Заседание в Литературной гостиной

Заседание в литературной гостиной
уч. русского языка и литературы
Смирновой Т.В.
ОШ I-III ступеней №33



































г. Симферополь
2012 год

Осенняя сказка Фета и Тютчева.
Заседание в Литературной гостиной
Быть поэтом это значит то же,
Если правду жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
С. Есенин
Ход мероприятия
На фоне музыки звучит стихотворение Ф. И. Тютчева «Осенний вечер»

Ч т е ц
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев
Багряных листьев томный, легкий шелест.

Туманная и тихая лазурь
Над грустно сиротеющей землю,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветер порою

Ущерб, изнеможение и на всем
та короткая улыбка увиданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.
1830
Осень... Чарующее время года...
Многие поэты воспевали и воспевают эту
Золотую пору года. Композиторы тоже не
остаются равнодушны к её приходу. Зачастую слова и музыка, сливаясь,
затрагивают волшебные струны нашей души.

Звучит романс «Утро туманное» на слова
И. С. Тургенева.

Слияние слова и музыки... Но слова, готового восстать музыкой, и музыки, тоже готовой стать словесно выраженною. Это и есть романс, сольная лирическая песня с инструментальным сопровождением. Красота слова и красота музыки соединяются вместе и неотразимо воздействуют на душу человека.

Романсы писали все русские композиторы.
Русский романс это часть старинной нашей культуры.

Величие романсного слова к музыке существенная его особенность. Афанасий
Афанасьевич Фет писал «Меня всегда из
определенной области слов тянуло в
неопределенную область музыки, в которую
уходил, насколько хватало моих сил».

Это теоретически обоснованное влечение
понимают и композиторы П. И. Чайковский пишет: «...Фет в лучшие свои минуты, выходит из указанных в поэзии, и смело делает шаг в нашу область. Это не просто поэт, а скорее поэт - музыкант, как-бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словами».

Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин)творил в 40-80-е годы XIX века. От тем, связанных с борьбой революционно демократического лагеря за обновленную Россию Фет уходит в сферу «чистого искусства». Более того, бросает вызов прогрессивному направлению говоря: « Произведение, имеющие какую бы то ни было дидактическую тенденцию, - это дрянь». Красота природы, одушевление её, любовь, искусство вот темы для стихотворений.

Ч т е ц
Какое счастье: и ночь, и мы одни!
Река как зеркало и вся блестит звездами;
А там-то... Голову закинь-ка да взгляни:
Какая глубина и чистота над ними!
О, называй меня безумным! Назови
Чем хочешь; в этот миг разумом слабею и в сердцем чувствую такой прилив любви,
Что не могу молчать, не стану, не умею!

Я болен, я влюблен но, мучаясь любя, -
О, слушай! О, пойми! - я страсти не скрываю, я хочу сказать, что я люблю тебя тебя, одну тебя люблю и я желаю!

Салтыков-Щедрин писал: «Романсы Фета распевает чуть не вся Россия...». И не удивительно: мелодия и ритмика стиха Фета приближается к музыке.

Звучит романс: «На заре ты её не буди...» (слова А. Фета, музыка. А. Варламова).
У Фета природа это только источник эстетического восторга:

Ч т е ц
Шепот, робкое дыхание, трели соловья, серебро и колыхания
Сонного ручья и

Свет ночей, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.

В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, и лобзания, и слезы.
И заря, заря!..


Не только любовь к природе искусству,
Человеку полны строки поэта. Как не прогрессивные люди XIX века, Фет гордится тем, что живет в России, любит свою родную землю и воспевает её. Вот, например, стихотворение обращение к И.С. Тургеневу.

Ч т е ц
Поэт! Ты хочешь знать. За что такой любовью
Мы любим родину с тобой!
Зачем в разлуке с ней, наперекор злословью.
Готово сердце в нас истечь до капли кров
По красоте её родной?

Что ж! Пусть весна у нас позднее и. Короче
Но вот дождались наконец:
Синей, мечтательней божественные очи,
И раздражительней немеркнущие ночи,
И зеленей её венец.

Вчера я шел в ночи и помню очертания
Багряно золотистых туч. Не мог я разгадать: то яркое сияние -
Вечерней ли зари последнее прощанье
Иль утра пламенного луч?

Как будто среди дня, замолкнувши мгновенно,
Столица севера спала,
Под обаяньем сна горда и не измена,
И над громадой ночь, бледна и вдохновенна
Как ясновидящая шла (1856)
На фоне музыки звучит стихотворение: «Как Лилея глядится...»:
Как Лилея глядится в нагорный ручей,
Ты стояла над первою песней моей,
И была ли при этом победа чья, -
У ручья ль от цветка, у цветка ль от ручья?

Ты душой младенческой все поняла,
Что мне высказать тайная сила дала,
И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить,
Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить...

