Рабочая программа по внеурочной деятельности Школа докторов здоровья


Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа докторов здоровья» (спортивно-оздоровительного направления) для 1-4 классов составлена на основе следующих документов:
- требования Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373;
- Закона РФ «Об образовании» (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 №12-фз, от 16.11.1997 №144 –фз от 13.02.2002 №20-фз и т.д.) статья 12 п.1 статья 26 п.1,2;
- Письма Минобразования РФ от 12 мая 2012 года № 03-296 «Об образовании внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
-Распоряжения Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 года №1507 – р «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011 – 2015 годы».
Программа разработана с учётом:
- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 №189);
- годового учебного календарного графика учреждения на 2015 – 2016 учебный год;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования УУД.
- пособия Обуховой Л.А., Лемяскиной Н.А., Жиренко О. Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов Природы
(1-4 классы). - М.: ВАКО, 2004г
Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Общая характеристика курса.
Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана.
Рабочая программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительного направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.
Внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.
Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «Школа докторов здоровья».
Данная программа строится на принципах:
Научности;в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса.
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
Обеспечение мотивации
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни. Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
чтение стихов, сказок, рассказов; постановка драматических сценок, спектаклей; прослушивание песен и стихов; разучивание и исполнение песен; организация подвижных игр; проведение опытов; выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.
Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года, 132 часа. В 1 классе – 30 часов, 2-4 классы по 34 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 40 минут во 2 - 4 классах. Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года.
Описание ценностных ориентиров содержания программы « Школа докторов здоровья»
Одним из результатов преподавания программы «Школа докторов здоровья» является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и
неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, еѐ совершенства, сохранение и приумножение еѐ богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребѐнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Школа докторов Здоровья»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- общее представление о здоровье человека как об одной из основополагающих ценностей человеческой жизни;
- установка на здоровый образ жизни и положительное отношение к оздоровительной деятельности;
- способность к самооценке на основе критериев успешности самостоятельной оздоровительной деятельности;
- чувство гордости отечественными спортивными достижениями;
- чувство сопричастности к решению экологических проблем родного края и Родины;
- основа для развития чувства прекрасного через представления о физической красоте человека и ее совершенствовании в активной жизнедеятельности; приобщение к красоте родной природы;
- уважение к чувствам и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям через командные и подвижные игры;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- представление об оздоровительном воздействии физических упражнений.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к различным видам физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности;
- устойчивого следования моральным нормам и этическим требованиям в поведении учащихся в познавательной и досугово-игровой деятельности;
- осознание элементов здоровья, готовность следовать в своих действиях и поступках нормам здоровьесберегающего поведения;
- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающееся в оказании помощи и поддержки партнерам по играм, общению;
- начальных представлений о ценности и уникальности природного мира.
Метапредметные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- понимать необходимость рациональной организации режима дня, организации рабочего места;
- принимать и сохранять познавательные задачи, в том числе практические;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учитывая свои возможности и условия ее реализации;
_ осуществлять контроль за правилами выполнения оздоровительных действий;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
- вносить необходимые коррективы в действие, учитывая характер сделанных ошибок;
- осуществлять поиск информации с использованием различных источников (включая пространство Интернета) и запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе;
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач игровой и групповой деятельности;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- разрабатывать единую тактику в игровых действиях, учитывая мнения партнеров по команде;
- отстаивать свое мнение, формулируя собственную позицию;
- контролировать свои действия в коллективной работе;
- соблюдать правила взаимодействия с игроками;
- во время подвижных игр учитывать реакцию партера на игру, следить за действиями других участников в процессе групповой или игровой деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- вместе с учителем ставить новые учебные задачи, учитывая свои физические возможности и психологические особенности;
- осуществлять контроль физического развития, использую тесты для определения уровня развития физических и психических качеств;
- проводить самоанализ выполняемых заданий и по ходу действий вносить необходимые коррективы, учитывая характер сделанных ошибок;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья.
- учитывать в своих действиях позиции других людей и координировать деятельность, несмотря на различия во мнениях;
- точно и полно передавать партнеру необходимую информацию для выполнения дальнейших действий; задавать вопросы, необходимые для организации деятельности.

