газеты “Терджиман” – “Переводчик” значительная часть от общего газетного текста отводилась информации об образовании, хотя издание не было педагогическим. В газете были опубликованы статьи, посвященные педагогическим проблемам, а именно: просвещения российских мусульман, методам преподавания, статуса учителя, содержания образования, гендерного воспитания и обучения, всеобщего обучения, обучения на родном языке [77] и так далее. Гаспринский в своей газете наряду с успехами показал и недостатки в деле просвещения. Подобную критику Исмаил-бей позволял себе в том случае, когда был уверен, что принесет пользу нации.
В типографии И. Гаспринского, кроме периодики, издавались сотни книг и брошюр, посвященных различным областям науки, культуры, народного быта, медицины, что непосредственно влияло на повышение уровня национального образования.
Гаспринский, как мыслитель и поборник просветительства, сформировался на стыке 70–80-х годов ХІХ века, после длительных путешествий по странам Европы и Ближнего Востока [23, 8]. В 1885 году он впервые посетил Баку, а в 1894 г. вторично прибыл в этот город, откуда и направился в Хиву и Туркестанский край. В 1907 и 1908 годах странствовал по Египту, а в 1911 – по Индии. Крымский педагог, путешествуя по Египту выпустил несколько номеров газеты “Аль Нахда” – “Ренессанс” на арабском языке [23, 4]. В 1911 году в Индии (Бомбее), было издано составленное Исмаил-бейем учебное пособие “Ховадже-и субъян». Там же он принял участие в открытии школы, дал в ней первые показательные уроки, что вызвало оживленные отклики в печати ряда стран, – отмечает Л. Климович. Следовательно, формированию Гаспринского как просветителя способствовали достижения культуры и науки стран Европы и Востока. К тому же он испытывал, как в этом сам неоднократно признавался, и влияние Шахабутдина Марджани – основного идеолога татарского просветительства дореформенного периода [9].
На формирование взглядов И. Гаспринского также благотворное влияние оказала русская педагогическая мысль, особенно идеи К. Ушинского [14]. Это сказалось при создании первых национальных учебников, при разработке проблем родного языка, что и определило общедидактические взгляды Гаспринского. Однако все это ограничивалось рамками либерального просветительства.
В сложных и противоречивых условиях формировалось мировоззрение Гаспринского. Он, будучи сам верующим человеком, должен был считаться с религиозными догмами, вместе с тем как деист – попытаться примирить религию с наукой и ввести в школах и медресе светские знания, ибо только таким путем можно было спасти народ от темноты и невежества.
На рубеже ХIХ – первой половине ХХ веков Гаспринский разработал стройную дидактическую систему, которая включала в себя новое содержание образования и соответствующие ему методы, формы, принципы и средства обучения.
В конце ХIХ века прогрессивная педагогическая общественность во главе с И. Гаспринским выражала неудовлетворение существующей системой народного образования и выдвигала свои требования, подвергаясь серьезной критике и осуждению со стороны духовенства. У джадидистов вызывало неудовлетворение содержание образования, приходившее во все большее противоречие с требованиями жизни. Это привело к тому, что в Бахчисарае была открыта первая новометодная школа “Усул-и джедид” [3, 2], где впервые в учебном плане наряду с религиозным вероучением отводилось время на изучение родного языка, арифметики и других светских наук.
В новометодной школе обучение грамоте проводилось звуковым методом, широко использовались наглядные пособия, осуществлялся последовательный переход от конкретного к абстрактному, от живого конкретного образа к мысли о предмете, к обобщениям. На уроках практиковались устные рассуждения, прививалась любовь к родному языку. У детей формировался навык к самостоятельному выполнению домашних заданий.
С конца 1905 по 1907 года И. Гаспринский начал издавать 1-ый крымскотатарский журнал для женщин “Алем-и нисван” (“Женский мир”) в г. Бахчисарае. В 1905 году выходит в свет его роман под названием “Кунь догъды”–“Солнце взошло”. Эти романы и другие художественные произведения И. Гаспринского сыграли большую роль в развитии политической и художественной мысли всех тюркских народов.
В 1910 году за социально-политическую и культурно-просветительскую деятельность французским журналом “Revue du monde musulman” кандидатура И. Гаспринского была выдвинута на соискание Нобелевской премии мира.
11 сентября 1914 г. И. Гаспринский скончался и был похоронен в Бахчисарае на территории медресе “Зынджырлы”. Ныне у подножия Чуфут-Кале создан пантеон, где похоронены представители интеллигенции крымскотатарского народа.

