Конспект урока «Согласная буква Ф. Российский флот»


Тема урока: «Согласная буква Ф. Российский флот»
Цель: познакомить учащихся с согласными буквами Ф, ф; совершенствовать навыки чтения и работы с текстом, умение ставить логическое ударение, воспитывать чувство гордости за Родину.
Планируемые результаты: Выделяют звуки [ф], [ф,] из слов, характеризуют их, сравнивают, обозначают буквой, читают слоги и слова с изученной буквой; развивать логическое мышление, память, умение слушать. Универсальные учебные действия(УУД). Выразительно читать стихотворения, проявляя эмоции; анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности.
Оборудование: фотографии или картинки с изображением; карточки; у учащихся — цветные карандаши.
Ход урока
І. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята!
Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели спинки прямо
Мы легонечко вздохнем и работать все начнем.
– Проверим готовность к уроку.
ІІ. Актуализация знаний.
Фронтальная беседа
– Какие новые буквы вы повторяли на предыдущем уроке?
– Какой звук они обозначают?
– Рассмотрите ленту букв на с. 69 учебника. Какие согласные и всегда звонкие звуки вы знаете? Какими буквами они обозначены?
– Какие согласные звуки всегда мягкие? Какими буквами они обозначены? (Буквами Й. Ч, Щ.)
– Какая буква не имеет никакого звука? (Буква Ь.)
– Для чего она нужна в русском языке? (Она обозначает мягкость согласных звуков. Отделяет согласную букву при написании от гласной буквы.)– Прочитайте текст «Овощи» на с. 66—67 «Азбуки».
(Выборочное чтение.)
– Что принесла хозяйка с базара?
– Из-за чего овощи завели спор?
– Что сделала хозяйка?
– Каков оказался суп?
(Учитель обращает внимание детей на многозначность слова «крутой»: крутой кипяток — очень горячий, крутой кисель — густой, крутой спуск с горы — отвесный.)
– Прочитайте текст «Два товарища» на с. 68 «Азбуки».
– Что случилось с мальчиками?
– Как бы вы поступили в этой ситуации?
– Перескажите этот текст подробно.
ІІІ. Постановка целей и определение темы урока.

– Как фыркает кот? (– ф-ф-ф-ф…)
– Какой звук вы сейчас произнесли? ( [Ф] )– Давайте определим для себя учебную задачу.
( Познакомиться со звуком [ф] и буквой, его обозначающей, читать слова с новой буквой.)
ІV. Работа по теме урока
Физминутка
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
Знакомство со звуком [ф,] и [ф]
– Откройте «Азбуку» на с. 71. Что нарисовано в красной рамке? (Шарф.)
– Как мы нежно называем маленький шарф? (Шарфик.)
– Проведем фонетический разбор этих слов.
– Соотнесите слова со схемами к ним.
– Почему в первом слове новый звук слышится твердо, а во втором мягко?
(Учитель объясняет артикуляцию при произношении звуков [ф], [ф’].)
Вывод. Согласный глухой, парный звук, может быть твердым и мягким.
Знакомство с буквами Ф, ф– Прочитайте слоги под схемами слов в красной рамке на с. 71 учебника
– Дополните их так, чтобы получилось слово. (Фуфайка, фуражка, футбол, ферма, феврали, фыркать, фигура, фиалка, фартук, факел, факир, фата, фаворит, фокус, фотография, фонарик, Фекла, Федор.)– Рассмотрите иллюстрации на с. 70—71 «Азбуки». Назовите средства передвижения по воде?
Парусники существуют и в наше время. Курсанты военно-морских училищ перед окончанием обучения обязательно выходят в море на парусниках, как в очень далекие годы. Морской флот бывает надводный и подводный.
– Найдите на иллюстрации изображение подводной лодки. Надводные корабли бывают такие большие, что на их палубу может сесть военный самолет, как на аэродром.
Корабли делятся на две группы: военные и гражданские. Гражданские суда служат либо для перевозки людей, либо для перевозки грузов.
Физминутка.
Руки кверху поднимаем, 
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Формирование навыков чтения.
– Прочитайте слоги и слова. Чтение слогов и слов в учебнике на стр. 71
– Какие звуки обозначены буквой Ф? Охарактеризуйте их. (Согласные глухие, бывают твердый и мягкий).
– Прочитайте отрывок из произведения А.С. Пушкина на с. 70 учебника.
– Из какой сказки взято четверостишие? (Сказка о царе Салтане)
– Что вы можете сказать о героях этой сказки? Кто вам понравился?
(Учитель проводит беседу о важности и необходимости дружбы, уважении, любви между членами семьи.)
– Проведите фонетический анализ слов «ветер».
– Что можете сказать о написании первой гласной буквы? (Ее надо запомнить.)
– Прочитаем второе стихотворение А.С. Пушкина.
– Как вы понимаете выражение «прорубить окно в Европу»? (Учитель подробно объясняет, что значит «в Европу прорубить окно», «все флаги в гости будут к нам».)
V. Закрепление знаний.
– Прочитай те слова (напечатаны на карточках). Разделите их на слоги.
фисташки фотография фантазия фамилия
фуфайка фигура фальшь фиалка
фабрика фаланга фанера флейта
фикус фартук фантик фигура
футбол фрукты фазан факел
фасад ферма фермер физика
фили и фильмы фирма флаг
флажок фургон фантазия форма
VІ. Рефлексия.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Какие знания, умения и навеки помогали вам сегодня на уроке?
– Что вызвало у вас затруднения?
VІІ. Подведение итогов урока.
– Понравился ли вам урок?
– Что было самым интересным на уроке?