Материал мастерской по теме Развитие коммуникативных УУД средствами образовательного конструктора «Построй свою историю»
Выступление на тему: «Развитие коммуникативных УУД средствами образовательного конструктора «Построй свою историю» на мастерской в Тугулымском районе, 04.12.2015г.
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся».
Проблему эффективного формирования УУД можно отнести к числу актуальных и в начальной, и в основной школе. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. Современная школа, внедрение новых образовательных стандартов, требует использования новых образовательных технологий. Одним из таких перспективных направление является – образовательная робототехника.
Развитие УУД как в начальной, так и в основной школе целесообразно в рамках использования возможностей современной информационной образовательной среды как:
• средства обучения, повышающего эффективность и качество подготовки школьников, организующего оперативную консультационную помощь в целях формирования культуры учебной деятельности в ОУ;
• инструмента познания за счёт формирования навыков исследовательской деятельности, организации совместных учебных и исследовательских работ учеников и учителей, возможностей оперативной и самостоятельной обработки результатов экспериментальной деятельности;
• средства телекоммуникации, формирующего умения и навыки получения необходимой информации из разнообразных источников;
• средства развития личности за счёт формирования навыков культуры общения;
• эффективного инструмента контроля и коррекции результатов учебной деятельности.
Определены модельные виды универсальных учебных действий, которые должны быть сформированы на ступенях начального и среднего образования.
Модельные виды универсальных учебных действий
На ступени среднего образования должны быть сформированы На ступени начального образования должны быть сформированы
Личностные действия
- самоопределения, имеющие в качестве продукта рефлексивную самооценку;
- действие смыслообразования, определяющее мотивацию учебной деятельности,
- действие нравственно-этического оценивания;
- саморазвитие и реализация творческого потенциала;
- социальная мобильность;
- умение «уметь учиться»;
- критичность к своим поступкам. Личностные действия
- самоопределения, имеющие в качестве продукта рефлексивную самооценку;
- действие смыслообразования, определяющее мотивацию учебной деятельности,
- действие нравственно-этического оценивания;
Регулятивные действия – целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе, планирование и организация деятельности. Регулятивные действия – действие контроля и оценки во внутреннем плане.
Логические действия:
- сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации);
- анализ (выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части); и синтез (составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты);
- сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;
классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака;
- обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
- установление аналогий
действие сохранения дискретного множества;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталона с реальным действием (продуктом);
- оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено;
- волевая саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию.
Общеучебные познавательные универсальные учебные действия:
- действие моделирования,
общий прием решения задач;
- знаково-символическое действие кодирования (замещения).
- ориентации на образец (планирования), контроля и коррекции.
- развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;
- готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;
- ориентация на разнообразие способов решения задач и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
- умение выделять существенную информацию из текстов и сообщений учебного и художественного жанров;
ориентация в возможностях информационного поиска (библиотеки) и умение использовать соответствующие ресурсы в сотрудничестве со взрослым и самостоятельно;
- применение методов информационного поиска (применение ИКТ);
- моделирование;
- умение структурировать знания;
выбор наиболее эффективных способов решения задач;
- контроль и оценка деятельности;
- определение основной и второстепенной информации;
- понимание и адекватная оценка СМИ;
- умение составлять тексты различных жанров. Логические действия:
- сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации);
- анализ (выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части); и синтез (составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты);
- сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;
- классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака;
- обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
- установление аналогий
действие сохранения дискретного множества;
Общеучебные познавательные универсальные учебные действия:
- действие моделирования,
общий прием решения задач;
- знаково-символическое действие кодирования (замещения).
- ориентации на образец (планирования), контроля и коррекции.
- развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;
- готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;
- ориентация на разнообразие способов решения задач и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
- умение выделять существенную информацию из текстов и сообщений учебного и художественного жанров;
ориентация в возможностях информационного поиска (библиотеки) и умение использовать соответствующие ресурсы в сотрудничестве со взрослым и самостоятельно;
Коммуникативные действия
- действия общения, кооперации, отображения в речи предметного содержания и условий деятельности.