У любви есть слова, те слова не умрут.
Нас с тобой ожидает особенный суд;
Он сумеет нас сразу в толпе различить,
И мы вместе придем, нас нельзя разлучить!
Январь 1878

Эти стихи написаны Афанасием Фетом на склоне лет. Посвящены они героине его любовной лирике - Мирии Лазич. Когда они познакомились Фету было 28 лет (он служил офицером кавалерийского полка), а М. Лазич 24 года. Он увидел в ней не только привлекательную девушку, но и на редкость культурного человека музыкально и литературно образованного.

О музыкальных особенностях Лазич свидетельствует один примечательный факт. В пору пребывания в России знаменитый венгерский композитор и пианист Ференц Лист слышал игру Марии Лазич и высоко оценил её. В знак одобрения и симпатии Лист перед отъездом написал в альбом Лазич прощальную музыкальную фразу необыкновенной красоты...

Мария Лазич была серьезной образованной девушкой, одарена глубоким и тонким поэтическим чувством знала поэзию и понимала её. Её симпатичная наружность и внутренняя красота покорила сердце поэта. А сама она безоглядно влюбилась в того, чьи стихи считала вершиной совершенства. Они стали встречаться, подолгу беседовать. Многие стихи поэта связаны с его любовь к М. Лазичь.

Ч т е ц
Ты раз явилась мне, как дивное виденье,
Среди бесчисленных, бесчувственных людей, -
Но быстрым молодость, любовь и наслаждение,
И слава и мечты, а ты ещё быстрее.

Мне что-то новое сказали эти очи.
И новой истиной невольно грудь полна, -
Как будто на заре, подняв завесу ночи,
Я вижу образы пленительного сна.

Мини инсценировка «Диалог Фета и Лазич».

Он. Ничто не сближает так, как искусство, поэзии. Только задушевное сближение само по себе поэзия. Люди становятся чуткими и понимают то, для полного объяснения чего никаких слов не достаточно.

Она. Я люблю с вами беседовать без всяких посягательств на вашу свободу.

Он. Мария, завтра утром я поблагодарю добрейших хозяев, дружески пожму вам руку и уеду. Так продолжается не может. Ибо осуждение падет не на меня, а на вас.

Она. Мы ничего дурного не делаем, а лишать себя счастья... Из-за суждений людей я не считаю основательным.

Он. Помнишь час последнего свиданья!
Безотраден сумрак ночи был;
Ты ждала, ждала признанья -
Я молчал: тебя я не любил.
Холодела кровь, и сердце ныло:
Так тяжка была твоя печаль;
Горько мне за нас обоих было,
И сказать мне правду было жаль
Но теперь, когда дрожу, и млею,
И, как раб, твой каждый взор ловлю, ловлю,
Я не лгу, назвав тебя своею, и клянусь, что я тебя люблю!

Мария Лазич, будучи близкой Фету по духу, была такой же бедной, как и Фет. И он, лишенный состояния и твердой социальной основы не решился связать с ней свою судьбу. В письме другу детства Борису он писал: «Но у ней ничего и у меня ничего вот тема, которую я развиваю вследствие которой я ни с места...». Фраза сухая и далекая от романтической влюбленности!

Ч т е ц
Напрасно! Куда ни взгляну я, встречаю везде неудачу, И тягостно сердцу, что лгать я обязан всечасно; Тебе улыбаюсь, а внутренне горько я плачу, Напрасно. Разлука! Душа человека какие выносит мученья! А часто на них намекнуть лишь достаточно звука. Стою как безумный, еще не постиг выраженья: Разлука. Свиданье! Разбей этот кубок: в нем капля надежды таится. Она-то продлит и она-то усилит страданье, И в жизни туманной всё будет обманчиво сниться Свиданье. Не нами Бессилье изведано слов к выраженью желаний. Безмолвные муки сказалися людям веками, Но очередь наша, и кончится ряд испытаний Не нами. Но больно.
1852
Возвышенная любовь не выдержала столкновения с житейским расчетом. Спустя несколько месяцев последовал разрыв. Мария Лазич глубоко страдала, переживала разрыв с любимым человеком. Вскоре произошла трагедия: Мария сгорела. Пожар возник, как полагали, от неосторожно брошенной спички. В тот трагический час она лежала в белом кисейном платье, читала книгу. Закурила и спички бросила на пол. Спичка продолжала гореть.

От нее загорелось кисейное платье. Через несколько мгновений девушка вся была в
огне. Спасти ее не удалось. Ее последние
слова были: «Спасите письма!» Умирая, она беспокоилась о сохранности Писем к ней
Фета. Еще она просила не винить не в чем
того, кого она любила.