1.2. Влияние передовой педагогической мысли на становление и формирование учения И. Гаспринского

Шестидесятые годы ХIХ века были в России периодом активных общественных движений, экономического, политического и культурного характера. Важной составной частью общественного движения того времени было мощное педагогическое течение, органически связанное с изменениями в социально-экономической и общественно-политической жизни страны. Представителей этого направления объединила глубокая озабоченность состоянием просвещения и культуры (К. Ушинский, В. Водовозов, Н. Корф). Они были сторонниками реформаторского пути преобразования России. Именно таким путем они стремились воспитать “свободную, самостоятельную и активную человеческую личность” [10, 21–25; 9].
В истории крымскотатарской литературы конец ХІХ и начало ХХ века выделен как ярчайший и в науке известен как период “пробуждения”. В истории крымскотатарской педагогики и литературы “пробуждение” связывают с именем Исмаила Гаспринского. Он принадлежит к числу прогрессивных деятелей мировой культуры, немало сделавший для развития народов Востока, укрепления плодотворных контактов и углубления содержательного диалога между славянскими и тюркскими культурами [19, 15]. Тюрко-мусульмане Крыма не отдавали детей в земские и министерские школы, открытые правительством России. Поскольку, в то время “мусульманин не подозревал иной книги кроме Закона Божия, иной науки кроме богословия”. Такие науки, как география, история, арифметика им были вовсе неведомы, так как не были включены в учебную программу схоластической школы. Исмаил-бей выступает сторонником внедрения крымскотатарского языка в земские, министерские школы с целью привлечения учеников в эти учебные заведения. Наряду с этим задумывался над реформой старометодной школы, хорошо понимая позицию кадимистов (просветителей школ старого типа) и учителей ведомственных учебных заведений.
Российский профессор, доктор искусствоведения В. Ванслов отмечает, что “конкретные положения, высказывания, мнения и рекомендации Исмаила Гаспринского отражены в его литературных утопиях и научных сочинениях” [19].
Гаспринский, подобно своим великим предшественникам эпохи европейского Возрождения, был человеком универсального дарования, необычайно широкого круга интересов и практического приложения своих знаний и способностей. Будучи сыном своего народа, который приступил к радикальным изменениям сложившегося уклада жизни, Исмаил-бей не был фигурой узко региональной. Он начал борьбу с отсталостью и невежеством населения по двум направлениям: путем внедрения печати на родном языке и реформы мусульманской школы.
В конце ХІХ–в начале ХХ веков педагогическое новаторство сосредоточилось в двух центрах – в Западной Европе (Англия, Германия, Франция и др.) и было связано с именами организаторов “новых школ” и “нового воспитания” О. Декроли, Э. Демолена, П. Гахеба, Г. Винекена и др. В США большую экспериментальную работу проводил Дж. Дьюи.
Теория образования и теория обучения Ушинского составили первую в русской педагогике стройную дидактическую систему, которая включала в себя проблемы содержания образования, частных методик, проблему организации урока, теорию учебника и т.д. Эта система была принята на вооружение передовыми педагогами, среди которых был Исмаил Гаспринский [10]. Профессор А. Фишер считает И. Гаспринского “последователем идей Марджани»1. Кроме того, указывает, что во время преподавания русского языка в медресе он глубоко изучал труды российских славофиллов, особенно Каткова, что способствовало формированию национального самосознания.
Идеи Исмаила Гаспринского о реформе мусульманской школы, поддержанные передовой российской интеллигенцией, такими ее представителями как Ш. Марджани, С. Раммеев и другими, тем не менее категорически отвергались царскими миссионерами [1].
И. Гаспринский начал просветительские преобразования с создания и укрепления полиграфической базы [20]. В типографии издавались сотни книг и брошюр, посвященных различным областям науки, культуры народного быта, что непосредственно повлияло на повышение уровня национального образования.
Необходимо подчеркнуть, что в деле просвещения Гаспринский был не одинок. Он был один из первых, кто во второй половине ХІХ века стал олицетворением пассионарного возрождения. Гаспринский оказался primus intera primus, то есть первым среди первых. Его пассионарность (от латинского слова passio – страсть) – это энергия, не подвластная моральным критериям и оценкам; это внутреннее стремление к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели, зачастую иллюзорной, но в представлении пассионарной личности, возможно, даже более ценной, чем собственная жизнь, а тем более жизни и счастья современников. И. Гаспринский вместе со своими последователями Асаном Нури, Бекиром Эмекдаровым, Асаном Сабри Айвазовым, Исмаилом Лемановы, Османом Акъчокъракълы и многими другими соратниками, как на Родине, так и за ее пределами, сумели обратить всю свою энергию и талант на благо народа.
