Конспект урока «Испарение и конденсация» 8 класс


Тема урока: «Испарение и конденсация»
8 класс
Учитель: Яковлева Диана Алексеевна, учитель физики МБОУ «Амгинская средняя общеобразовательная школа №1 им. В.Г. Короленко с углубленным изучением отдельных предметов»
Цель урока:
– создать условия для развития ключевых компетенций учащихся через учебно-познавательную деятельность.
Задачи:
Образовательные – выяснить особенности физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и наоборот; выяснить зависимость скорости испарения от внешних факторов, на основе единства и взаимосвязи явлений природы.
Развивающие - развивать познавательный интерес учащихся, через межпредметные связи; развивать навыки критического мышления, продуктивной деятельности, умение самостоятельно выделять главное, обобщать, анализировать информацию.
Воспитательные – способствовать освоению способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития учащихся, через коммуникативные умения; воспитывать культуру умственного труда; развивать личностные качества.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, опытно-экспериментальный.
УМК:
- Физика. 8 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений /Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов; под ред. В.А. Орлова, И.И. Ройзена.
Приборы и материалы: стеклянные пластинки , сосуды с жидкостями: растительным маслом, водой, спиртом, ватные палочки, электрическая лампа.
Ход урока:
Организационный момент:
Целеполагание: (Ученик читает отрывок стихотворения, заданный заранее)
Моря пополняют запас океана
Над ним формируются клубы тумана.
Они поднимаются выше пока
Не превращаются в облака.
А облака, проплывая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Весной соберется вода в ручейки
Они потекут до ближайшей реки.
Учитель У: Какой процесс описан на отрывке стихотворения ? Как этот процесс называется в народе?
(круговорот воды в природе).
У: Сегодня мы будем изучать явления, без которых этот процесс был бы невозможен, а значит и облик нашей планеты был бы совсем другим.
У: а) У вас на столах лежат прозрачные стеклышки. Подышите на них.
Что вы наблюдаете?
Как называют происходящие явления?
Какой будет тема урока? (Испарение и конденсация)
б). Постановка цели урока:
Где вы могли наблюдать эти явления в природе, быту?
(учащиеся приводят примеры).
У: Какова же цель нашего урока? ( Изучить явления испарения и конденсации).
3. Актуализация имеющихся знаний:
У: Для достижения цели урока необходимо вспомнить изученный ранее материал (фронтальный опрос):
В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?
Какие основные отличия имеются в молекулярном строении у газов, жидкостей и твердых телах.
Изменяются ли молекулы при переходе вещества из одного состояния в другое?
давайте порассуждаем:
По каким внешним признакам можно обнаружить испарение жидкостей?
Как вы думаете, какая молекула может покинуть жидкость?
Какие молекулы остаются в жидкости?
Куда девались молекулы покинувшие жидкость?
Что происходит с температурой жидкости при интенсивном испарении? (Учащиеся отвечают на поставленные вопросы).
У: Теперь проверим наше предположение о том, что испарение зависит от рода вещества. Для этого проведем маленький эксперимент и сделаем вывод (эксперимент №1, см. приложение).
У: Следующее, давайте проверим предположение о том, что испарение зависит от температуры. Сделаем эксперимент (эксперимент №2, см. приложение)
У: Следующее предположение, испарение зависит от площади поверхности. Сделаем эксперимент №3 (см. приложение)
У: Следующее предположение, температура жидкости при испарении уменьшается. Для этого проведем эксперимент и на основании его сделаем вывод.
Работа в парах
Ход работы:
- измерить температуру воздуха в классе;
- капнуть каплю спирта на термометр;
- измерить температуру через несколько секунд.
У: Сделайте вывод.
У. Итак. Под парообразованием, или испарением, понимают процесс перехода из жидкого состояния в парообразное с поверхности жидкости. От поверхности жидкости могут оторваться только молекулы, имеющие очень большую скорость. Это позволяет им преодолеть силы притяжения с молекулами нижних слоев. Таким образом, жидкость покидают самые « энергичные» молекулы, а в жидкости остаются молекулы, которые движутся с меньшими скоростями. Поэтому при испарении внутренняя энергия жидкости уменьшается. Молекулы, которые покинули жидкость и ушли в воздух, образуют пар.
У. Итак, запишем в тетради:
Скорость испарения зависит:
от рода жидкости: (там, где сила притяжения между молекулами жидкости меньше, скорость испарения выше).
от температуры жидкости: (чем выше температура жидкости, тем больше молекул со скоростями, достаточными для ухода с поверхности жидкости в воздух).
от площади поверхности: (чем больше площадь поверхности, тем большее число молекул одновременно вылетает в воздух).
от наличия или отсутствия ветра: (отдельные молекулы жидкости, попавшие в воздух, могут упасть обратно в жидкость, но если есть ветер, то он снесет эти молекулы в сторону).
У. Ребята, а если закрыть сосуд крышкой, будет ли происходить испарение? (Ответы учащихся).
У. Оказывается, что одновременно с испарением, происходит переход молекул из пара в жидкость – конденсация.
У. Я предлагаю посмотреть эксперимент, пока нагревается вода, посмотрим значение слова – конденсация в словаре.
Эксперимент 4: наблюдение явления конденсации.
У. Что наблюдали? Какой вывод?
Учитель обобщает сказанное и делает вывод о том, что конденсация пара сопровождается выделением энергии.