- развитие познавательной инициативы (умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве);
- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи в соответствии с задачами общения и нормами родного языка, включая воспроизведение прочитанного текста;
- умение излагать основные положения своего сообщения в письменной речи;
- формирование позиции партнерства и сотрудничества в отношениях;
умение коллективного обсуждения и принятия решений;
Коммуникативные действия
- действия общения, кооперации, отображения в речи предметного содержания и условий деятельности.
- развитие познавательной инициативы (умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве);
- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи в соответствии с задачами общения и нормами родного языка, включая воспроизведение прочитанного текста;
- умение излагать основные положения своего сообщения в письменной речи.
Образовательный конструктор «Построй свою историю» является практическим средством, способствующим формированию основных метапредметных универсальных учебных действий с использованием кирпичиков ЛЕГО:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий;
- поиск и выделение необходимой информации;
- знаково-символические - моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель;- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- построение логической цепи рассуждений;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.
Актуальность использования Лего-конструирования определяется требованиями ФГОС второго поколения, ориентацией на перспективные направления производства, основанные на компьютерных технологиях и робототехники, умением использовать новейшие цифровые технологии (мобильные телефоны, веб-камеры, Интернет) современными детьми, подготовка детей с первичными нарушениями речи к дальнейшему обучению в среднем и старшем звене, что является необходимым условием их интеграции в систему общего образования.Важное значение имеет развитие коммуникативных универсальных учебных действий (в том числе чтение и работа с информацией). Развиваются базовые умения различных видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения и письма. Их развитие осуществляется, в том числе посредством технологии продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности), которую учитель использует как на уроках чтения, так и на уроках по другим предметам. На уроках, помимо фронтальной, используется групповая форма организации учебной деятельности детей, которая позволяет использовать и совершенствовать их коммуникативные умения в процессе решения учебных предметных проблем (задач). Дальнейшее развитие коммуникативных умений учеников к концу начальной школы начинает осуществляться и через самостоятельное использование учениками присвоенной системы приёмов понимания устного и письменного текста.
УУД Предмет (предметная область)
Русский язык Литература
История
Обществознание Математика Информатика Биология, География Иностранный язык Музыка ИЗО Физическая культура Технология
Виды деятельности обучающихся на уроке
Групповые, парные формы организации деятельности.
Коммуникативные
Интеракция (взаимодействие, общение) Работа в парах при изучении правил
игровые ситуации («Разговор по телефону», «В магазине» и т.д.) Высказывание собственной точки зрения на прочитанное
Чтение по ролям
ИнсценированиеОбсуждение возможных вариантов решения и выбор наиболее удобного
Решение задач разными способами
Общение в чатах,
специальная организация Форумов
Элементы дистанционного обучения Выслушать (прочитать) разные точки зрения, выбрать свой (или наиболее приемлемый) вариант и обосновать Обыгрывание диалогов Пение в хоре, дуэтом (необходимость слышать друг друга)
Обмен впечатлениями от музыки Выслушать (прочитать) разные точки зрения, выбрать свой вариант и обосновать Организация соревнований, командных игр Выслушать (прочитать) разные точки зрения, выбрать свой вариант и обосновать
Кооперация (организация совместной деятельности) Работа с упражнением в группах, распределение обязанностей внутри группы Работа с текстом в группах (обсуждение проблемы, вопросов) Работа в парах, тройках, группах Совместное «открытие» знаний (работа в группах) Работа в парах, тройках, группах Работа в парах, тройках, группах
Интериоризация (передача информации другим людям и рефлексия) Работа над орфограммами: умение объяснять и доказывать свой выбор Умение презентовать свои действия (презентации, рефераты, выставки рисунков, сообщения о писателях) Сопоставление своей работы с образцом, с работой своих одноклассников Проект, реферат, доклад, презентация Выставка работ (инд, коллективные) Выставка работ (инд, коллективные)
Ролевая игра «Учитель — ученик», составление портфолио
Решение «Построй свою историю» включает учеников в работу с самого начала, мотивирует их использовать своё воображение для разработки и создания рассказов, персонажей и сюжетных линий.