ГЛАВА II
И. ГАСПРИНСКИЙ – РЕФОРМАТОР НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРЫМСКИХ ТАТАР (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX–НАЧАЛО ХХ ВЕКОВ)

2.1. Цель и содержание педагогической системы И. Гаспринского.

Педагогическая наука изучает обучение и воспитание в их единстве и целостности как особую, социальную и личностно детерминированную, целенаправленную деятельность по приобщению подрастающих поколений к жизни общества. Это – объект общей педагогики. Для лучшего, детального и более конкретного рассмотрения каждой их двух частей этой деятельности и их наиболее эффективного объединения выделяют, соответственно, педагогические дисциплины – теорию обучения и теорию воспитания. Педагогическая дисциплина, исследующая обучение на теоретическом, наиболее общем уровне, называется дидактикой. По мнению В. А. Ситарова, дидактика предполагает поиск ответов на следующие вопросы: Для чего обучать? – цели образования, связанные с мотивационно-ценностными ориентациями субъектов учебной деятельности. Чему обучать? – определение содержания образования, разработка образовательных стандартов, учебных программ и методического сопровождения к учебному процессу. Как обучать? – отбор дидактических принципов, методов и форм обучения, способствующих эффективности педагогической деятельности [15].
Развитие дидактических систем можно наблюдать с эпохи Возрождения до наших дней. Эпоха Просвещения представляет собой достаточно значимый период в развитии европейской и отечественной школы. Характерной особенностью этого времени явилось создание альтернативных авторских дидактических концепций, а процесс обучения рассматривался как практическая реализация теоретических положений автора и ориентировался на предлагаемые способы и средства воспитания и обучения детей разных возрастных групп в стенах различных типов образовательных учреждений.Большое влияние на развитие дидактики, хотя несколько в ином направлении, оказала педагогическая мысль Жана Жака Руссо (1712–1778). Как и Коменский, он боролся за право человека на образование, за право ребенка на активность, на свободное развитие. На основе идеи развивающего обучения Песталоцци разработал оригинальную дидактическую модель, позволяющую целостно выстраивать учебный процесс, исходя не из требований, заданных социумом, а из потребностей и внутренних природных сил самого ребенка, которые позволили утвердить направленность на психологизацию самого процесса обучения.
Основную задачу системы дидактики Ушинский видел в том, чтобы на научных основах решить два коренных вопроса: чему учить и как учить. На обычном дидактическом языке это вековечные вопросы, с одной стороны, об учебных планах, программах и курсах и, с другой – о методах обучения частных и общих. Последователем К. Ушинского в украинской дидактике был Т. Лубенца (1855–1936). Вклад ученого в дидактику заключался в разработке проблем обновления содержания начального обучения в связи с изменением социальных потребностей. В этот же период активно работал известный методист и историк педагогики М. Демков (1859–1939), жизнь и деятельность которого связана с Черниговщиной. С дидактической точки зрения заслуживают внимания, обозначаемые им принципы обучения, закономерности педагогического процесса [80, 9]. Идейным последователем К. Ушинского, И. Песталоцци можно определить и просветителя тюркских народов Исмаил-бея Гаспринского.
Педагогическое учение И. Гаспринского сосредоточено вокруг решения дидактических проблем. И это не трудно объяснить: во-первых, сама эпоха требовала разрешения актуально-практических проблем формирования нового человека с новыми знаниями; а во-вторых, непосредственная преподавательская практика в качестве учителя русского языка в “Зынджырлы медресе” способствовала тому, чтобы на первый план были поставлены вопросы дидактического характера.
Разработка Исмаил-бейем объективно-логических и субъективно-психологических основ дидактики имела целью правильное научное построение дидактической системы [7].
Дидактическая система Исмаила Гаспринского – это комплекс внутренне согласованных элементов, основанных на единстве целей, содержания, принципов, методов, форм организации обучения, включающая подготовку педагогических кадров и вопрос женского образования.
Огромное значение Исмаил-бей отводит постановке обучения на родном языке и изучению русского языка, в период формирования двуязычия в Крыму. В 1880-е гг., когда шли поиски наиболее эффективных методов обучения, он впервые ввел в Крыму “звуковой” метод обучения (“усул-и-джедид”).
В отношении к сущности содержания образования довольно четко отражены его общественно-политические и философские взгляды. Он руководствовался идеями отечественной и мировой педагогики, выступал сторонником обучения на тюркском языке.
