Рабочая программа по курсу 135 уроков здоровья
13 LINK "http://psh.tom.ru/index.php/2011-03-24-18-11-38/368-l-r-1-" 15 муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
п. Пурпе Пуровского района
«Утверждаю»
Директор школы
__________________________
Приказ № _________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
« 135 уроков здоровья»
Направление «Спортивно-оздоровительное»
для 1 класса
Составитель:
Шаленая Евгения Евгеньевна,
учитель начальных классов
2013- 2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса составлена на основе следующих документов и материалов:
основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 3» п. Пурпе Пуровского района;
авторской программы «Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья» (авторы Л. А.Обухова, Н. А. Лемяскина).
Назначение программы в том, что она помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.
Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.
Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.
Цель и задачи реализации программы
Цель: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга курса
Задачи:
сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность и перспективность курса «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья».
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
- стрессовая педагогическая тактика;
- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- провалы в существующей системе физического воспитания;
- интенсификация учебного процесса;
- функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
- частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
- отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер. По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60.
Возрастная группа обучающихся, на которых ориентирована программа 1-4 класс.
Объём часов, отпущенных на занятия: в 1 классе – 33 часа.
Цели реализации программы.
В результате усвоения программы учащиеся научатся:
выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
осуществлять активную оздоровительную деятельность;
формировать своё здоровье.
Учащиеся получат представление:
о факторах, влияющих на здоровье человека;
о причинах некоторых заболеваний;
о причинах возникновения травм и правилах оказания первой помощи;
о видах закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правилах закаливания организма;
о влиянии закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
об основных формах физических занятий и видах физических упражнений
Задачи реализации программы:
формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
обеспечение физического и психического саморазвития.
Формы и методы работы:
дискуссионное общение;
игра
чтение стихов, сказок, рассказов;
организация подвижных игр;
выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
Содержание курса.
Дружи с водой. Советы доктора Воды. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Друзья Вода и мыло.
Забота о глазах. Глаза – главные помощники человека. Правила бережного отношения к зрению. Подвижные игры. Знакомство с доктором Свежий Воздух. Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», Раз, два, три-беги!».
Уход за ушами. Чтобы уши слышали. Правила сохранения слуха.
Уход за зубами. Почему болят зубы Здоровые Зубы. Чтобы зубы были здоровыми. Знакомство с доктором Здоровая Пища. Зачем человеку зубная щётка? Как сохранить улыбку красивой? Встреча с доктором Здоровые Зубы. Памятка «Как сохранить зубы».
Уход за руками и ногами. «Рабочие инструменты» человека. Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками. Игра-соревнование «Кто больше?» Памятка «Это полезно знать».
Зачем человеку кожа. Зачем человеку кожа. Встреча с доктором Здоровая Кожа. Правила ухода за кожей. Надёжная защита организма. Органы чувств.. «Как оказать первую помощь?»
Как следует питаться. Питание – необходимое условие для жизни человека. Встреча с доктором Здоровая Пища. Упражнение для осанки «Гора». Здоровая пища для всей семьи. Советы доктора Здоровая Пища. «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». Золотые правила питания.
Как сделать сон полезным. Сон – лучшее лекарство. Встреча с доктором Любовь.
Настроение после школы. Я пришёл из школы. Упражнение «Любишь – не любишь».
Поведение в школе. Я – ученик.
Вредные привычки. Вредные привычки. Беседа «Это красивый человек». Игра «Да - нет». «Деревце». «Золотое зёрнышко», «Не зевай!», «Западня».
Мышцы, кости, суставы. Скелет – наша опора. «Самомассаж ушей». Это интересно. Правила первой помощи. Осанка – стройная спина! Встреча с доктором Стройная Осанка. Правила для поддержания правильной осанки.
Как закаляться. Правила обтирания и обливания. Если хочешь быть здоров. Сказка о микробах. Правила закаливания. Правила безопасности на воде. Знакомство с правилами поведения на воде.
Почему мы болеем? Причины болезни. Признаки болезни.
Кто и как предохраняет нас от болезней. Как организм помогает себе. Здоровый образ жизни. Встреча с докторами Здоровья. Мудрые слова доктора Свежий Воздух.
Кто нас лечит. Какие врачи нас лечат? Составляющие здорового образа жизни. Самоанализ здоровья.
Прививки от болезней. Инфекционные болезни.». Прививки от болезней.
Что нужно знать о лекарствах. Какие лекарства мы выбираем. Беседа «Из чего получают лекарства». Домашняя аптечка. Аптека дома.
Как избежать отравлений. Отравление лекарствами. Признаки лекарственного отравления. Помоги себе сам! Практическая работа. Пищевые отравления. Признаки пищевого отравления. Первая помощь при отравлениях.
Безопасность при любой погоде. Если солнечно и жарко. Признаки солнечного ожога. Практическая работа «Помоги себе сам!» Если на улице дождь и гроза. Правила поведения при грозе.
Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте.
Опасность в нашем доме. Как вести себя на улице. Правило перехода улицы в местах, где нет светофора. Правила безопасности поведения в транспорте.
Правила безопасного поведения на воде. Вода – наш друг. Встреча с доктором Вода. Правила поведения на воде. Когда опасность рядом.
Правила обращения с огнем. Чтобы огонь не причинил вреда. «Чем опасен огонь?» Правила поведения при пожаре в доме. «План эвакуации при пожаре».
Как уберечься от поражения электрическим током. Чем опасен электрический ток. Первая помощь пострадавшему.
Как уберечься от порезов, ушибов, переломов. Травмы. Виды травм. Оказание первой помощи при порезах, ушибах, переломах.
Как защититься от насекомых. Укусы насекомых. Признаки аллергии. Помоги себе сам.
Предосторожности при обращении с животными. Что мы знаем про собак и кошек. Беседа о домашних животных. Правила обращения с животными.
Первая помощь при отравлении жидкостями. Отравление ядовитыми веществами.
Виды отравлений. «Светофор здоровья» Признаки отравления ядовитыми веществами. Первая помощь при отравлениях. Отравление угарным газом. Признаки отравления угарным газом.
Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении. Как помочь себе при тепловом ударе. Признаки теплового удара. Как уберечься от мороза.
Первая помощь при травмах. Растяжение связок и вывих костей. Какие бывают травмы». Рассказ учителя. Признаки растяжения связок и вывиха костей. Переломы. Виды переломов. Если ты ушибся или порезался.
Первая помощь при попадании инородных тел в ухо, глаз, нос. Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело. Если соринка попала в глаз. Когда крошка попала в горло. Если что-то попало в ухо.
Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек.
Укусы змей. Признаки укусы змеи. Первая помощь при укусе змеи.
Сегодняшние заботы медицины. Расти здоровым. Неизлечимые болезни века. Воспитай себя. Я выбираю движение.
Чего не надо бояться. Как воспитывать уверенность и бесстрашие.
Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным. Учимся думать. Спеши делать добро. «Доброта, отзывчивость, скромность».
Почему мы говорим неправду. Поможет ли нам обман. Что такое ложь?». «Неправда – ложь» в пословицах и поговорках.
Почему мы не слушаемся родителей Надо ли прислушиваться к советам родителей. Стихотворение С. Михалкова «Я ненавижу слово «спать». «Портрет родителей». Почему дети и родители не всегда понимают друг друга
Надо уметь сдерживать себя. Все ли желания выполнимы. Толкование пословиц и крылатых выражений. Как воспитать в себе сдержанность. «Что такое каприз?».
Не грызи ногти, не ковыряй в носу. Как отучить себя от вредных привычек. Как относится к подаркам. Я принимаю подарок. Составление памятки «Это полезно помнить!». Игра «Подбери слова благодарности». Я дарю подарки. Ввод понятия «эмоция» и его происхождение.
Как следует относиться к наказаниям
Наказание. Стихотворение Э Мошковской «Я ушел в свою обиду».
Как нужно одеваться. Одежда. Виды одежды и её назначение в повседневной жизни.
Как вести себя с незнакомыми людьми. Ответственное поведение. «Правила поведения с незнакомыми людьми».
Как вести себя, если что-то болит. Боль. Первая медицинская помощь.
Как вести себя за столом. Сервировка стола. «Как правильно накрыть стол». «Мы идем в кафе». Правила поведения за столом.
Как вести себя в гостях. Ты идешь в гости. Составление приглашений. Составление памятки «В гости надо приходить»
Как вести себя в общественных местах. Как вести себя в транспорте и на улице.
Составление памятки «О правилах поведения в транспорте, на улице».
Как вести себя в театре, кино, школе. «Правила поведения в общественных местах, школе, в детском саду, на игровой площадке».
«Нехорошие слова». Недобрые шутки. Умеем ли мы вежливо обращаться. «Комплимент». «Умей правильно отказаться от предложения». «Правила ведения телефонного разговора».
Что делать, если не хочется в школу. Помоги себе сам. Как готовить домашнее задание
Чем заняться после школы. Умей организовать свой досуг. Анализ ситуации в потешных сказках (по мотивам русского фольклора).
Как выбрать себе друзей. Что такое дружба.
Как помочь родителям. Как доставить родителям радость.
Как помочь больным и беспомощным. Если кому - нибудь нужна твоя помощь. Спешите делать добро. Высказывания великих людей о доброте. Инсценировка отрывка из произведения Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».
Повторение. Огонек здоровья. Путешествие в страну здоровья. Игра- путешествие «В страну здоровья». Станция «Мойдодыр» (о личной гигиене). Станция «Неосторожность» (оказание первой помощи при несчастных случаев). Станция «Не болей» (профилактика инфекционных заболеваний). Станция «Опрятность» (уход за одеждой). Станция «Долой грязь» (гигиена жилища) и т. д. Культура здорового образа жизни. (1час)
Наше здоровье. Что такое здоровье? Встреча с медицинской средой. Что такое эмоции?
Чувства и поступки. Стихотворение Дж. Родари.
Как помочь сохранить себе здоровье. Стресс. Учимся думать и действовать. Учимся находить причину и последствия событий. Умей выбирать.
Что зависит от моего решения. Принимаю решение. Я отвечаю за своё решение.
Злой волшебник-табак. Что мы знаем о курении.
Игра «Волшебный стул». Встреча с медработником.
Почему привычки называем вредными. Зависимость. Умей сказать НЕТ. Как сказать НЕТ. Игра «Зеркало и обезьяна». Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ? Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения.
Помоги себе сам. Волевое поведение. Воля и её виды.
Злой волшебник-алкоголь. Алкоголь. Встреча с медработником. Коллективное рисование. Алкоголь – ошибка. Алкоголь – сделай выбор.
Злой волшебник-наркотик. Наркотик. Встреча с медработником. Наркотик – тренинг безопасного поведения.
Мы - одна семья. Мальчишки и девчонки.
Беседа по теме. Игра «Противоположности».
Повторение. Дружба. День здоровья. Умеем ли мы правильно питаться?
Сюжетно - ролевая игра «Мы идём в магазин». Это интересно! Отгадывание загадок. Оздоровительная минутка «Вершки и корешки». Инсценировка «Спор овощей». Игра «Какие овощи выросли в огороде?» Встреча с Доктором Айболитом. Я выбираю кашу.
Игра «Пословицы запутались». Это интересно! Игры «Зёрнышко». Конкурс «Самая вкусная и полезная каша» Игра «Угадай сказку». Чистота и здоровье. Праздник чистоты с Мойдодыром. Откуда берутся грязнули?
Остановка на станции «Грязнулька».
Чистота и порядок (продолжение путешествия). Будем делать хорошо и не будем плохо. КВН «Наше здоровье». Я здоровье берегу – сам себе я помогу. Будем здоровы.
Особенности программы
Данная программа строится на принципах:
Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса. Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
Обеспечение мотивации Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Планируемые результаты:
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Уроки здоровья» является формирование следующих умений:
·внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
·широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
·учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
·ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
·способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
·основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
·ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
·знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
·развитие этических чувств стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
·эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
·установка на здоровый образ жизни;
·основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
·чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
·внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
·выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
·устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
·адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
·положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
·компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
·морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
·установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
·осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
·эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Уроки здоровья» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
·принимать и сохранять учебную задачу;
·учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
·учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
·осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
·оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
·адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
·различать способ и результат действия;
·вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
·в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
·преобразовывать практическую задачу в познавательную;
·проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
·самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
·осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
·самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
·осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
·использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
·строить сообщения в устной и письменной форме;
·ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
·основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
·осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
·осуществлять синтез как составление целого из частей;
·проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
·устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
·строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
·обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
·осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
·устанавливать аналогии;
·владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
·осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
·записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
·создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
·осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
·осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
·осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
·осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
·строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
·произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
·адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
·допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
·формулировать собственное мнение и позицию;
·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
·строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
·задавать вопросы;
·контролировать действия партнёра;
·использовать речь для регуляции своего действия;
·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
·учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
·учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
·понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
·аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
·продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
·с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
·задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
·осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
·адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
·адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «135 уроков здоровья» 1 класс 2013-2014 учебный год
№ урока
Дата
Тема урока
Кол-во
часов
Планируемые результаты
Характеристика деятельности учащихся
Контроль, инструментарий
план
факт
Дружи с водой
1
03.09
Советы доктора Воды.
1
Личностные: основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
Метапредметные: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Встреча с доктором Вода. Правила поведения на воде. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья». Когда опасность рядом.
2
10.09
Друзья Вода и Мыло.
1
Игра – соревнование «Кто больше знает?».
Рисунки
Забота о глазах
3
17.09
Глаза – главные помощники человека.
1
Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Частично-поисковая беседа, работа в группах, практическая работа.
Практическая работа
Уход за ушами
4
24.09
Чтобы уши слышали.
1
Личностные: основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
Метапредметные: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Беседа по теме. Если что-то попало в ухо. Отгадывание кроссворда «Органы чувств»
Кроссворд
Уход за зубами
5
01.10
Почему болят зубы.
1
Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Игра - соревнование «Кто больше знает?».
Оздоровительная минутка. Практическая работа «Помоги себе сам».
Практическая работа
6
08.10
Чтобы зубы были здоровыми.
1
Уход за руками и ногами
7
15.10
« Рабочие инструменты» человека.
1
Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Знакомство с правилами безопасности. Оздоровительная минутка. Практическая работа в парах.
Практическая работа
Забота о коже
8
22.10
Зачем человеку кожа.
1
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу.
9
29.10
Если кожа повреждена.
1
Как следует питаться
10- 11
12.11
19.11
Питание – необходимое условие для жизни человека.
2
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Метапредметные: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Игра - соревнование «Кто больше знает?».
Оздоровительная минутка. Практическая работа «Помоги себе сам».
Конкурс рисунков
12
26.11
Здоровая пища для всей семьи.
1
Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Как сделать сон полезным?
13
03.12
Сон – лучшее лекарство.
1
Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.
Метапредметные: строить сообщения в устной форме.
Повторение составляющих здорового образа жизни. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Самоанализ здоровья.
Настроение в школе
14
10.12
Как настроение?
1
Личностные: ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика».
Метапредметные: строить сообщения в устной форме.
Повторение составляющих здорового образа жизни. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Самоанализ здоровья.
Настроение после школы
15
17.12
Я пришёл из школы.
1
Личностные: ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика».
Метапредметные: строить сообщения в устной форме.
Повторение причин болезни. Режим дня. Оздоровительная минутка.
Поведение в школе
16- 17
24.12
14.01
Я – ученик.
2
Личностные: ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика».
Метапредметные: строить сообщения в устной форме.
Повторение причин болезни. Режим дня. Оздоровительная минутка.
Вредные привычки
18- 19
21.01
28.01
Вредные привычки.
2
Личностные: установка на здоровый образ жизни.
Метапредметные: строить сообщения в устной форме.
Встреча с докторами Здоровья. Анализ ситуации. Игра «Вставь словечко». Оздоровительная минутка.
Устное сочинение
Мышцы, кости и суставы
20
04.02
Скелет – наша опора.
1
Личностные: основы экологической культуры: готовность следовать в своей деятельности нормам здоровьесберегающего поведения.
Метапредметные: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Повторение составляющих здорового образа жизни. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Самоанализ здоровья.
21
11.02
Осанка – стройная спина!
1
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Метапредметные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Как закаляться. Обтирание и обливание
22
25.02
Если хочешь быть здоров.
1
Личностные: установка на здоровый образ жизни.
Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу.
Встреча с докторами Здоровья. Анализ ситуации. Оздоровительная минутка
Как правильно вести себя на воде
23
04.03
Правила безопасности на воде.
1
Личностные: основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
Метапредметные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Встреча с доктором Вода. Правила поведения на воде. Обсуждения стихотворения И. Емельянова. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья». Когда опасность рядом.
Конкурс рисунков
Правила обращения с огнём
24-25
11.03
18.03
Чтобы огонь не причинил вреда.
2
Личностные: основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
Метапредметные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Повторение правил поведения на воде. Беседа «Чем опасен огонь?» Игра «Светофор здоровья». Обсуждение ситуаций. Оздоровительная минутка. Правила поведения при пожаре в доме. Практическая работа «План эвакуации при пожаре».
Конкурс рисунков
Как уберечься от ударов электрическим током
26
08.04
Чем опасен электрический ток.
1
Личностные: основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
Метапредметные: строить сообщения в устной форме.
Беседа по теме. Игра – соревнование «Кто больше?» Оздоровительная минутка. Практическая работа.
Конкурс рисунков
Как уберечься от порезов, ушибов, переломов
27-28
15.04
22.04
Травмы.
2
Личностные: готовность следовать в своей деятельности нормам здоровьесберегающего поведения.
Метапредметные: строить сообщения в устной форме.
Виды травм. Оказание первой помощи при порезах, ушибах, переломах (практическая работа в парах). Оздоровительная минутка.
Народные игры
29-30
29.04
06.05
Русская игра
" Городки".
2
Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.
Метапредметные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Практическая работа в группах.
Игра - соревнование
Подвижные игры
31-32
13.05
20.05
Подвижные игры.
2
Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.
Метапредметные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Практическая работа в группах.
Игра - соревнование
Доктора природы
33
Доктора природы.
2
Личностные: основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
Метапредметные: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Игра «Светофор здоровья». Аптека дома. Оздоровительная минутка. Это полезно знать!
Материально-техническое обеспечение:
компьютер с выходом в Интернет,
проектор,
интерактивная доска,
электронные обучающие диски.
Учебно-методическое обеспечение
Литература:
1. Обухова, Л.А., Лемяскина, Н.А., Жиренко, О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2007.
Заголовок 115