Содержание программы.
1 класс
Тема 1. Советы доктора Воды. (1час)
Вступительное слово учителя. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Заучивание слов. Беседа по стихотворению «Мойдодыр». Оздоровительная минутка. Советы доктора Воды. Игра «Доскажи словечко».
Тема 2. Друзья Вода и мыло. (1час)
Повторение правил доктора Воды. Сказка о микробах. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Игра «Наоборот». Творческая работа.
Тема 3. Глаза – главные помощники человека. (1час)
Беседа об органах зрения. Заучивание слов. Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно». Правила бережного отношения к зрению.
Тема 4. Подвижные игры. (1час)
Знакомство с доктором Свежий Воздух. Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», Раз, два, три-беги!»
Тема 5. Чтобы уши слышали. (1час)
Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная минутка. Правил сохранения слуха.
Тема 6. Почему болят зубы. (1час)
Игра «Угадай-ка!» Рассказ учителя. Анализ ситуации. Знакомство с доктором Здоровые Зубы. Упражнение «Держи осанку». Творческое рисование.
Тема 7. Чтобы зубы были здоровыми. (1час)
Беседа. Знакомство с доктором Здоровая Пища. Упражнение «Спрятанный сахар». Оздоровительная минутка. Зачем человеку зубная щётка? Практическая работа. Разучивание стихотворение. Тест.
Тема 8. Как сохранить улыбку красивой? (1час)
Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». Встреча с доктором Здоровые Зубы. Практические занятия. Оздоровительная минутка. Памятка «Как сохранить зубы». Творческая работа.
Тема 9. «Рабочие инструменты» человека. (1час)
Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками. Оздоровительная минутка. Игра-соревнование «Кто больше?» Памятка «Это полезно знать». Практическая работа.
Тема 10. Подвижные игры. (1час)
Разучивание игр «Медвежья охота», «Совушка», «Не пропусти мяч».
Тема 11. Зачем человеку кожа. (1час)
Игра «Угадайка». Встреча с доктором Здоровая Кожа. Проведение опытов. Рассказ учителя. Оздоровительная минутка «Солнышко». Правила ухода за кожей.
Тема 12. Надёжная защита организма. (1час)
Беседа об органах чувств. Рассказ учителя. Практическая работа. Оздоровительная минутка. Работа по таблице «Строение кожи». Моделирование схемы. Тест.
Тема 13. Если кожа повреждена. (1час)
Рассказ учителя о повреждениях кожи. Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка «Этюд души». Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?»
Тема 14. Подвижные игры. (1час)
Разучивание игр «Круговые салки», эстафеты со скакалками, «Весёлая эстафета», «Поезд».
Тема 15. Питание – необходимое условие для жизни человека. (1час)
Повторение правил здоровья. Заучивание слов. Встреча с доктором Здоровая Пища. Упражнение для осанки «Гора». Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку».
Тема 16. Здоровая пища для всей семьи. (1час)
Советы доктора Здоровая Пища. Анализ ситуации. Игра «Угадайка». Проведение опыта. Оздоровительная минутка. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». Золотые правила питания.
Тема 17. Сон – лучшее лекарство. (1час)
Игры «Можно - нельзя», «Юный кулинар». Повторение правил здоровья Анализ ситуации. Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам», Игра по гигиене сна «Плохо – хорошо».
Тема 18. Как настроение? (1час)
Встреча с доктором Любовь. Оздоровительная минутка. Упражнение «Азбука волшебных слов. Тест.
Тема 19. Я пришёл из школы. (1час)
Беседа. Анализ и разыгрывание ситуации. Упражнение «Любишь – не любишь», Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ».
Тема 20. Подвижные игры по выбору детей. (1час)
Тема 21-22. Я – ученик. (2 часа)
Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?» Творческая работа «Придумай правила». Анализ ситуаций. Чтение и работа по содержанию рассказов М.Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой».
Тема 23-24. Вредные привычки. (2 часа)
Беседа «Это красивый человек». Игра «Да - нет». Оздоровительная минутка «Деревце». Анализ ситуации. Слово учителя. Заучивание слов. Это нужно запомнить! Практическая работа в парах.
Тема 25. Подвижные игры. (1час)
Разучивание игр «Золотое зёрнышко», «Не зевай!», «Западня».
Тема 26. Скелет – наша опора. (1час)
Рассказ учителя. Практическая работа. Оздоровительная минутка «Самомассаж ушей». Это интересно. Правила первой помощи.
Тема 27. Осанка – стройная спина! (1час)
Встреча с доктором Стройная Осанка. Это интересно! Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражнения.
Тема 28. Если хочешь быть здоров. (1час)
Сказка о микробах. Правила закаливания. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Творческая работа. Это интересно! Тест «Здоровый человек – это…»
Тема 29. Правила безопасности на воде. (1час)
Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде. Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца.
Тема 30. Подвижные игры. Весёлые старты. (1 час)