Рассказывание и создание рассказов с опорой на заданную структуру — это мощные инструменты, повышающие грамотность и способствующие тому, чтобы ученики делились своими историями, рассказами и событиями из повседневной жизни. Выстраивание событий в естественном порядке способствует пониманию и стимулирует воображение, развивает творческие способности и помогает ученикам создавать совершенно новые идеи.
Ученики развивают творческое и критическое мышление во время практических занятий, на которых они работают над созданием алгоритма событий, сцен, объектов и животных, образов, диалогов, придумывают увлекательное действие и захватывающие сюжетные линии с заранее определённым началом и концом, установленными временными рамками и последовательностью событий. Сценарии обучения, которые можно корректировать согласно уровню подготовки учеников, очень разнообразны и стимулируют совместную работу учеников и обмен идеями, методами и опытом.
В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребенка, происходит развитие его творческих способностей. Игровая форма обучения позволяет организовать оптимальное речевое взаимодействие между участниками.
Наряду с этим, занятия Лего-конструированием помогают в подготовке к восприятию многих понятий, содержащихся в математике, русском языке, развитие речи, литературном чтении, окружающем мире. Повышается мотивация к изучению наук, раскрепощает участников проекта во время выступления и защиты своего проекта. У учащихся, занимающихся Лего-конструированием, улучшается память, стимулируется воображение, а так как работа с мелкими деталями конструктора положительно влияет на мелкую моторику, то появляются и положительные сдвиги в улучшении почерка. В ходе представления мини-проектов речь школьников становится более логичной, пополняется словарный запас.
Обучающая среда Лего позволяет учащимся формировать и использовать навыки конкретного познания, строить новые знания на привычном фундаменте. В то же время новым для учащихся является работа над мини-проектами. И хотя этапы работы над проектом в 1-2 классах отличаются от этапов, по которым идет работа над проектами в средней школе, но цели остаются теми же. К выполнению проекта готовимся заранее: выбираем тему, ищем информацию, создаем модель (план, алгоритм), конструируем, работаем с программным обеспечением StoryVisualizer, защищаем проект. Цели и задачи изучаемых предметов тесно переплетаются с целями и задачами решения «Построй свою историю», т.е. поэтапное формирование речевой деятельности во всех аспектах; овладение детьми способами и средствами речевой деятельности, формирование языковых обобщений, правильное использование их в процессе общения и учебной деятельности.
В ходе работы с инструктором на уроках и во внеурочной деятельности
школьники приобретают базовые знания по математике, русскому языку, развитию речи, литературному чтению, окружающему миру, что в дальнейшем способствует лучшему усвоению материала в старших классах,
знакомятся с методом проектов, который позволяет учащимся и педагогам осуществить системно-деятельностный подход к обучению. В основной школе есть перспектива использования конструктора не только на уроках литературы и русского языка, но и иностранного языка, истории, природоведения и других.
Базовый набор «Построй свою историю» состоит из 1144 тщательно отобранных элементов ЛЕГО, включая разнообразных персонажей, животных, аксессуары, традиционные детали, базовые кубики, строительные пластины для создания до пяти сцен действия плюс одну дополнительную строительную пластину для сборки стрелки-указателя «Построй свою историю». В набор входят два лотка для деталей с отделениями для сортировки деталей по категориям. Отделения обеспечивают организацию процесса создания рассказа и снабжены надписями:
Персонажи (желтые сектора)
В этом отделении находятся животные и элементы персонажей (голова,туловище, ноги, волосы и головные уборы).
Дополнительные предметы (синие сектора)
В этом отделении находятся предметы, которые персонажи могут держать, например еда, инструменты, огонь, вода, кристаллы и т. д. Здесь же содержатся такие традиционные детали, как цепи, части колеса, коробки и флаги.Элементы ландшафта (зелёные сектора)
В этом отделении находятся базовые кубики ЛЕГО для создания сцен и
сюжетов, в которых изображаются растения.
Детали (красные сектора)
В этом отделении находятся более мелкие элементы для детализации
сценария.