Прогрессивная педагогическая теория была составной частью в становлении общественно-политических и философских взглядов И. Гаспринского как педагога и писателя. Это четко видно в литературном творчестве, заложено оно и в педагогическом наследии. Об этом свидетельствует в своих исследованиях доктор педагогических наук Э. Аблаев: “Идеи К. Ушинского определили общедидактические взгляды и Гаспринского” [10]. В романе “Фрэнкистан мектюплери” – “Французские письма”, И. Гаспринский описывает положение просвещения во Франции, проводит сравнительный анализ систем и содержания образования своего региона и Франции.
Просветитель не выступал против преподавания в школе закона Божьего или канонов веры, напротив, освещал в “Переводчике” проблемы совмещения ислама и цивилизации: “Совместим ли ислам с цивилизацией. Последовав за прогрессивными педагогами-демократами Гаспринский, принял за исходную позицию идею обучения народа на его родном языке. Утверждение “Всякое обучение будет легче и основательней на родном языке”, которое являлось определяющим в его народно-просвещенческой деятельности.
Содержание образования, особенно начального, волновало крымского педагога в годы становления новометодной школы. В основе педагогической деятельности Гаспринского лежит идея народности, важнейшими чертами которой он считал патриотизм, глубокую любовь к Родине, веру в могучие творческие силы народа, борьбу за демократизацию школы.
В учебные планы новометодных мектебе входили дисциплины религиозного цикла (вероучение, история ислама, священная история) и светские (родной и арабский языки, арифметика, общая история), что повышало общеобразовательный потенциал. Разработка учебного плана новометодной школы Гаспринским велась по двум направлениям:
вводились новые, ранее не изучавшиеся предметы. Они отражали прогресс науки, изменения в общественной жизни;
пересматривался удельный вес традиционных дисциплин.
Это были следующие предметы: къырайет араби (арабское чтение), къырайет тюркий (тюркское чтение), ильм-и халь (мусульманское вероучение), ильм-и хесаб (арифметика), эзбер-язы (заучивание и правописание), сарф тюркий (грамматика тюркского языка), хюсн-ю хат (каллиграфия).
Особо большие надежды возлагал Гаспринский на изучение родной литературы. Многие произведения классиков он переводил на крымскотатарский язык, большинство же сочинял сам.
Интересны и согласуются с современным этапом развития школьного обучения мысли И. Гаспринского об учебниках и учебных пособиях. Учебники просветителя дидактически правильно построены и идейно выражены. Автор считал, что учебники нужно строить так, чтобы они “были легко понимаемы”, то есть изложить материал на понятном для детей языке.
Огромное значение, по мнению просветителя, имеет оформление книг и учебников. Осуществление этих идей Исмаил Гаспринский увидел в содержании образования новометодной школы. Он был активным борцом за обучение на родном языке, включение в программы предметов, которые бы содействовали сближению обучения с жизнью и практикой.

2. 2. Вопросы женского образования в педагогической системе
И. Гаспринского

Становление Украинского независимого демократического государства требует нового подхода в формировании национальной системы образования, его интеграции в мировые образовательные процессы.
Среди проблем, связанных с формированием менталитета представителя конкретной национальной системы, значительное место принадлежит вопросу женского образования и отношения к нему общества.
Известно, что уровень женского образования является одним из основных показателей социального положения женщины в обществе. На протяжении развития человеческого общества разрешение проблемы образования и воспитания женщины находились в органичной связи с ее положением и ролью в обществе, с борьбою за равные с мужчинами права во всех сферах государственного, культурного, социально-политического и семейного воспитания.
Кандидат технических наук Л.В. Применко предлагает более широкую трактовку термина: «женщина – это, прежде всего, воспитательница детей, которая облагораживает семью, а через нее общество. Она является берегинею культурных, национальных традиций своего края, это мать своего народа» [11]. Как видно, С.И. Ожегов определяет преимущественно биологическое назначение женщины в мире, Л.В. Применко же выделяет ее социально-биологическую функцию в обществе.
Понятие «образование для женщины» характеризуется как доступность или возможность получения образования женщинами [13]. Необходимо отметить, что женское образование было одним из важнейших проблем человечества, разрешение которого притягивало внимание прогрессивных деятелей прошлого. Про важность и необходимость образования женщин свидетельствуют многие литературные произведения, различные философские и педагогические теории.
В противоположность афинской практике своего времени Аристотель выступает резким противником идеи женского образования: ссылаясь, на свои наблюдения над миром животных, он утверждает, что женщина существенно разнится от мужчины по природе и потому высшее образование и воспитание не принесет ей существенной пользы.