2 класс
Тема 1. Причины болезни. (1час)
Слово учителя. Повторение девиза «Уроков здоровья». Анализ стихотворения. Оздоровительная минутка. Повторение мудрых слов.
Тема 2. Признаки болезни. (1час)
Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Грипп». Оздоровительная минутка. Игра – соревнование «Кто больше знает?». Практическая работа по составлению правил «Как помочь больному?»
Тема 3. Как здоровье? (1час)
Игра- соревнование «Кто больше знает?». Тест «Твоё здоровье», Оздоровительная минутка. Практическая работа «Помоги себе сам».
Тема 4. Как организм помогает себе. (1час)
Повторение причин болезни. Рассказ учителя. Режим дня. Оздоровительная минутка. Тест «Умеешь ли ты готовить уроки?». Составление памятки «Как правильно готовить уроки».
Тема 5. Здоровый образ жизни. (1час)
Встреча с докторами Здоровья. Повторение правил. Анализ ситуации. Игра «Вставь словечко». Оздоровительная минутка. Мудрые слова доктора Свежий Воздух.
Тема 6. Какие врачи нас лечат. (1час)
Повторение составляющих здорового образа жизни. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Самоанализ здоровья.
Тема 7. Инфекционные болезни. (1час)
Слово учителя. Словарная работа. Игра – соревнование «Кто больше знает?». Оздоровительная минутка. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Поднялась температура…»
Тема 8. Прививки от болезней. (1час)
Рассказ учителя. Анализ ситуации в стихотворении С.Михалкова «Прививка». Оздоровительная минутка. Игра «Полезно – вредно».
Тема 9. Какие лекарства мы выбираем. (1час)
Игра «Кто больше знает?» Беседа «Из чего получают лекарства». Словарная работа. Оздоровительная минутка. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова.
Тема 10. Домашняя аптечка. (1час)
Игра «Светофор здоровья». Анализ ситуации. Работа над стихотворением С. Михалкова «Для больного человека…» Аптека дома. Оздоровительная минутка. Это полезно знать!
Тема 11. Отравление лекарствами. (1час)
Беседа по теме. Игра – соревнование «Кто больше?» Оздоровительная минутка. Признаки лекарственного отравления. Помоги себе сам! Практическая работа.
Тема 12. Пищевые отравления. (1час)
Повторение признаков лекарственного отравления. Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Признаки пищевого отравления. Первая помощь при отравлениях.
Тема 13. Если солнечно и жарко. (1час)
Повторение правил поведения при пищевом отравлении. Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Забыла Таня про обед…» Оздоровительная минутка. Признаки солнечного ожога. Практическая работа «Помоги себе сам!»
Тема 14. Если на улице дождь и гроза. (1час)
Повторение правил. Беседа по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Правила поведения при грозе. Оздоровительная минутка. Помоги себе сам!
Тема 15. Опасность в нашем доме. (1час)
Рассказ учителя. Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Мама приходит с работы…» Правила безопасного поведения в доме. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья».
Тема 16. Как вести себя на улице. (1час)
Рассказ учителя. Правило перехода улицы в местах, где нет светофора. Игра «Светофор здоровья». Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Заучивание слов. Правила безопасности поведения в транспорте.
Тема 17. Вода – наш друг. (1час)
Встреча с доктором Вода. Правила поведения на воде. Обсуждения стихотворения И. Емельянова. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья». Когда опасность рядом.
Тема 18. Как уберечься от мороза. (1час)
Работа с отрывком из сказки С. Михалкова «Мороз и морозец». Признаки обморожения. Оздоровительная минутка. Составление правил. Игра «Полезно – вредно».
Тема 19. Чтобы огонь не причинил вреда. (1час)
Повторение правил поведения на воде. Беседа «Чем опасен огонь?» Игра «Светофор здоровья». Обсуждение ситуаций. Оздоровительная минутка. Правила поведения при пожаре в доме. Практическая работа «План эвакуации при пожаре».
Тема 20. Чем опасен электрический ток. (1час)
Повторение правил поведения при пожаре в доме. Рассказ учителя. Словарная работа. Первая помощь пострадавшему. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья».
Тема 21. Травмы. (1час)
Виды травм. Оказание первой помощи при порезах, ушибах, переломах (практическая работа в парах). Оздоровительная минутка. Заучивание слов.
Тема 22. Укусы насекомых. (1час)
Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Вдруг какой – то страшный зверь…» Признаки аллергии. Помоги себе сам. Оздоровительная минутка. Словарная работа. Заучивание слов.
Тема 23. Что мы знаем про собак и кошек. (1час).
Беседа о домашних животных. Обсуждение стихотворения. Правила обращения с животными. Оздоровительная минутка. Составление правил. Это интересно!
Тема 24. Отравление ядовитыми веществами. (1час)
Виды отравлений. Игра – соревнование «Кто больше знает?» Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья» Признаки отравления ядовитыми веществами. Словарная работа. Первая помощь при отравлениях.
Тема 25. Отравление угарным газом. (1час)
Беседа по теме. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Признаки отравления угарным газом. Помоги себе сам (составление правил). Игра «Вставь пропущенные слова».
Тема 26. Как помочь себе при тепловом ударе. (1час)
Рассказ учителя. Признаки теплового удара. Оздоровительная минутка. Помоги себе сам! Игра «Светофор здоровья».
Тема 27. Растяжение связок и вывих костей. (1час)
Повторение «Какие бывают травмы». Рассказ учителя. Признаки растяжения связок и вывиха костей. Оздоровительная минутка. Практическая работа в группах.
Тема 28. Переломы. (1час)
Виды переломов. Знакомство с правилами. Оздоровительная минутка. Практическая работа в парах.
Тема 29. Если ты ушибся или порезался. (1час)
Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Таня пальчик наколола…» Оздоровительная минутка. Помоги себе сам! Словарная работа. Практическая работа в парах.
Тема 30. Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело. (1час)
Беседа по теме. Если соринка попала в глаз. Оздоровительная минутка. Когда крошка попала в горло. Если что-то попало в ухо. Отгадывание кроссворда «Органы».
Тема 31. Укусы змей. (1час)
Рассказ учителя. Это интересно! Признаки укусы змеи. Оздоровительная минутка. Первая помощь при укусе змеи. Отгадывание кроссворда.
Тема 32. Расти здоровым. (1час)
Рассказ учителя о неизлечимых болезнях века. Оздоровительная минутка. Решение задач.
Тема 33. Воспитай себя. (1час)
Беседа по теме. Тест «Оцени себя сам». Оздоровительная минутка.
Тема 34. Я выбираю движение. Обобщающий урок.(1час)
Урок – праздник «В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь!»

