Разработка урока по теме Испарение (физика)

Урок по теме «Испарение» -8 класс

Цель урока: создать условия для приобретения учащимися знаний о процессе испарения, развития их познавательного интереса к физике и технике и формирования общеучебных умений.
Задачи урока.
Общеобразовательные: углубить и дополнить знания учащихся об агрегатных состояниях вещества; дать понятие процесса испарения, рассмотрев его на основе МКТ; исследовать факты, влияющие на скорость испарения.
Воспитательные: воспитать интерес к предмету и позитивное отношение к учебе; формировать научное мировоззрение, систему взглядов на мир и на технический прогресс; воспитывать товарищество, взаимопомощь.
Развивающие: развивать познавательный интерес к физике и технике; производить наблюдения, делать выводы, обобщать, сравнивать, выделять главное.
Оснащение урока:
1) раздаточный материал: а) опорный конспект, б) карточки с заданиями;
2) материалы и оборудование: штативы с муфтами, 2 однотипных предмета из кукольной одежды, бельевая веревка, 2 носовых платка, фен электрический, тазик с водой, промокательная бумага, спирт, вода, растительное масло.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
Этап мотивации учащихся.
Дидактическая задача: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся, подготовить их к осознанному изучению нового материала.
Содержание этапа.
Учитель (У). Мы уже не представляем жизнь без техники. (Тихо звучит песня Юрия Энтина «До чего дошел прогресс» из кинофильма «Приключение Электроника».) И действительно технический прогресс полностью охватил нашу жизнь. Перечислите, пожалуйста, какая современная техника помогает вам в вашей жизни?
Школьники (Ш). Приводят свои примеры.
У.А ваш папа часто использует новинки технического прогресса, которые облегчают ему работу? А какую технику он использует?
Ш. Приводят свои примеры.
У. Приведите примеры бытовой техники, которая облегчает маме работу по дому.
Ш. Приводят свои примеры.
Этап усвоения новых знаний, умений и навыков.
Подготовительный этап: заранее на уроке двум ученикам дано индивидуальное задание: проделать опыт по исследованию зависимости скорости процесса испарения от рода жидкости (опыт для них описан на карточке): на промокательную бумагу капните в разные места по одной капле воды, спирта и растительного масла. Проследите, какая из капель испарится первой, какая – второй, а какая останется на бумаге довольно долго. Сделайте вывод и попробуйте обосновать.
Содержание этапа.
У. Автор песни был прав в том, что технический прогресс очень расслабляет людей. Чтобы постирать белье в современной стиральной машине, достаточно его закинуть в машину и подождать 2-3 часа. И оно чистое, сухое и готово. А что было 10 – 20 лет назад? Многие стирали руками или в машинках, которые только простирывали белье в порошке, а все остальное необходимо было делать самим. Представим себе, что современная стиральная машинка сломалась ( или мы находимся на даче, а там нет современной стиральной машины). Но как повысить эффективность сушки белья? Ребята, может, вы мне подскажите, что необходимо сделать для того, чтобы выстиранное белье быстрее высохло.
Ш. Сначала развесить белье.
У. Помогите мне, пожалуйста, ребята. Приглашает двух учеников. Рядом с каждой натянутой веревкой для сушки белья лежат таблички, на которых написано: 1) развесьте белье, не расправляя; 2) развесьте белье, используя прищепки и тщательно его расправив.
У. Скажите, пожалуйста, что вы сделали, развесив белье, в сравнении с моим бельем, которое было в тазике?
Ш. Увеличили площадь поверхности.
У. Ребята, а у кого из моих помощников быстрее высохнет белье?
Ш. У того, который развесил белье, более тщательно его расправив, т.е. там, где площадь поверхности больше.
У. Следовательно, белье быстрее высохнет, если увеличить площадь поверхности?
Ш. Подтверждают сделанный вывод?
У. Давайте возьмем опорный конспект и отметим в нем этот вывод. В пункте 1 запишем «зависит от площади поверхности». Ребята, а как можно значительно увеличить скорость высыхания белья?
Ш. Например, использовать фен. Один ученик с помощью фена просушивает повешенный на веревке платок. На другой веревке висит такой же платок (для сравнения)
У. Почему платок высыхает быстрее.
Ш. Так как фен создает ветер, который уносит молекулы воды.
У. Следовательно, вот мы и выяснили второе условие: от чего зависит скорость высыхания белья. Что мы запишем в пункт 2?
Ш. Зависит от ветра
У. Правильнее – зависит от движения воздуха. А при каких еще погодных условиях белье высыхает быстрее?
Ш. Быстрее высыхает белье летом в жаркую погоду.
У. Значит, от чего зависит скорость испарения?
Ш. От температуры окружающей среды.
У. Давайте отметим в пункте 3 «зависит от температуры». А может ли белье высыхать при любой температуре или есть определенная температура испарения жидкости? Приведите примеры?
Ш. Высыхает белье и летом, и осенью, и зимой. Испарение происходит при любой температуре.
У. Ребята, скажите, пожалуйста, вода или спирт при одинаковых условиях быстрее высыхает?
Ш. Высказывают разные предположения.
У. А давайте спросим наших ребят, которые уже постарались экспериментально доказать или опровергнуть ваши предположения.
Ш. Кратко описывают опыт и делают вывод.
У. Ребята, мы правильно вас поняли? Испарение зависит от рода жидкости?
Ш. Подтверждают сделанный вывод.
У. Какой вывод мы должны с ребятами записать в пункте 4?
Ш. Запишем «от рода жидкости».
У. Вот мы с вами рассмотрели процесс высыхания белья. А скажите, где еще мы наблюдаем аналогичные явления?
Ш. Перечисляют, приводя примеры (высыхание луж после дождя, высыхание тела после купания и т. д.)
У.Запишите в конспекте один пример.
У. А что происходит в данных явлениях?
Ш. Испарение, жидкость переходит в газообразное состояние, молекулы воды покидают поверхность.
У. Мы рассмотрели один из способов перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое. А какие здесь агрегатные состояния?
Ш. Жидкость и газообразное состояние вещества.
У. Давайте в опорных конспектах в кружочках отметим наши агрегатные состояния. Стрелочка должна подсказать: какой переходный процесс происходит?
Ш. Испарение
У. Подпишем над стрелочкой «испарение». Теперь мы готовы дать определение процессу испарения?
Ш. Дают различные ответы.
У. Давайте отметим на рисунке ту модель молекулы, которая быстрее покинет жидкость. Почему вы так решили?
Ш. Все молекулы жидкости непрерывно движутся. Если достаточно «быстрая» молекула окажется на поверхности жидкости, то она может преодолеть силы притяжения соседних молекул и вылетит из жидкости. Если достаточно «быстрая» молекула окажется внутри жидкости, то для этого ей необходимо затратить энергию на преодоление сил притяжения соседних молекул и на движение на поверхность жидкости. Тем самым у нее останется недостаточно энергии для вылета из жидкости.
У. Из всего сказанного мы теперь можем дать полное определение данному процессу. Испарение – это явление превращения жидкости в пар, происходящее с поверхности жидкости. Давайте запишем это определение в вашем конспекте.