В средневековом обществе, начиная с VIII в., при женских монастырях открывались школы, в которых давался минимум знаний, необходимых для пострижения в монахини. В этих школах обучались также девушки из знатных семей, намеревавшиеся вернуться к светской жизни.
С XI века школы для девочек создавали мирские женские братства (бегинки и др.). Особое значение вопрос о важности женского образования получил в эпоху Возрождения. Педагоги-гуманисты М. Веджо – в Италии, Х.Л. Вивеса – в Испании, Т. Мор – в Англии, Ф. Рабле, Монтень – во Франции. Е. Роттердамский – в Нидерландах и др., которые считали принцип равноправия, справедливости, человеческой нормой между людьми, выступали за то, чтобы женщину считали личностью, поскольку верили в ее силы и способности [15].
Эразм Роттердамский развивал идею о необходимости для женщины широкой умственной культуры, основой женского образования считал изучение классической литературы.
Систему образования женщины, подготавливающую ее к воспитанию детей и управлению домашним хозяйством, разработал современник Я.А. Коменского – французский педагог Франсуа де Сапьнияк Фенелон. Эта система была принята к руководству в Сен-Сирском училище, закрытом учебном заведении для французских дворянок. Оно вошло в историю, как первая женская школа, открытая на государственные средства (1686).
В Германии в XVI в. создавались городские школы для девочек. А в сельских местностях, указывает профессор Е.Н. Медынский, «если община была немногочисленна и бедна и не могла содержать двух школ, мальчики и девочки занимались в общей школе, с одним учителем, мальчики и девочки сидели отдельно, разделенные перегородкой».
Гуманное отношение к женщине, к ее праву на получение образования, проявили просветители XVIII столетия: Дж. Локк – в Англии, Ж.Ж. Руссо, К.А. Гельвеций, Д. Дидро – во Франции, Ф. Шиллер, И.В. Гете – в Германии, А.И. Новиков, А.Н. Радищев – в России, Г.С. Сковорода – в Украине, свидетельствует Л.В. Применко.
В XVIII в. вопрос о женском образовании поднимался во Франции в многочисленных проектах реформ образования, в сочинениях Ж.Ж. Руссо и др. По мнению Руссо, мужчина и женщина различны по своему назначению, потому должны получать различное воспитание. Назначение женщины – рожать детей, заниматься хозяйством, создавать семейный уют, создавать счастье мужчины. «Все воспитание женщины должно иметь отношение к мужчинам. Нравится им, быть им полезными, внушать им любовь и почтение, воспитывать их, пока они молоды, заботиться о них, когда они станут взрослыми, советовать им, утешать их, делать их жизнь приятной и отрадной: вот обязанности женщины во все времена и вот чему надо учить их с детства» – писал Руссо в пятой книге «Эмиль, или О воспитании».
В 1791 г. Талейран выступил с проектом воспитания девиц, в котором впервые была высказана мысль о ремесленных школах для женщин. XVIII в. отмечен и как период зарождения женского образования в России. В 1794 году при монастыре близ деревни Смольной был открыт Институт для воспитания 200 благородных девиц. Воспитанницы должны были оставаться в Институте от 6 до 18 лет. Содержание образования носило светско-религиозный характер. В 1765 году при этом же монастыре было открыто учебное заведение для малолетних девиц других сословий.
О состоянии образования женщин в Украине в XVIII в. профессор Е.Н. Медынский отмечал: «на территории 7 полков Левобережной Украины в середине XVIII в. было по переписи 40-х гг. 866 школ. Общее же число их превышало 1000. Уровень грамотности как мужского, так и женского населения был таков, что путешественники-иностранцы удивлялись». Удивление от уровня развития образования или. Коренные изменения в женском образовании произошли в течение XIX в. распространением в индустриально развитых странах обязательного, а затем и всеобщего начального образования.
Во второй половине XIX в. значительное влияние на общественно-педагогическое движение оказали идеи о равноправии экономической. Политической и духовной свободы женщины, которые были выдвинуты революционерами-демократами в России – В.И. Белинским, О.И. Герценом, Н.Г. Чернышевским, Н.А. Вышнеградским, К.Д. Ушинским, в Украине – Т.Г. Шевченко, И. Франко, Л. Украинкою. П. Грабовским, а в тюркском мире – И. Гаспринским, Ш. Гаспринской.
Л.В. Применко отмечает, что проблема женского образования в Украине широко обсуждалась на страницах газет и журналов с конца XIX века. Исследовательница называет следующие журналы: «Киевская старина» (1882–1906), «Украина» (1907), педагогический журнал «Наша школа» (1903–1916), «Свiтло» (1910–1919), «Педагогический вестник» (1861–1862) [там же].
