Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Достопримечательности Советского района» в подготовительной группе
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Достопримечательности Советского района» в подготовительной группе.
Татаринова Вера Геннадьевна воспитатель МБДОУ № 277 город Нижний Новгород
Цель: Расширять и углублять представления детей о достопримечательностях Советского района, дать детям знание о том, что такое архитектура, познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками района.
Материалы и оборудование: презентация «Достопримечательности Советского района», проектор, ноутбук, атрибуты для сюрпризных моментов (кувшин, диск с музыкой, ковёр, сундучок, фотография Ветряной мельницы), карандаши, белая бумага для рисования.Ход занятия:
Дети сидят полукругом.
Организационный момент.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, лёгкий ветерок!
Здравствуй, тоненький дубок!
Мы живём в одном краю,
Всех я вас приветствую!
Воспитатель: Здравствуйте ребята! (ответы детей).
Под звуки волшебной музыки появляется Хоттабыч «из кувшина».
Воспитатель: Кто вы почтенный дедушка?
Хоттабыч: О, радость моих очей! Конечно всем наверняка известно имя старика – ха-ха-ха
Весёлый джин Хоттабыч. Ой, куда же я попал? (оглядывается вокруг) Кто вы и откуда почтенные?
(Дети отвечают, называют район, в котором живут)
Хоттабыч: О, милейшие из мудрейших! Я всегда мечтал попасть к вам в гости и посмотреть на достопримечательности вашего района. Расскажите мне о них!
Ведущий: Конечно, расскажем. Правда, ребята? (ответ детей). Мы с вами сейчас отправимся в путешествии по достопримечательностям нашего района. Но, ребята, наш автобус, на котором мы должны были отправиться в путь, ещё не прибыл. Что нам делать?
(ответы детей).
Хоттабыч: О, милейшие из мудрейших! Какие вы молодцы, конечно же на моём ковре-самолёте.
Проводится игра-разминка «Самолёты».
Воспитатель: Садимся поудобнее, отправляемся в путь.
Дети садятся на ковёр.
Появляется первый слайд. (Презентация «Достопримечательности Советского района») Воспитатель: Вот и наша первая остановка. Ребята, мы с вами приземлились у Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А. С. Пушкина. Он был основан 80 лет тому назад. В нём проходят постановки спектаклей оперы и балета как для взрослых, так и для детей: опера А. Даргомыжского «Русалка», оперетта И. Штрауса «Летучая мышь», мюзикл Г. Гладков «Бременские музыканты», оперы: К. Хачатуряна «Белоснежка», П. Чайковский Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» и много других.
Хоттабыч: О, милейшие из мудрейших! Объясните мне, пожалуйста, что такое мюзикл и балет? (ответы детей).
Воспитатель: Уважаемый Хоттабыч, теперь ты понял, что такое мюзикл и балет?
Отправляемся к следующей достопримечательности.Воспитатель: Наша вторая остановка: «Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья на Щелоковском хуторе». Он включает памятники деревянного зодчества - уникальные образцы русской архитектурно-строительной культуры конца прошлых веков. Территория музея составляет очень большую территорию и представляет собой участок леса (памятник природы регионального значения), разделенный двумя глубокими оврагами на три неравных части. Здесь мы можем увидеть дом крестьянки-старообрядца Павловой, которому около 300 лет. Перевезен дом из Ковернинского района. Относится к редко встречающемуся в Нижегородской области северному типу «дом-двор». Украшен уникальной глухой резьбой, в нём сохранились обстановка того времени. Ребята из какого материала сделан дом? А в наше время строят такие дома? ( ответы детей).