3 класс
Тема 1.Как воспитывать уверенность и бесстрашие.(1час)
Беседа по теме «Как воспитывать уверенность и бесстрашие.» Работа по стихотворению Э Успенского «Академик Иванов». Анализ ситуации по стихотворению И. Токмаковой «Не буду бояться». Игра «Давайте разберемся», практическое занятие.
Тема 2.Учимся думать. (1час)
Беседа по теме занятия. Заучивание слов. Игра «Почему это произошло?». Беседа «Свое мнение».
Тема 3.Спеши делать добро.(1час)
Игра «Продолжи сказку». Беседа по теме. Заучивание пословицы. Игра в пословицы. Беседа «Доброта, отзывчивость, скромность».
Тема 4. Поможет ли нам обман.(1час)
Беседа «Что такое ложь?». Игра «Продолжите рассказы». Творческая работа.
Тема 5. «Неправда – ложь» в пословицах и поговорках.(1час)
Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Косточка». Беседа по прочитанному. Заучивание слов. Заучивание пословиц о правде и лжи.
Тема 6.Надо ли прислушиваться к советам родителей.(1час)
Беседа по теме. Анализ ситуаций на примере стихотворения С. Михалкова «Я ненавижу слово «спать». Творческая работа «Портрет родителей». Пожелание себе. Чтение и обсуждение отрывка из рассказа Е. Чарушина «Курочка».
Тема 7.Почему дети и родители не всегда понимают друг друга.(1час)
Беседа по теме. Анализ рассказа М. Горького «Воробышек». Оздоровительная минутка. Игра «Почему нам запрещают?».
Тема 8.Все ли желания выполнимы.(1час)\
Беседа по теме. Анализ ситуаций в стихотворениях «Две сестрички дружно жили» и А. Барто «Девочка - рёвушка. Толкование пословиц и крылатых выражений.
Тема 9. Как воспитать в себе сдержанность.(1час)
Беседа «Что такое каприз?». Игра «Проверь себя». Оздоровительная минутка. Работа с толковым словарем. Толкование пословиц.
Тема10- 11. Как отучить себя от вредных привычек.(2часа)
Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Пятерня! Пятерня!». Беседа по теме «Вредные привычки». Составление памятки «Это полезно знать!». Повторение основного девиза. Работа со стихотворением Г. Остера «Нет приятнее занятья…». Заучивание слов. Игра «Давай поговорим». Чтение стихотворений на тему занятия.
Тема12. Я принимаю подарок.(1час)
Беседа по теме. Игра «Закончите предложение». Анализ ситуации в стихотворении Г Остера «Если ты пришел на елку…» и Н. Носова «Письмо Незнайки». Составление памятки «Это полезно помнить!». Игра «Подбери слова благодарности».
Тема13. Я дарю подарки.(1час)
Беседа по теме. Анализ ситуации из песни Э Успенского «У нашей мамы праздник» и стихотворении Г Остера «Если друг на день рожденья…». Ввод понятия «эмоция» и его происхождение. Игра «Выбери ответ». Составление памятки «Это полезно знать!».
Тема 14. Наказание. (1час)
Беседа по теме. Анализ ситуаций в стихотворении «Мальчик нарядный в гости идет» и стихотворении Э Мошковской «Я ушел в свою обиду». Творческая работа.
Тема 15. Одежда. (1час)
Беседа по теме. Игра «Кто больше знает?». Игра «Закончи фразу». Толкование пословицы. Игра «Найди правильный ответ». Анализ ситуации в стихотворении Э Мошковской «Смотрите, в каком я платьице!». Обсуждение высказывания А. П. Чехова.
Тема 16. Ответственное поведение. (1час)
Беседа по теме. Игра «Закончите высказывание». Составление памятки «Правила поведения с незнакомыми людьми». Чтение стихов «Азбука безопасности». Анализ ситуации по отрывку из рассказа А. Раскина «Как папа опаздывал».
Тема 17. Боль. (1час)
Разгадывание кроссворда. Беседа по теме. Анализ ситуаций в стихотворении О. Дриза «Шип в мою ладонь впился…». Игра «Закончите фразу».
Тема 18. Сервировка стола. (1час)
Беседа по теме. Разгадывание кроссворда. Работа над правильным правописанием и произношением слова «аппетит». Беседа «Как правильно накрыть стол». Практическая работа по этой теме. Беседа «Мы идем в кафе».
Тема 19. Правила поведения за столом. (1час)
Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении З. Александровой «Ложкою мешая, сердится Танюшка…» Работа над правилами поведения за столом. Анализ ситуации в стихотворении Г. Остера «От знакомых уходя…»
Тема 20. Ты идешь в гости . (1час)
Анализ ситуаций. Беседа по теме. Составление приглашений. Составление памятки «В гости надо приходить…»
Тема 21. Как вести себя в транспорте и на улице. (1час)
Беседа по теме. Составление памятки «О правилах поведения в транспорте, на улице». Чтение стихотворений «Азбука поведения». Игра «Выбери правильный ответ».
Тема 22. Как вести себя в театре, кино, школе. (1час)
Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении А. Барто «В театре». Игра «Найди правильный ответ». Беседа «Правила поведения в общественных местах, школе, в детском саду, на игровой площадке».
Тема 23. Умеем ли мы вежливо обращаться. (1час)
Беседа по теме. Игра «Комплимент». Анализ ситуации. Беседа «Умей правильно отказаться от предложения». Чтение стихотворений о «волшебных» словах.
Тема 24. Умеем ли мы разговаривать по телефону. (1час)
Беседа по теме. Игра «Телефон». Составление памятки «Правила ведения телефонного разговора». Игра «Комплимент».
Тема 25. Помоги себе сам. (1час)
Анализ ситуации в стихотворении И. Токмаковой «Скоро в школу». Работа с мудрыми мыслями. Беседа по теме. Чтение и анализ стихотворения С. Маршака «Кот и лодыри». Анализ ситуации в стихотворении Г. Остера «Если друг твой самый лучший…» Игра «Закончи предложения».
Тема 26. Умей организовать свой досуг. (1час)
Беседа по теме. Стихотворный монтаж. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в потешных сказках (по мотивам русского фольклора).
Тема 27. Что такое дружба. (1час)
Беседа по теме. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ». Игра «Хочу быть». Чтение стихотворения П. Синявского «Ветерок с березкой шепчется». Анализ ситуации в рассказе Л. Н. Толстого «Отец и сыновья».
Тема 28. Кто может считаться настоящим другом. (1час)
Беседа по теме. Чтение и анализ отрывка из рассказа В. Осеевой «Долг». Игра «Продолжи предложение». Анализ ситуации в стихотворении А. Шалыгина «Настроение упало». Игра «Любит - не любит». Анализ выражения А. Экзюпери «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил…»
Тема 29. Как доставить родителям радость. (1час)
Чтение отрывков из стихотворений детских писателей. Беседа по теме. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в стихотворении Г. Ширковца «Не пойму я взрослых этих…» Игра «Комплимент».
Тема 30. Если кому - нибудь нужна твоя помощь. (1час)
Беседа по теме. Игра «Выбери правильный ответ». Анализ ситуации в стихотворении Е. Благининой «Наш дедушка». Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в рассказе Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек».
Тема 31. Спешите делать добро. (1час)
Беседа по теме. Толкование пословиц. Игра «Кто больше знает?» Высказывания великих людей о доброте. Инсценировка отрывка из произведения Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Чтение стихотворений о доброте.
Тема 32. Огонек здоровья. (1час)
Беседа по теме Театральная постановка «Доктор Айболит». Викторина «Будь здоров!» Работа над пословицами о здоровье.
Тема 33. Путешествие в страну здоровья. (1час)
Игра- путешествие «В страну здоровья». Станция «Мойдодыр» (о личной гигиене). Станция «Неосторожность» (оказание первой помощи при несчастных случаев). Станция «Не болей» (профилактика инфекционных заболеваний). Станция «Опрятность» (уход за одеждой). Станция «Долой грязь» (гигиена жилища) и т. д.
Тема 34. Культура здорового образа жизни. (1час)
Урок - соревнование. Культура поведения. Человек и окружающий мир. Культура общения. Человек и его здоровье. Писатели детям.