Просветитель в газете «Терджиман» – «Переводчик» пропагандирует идею системного образования мусульманок. Анализируя состояние учебного дела в Таврической и Оренбургской губерниях, он подчеркивает, что во многих приходах существуют «мектеб для начального религиозного воспитания мальчиков и девочек», где традиционно мальчиков обучал мулла, а девочек его жена либо другая женщина.
Реформаторская программа И. Гаспринского отражала развитие и обновление образования девочек в тюрко-мусульманском мире, основывалась на повышении социального статуса женщины в обществе, разрабатывала механизм соблюдения равных прав мужчины и женщины. Основа же равноправия начинается с возможности получения образования.
Содержание обучения включало дисциплины светско-религиозного характера, впрочем, как в школе усул-и джедид для мальчиков. Женские школы нового типа носили профессиональный характер. Ученицы дополнительно изучали предметы эстетического цикла, например: шитье, вышивку, домашнее хозяйство и так далее. Срок обучения составлял четыре года. К началу ХХ века в Бахчисарае насчитывалось 13 школ усул-и джедид для девочек (1906), в Алупке начала функционировать профессиональная женская школа (1906). Также в южнобережном городе существовало учебное заведение смешанного типа, где совместно обучались и мальчики и девочки по новому методу. Сеть новометодных женских школ развивалась под руководством Хасан-бей Зердаби и Зейнелябидит Тагиева в Азербайджане, и в целом на Кавказе – отмечают в монографии Ш. Хаблямитоглу и Н. Хаблямитоглу. И. Гаспринский, таким образом, был крупным прогрессивным деятелем в области женского образования. Реформатор-публицист свои идеи по вопросам образования женщин изложил во многих публицистических произведениях: «Къадынлар улькеси» – «Страна Амазонок» (1890), «Арслан-Къыз» – «Девушка львица» (1893), «Къадынлар» – «Женщины» (1903). Редактор «Терджимана» на страницах газеты размещает педагогические статьи, посвященные: а) образованию мусульманок «Шериат разрешает учиться и девочкам» (1895), «Обучение девочек (1901), «По женскому вопросу» (1904); б) правам женщин: «Исламизм и права женщин» (1909), «О правах женщин» (1913) и т.д. Надо отметить, что многие проблемы посвящаются гендерному воспитанию представителей обоего пола.
Примечательно, введение методического руководства учителю «Рехбер муаллимин яки муаллимлере елдаш» (1898) Гаспринский начинает с фразы «Джумле муслим ве муслимийе илим фарздыр». Гаспринский ввел в книгу специальные разделы «Биюк къадынлар» – «Великие женщины» и «Шаркъ ве гъарп къадынлары» – «Женщины Запада и Востока», где описывает женщин, известных в политике, управлении западных и восточных государств. Так, приводятся имена супруги пророка Мухаммада (С.А.В.) Хатидже, Клеопатры, Елизаветы Тюдор, Королевы Виктории, императрицы Екатерины II, раскрываются их заслуги перед Родиной. Проблемы женского образования тюрко-мусульманок освещались в журнале «Алем-и нисван яки ханымлар дюньясы» – «Женский мир». В 1905 году вышел образцовый номер журнала, как приложение к газете «Переводчик» – «Терджиман», и рассылался бесплатно. Еженедельный журнал для мусульманок освещал полезные материалы, касательно их прав по Шариату и Закону, вопросы домашнего хозяйства, гигиены, воспитания и домашнего труда (рукоделие, ткачество, ковровое дело, шелководство), сопровождая их рисунками.
С целью повышения самооценки женщин в «Алем-и нисван» помещались биографии знаменитых дам того времени, с описанием их жизни и деятельности, их портреты. Например, в образцовом номере представлен портрет царицы Нурсултан [3], описана жизнь Айше и Ляле ханум. «Женский мир» отражал сведения из области элементарной науки и литературы (повести, стихотворения и т.д.).
Во второй половине XIX века идея об образовании женщин, социально-правового, экономического, политического равенства представителей обоих полов, начала служить в деле организации народного женского движения тюрко-мусульманок.
Проблема развития народного женского движения мусульманок в Крыму и тюркском мире требует отдельного изучения и ждет своих исследователей. Так,. Ш. Гаспринская в газете «Переводчик» отмечала о том, что в 1905 году в царской России функционировали следующие учебные заведения: Александрийское женское училище (Баку) и целая серия новометодных женских школ.
Так, в 1898 году была открыта Симферопольская женская гимназия, учрежденная Е.И. Оливер, как женское училище второго разряда. В 1901 г. преобразована в женское училище первого разряда, а в 1904 г. – в гимназию.
Симферпольская гимназия, учрежденная В.А. Станишевской, открыта 1905 г. на правах прогимназии. В сентябре 1907 г. преобразована в гимназию. В первой половине ХХ века в различных городах Таврической губернии – Евпатории, Керчи, Симферополе, число частных женских гимназий заметно увеличились.Евпаторийскую женскую гимназию А.П. Рущинская и А.А. Миронова преобразовали из частного учебного заведения I разряда. Дата основания 11 июня 1914 года. Керченская женская гимназия Э.А. фон – Таубе открыта в 1914 г. и существовала до 1920 года. Устав и программы двухгодичных педагогических курсов, сведения об успеваемости учащихся, аттестаты и сведения об окончании гимназии находятся в Государственном архиве Автономной Республики Крым. Проблема изучения развития женских училищ и гимназий в Таврической губернии, основанных во второй половине XIX века, требует детального и глубоко изучения, остается актуальной для современной науки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результатете проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1. Проведенное исследование показало, что теоретико-педагогическое творчество Исмаила Гаспринского явилось большим вкладом в развитие отечественной педагогической мысли во второй половине ХIХ–начале ХХ веков, в становление народной педагогики крымскотатарского народа, в разработку основных вопросов обучения и воспитания.
Таким образом, наследие И. Гаспринского приобретает общественно-социальное значение, оно содержит большие возможности для научно-педагогических исследований, имеющих важное практическое значение. В основе педагогической деятельности И. Гаспринского лежит идея народности. Исследование показывает, что важнейшими чертами народности он считал: любовь к Родине, возможность обучения на родном языке, требование демократической цели образования. Педагог активно защищал право народа пользоваться родным языком и учиться на нем детей в школе. Всей деятельностью он способствовал решению таких актуальных проблем образования, как активизация учебно-познавательной деятельности учащихся, приближение обучения в школе к жизни, улучшение содержания начального образования в сочетании с прогрессивными религиозными и просвещенческими идеями, в соответствии с социально-экономическими потребностями общества, в повышении роли науки и обучения на пути самоопределения нации. Выступая за демократизацию школы отстаивал важные принципы образования как демократизм, народность, гендерная чуткость.
Все теоретические и практические вопросы обучения и воспитания И. Гаспринский, в самом широком смысле, решал с точки зрения служения интересам народа. Педагог руководствовался девизом: «Тильде, фикирде, иште бирлик» – «Единство в языке, мыслях, делах». Он был в числе организаторов, а затем и председательствовал на съезде мусульман России «Иттифак эль муслимин», где одним из ведущих приоритетов в деятельности было выделено образование.
В процессе исследования собраны и проанализированы работы просветителя, которые раскрывают своеобразие его дидактических воззрений, характеризуют И. Гаспринского как педагога – теоретика, сыгравшего видную роль в формировании этнопедагогики крымскотатарского народа.
Большую роль в развитии личности И. Гаспринский отводил литературе на родном языке, являющейся могучим средством духовного совершенствования. В ходе исследования выявлены основные тенденции и динамика развития дидактических взглядов И. Гаспринского. Они базируются на актуализации теоретико-методических основ педагогической науки, ориентированы на приоритет общечеловеских ценностей, опираются на национально-конфессиональную почву при широком использовании европейской и мировой культуры, науки и образования.
2. Источником формирования теории и практики дидактической системы И. Гаспринского выступили идеи прогрессивных отечественных и зарубежных педагогов. Исмаил-бей настойчиво овладевал наследием, прежде всего, К. Ушинского, Г. Песталоцци, Ш. Марджани, а также ученых и деятелей образования А. Крымского, А. Черняевского, усваивал идеи демократической педагогики и всей своей деятельностью их развивал. Формирование авторской дидактической системы И. Гаспринского приходится на конец ХIХ–начало ХХ веков.
3. Определена структура дидактической системы И. Гаспринского и раскрыта ее сущность, методология, содержание и составные компоненты. Определены масштабы распространения, и функционирования ее в учебных заведениях Таврической губернии в конце ХIХ – начале ХХ веков.
Цель обучения: формирование у учащихся понимания научной картины мира, законов природы, общества и на этой основе воспитание духовно и нравственно обогащенной личности.