Ч т е ц
Страницы милые опять персты раскрыли;
Я снова умилен и трепетать готов,
Чтоб ветер иль рука чужая
не сронили
Засохших, одному мхе ведомых
цветов
О, как ничтожно все! От жертвы жизни
целой.
От этих пылких жертв и подвигов святых –
Лишь тайная тоска в душе осиротелой
Да тени бледные у лепестков сухих.
Но ими дорожит мое воспоминанье;
Без них все прошлое - один
жестокий бред,
Без них - один укор, без них -
одно терзанье,
И нет прощенья, и примеренья нет!
29 лепя 1884
Те, кто не знал о ее душевной драме, считали, что это самоубийство. Эта же мысль не
давала покоя Фету.

Ч т е ц
Когда читала ты мучительные строки,
Где сердце звучный пыл сиянье льет кругом
И страсти роковой вздымаются Потоки,-
Не вспомнила о чем?
Я верить не хочу! Когда в степи как дива,
В полночной темноте
Безвременно горя,
Вдали пред тобой, прозрачна и красива
Вставала вдруг заря.
И в эту красоту невольно взор тянуло,
В тот величавый блеск за темный весь
предел,¬
Ужель ничто тебе в то время не шепнуло:
Там человек сгорел!
15 феврвля1887
Вчерашняя бесприданница, та, которая по одному его слову отправилась бы за мим
на край сета, зримая и покорная, в одно мгновение стала недосягаемой, непреклонной и царственно-величественной. Только
сейчас поэт почувствовал, что счастье,
которое было так близко, так возможно,
погибло. Всю жизнь он будет вспоминать,
говорить и петь об этой любви - высокими,
прекрасными, удивительными стихами.

Ч т е ц
Ты отстрадала я еще страдаю, Сомнением мне суждено дышать,
И трепещу, и сердцем избегаю
Искать того , чего нельзя понять.
А был рассвет! Я помню, вспоминаю
Язык любви, цветов, ночных лучей.
Как не цвести всевидящему маю
При отблеске одном таких очей!
Очей тех нет - и мхе не страшны гробы,
Завидно мне безмолвие твое,
И, не судя ни глупости, ни злобы, Скорей,
скорей в твое небытие!
4 ноября 1878
Сожженная молнией равнодушия и расчета любовь Фета к Марии Лазич превратилась
неожиданно для него самого в волшебную
скрипку, которая создавала поэзию.

Ч т е ц
Нет, я не изменил. до старости глубокой
Я тот же преданный, я раб твоей любви,
И старый яд цепей, отрадный и жестокий,
Еще горит в моей крови.
Хоть память и твердит, что между нас могила, Хоть каждый день бреду
томительно к другой,-
Не в силах верить я, чтоб ты меня забыла,
Когда ты здесь, передо мной. Мелькнет ли
красота иная на мгновенье,
Мне чудится вот-вот тебя я узнаю;
И нежности былой я слышу дуновенье,
И, содрогаясь, я пою.
2 февраля 1887
Под музыку «Романса» к повести Пушкина и «Метель» начинается следующая страница литературной гостиной «Поэзия Ф. И. Тютчева»
У Тютчева много стихов о природе, но
изображение природы для него скорее
повод, чтобы сказать о человеке, о его
слиянии с природой.
В стихотворении «Осенний вечер,
открывшем нашу гостиную, «короткая
улыбка увяданья» и божественная
стыдливость
страданья» - это не только поэтические
метафоры, но и соотношения природы с
самочувствием человека в определенные
моменты его жизни.

Ч т е ц
Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, плещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы
Избытком жизни упоен.
Но и п избытке упоенья
Нет упоения сильней
Одной улыбки умиленья
Измученной души твоей...
28 июня 1812
Дипломат царской службы, цензор, 20 лет
проживший за границей, Тютчев видел
многие противоречия современного ему
политического строя России. Его поэзии не чужды были гражданские молитвы.
Как поэтическое кредо писателя звучат
следующие строки:

Умом Россию не понять;
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать
В Россию можно только верить.

Звучит музыка, затем на ее доне
стихотворение « Когда в кругу убийственных забот»

Когда в кругу убийственных забот
Нам все мерзит и жизнь, как камней груда
Лежит на нас, - вдруг, знает Бог
Откуда
Нам ка душу отрадное дохнет,
Минувшим нас обвеет и обнимет,
И страшный груз минутно приподнимет.
Так иногда осеннею порой,
Когда поля уж пусты, рощи голы,
Бледнее небо, пасмурнее долы,
Вдруг ветер подует, теплый и сырой,
Опавший лист погонит перед собою
И душу нам обдаст как бы весною...
22 октября 1848
Думы человека о смысле бытия,
сосредоточенность личности на себе,
траические страницы жизни и
одновременно оптимизм ее восприятия
таково содержание большей части поэзии
Тютчева.