5. Закрепление знаний учащихся:
Цель: научить применять полученные знания при решении качественных задач.
Используя изученные явления испарения и конденсации, ответим на следующие вопросы:
в) Блиц – опрос:
При выходе из реки мы ощущаем холод. Почему?
Почему канистру с бензином нельзя оставлять открытой?
Когда бельё высохнет быстрее при открытой или закрытой форточке?
Для чего вы дуете на горячий чай?
Как вы будите жарить картофель: накрывая сковороду крышкой или нет? Если хотите получить хрустящий картофель?
Какие щи остынут быстрее постные или жирные?
6. Оценка качества знаний.
У. Для того чтобы оценить приобретенные знания сделаем тест. (Раздаточные материалы по вариантам)
Тест:
Вариант 1
Испарение происходит…
А. при любой температуре
Б. при температуре кипения
В. при определенной для каждой жидкости
При увеличении температуры
жидкости скорость испарения…
А. уменьшается
Б. увеличивается
В. не изменяется
При наличии ветра испарение
происходит...
А. быстрее
Б. медленнее
В. не влияет на испарение
Вариант 2
Если нет притока энергии к жидкости
извне, испарение сопровождается…
температуры жидкости.
А. понижением
Б. повышением
При увеличении площади свободной
поверхности жидкости скорость испарения…
А. не изменяется
Б. увеличивается
В. Уменьшается
При конденсации жидкости происходит…
энергии.
А. поглощение
Б. выделение
(самопроверка результатов)
7. Подведение итогов урока:
У. Давайте вспомним нашу работу на уроке.
- Какова была цель урока?
- Как вы считаете, достигли мы цели?
8. Домашнее задание:
§40 повторить, сделать сообщения по теме:
« Использование знаний о процессах испарения и конденсации в быту и технике»
«Испарение воды листьями»,

Приложение:
Зависимость испарения от рода вещества.
Экспериментальное задание № 1.
Оборудование: стеклянная пластинка (1-2 шт.), сосуды с жидкостями: растительным маслом, водой, спиртом, ватные палочки.Ход работы: на чистую пластинку стекла нанесите при помощи ватных палочек мазки в следующей последовательности: масло, вода, спирт.
Наблюдая за процессом испарения данных веществ, сделайте вывод о зависимости скорости испарения от рода жидкости.
Зависимость испарения от температуры.
Экспериментальное задание №2.
Оборудование: 2 стеклянные пластины, сосуд со спиртом, электрическая лампа.
Ход работы: капните на две чистые стеклянные пластины по капле спирта, одну из пластин поместите под электрической лампой.
Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от температуры.
Зависимость испарения от площади поверхности.
Экспериментальное задание № 3.
Оборудование: 2 стеклянные пластины, сосуд со спиртом.
Ход работы: капните на каждую стеклянную пластину по капле спирта. Вращая одну из стеклянных пластин в слегка наклоненном положении, распределите каплю спирта на максимальной площади.
Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от площади свободной поверхности.