4. Дана научно-педагогическая оценка основным подходам и критериям в составлении учебно-методической литературы И. Гаспринского.–– Рассмотрен вопрос образования тюрко-мусульманок России. Великое значение джадидист И. Гаспринский придавал развитию женского образования. Пальма первенства в организации новометодных школ для тюрко-мусульманок принадлежит именно ему. Содержание образования женских школ нового типа носило светско-религиозный, а также профессиональный характер. Первой учительницей новометодной школы была С. П. Болатукова (младшая сестра И. Гаспринского), подготовленная к профессиональной деятельности Исмаил-бейем. Поэтому тема «Дидактическая система И. Гаспринского», как и в целом, спецкурс «Педагогическая система И. Гаспринского» включена в программу истории педагогики для филологического факультета КГИПУ; целесообразно включить ее и в программу истории педагогики для университетов и педвузов, где читается курс истории педагогики.
Данное исследовани не исчерпыает всех вопросов, связаных с педагогическими взглядами и деятельностью И. Гаспринского, и нуждаются в продолжении исследования.

Список используемой литературы:

Абибуллаева Д. И. Джадидизм в представлении Исмаила Гаспринского // Голос Крыма.– 1999.– № 37 (304), 10 августа.
Абiбуллаєва Е. Е. До питання про дидактичну систему I. Гаспринського (1851–1914) // Педагогiка i психологiя.– 2001.– № 1.– С. 134–139.
Аблаев Э. А. И. Гаспринский – выдающийся просветитель народов Востока.– Ташкент: Узбекистан Аблаев Э. А. Гаспринский И. // Российская педагогическая энциклопедия.– М., 1993.– Т. 1.– С. 192–, 1991.– 12с.
Аблаев Э. А. И. Гаспринский – гуманист, просветитель, педагог.– Ташкент: Фан, 1991.– 163 с.
Аблаев Э. А. Прогрессивные педагогические идеи крымских татар второй половины ХIХ–начала ХХ веков (на материале педагогического наследия И. Гаспринского): Дис д. пед. наук: 13. 00. 01.– Ташкент, 1991.– 226 с.
Байрамов Э. З. Великий просветитель Российских мусульман И. Гаспринский.– М.: Эксимбрис-Пресс, 2001.– 135 с.
Беннигсен А. Исмаил бей Гаспринский (Гаспралы) и происхождение джадидистского движения в России // Россия и Восток.– Казань: фонд Жиен, 1993.– С. 79–97.
Ванслов В. В. Выдающийся просветитель народов Востока И. Гаспринский и задачи современных гуманитарных наук // Труды Междунар. конф. «И. Гаспринский – просветитель народов Востока».– М: НИИ теории и истории ИЗО искусств Российской академии художеств.– 2001.– С. 14–20.
Ганкевич В. Ю. Жизнь и педагогическая деятельность И. Гаспринского: Дис канд. и. наук: 07. 00. 01.– Симферополь, 1995.– 238с
Ганкевич В.Ю. Исмаил бей Мустафа оглу Гаспринский // Гармония.– 2001.– № 1.– С. 4.
Ганкевич В. Ю., Ягъя Н. Исмаил-бей Мустафа-оглу Гаспринский. Библиография.– Симферополь: Крымучпедгиз, 1995.– 80 с.
Днепров Э. Д. Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. Конец ХIХ–начало ХХ в. в.– М.: Педагогика, 1991.– 448с.
Женское образование // Российская педагогическая энциклопедия.– М., 1993.– Т. 1.– С. 307–309.
Измайлов А.Э. Мектебы // Российская педагогическая энциклопедия.– М., 1993.– Т. 1.– С. 564.
Климович Л. И. На службе просвещения. О первой тюркоязычной газете «Терджиман» и ее издателе И. Гаспринском // Звезда Востока.– 1987.– № 8.– С. 173–178.
Кремень В. Г. Освіта і наука України: шляхи модернізації (факти, роздуми, перспективи).– К.: Грамота, 2003.– 216 с.
Крымский А. Е. Школа, образованность и литература у российских мусульман (культурно-этнографический очерк).– Львов: литературно-научная библиотека, 1904.– 23 с.
Крымский областной государственный архив. Путеводитель / Под общ. Ред. А. Д. Беликовой, А. А. Степановой.– Симферополь: Крымиздат, 1961.– 314 с.
Кудусов Э. И. Гаспринский и пассионарность крымских татар // Труды Междунар. конф. «И. Гаспринский – просветитель народов Востока».– М: НИИ теории и истории ИЗО искусств Российской академии художеств.– 2001.– С. 119–124.
Ланда Р. Исмаил-бей Гаспринский // Азия и Африка.– 2000.– № 1.– С. 66.












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515