4 класс
Тема 1. Что такое здоровье? (1час)
Слово учителя. Практическая работа. Встреча с медсестрой. Оздоровительная минутка. Игра «Давай поговорим». Творческое задание «Здоровье – это…»
Тема 2. Что такое эмоции? (1час)
Практическая работа. Работа со словарём. Игры «Кто больше знает?», «Продолжи предложение». Оздоровительная минутка. Игра «Твоё имя».
Тема 3. Чувства и поступки. (1час)
Работа со стихотворением Дж. Родари. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Творческая работа в тетради.
Тема 4. Стресс. (1час)
Рассказ учителя. Словарная работа. Практическая работа. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Заучивание слов.
Тема 5. Учимся думать и действовать. (1час)
Повторение. Чтение и анализ стихотворений. Оздоровительная минутка. Беседа по теме. Игра «Что? Зачем? Как?»
Тема 6. Учимся находить причину и последствия событий. (1час)
Игра «Почему это произошло?» Работа с пословицами. Оздоровительная минутка. Игры «Назови возможные последствия», «Что? Зачем? Как?»
Тема 7. Умей выбирать. (1час)
Анализ сказки. Оздоровительная минутка. Беседа по теме. Игра «Комплимент».
Тема 8. Принимаю решение.(1час)
Практическая работа по составлению правил. Игра «Давай поговорим». Оздоровительная минутка. Психологический тренинг. Работа со стихотворением Б. Заходера «Что красивей всего?»
Тема 9. Я отвечаю за своё решение.(1час)
Практическая работа. Анализ ситуации. Оздоровительная минутка. Игры «Что я знаю о себе», «Продолжите предложение».
Тема 10. Что мы знаем о курении. (1час)
Игра «Волшебный стул». Встреча с медработником. Работа над пословицами. Беседа по сказке. Оздоровительная минутка. Это интересно! Творческая работа.
Тема 11. Зависимость. (1час)
Анализ ситуации в стихотворении Э. Мошковской «Странные вещи». Словарная работа. Оздоровительная минутка. Это полезно знать! Игра «Давай поговорим».
Тема 12. Умей сказать НЕТ. (1час)
Анализ ситуации. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Игры «Давай поговорим», «Что? Зачем? Как?».
Тема 13. Как сказать НЕТ. (1час)
Игра «Зеркало и обезьяна». Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Игра «Продолжите предложение». Толкование пословиц. Психологический тренинг.
Тема 14. Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ? (1час)
Робота со стихотворением А. Костецкого «Я всё люблю, что есть на свете…» Игра «Комплимент». Оздоровительная минутка. Рассказ учителя. Работа с плакатом «Дерево решений». Практическая работа.
Тема 15. Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения. (1час)
Анализ ситуации. Игра «Выбери правильный ответ». Оздоровительная минутка. Работа с деревом решений. Творческая работа.
Тема 16. Волевое поведение. (1час)
Рассказ учителя. Игра «Давай поговорим». Оздоровительная минутка. Игра «Сокровища сердца». Психологический тренинг.
Тема 17. Алкоголь. (1час)
Встреча с медработником. Коллективное рисование. Это интересно! Оздоровительная минутка. Игра «Беседа по кругу». Это полезно помнить!
Тема 18. Алкоголь – ошибка. (1час)
Работа над стихотворением. Анализ ситуации в басне С.Михалкова «Непьющий воробей». Игра «Выбери ответ». Оздоровительная минутка. Это полезно помнить! Психологический тренинг.
Тема 19. Алкоголь – сделай выбор. ( 1час)
Беседа по теме. Игра «Список проблем». Оздоровительная минутка. Творческая работа с деревом решений. Психологический тренинг.
Тема 20. Наркотик. (1час)
Анализ ситуации. Рассказ учителя. Встреча с медработником. Оздоровительная минутка. Правила безопасности. Творческая работа. Игра «Давай поговорим».
Тема 21. Наркотик – тренинг безопасного поведения. (1час)
Игра «Пирамида». Повторение правил. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Игра «Давай поговорим». Психологический тренинг.
Тема 22. Мальчишки и девчонки. (1час)
Беседа по теме. Игра «Противоположности». Оздоровительная минутка. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Если был бы я девчонкой…» Творческая работа.
Тема 23. Моя семья. (1час)
Защита рисунков. Анализ ситуации в рассказе К.Д.Ушинского «Сила не право». Оздоровительная минутка. Чтение и анализ стихотворения. Игра «Продолжи предложение».
Тема 24. Дружба. (1час)
Игровое занятие с любимыми героями. Разыгрывание ситуаций.
Тема 25. День здоровья. (1час)
Открытие праздника. Игры и соревнования.
Тема 26. Умеем ли мы правильно питаться?(1час)
Сюжетно - ролевая игра «Мы идём в магазин». Это интересно! Отгадывание загадок. Оздоровительная минутка «Вершки и корешки». Инсценировка «Спор овощей». Игра «Какие овощи выросли в огороде?» Встреча с Доктором Айболитом.
Тема 27. Я выбираю кашу. (1час)
Игра «Пословицы запутались». Это интересно! Игры «Отгадай - ка», «Затейники». Оздоровительная минутка «Зёрнышко». Конкурс «Самая вкусная и полезная каша» Игра «Угадай сказку».
Тема 28. Чистота и здоровье. (1час)
Праздник чистоты с Мойдодыром. Инсценировка. Игра «Три движения».
Тема 29. Откуда берутся грязнули? (игра – путешествие) (1час)
Остановка на станции «Грязнулька». Анализ ситуаций в стихотворении Л.Яхнина «Жил на свете мальчик странный…», Э.Успенского «Очень страшная история». Это полезно помнить! Работа со стихотворением.
Тема 30. Чистота и порядок (продолжение путешествия). (1час)
Работа с пословицами и поговорками. Игра «Угадай». Оздоровительная минутка. Работа со стихотворениями.
Тема 31. Будем делать хорошо и не будем плохо.(1час)
Беседа по теме. Работа с пословицами. Высказывания о доброте. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Это интересно! Чтении и анализ стихотворений.
Тема 32. КВН «Наше здоровье» (1час)
Тема 33. Я здоровье берегу – сам себе я помогу (урок-праздник) (1час)
Тема 34. Будем здоровы. (1час)Посещение медицинского кабинета. Игра «Письма». Практическая работа «Выпуск стенной газеты».