Воспитатель: Покровская церковь, ей тоже 300 лет. Была перевезена из села Старые Ключищи Кстовского района. Колодец со ступальным колесом 19 века из Городца. Состоит из двускатного навеса на четырех столбах и механизма подъема воды. Ветряная мельница, которой 200 лет, так же перевезена в музей из Городецкого района. Это редко встречающийся тип мельниц. Характерной особенностью таких мельниц является центральный неподвижный столб, вкопанный в землю, вокруг которого вращается весь сруб мельницы с оборудованием. К ветру поворачивались не только крылья мельницы, но и все сооружение. Ребята, а вы знаете для чего нужна мельница? (ответы детей)
Дом крестьянки-старообрядца Пашковой 19века перевезён из Семеновского района. Высокий рубленый из толстых бревен дом – лишь часть комплекса из двух изб (летней и зимней) и крытого двора между ними.
Воспитатель: Дом состоит из жилого помещения с русской печью, горницы с кладовкой и обширных сеней с врубленной кроватью. Причелины - висячие доски с резным орнаментом, покрывающие края крыши, наличники - декоративное оформление оконного или дверного проёма, полотенца обработаны неглубоким орнаментом, украшены накладными розетками и ромбами, на филенчатых ставнях резные узоры.
Воспитатель: Ребята, какие домашние предметы вы видите в этом музее?
(ответы детей: стол, самовар, печь, колыбельная, кровать и т.д.)
А кто знает, для чего нужен каждый предмет? (ответы детей)
Воспитатель: Здесь проходят различные праздники: Масленица, Праздник птиц, Пасха, День защиты детей и многие другие праздники и развлечения. Ребята, а какие ещё праздники вы знаете? (ответы детей).
Хоттабыч: О, наимудрейшие мои, а во что одеты люди?
(ответы детей: русскую народную, национальную).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Праздники в музее проходят весело, с русскими народными песнями и играми. Люди одеты в национальные костюмы. Давайте и мы с вами сейчас выйдем на лужайку и поиграем.
Русская народная игра «ОБЕГИ КРУГ».
Описание:
Дети вместе с воспитателем становятся в круг. Идут по кругу и поют народную считалку:
Водица, водица,
Студеная быстрица,
Обеги вокруг,
Напои наш луг!
Воспитатель называет двух детей, стоящих рядом друг с другом. Дети поворачиваются спиной и бегут в разные стороны. Каждый старается прибежать на свое место первым.
Хоттабыч: О, милейшие из мудрейших, как я здорово повеселился.
Воспитатель: И наша последняя остановка «Парк имени Пушкина». Парк получил название 26 лет тому назад. В парке сохранилась исторически сформированная березовая роща. Здесь можно отдохнуть с родителями, покататься на велосипедах, каруселях, самокатах. Вот сколько удовольствия,радости,знаний можно получить от прогулки по достопримечательностям Советского района. Давайте сядем на наш ковер-самолет и полетим обратно.
Воспитатель: Ну, вот мы вернулись в детский сад. Можно покинуть наш ковёр-самолёт.
Хоттабыч: Спасибо. Хорошо провели время и повеселились, а теперь мне пора вернуться домой, но перед прощанием я хотел бы сделать вам подарок. Вот, держите. Это ларец не простой. В нём секрет. До свидания ребята!
(дети прощаются, Хоттабыч уходит).
Воспитатель: Ой, ребята, а он не открывается, что же делать? (предположения детей, придумывание волшебных слов)
Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли мне открыть шкатулку. Что же в ней?
Игра «Да-нет»
Дети: Это фотографии театра оперы и балета? И др. Это фотографии музея?
Воспитатель: Молодцы, ребята. Отгадали. Посмотрите, что изображено на фотографии? (ответы детей: фотография Ветряной мельницы).
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, где мы сегодня побывали.
(ответы детей)
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось, запомнилось?
(ответы детей)
Воспитатель: Что бы вы хотели изменить в своём районе?
(ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, какие достопримечательности могут появиться в будущем?
(ответы детей: В районе появляются новые музеи, театры, парки и др.)Воспитатель: Что бы вам хотелось посетить?
(ответы детей)
Прослушивание песни «С чего начинается Родина» Вениамина Баснера на слова Михаила Матусовского.
Воспитатель: А теперь ребята, давайте нарисуем каким вы себе представляете наш Советский район в будущем?
Дети рисуют.
Выставка работ в галерее группы.