Строительные платформы (серые сектора)
В этом отделении находятся строительные пластины, на которых строится сцена, а также элементы и строительная пластина для стрелки-указателя «Построй свою историю». Такие платформы называются «сценическими конструкциями». Для каждой сценической конструкции используется одна строительная пластина. Рассказ, созданный с помощью набора «Построй свою историю», может состоять из одной, трёх или пяти сценических конструкций.
Есть четыре категории заданий:
• Первые шаги
• Повседневное повествование
• Построение и рассказывание историй
• Пересказ и анализ рассказов.
Модель 4x вопросов можно использовать со всеми заданиями. Эта модель обеспечивает структуру рассказа и помогает ученикам сосредоточиться на основных элементах создания рассказа. Обратите внимание, что в процессе создания рассказа необходимо учитывать все четыре элемента.
О ком это?
Этот вопрос побуждает учеников подумать о персонажах рассказа.
Где это происходит?
Этот вопрос побуждает учеников придумать подходящее место действия.
Когда это происходит?
Этот вопрос побуждает учеников подумать, в какой период времени
происходит действие в рассказе.
Что произошло?
Этот вопрос побуждает учеников сосредоточиться на описании сюжета —
событий, из которых состоит рассказ, и их взаимосвязи, комбинации или
последовательности.
Структура заданий
Структура каждого отдельного задания обеспечивает естественный процессобучения и приобретения опыта обучения:
Подготовка к работе
Подготовка к работе включает набор «Построй свою историю» и открытый сценарий. Его можно прочитать вслух или просто пересказать, используя иллюстрацию из набора «Построй свою историю». В этих иллюстрациях намеренно не показана определенная развязка. Их цель — способствовать обсуждению и помочь ученикам определить сюжетную линию. Как правило, в тексте или в прилагаемой иллюстрации содержится вопрос, проблема, задача или возможность. Они никогда не носят конкретный характер. Попросите учеников прокомментировать, как они понимают эти вопросы, и предложить возможные решения:
• Что вы делали на выходных (в праздники)?
• Чем вы занимались?
• С кем вы были?
• Вам понравилось?
• Где вы проводили время?
• У вас есть какие-то истории, которыми вы хотите поделиться?
Построение рассказа
Строительство из кубиков ЛЕГО® — это органичный и быстрый процесс. Ученики могут составлять планы на бумаге, в уме или с помощью карты событий. Их планы будут естественным образом развиваться по мере
появления новых возможностей в процессе строительства. Начав строительство, ученики постепенно создадут персонажей, место действия, специальные элементы, развитие сюжета и определят, сколько им необходимо сценических конструкций — одна, три (начало (завязка), середина (действие) и конец (развязка)) или пять (начало, завязка, кульминация, развязка и конец). В создании рассказ могут участвовать
до пяти учеников — они вместе создают сюжет рассказа, а затем каждый
ученик создаёт одну из сценических конструкций рассказа.
Попросите учеников создать рассказ на основе события, произошедшего с ними.
• Что запомнилось?
• С кем вы были?
• Где происходило действие и что происходило?
Размышление
Размышление влечет за собой пересмотр, изменение, сомнение, адаптацию и дальнейшее построение. Задача учеников — создать мощные и выразительные физические сценарии, в которых разные персонажи задействованы в ряде последовательных событий. В процессе построения и размышления ученики общаются, выражают своё мнение и развивают важные языковые навыки. Во время строительства появляются новые драматические возможности, которые они не могли предвидеть при создании карты событий или в набросках диалогов. Чтобы учесть эти новые возможности, ученики не должны чётко следовать предварительному плану. Они должны общаться и развивать рассказ в процессе построения.
Пусть ученики поразмышляют и поговорят друг с другом о персонажах впроцессе построения. Что они делают? Что они говорят? Что они чувствуют?Попросите учеников продемонстрировать, как их модель помогает имвыражать свои мысли.
Совместное использование и оформление
В процессе совместного использования и оформления ученики должны
последовательно представить сценические конструкции своего рассказа аудитории или друг другу. Дайте ученикам возможность задать вопросы после каждой презентации. Напомните ученикам, что все их рассказы уникальны и что рассказ не может быть «неправильным», но создатель рассказа может пояснить, изменить или расширить его. Для презентации рассказа можно показать фактические сценические конструкции или сделать презентацию на проекторе. Перед использованием программного обеспечения StoryVisualizer ученики могут сделать черновики карты событий, рассказы и цели обучения в черновом варианте.