Тематическое планирование 1 класс (30 часов)
№ Тема занятия Кол-во часов Характеристика деятельности обучающихся1 Советы доктора Воды. 1 Характеризовать и делать выводы.
Исследовать (на основе непосредственных наблюдений)
Проводить групповые наблюдения во время практических занятий.
Оценивать ситуацию.
Анализировать действия.
Характеризовать и делать выводы той или иной ситуации.
Группировать (классифицировать) положительные и отрицательные действия.
Анализировать примеры.
Обсуждать в группах и объснять правила.
2 Друзья Вода и Мыло. 1 3 Глаза – главные помощники человека. 1 4 Подвижные игры 1 5 Чтобы уши слышали. 1 6 Почему болят зубы. 1 7 Чтобы зубы были здоровыми. 1 8 Как сохранить улыбку красивой. 1 9 Подвижные игры 1 10 «Рабочие инструменты» человека. 1 11 Зачем человеку кожа 1 12 Надёжная защита организма 1 13 Если кожа повреждена 1 14 Подвижные игры 1 15 Питание – необходимое условие для жизни человека 1 16 Здоровая пища для всей семьи 1 17 Сон – лучшее лекарство 1 18 Какое настроение? 1 19 Я пришёл из школы 1 20 Подвижные игры 1 21-22 Я - ученик 2 23-24 Вредные привычки 2 25 Подвижные игры 1 26 Скелет – наша опора 1 27 Осанка – стройная спина 1 28 Если хочешь быть здоров1 29 Правила безопасности на воде 1 30 Подвижные игры 1
Тематическое планирование 2 класс (34 часа)
№ Тема занятия Количество часов Характеристика деятельности обучающихся1 Причина болезни 1 Оценивать результаты своих наблюдений.

Группировать (классифицировать) положительные и отрицательные действия.
Приводить примеры, описывать их.
Наблюдать простейшие опыты по изучению своего тела.
Наблюдать за своим самочувствием и уметь описывать состояние.
Измерять температуру тела, с помощью градусника.
Наблюдать простейшие опыты по изучению своего состояния.
Уметь оказать первую помощь.

Характеризовать (на основе опытов) свои действия при несчастном случае.
Оценивать ту или иную обстановку.
Приводить примеры из жизни, выделять главную мысль и действие на своем примере.
Определять свои действия.
Характеризовать условия, необходимые для жизни человека.
Рассказывать о роли человека в природе и жизни людей.
2 Признаки болезни 1 3 Как здоровье? 1 4 Как организм помогает себе сам 1 5 Здоровый образ жизни 1 6 Какие врачи нас лечат 1 7 Инфекционные болезни 1 8 Прививки от болезней 1 9 Какие лекарства мы выбираем 1 10 Домашняя аптека 1 11 Отравление лекарствами 1 12 Пищевые отравления 1 13 Если солнечно и жарко 1 14 Если на улице дождь и гроза 1 15 Опасность в нашем доме 1 16 Как вести себя на улице 1 17 Вода - наш друг 1 18 Как уберечься от мороза 1 19 Чтобы огонь не причинил вреда 1 20 Чем опасен электрический ток 1 21 Травмы 1 22 Укусы насекомых 1 23 Что мы знаем про собак и кошек 1 24 Отравление ядовитыми веществами 1 25 Отравление угарным газом 1 26 Как помочь себе при тепловом ударе 1 27 Растяжение связок и вывих костей 1 28 Переломы 1 29 Если ты ушибся или порезался 1 30 Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело 1 31 Укус змеи 1 32 Расти здоровым 1 33 Воспитай себя 1 34 Я выбираю движение 1

Тематическое планирование 3 класс (34 часа)
№ Тема занятия Кол-во часовХарактеристика деятельности обучающихсяаудвнеауд. 1 Как воспитывать уверенность и бесстрашие. 1 Пересказывать и понимать
тексты.
Описывать свои действия.
Характеризовать свои поступки.
Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) поведение в той или иной ситуации.
Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Правила поведения в общественном месте».
Оценивать с опорой на личный опыт воздействие окружающей среды на поведение человека.
Анализировать свои поступки.
Различать положительные и отрицательные действия.
Характеризовать особенности и действия поступков в той или иной ситуации.
Обсуждать в группах и
объяснять правила.
2 Учимся думать. 1 3 Спеши делать добро.
Участие в акции «Месяц добрых сердец» 1 4 Поможет ли нам обман. 1 5 «Неправда – ложь» в пословицах и поговорках. 1 6 Надо ли прислушиваться к советам родителей. 1 7 Почему дети и родители не всегда понимают друг друга. 1 8 Все ли желания выполнимы. 1 9 Как воспитать в себе сдержанность. 1 10-11 Как отучить себя от вредных привычек.
Участие в конкурсе рисунков. 2 12 Я принимаю подарок. Я дарю подарки. 1 13 Весёлые старты на свежем воздухе. 1 14 Наказание. 1 15 Одежда. 1 16-17 Ответственное поведение.
Театр кукол «Белоснежка» 2 18 Боль. 1 19 Сервировка стола. 1 20 Правила поведения за столом. 1 21 Ты идешь в гости. 1 22 Как вести себя в транспорте и на улице. 1 23-24 Как вести себя в театре, кино, школе.
Поход в кино 2 25 Умеем ли мы разговаривать по телефону.
Умеем ли мы вежливо обращаться. 1 26 Помоги себе сам. 1 27 Умей организовать свой досуг. 1 28 Что такое дружба. 1 29 Кто может считаться настоящим другом. 1 30 Как доставить родителям радость. 1 31 Если кому-нибудь нужна твоя помощь. 1 32 Огонек здоровья. 1 33 Путешествие в страну здоровья.
Подвижные народные игры на свежем воздухе. 1 34 Культура здорового образа жизни.
Участие в конкурсе рисунков. 1 Итого: 22 12 Тематическое планирование 4 класс (34 часа)
№ Тема занятия Кол-во часов Характеристика деятельности обучающихсяауд. внеауд1 Что такое здоровье?
Игры на свежем воздухе. 2 Пересказывать и понимать
тексты.
Оценивать результаты своих наблюдений.
Группировать (классифицировать) положительные и отрицательные действия.
Приводить примеры, описывать их.
Наблюдать простейшие опыты по изучению своего тела.
Наблюдать за своим самочувствием и уметь описывать состояние.
Измерять температуру тела, воды с помощью градусника.
Наблюдать простейшие опыты по изучению своего состояния.
Уметь оказать первую помощь.