Закрепление
У. Обратимся к опорным конспектам. Скажите, пожалуйста, как называется явление, которое мы сегодня с вами рассмотрели на уроке?
Ш. Испарение.
У. Какая тема нашего урока была сегодня?
Ш. «Испарение»
У. Запишем в конспекте тему урока.
У. От чего зависит скорость испарения?
Ш. Перечисляют все экспериментальные выводы, используя свои конспекты.
У. Приведите примеры испарения.
Ш. Приводят свои примеры.
Домашнее задание.
Прочитать конспект урока и соответствующий параграф учебника, ответить на вопросы в конце параграфа.
У. Для более детального и экспериментального изучения процесса испарения вам предложен ряд домашних экспериментов, которые описаны в опорных конспектах.

Опорный конспект.
Тема:_______________________________________________________________________
Условия, от которых зависит скорость высыхания белья:
1) __________________________________________________________________________
2) __________________________________________________________________________
3) __________________________________________________________________________
4) __________________________________________________________________________
Пример______________________________________________________________________

Агрегатные состояния






Как происходит данное явление?

_________________________________________




Испарение - _________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________


Домашний эксперимент
1. Капнув на две чистые стеклянные пластинки по капле спирта (или одеколона), поместите одну из них над нагретой электрической плиткой. Заметьте время, в течение которого испарится одеколон с этой пластинки и с той, которая не подогревается. Сделайте вывод из этого опыта о зависимости скорости испарения от температуры, обоснуйте его.
2. На две чистые стеклянные пластинки стекла поместите по капле одеколона. Помашите над одной из пластинок веером так, чтобы ветер от него не попадал на другую. С какой пластинки капля испарится быстрее? Сделайте вывод из своего опыта и обоснуйте его.
3. Поместите на чистую стеклянную пластинку каплю одеколона и, наклоняя пластинку в разные стороны, добейтесь, чтобы капля растеклась по стеклу. Рядом нанесите еще одну каплю одеколона. Пронаблюдайте за ее испарением. Сравните скорости испарения этих капель и сделайте вывод о зависимости скорости испарения от величины ее поверхности, обоснуйте свой вывод.
4. Смочите ватку одеколоном. Обмотайте ею шарик термометра. Заметьте значение температуры в начале опыта и спустя 2-4 минуты. Сделайте вывод из этого опыта об изменении температуры во время испарения, обоснуйте этот вывод.
Р.S. Вывод по каждому опыту запишите в тетрадь.



































13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415