Расширение
При расширении используются дополнительные идеи для построения оригинальной концепции и дальнейшего развития рассказа. Такие предложения могут использоваться для всех учеников и служить в качестве дополнительных заданий и идей. Дополнительные задания с использованием программного обеспечения тоже включены в этот раздел для дальнейшего развития рассказа и опыта написания.
Устройте большую презентацию всех запоминающихся событий, произошедших с учениками. Сделайте большие плакаты, посвященные повествованиям, созданным с помощью StoryVisualizer, и выставите их в классе или/и в других местах школы, где их могут увидеть другие ученики. Пригласите на презентацию.
Общая информация о программном обеспечении
Программное обеспечение StoryVisualizer включает следующее:
1. Верхняя панель меню — содержит меню для выполнения заданий.
2. Организатор страниц — обеспечивает быстрый доступ к выбранной страницеStoryVisualizer.Кроме того, здесь вы можете изменить порядок страниц.
3. Библиотека — содержит разные элементы StoryVisualizer, например облачка текста, изображения, фотографии, сделанные веб-камерой, фоны и текстовые инструменты.
4. Рабочая область — предоставляет ряд шаблонов расположения длясоздания рассказов.
5. Панель свойств — позволяет менять свойства, например цвет, размер
текста и др.
Сначала выберите ориентацию страницы (книжную или альбомную), затем выберите расположение, щёлкнув на одном из стандартных шаблонов
расположения. Вы можете выбрать какой-либо из стандартных шаблонов или
создать свой собственный шаблон. Можно использовать разные шаблоны длякаждой страницы или один шаблон для всего проекта. Для создания своего шаблона нажмите кнопку «Индивидуальное расположение» (Customlayout) на панели расположения. Затем перетяните фигуры с панели библиотеки в ваш стандартный индивидуальный шаблон. Щёлкните на фигуре, чтобы активировать её, и используйте зелёные контрольные точки для изменения её размера и формы. Можно создавать несколько шаблонов. Щёлкните на кнопке «Готово» (Done), чтобы принять индивидуальный шаблон. Помните, что после того как вы нажали кнопку «Готово» (Done), вы не сможете редактировать индивидуальный шаблон.
Работа с текстом
Щёлкните на текстовой вкладке на панели библиотеки. Перетяните облачкотекста или тестовый блок в рабочую область. Внутри облачка текста появится текст «Напишите что-нибудь классное» (“Writesomethingcool”). Щёлкните два раза для редактирования текста. Облачко текста/текстовый блок автоматически меняет размер, чтобы вместить весь ваш текст.Облачка текста можно переносить в любое выбранное вами место. Дляперемещения конечной части облачка текста подведите курсор к концу облачка, захватите зелёную контрольную точку и перетащите в необходимое положение.
Работа с изображениями
Для добавления в проект изображения сначала вы должны импортировать его в библиотеку изображений. Щёлкните на кнопке «Импортировать изображение» (Importimage) на верхней панели меню и выберите изображения, сохраненные на жёстком диске компьютера. Программное обеспечение StoryVisualizer отфильтрует изображения и покажет только поддерживаемые файлы с изображениями. Поддерживаемые форматы изображений — JPEG и PNG. Перетащите изображением из «Библиотеки изображений» (Imagelibrary) в рабочую область. Можно передвигать изображение в пределах рамок шаблона. Для удаления импортированного изображения щёлкните в окошке и нажмите кнопку «Удалить» (Delete).
Вы можете удалять изображения из библиотеки изображений, только если они не используются в вашем проекте. Для изменения вида изображения щёлкните на кнопке «Видоизменение» (Effects). Вы можете выбрать из подборки эффектов стиля изображения. Для выбора одного из стандартных фонов изображения щёлкните на вкладке «Фон изображения» (Imagebackdrop). Добавить изображение.
Практическая работа: предлагаю и вам построить свои истории. Задание: создать историю по картине А.А.Пластова «Первый снег».
А.А.Пластов «Первый снег»