Характеризовать (на основе опытов) свои действия при несчастном случае.
Оценивать ту или иную обстановку.
Приводить примеры из жизни, выделять главную мысль и действие на своем примере.
Определять свои действия.
Характеризовать условия, необходимые для жизни человека.
Рассказывать о роли человека в природе и жизни людей.
2 Что такое эмоции? 1 3 Чувства и поступки.
Участие в акции «Месяц добрых сердец» 2 4 Стресс 1 5 Учимся думать и действовать 1 6 Учимся находить причину и последствия событий 1 7 Умей выбирать 1 8 Принимаю решение.
Посещение школьного автогородка. 2 9 Я отвечаю за свои решения 1 10 Что мы знаем о курении.
Конкурс рисунков. 1 11 Зависимость 1 12 Умей сказать НЕТ 1 13 Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ? 1 14 Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения 1 15 Волевое поведение 1 16 Алкоголь – ошибка 1 17 Алкоголь – сделай выбор 1 18 Наркотик 1 19 Наркотик – тренинг безопасного поведения 1 20 Мальчишки и девчонки. Конкурсная программа 2 21 Моя семья 1 22 Дружба.
Конкурс стихов, песен о дружбе. 1 23 День здоровья. Весёлые старты. 1 24 Умеем ли мы правильно питаться? 1 25 Я выбираю кашу 1 26 Чистота и здоровье. Откуда берутся грязнули? 1 27 Чистота и порядок 1 28 Будем делать хорошо и не будем плохо 1 29 КВН «Наше здоровье» 1 30 Я здоровье берегу – сам себе я помогу. 1 Итого: 22 12

Календарно-тематическое планирование 1 класс (30 часов)
Дата
№ Тема занятия Кол-во часов Характеристика деятельности обучающихся1 Советы доктора Воды. 1 Характеризовать и делать выводы.
Исследовать (на основе непосредственных наблюдений)
Проводить групповые наблюдения во время практических занятий.
Оценивать ситуацию.
Анализировать действия.
Характеризовать и делать выводы той или иной ситуации.
Группировать (классифицировать) положительные и отрицательные действия.
Анализировать примеры.
Обсуждать в группах и объснять правила.
2 Друзья Вода и Мыло. 1 3 Глаза – главные помощники человека. 1 4 Подвижные игры 1 5 Чтобы уши слышали. 1 6 Почему болят зубы. 1 7 Чтобы зубы были здоровыми. 1 8 Как сохранить улыбку красивой. 1 9 Подвижные игры 1 10 «Рабочие инструменты» человека. 1 11 Зачем человеку кожа 1 12 Надёжная защита организма 1 13 Если кожа повреждена 1 14 Подвижные игры 1 15 Питание – необходимое условие для жизни человека 1 16 Здоровая пища для всей семьи 1 17 Сон – лучшее лекарство 1 18 Какое настроение? 1 19 Я пришёл из школы 1 20 Подвижные игры 1 21-22 Я - ученик 2 23-24 Вредные привычки 2 25 Подвижные игры 1 26 Скелет – наша опора 1 27 Осанка – стройная спина 1 28 Если хочешь быть здоров1 29 Правила безопасности на воде 1 30 Подвижные игры 1 Итого: 30
Календарно-тематическое планирование 2 класс (34 часа)
Дата
№ Тема занятия Количество часов Характеристика деятельности обучающихся1 Причина болезни 1 Оценивать результаты своих наблюдений.

Группировать (классифицировать) положительные и отрицательные действия.
Приводить примеры, описывать их.
Наблюдать простейшие опыты по изучению своего тела.
Наблюдать за своим самочувствием и уметь описывать состояние.
Измерять температуру тела, с помощью градусника.
Наблюдать простейшие опыты по изучению своего состояния.
Уметь оказать первую помощь.

Характеризовать (на основе опытов) свои действия при несчастном случае.
Оценивать ту или иную обстановку.
Приводить примеры из жизни, выделять главную мысль и действие на своем примере.
Определять свои действия.
Характеризовать условия, необходимые для жизни человека.
Рассказывать о роли человека в природе и жизни людей.
2 Признаки болезни 1 3 Как здоровье? 1 4 Как организм помогает себе сам 1 5 Здоровый образ жизни 1 6 Какие врачи нас лечат 1 7 Инфекционные болезни 1 8 Прививки от болезней 1 9 Какие лекарства мы выбираем 1 10 Домашняя аптека 1 11 Отравление лекарствами 1 12 Пищевые отравления 1 13 Если солнечно и жарко 1 14 Если на улице дождь и гроза 1 15 Опасность в нашем доме 1 16 Как вести себя на улице 1 17 Вода - наш друг 1 18 Как уберечься от мороза 1 19 Чтобы огонь не причинил вреда 1 20 Чем опасен электрический ток 1 21 Травмы 1 22 Укусы насекомых 1 23 Что мы знаем про собак и кошек 1 24 Отравление ядовитыми веществами 1 25 Отравление угарным газом 1 26 Как помочь себе при тепловом ударе 1 27 Растяжение связок и вывих костей 1 28 Переломы 1 29 Если ты ушибся или порезался 1 30 Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело 1 31 Укус змеи 1 32 Расти здоровым 1 33 Воспитай себя 1 34 Я выбираю движение 1 Итого: 34