Ч т е ц
Еще томлюсь тоской желаний,
Еще стремлюсь к тебе душой –
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой...
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной везде, всегда
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда...
1848
Именно ЛЮБОВЬ, любовь как сложное
человеческое чувство вдохновило поэта на создание гениальной интимной лирики.
Любовь всегда была для Тютчева
«поединком роковым»>.
В столице Баварии он околдован и
очарован Амалией Крюденер, однако В 1826 году женится на Элеоноре Петерсон.
В 1840 году после смерти первой жены
Тютчев женится второй раз.
Он отец большого семейства,
но в одном из писем признается в своей
привязанности к госпоже Крюденер:
«После России это моя самая давняя
любовь».

Ч т е ц
Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; Мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунал.

И ка холму, там, где, белея,
Руина замка вдаль глядит,
Стояла ты, младая фея,
На мшистый опершись гранит,

Тютчеву было 47 лет, когда его любовь вы
звала ответное и значительно более
сильное чувство совсем молоденькой
девушки Елены Денисьевой.
Ей только 24 года. Он же рано поседел, и
в разговоре, за глаза, его называли
«старичком». Что же это была за пара? Вот что говорят современники:
«вот он роняет несколько выражений,
запечатленных особенными силами ума,
несколько острот едких, но благоприличных, которые тут же подслушиваются соседями, передаются шепотом по всем гостиным, а
завтра охотники спешат поднести их
знакомым, как дорогой гостинец: «Тютчев
вот что вчера сказал на бале...» Да уж, какой там «старичок»! Лев в силе и мощи! И при
чем тут возраст, рост и седина?
И Денисьева Увидела, поняла, влюбилась, сожгла все мосты...» Звучит стихотворение
«Последняя любовь».
Ч т е ц
О, как на склоне наших пет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье,
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлились, продлились, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность.
О ты, последняя любовь!
Ты блаженство, и безнадежность.
1852 1854
Чтение по ролям стихотворения
«о, как убийственно мы любим...»

Он:

О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!

Она:

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя...
Год не прошел - спроси и сведай,
Что уцелело от нее?
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горячей влагою своей.
Ты помнишь ли, при нашей встрече,
При первой встрече роковой
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенческий - живой?

Судьба ужасным приговором
Твоя любовь для нас была,
И не заслуженным позорам
На жизнь ее она легла!

Она:

И ей земле ей дико стало,
Очарование ушло.
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.


Елена Денисьева пожертвовала всем ради любимого. Скрыть свои отношения от всезнающего, пропитанного сплетнями Петербурга оказалось невозможным. Для Елены Александровны двери всех домов захлопнулись, тетка ее была вынуждена оставить Смольный институт, где работала инспектрисой. От Денисьевой отрекся родной отец. Елена Александрова хлебнула сполна из горькой чащи. Но ведь их было двое – виноватых, греховных. У них родилась двое детей, все Тютчевы, все незаконнорожденные

Звучит романс на стихи Б. Ахмадуллиной «А на последок я скажу».

Елена Денисьева подарила Тютчеву 14 лет любви, счастья-боли. Она умерла от чахотки в 38 лет

Звучит музыка, ученики гасят свечу.

В жизни Тютчева началась страшная
череда потерь:
Мать, Брат, четверо детей...
«Теперь все испробовано- ничего не
помогло, ничего не утешило,- не живется-
не живется- не живется...»

Ч т е ц
Слезы людские, о слезы
людские,
Льетесь вы ранней и поздней
порой...
Льетесь безвестные, льетесь
незримые,
Неистощимые, неисчислимые, -
Лейтесь, как льются струи
дождливые.
В осень глухую, порою ночной.
1849
Скучный Карллсбад. Тяжело больной
Федор Иванович Тютчев приезжает сюда
лечиться.
Ему 67 лет.
«Жизнь, как подстреленная
птица,
Подняться хочет- и не может...».
И вдруг встреча с Амалией. Казалось
бы, встретились два старых человека - все
прошло, все в прошлом. Но...

Звучит романс «Я встретил вас» на стихи
Ф. Тютчева, музыка П. Булахова.
За несколько месяцев до смерти Тютчев пишет дочери Дарье: «вчера я испытывал минуту жгучего волненья в следствии моего свиданья с моей дорогой Амалией Крюденер, которая пожелала в последний раз повидать меня на этом всеете и приезжала проститься со мной.
В ее лице прошлое лучших моих лет явилось дать мне прощальный поцелуй».

Люди, конечно. Не рождаются для того чтобы их жизнь, их страдания послужили материалом для стихов, пусть и гениальных. Но люди, живут и рядом с ними начинают жить стихи и мелодии, а потом люди уходят, стихи же и музыка остаются Ибо каждая настоящая строчка, каждая настоящая мелодия оплачена золотым запасом человеческой любви и страданий. Все это – памятник известным и безвестным женщинам, чья любовь и есть стихи и музыка.

15