Календарно-тематическое планирование 3 класс (34 часа)
Дата
№ Тема занятия Кол-во часовХарактеристика деятельности обучающихсяаудвнеауд1 Как воспитывать уверенность и бесстрашие. 1 Пересказывать и понимать
тексты.
Описывать свои действия.
Характеризовать свои поступки.
Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) поведение в той или иной ситуации.
Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Правила поведения в общественном месте».
Оценивать с опорой на личный опыт воздействие окружающей среды на поведение человека.
Анализировать свои поступки.
Различать положительные и отрицательные действия.
Характеризовать особенности и действия поступков в той или иной ситуации.
Обсуждать в группах и
объяснять правила.
2 Учимся думать. 1 3 Спеши делать добро.
Участие в акции «Месяц добрых сердец» 1 4 Поможет ли нам обман. 1 5 «Неправда – ложь» в пословицах и поговорках. 1 6 Надо ли прислушиваться к советам родителей. 1 7 Почему дети и родители не всегда понимают друг друга. 1 8 Все ли желания выполнимы. 1 9 Как воспитать в себе сдержанность. 1 10-11 Как отучить себя от вредных привычек.
Участие в конкурсе рисунков. 2 12 Я принимаю подарок. Я дарю подарки. 1 13 Весёлые старты на свежем воздухе. 1 14 Наказание. 1 15 Одежда. 1 16-17 Ответственное поведение.
Театр кукол «Белоснежка» 2 18 Боль. 1 19 Сервировка стола. 1 20 Правила поведения за столом. 1 21 Ты идешь в гости. 1 22 Как вести себя в транспорте и на улице. 1 23-24 Как вести себя в театре, кино, школе.
Поход в кино 2 25 Умеем ли мы разговаривать по телефону.
Умеем ли мы вежливо обращаться. 1 26 Помоги себе сам. 1 27 Умей организовать свой досуг. 1 28 Что такое дружба. 1 29 Кто может считаться настоящим другом. 1 30 Как доставить родителям радость. 1 31 Если кому-нибудь нужна твоя помощь. 1 32 Огонек здоровья. 1 33 Путешествие в страну здоровья.
Подвижные народные игры на свежем воздухе. 1 34 Культура здорового образа жизни.
Участие в конкурсе рисунков. 1 Итого: 22 12 Календарно-тематическое планирование 4 класс (34 часа)
Дата № Тема занятия Кол-во часов Характеристика деятельности обучающихсяауд. внеауд1 Что такое здоровье?
Игры на свежем воздухе. 2 Пересказывать и понимать
тексты.
Оценивать результаты своих наблюдений.
Группировать (классифицировать) положительные и отрицательные действия.
Приводить примеры, описывать их.
Наблюдать простейшие опыты по изучению своего тела.
Наблюдать за своим самочувствием и уметь описывать состояние.
Измерять температуру тела, воды с помощью градусника.
Наблюдать простейшие опыты по изучению своего состояния.
Уметь оказать первую помощь.

Характеризовать (на основе опытов) свои действия при несчастном случае.
Оценивать ту или иную обстановку.
Приводить примеры из жизни, выделять главную мысль и действие на своем примере.
Определять свои действия.
Характеризовать условия, необходимые для жизни человека.
Рассказывать о роли человека в природе и жизни людей.
2 Что такое эмоции? 1 3 Чувства и поступки.
Участие в акции «Месяц добрых сердец» 2 4 Стресс 1 5 Учимся думать и действовать 1 6 Учимся находить причину и последствия событий 1 7 Умей выбирать 1 8 Принимаю решение.
Посещение школьного автогородка. 2 9 Я отвечаю за свои решения 1 10 Что мы знаем о курении.
Конкурс рисунков. 1 11 Зависимость 1 12 Умей сказать НЕТ 1 13 Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ? 1 14 Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения 1 15 Волевое поведение 1 16 Алкоголь – ошибка 1 17 Алкоголь – сделай выбор 1 18 Наркотик 1 19 Наркотик – тренинг безопасного поведения 1 20 Мальчишки и девчонки. Конкурсная программа 2 21 Моя семья 1 22 Дружба.
Конкурс стихов, песен о дружбе. 1 23 День здоровья. Весёлые старты. 1 24 Умеем ли мы правильно питаться? 1 25 Я выбираю кашу 1 26 Чистота и здоровье. Откуда берутся грязнули? 1 27 Чистота и порядок 1 28 Будем делать хорошо и не будем плохо 1 29 КВН «Наше здоровье» 1 30 Я здоровье берегу – сам себе я помогу. 1 Итого: 22 12

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Необходимое количествоТехнические средства обучения
Компьютер (с выходом в Интернет) Д
Мультимедийный проекторД
Экспозиционный экран Д
Фотоаппарат Д
Учебно – методическая литература для учителя
пособие Обуховой Л.А., Лемяскиной Н.А., Жиренко О. Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов Природы
(1-4 классы). - М.: ВАКО, 2004г
Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Начальное образование. Начальная школа/Под науч. ред. М.Н. Парнзюкин. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2011. – 400 с.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов[ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)
Перечень информационного обеспечения образовательного процесса
DVD-диск «Пальчиковая гимнастика»
2. DVD-диск «Гимнастика для глаз»
Печатные пособияТаблицы в соответствии с основными разделами курса обучения
Альбомы демонстрационного и раздаточного материала
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
К – полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее, чем 1 экземпляр на двух учеников);
П– комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек).