Пояснительная записка к рабочей программе по технологии 6 класс (девочки).
Пояснительная записка
Направление «Технологии ведения дома»
Данная программа составлена на основе Закона РФ «Об образовании» (от 10.07.1992г. №3266, с изменениями и дополнениями), Типового положения об общеобразовательном учреждении, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897), примерной программы по технологии для учащихся 5-9 классов, (М.: Просвещение, 2011); примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (основная школа, 2011г.); Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (пр.Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986); СанПиН (2.4.2. 2821-10 от 29 декабря 2010 г. №189); Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (пр.Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. №2106); образовательного (учебного) плана МБОУ СОШ №1 г.Белая Калитва.
Направленность рабочей программы
«Технологии ведения дома»
Рабочая программа имеет базовый уровень и направлена на достижение следующих целей:
освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
На изучение программы в 6 классе выделено 70 часов в год из расчета 2 учебных часа в неделю.
Анализ образовательных потребностей обучающихся и аргументация распределения количества часов по направлениям программы
С учетом
интересов обучающихся,
возможностей ОУ и материально-технической базы,
наличия методического и дидактического обеспечения
Цели и задачи образовательной области
«Технология» в 6 классе
Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.
Задачами изучения учебного предмета «Технология» в 6 классе являются:
Овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники,
Формирование представлений о культуре труда, производства,
Воспитание трудовых, гражданских, экологических и патриотических качеств личности,
Обучение применению в практической деятельности знаний, полученных при изучении основ наук.
Общая характеристика предмета
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, информации, объектов природной среды.
Независимо от вида изучаемых технологий, содержанием программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
Технологическая культура производства,
Культура и эстетика труда,
Получение, обработка, хранение и использование технологической информации,
Основы черчения, графики, дизайна,
Знакомство с миром профессий,
Влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека,
Творческая и проектная деятельность
Содержание рабочей программы по технологии в 6 классе предусматривает изучение программы по следующим направлениям:
Творческая проектная деятельность
Технология ведения домашнего хозяйства
Кулинария
Создание изделий из текстильных материалов
-Производство текстильных материалов
-Свойства текстильных материалов
-Изготовление выкройки
-Швейные ручные работы
-Швейная машина
-Машинные швы
-Влажно-тепловая обработка ткани
Художественные ремесла (Счетная вышивка)
По каждому разделу учащиеся изучают основной теоретический материал, осваивают необходимый минимум технологических операций, которые в дальнейшем позволяют выполнить творческие проекты.
На изучение теоретического материала отводится около 30% учебного времени. Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность – формирование универсальных учебных действий.
Основным видом деятельности учащихся 6 класса, изучающих предмет «Технология» по направлению «Технологии ведения дома», является проектная деятельность. В течение учебного года учащиеся выполняют не менее одного проекта в рамках содержания одного из четырёх разделов программы: «Технологии домашнего хозяйства», «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов» и «Художественные ремёсла», что и является итоговой работой по окончанию изучения курса предмета «Технология», 6 класс.
Место предмета «Технология» в базисном учебном плане
Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.
С учётом общих требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:
развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность;
формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета
Раздел «Кулинария»
самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из молока и молочных продуктов, рыбы, бобовых и макаронных изделий, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.
составлять рацион питания на основе физиологических потребностей организма;
выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах; организовывать своё рациональное питание в домашних условиях; применять различные способы обработки пищевых продуктов в целях сохранения в них питательных веществ;
экономить электрическую энергию при обработке пищевых продуктов; оформлять приготовленные блюда, сервировать стол; соблюдать правила этикета за столом;
определять виды экологического загрязнения пищевых продуктов; оценивать влияние техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека;
выполнять мероприятия по предотвращению негативного влияния техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека.
Раздел «Заготовка продуктов»
Заготовка продуктов:принципыТехнология квашения капусты
Раздел «Рукоделие. Счетная вышивка»
определять и исправлять дефекты швейных изделий;
выполнять художественную отделку швейных изделий;
изготовлять изделия декоративно-прикладного искусства, региональных народных промыслов;
определять основные стили одежды и современные направления моды.
Раздел «Элементы материаловедения
Производство и свойства тканей животного происхождения;
Раздел «Элементы машиноведения»
ТБ при работе на машине;
Устранение мелких неполадок
Раздел «Конструирование и моделирование одежды»
Построение чертежа поясного изделия;
Технология изготовления поясного изделия;
Раздел «Технология ведения дома»
Ассортимент средств по уходу за одеждой и обувью;
Хранение меховых и шерстяных изделий;
Раздел «Интерьер жилого дома»
Композиция в интерьере,
Раздел «Творческие проектные работы»
планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить
пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;
осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
В результате изучения технологии обучающиеся ознакомятся:
с ролью технологий в развитии человечества, механизацией труда, технологической культурой производства;
функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий, себестоимостью продукции, экономией сырья, энергии, труда;
экологическими требованиями к технологиям, социальными последствиями применения технологий;
производительностью труда, реализацией продукции;
устройством, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (инструментов, механизмов, приспособлений, приборов, аппаратов, станков, машин);предметами потребления, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
методами обеспечения безопасности труда, культурой труда, этикой общения на производстве;
информационными технологиями в производстве и сфере услуг, перспективными технологиями;
овладеют основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии, информационной преобразующей, творческой деятельности;
умением распознавать и оценивать свойства конструкционных, текстильных и поделочных материалов;
умением выбирать инструменты, приспособления и оборудование для выполнения работ, находить необходимую информацию в различных источниках, в том числе с использованием компьютера;
навыками чтения и составления конструкторской и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда; выбора, проектирования, конструирования, моделирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;
навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте с учётом имеющихся ресурсов и условий, соблюдения культуры труда;
навыками организации рабочего места с соблюдением требований безопасности труда и правил пользования инструментами, приспособлениями, оборудованием;
навыками выполнения технологических операций с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
умением разрабатывать учебный творческий проект, изготовлять изделия или получать продукты с использованием освоенных технологий;
умением соотносить личные потребности с требованиями, предъявляемыми различными массовыми профессиямик личным качествам человека; возможность реализации общетрудовой и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического развития обучающихся.
Программа по предмету «Технология», 6 класс предусматривает проведение на занятиях инструктажа по охране труда и технике безопасности. Преподавателем ведется журнал по охране труда в соотвествии с существующими нормативными документами и локальными актами школы.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.
Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и лабораторно-практические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения — учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы.
Программой предусмотрено выполнение обучающимися творческого проекта. Соответствующая тема по учебному плану программы предлагается в конце каждого года обучения.
При организации творческой, проектной деятельности обучающихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении и стоимости продукта труда — изделия, которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления. Учитель должен помочь школьникам выбрать такой объект для творческого проектирования (в соответствии с имеющимися возможностями). При этом необходимо, чтобы объект был посильным для школьников соответствующего возраста.
Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических построений. С химией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов. При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов.
Период Кол-во часов В том числе кол-во часов на проведение
Самостоятельных работ Практических работ Проектных работ
1 четверть 18 4ч 6ч -
2 четверть 15 4ч 6ч -
3 четверть 20 - 12ч -
4 четверть 17 - 2ч 8ч
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Программа реализована в предметной линии учебников «Технология. Технологии ведения дома», подготовленных авторским коллективом (А. Т. Тищенко, Н. В. Синица, В. Д. Симоненко) в развитие учебников, созданных под руководством проф. В. Д. Симоненко и изданных Издательским центром «Вентана-Граф».
Литература:
1.Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы М.: Просвещение,2011 – (Стандарты второго поколения).
2. Учебник. Н.В.Синица, В.Д.Симоненко «Технология. Технология ведения дома», М.: Вентана-Граф, 2012.
3. Учебник. О.А.Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая «Технология. Обслуживающий труд», М.: Дрофа, 2012.
4. Учебник. В.Д.Симоненко «Технология. Обслуживающий труд», М.: Вентана-Граф, 2008.
5. «Технология. Обслуживающий труд» Рабочая тетрадь 5 класс, М.: Вентана-Граф, 2012.
6. «Технология. Технологии ведения дома» Рабочая тетрадь 5 класс. М.: Вентана-Граф, 2012.
7. Г.П.Попова «Технология. Поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д. Симоненко. Вариант для девочек», учитель, 2009.
8. Е.А. Гурбина «Технология. Поурочные планы по разделу вязание», учитель 2007.
9. С.Э. Маркуцкая «Тесты по технологии. Обслуживающий труд 5-7 классы», Экзамен 2006.
10. Г.А.Гордиенко «КИМ. Технология для девочек. 5-8 класс»,Учитель 2010.
Дополнительная литература и источники информации
Арефьев, И. П. Занимательные уроки технологии для девочек / И. П. Арефьев. - М. : Школьная пресса, 2005.
Баранчикова, Л. А. Приготовление сладких блюд и напитков из плодов дикорастущих растений / Л. А. Баранчикова // Школа и производство. - 1998. - № 4. - С. 65.
Бешенков, А. К. Технология. Методика обучения технологии. 5-9 классы : метод, пособие / А. К. Бешенков, А. В. Бычков, В. М. Казакевич, С. Э. Маркуцкая. - М. : Дрофа, 2007.
Василъченко, Е. В. Кулинарные работы и методика их проведения / Е. В. Васильченко // Школа и производство. - 1991. - № 4. - С. 45.
Васильченко, Е. В. Секрет хранения продуктов / Е. В. Васильченко // Школа и производство. - 1992,-№ 1.-С. 53.
Винокурова, И. А. Оригинальные салаты / И. А. Винокурова // Школа и производство. - 1990. - № 12.-С. 33.
Винокурова, И. А. Правильное использование овощей в кулинарии / И. А. Винокурова // Школа и производство. - 1989. - № 4. - С. 44.
Гилева, Е. А. Формируем у школьников технологическую и проектную культуру / Е. А. Гилева, Ю. С. Егоров // Школа и производство. - 2001. - № 4. - С. 25.
Глазырина, Е. А. Развитие познавательной активности школьников / Е. А. Глазырина // Школа и производство. - 2008. - № 5. - С. 50.
Гряникова, В. М. Просто и вкусно / В. М. Гряникова // Школа и производство. - 1993. - №4.-С. 35.
Гуревич, Р. С. Кроссворды по трудовому обучению / Р. С. Гуревич // Школа и производство. - 1989. -№ 9. - С. 75.
Зуева, Т. К. Оформление холодных блюд / Т. К. Зуева // Школа и производство. - 1996. - № 4. - С. 70.
Иванова,М. А. Изучение темы «Обработка накладного кармана» в 5 классе / М. А. Иванова // Школа и производство. - 2003. - № 4. - С. 49
14. Кожина О. А. Определение качества пищевых продуктов на уроках кулинарии / О. А. Кожина, Е. Н. Филимонова // Школа и производство. - 2008. - № 4. - С. 15.
15. Корчагина, Г. А. Дидактический материал по кулинарии. 6 класс / Г. А. Корчагина, Е. В. Старикова // Школа и производство. - 1992. - № 9-10. - С. 21.
16. Корчагина, Г. А. Дидактический материал по обработке ткани. 6 класс / Г. А. Корчагина, Е. В. Старикова // Школа и производство. - 1992. - № 9-10. - С. 23.
17. Кругликов, Г. И. Методика проведения занятий по технологии обработки ткани. 5 класс / Г. И. Кругликов // Школа и производство. - 2001. - № 2. - С. 32.
18. Максимов, Н. А. Освещение в быту / Н. А. Максимов // Школа и производство. - 1989. - № 3. - С. 31.
19. Махмутова, X. И. Декорирование изделий аппликацией из ткани / X. И. Махмутова // Школа и производство. - 2006. - № 6. - С. 42.
20. Мокрушина, Г. Г. Обед в походных условиях / Г. Г. Мокрушина // Школа и производство. - 2002.-№7.-С. 49.
21. Молева, Г. А. Формирование умения учиться на уроках технологии (обслуживающего труда) / Г. А. Молева, И. А. Богданова // Школа и производство. - 2000. - № 3. - С. 33-35.
22. Муравьев, Е. М. Общие основы методики преподавания технологии / Е. М. Муравьев, В. Д. Симоненко. - Брянск : НМЦ «Технология», 2000.
23. Панфилова, Т. Ф. 31 .Панфилова, Т. Ф. Салфетки для праздничного стола / Т. Ф. Панфилова // Школа и производство. - 2003. - № 5. - С. 50.
24. Подласова, Р. В. Это интересно знать / Р. В. Подласова // Школа и производство. - 1990. - №5.-С. 45.
25. Рубис, А. И. Раздаточный материал по безопасности труда / А. И. Рубис // Школа и производство. - 1989. - № 3. - С. 28.
26. Урбанская, О. Н. Приготовление праздничного стола / О. Н. Урбанская // Школа и производство. - 1990. - № 6. - С. 58.
27. Уроки по курсу «Технология». 5-9 классы / под ред. Е. Н. Перова. - М. : 5 за знания, 2008.
28. Усова, Н. В. Швейная машина: история создания / Н. В. Усова // Школа и производство. - 1990. - № 4. - С. 61.
29. Хаханова, Л. П. Из истории интерьера жилого дома / J1. П. Хаханова // Школа и производство. - 1996.-№ 1.-С. 61.
30. Хаханова, Л. П. Искусственное освещение в интерьере жилого дома / Л. П. Хаханова // Школа и производство. - 1997. - № 5. - С. 72.
31. Хворостов, А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе / А. С. Хворостов. - М. : Просвещение, 1981.
32. Хотунцев, Ю. Л. Экологическое обоснование и воспитание школьников на уроках технического труда в 5-7 классах / Ю. Л. Хотунцев, Н. И. Нагибин // Школа и производство. - 2010. - № 1. - С. 13.
33. Шидлаускене, В. В. Органолептический анализ пищевых продуктов и блюд из них / В. В. Шидлаускене // Школа и производство. - 1989. - № 3. - С. 48.
34. Щербакова, Л. Г1 О названиях тканей / Л. П. Щербакова // Школа и производство. - 1992. - №2.-С. 53.
35. Это интересно: соль // Школа и производство. - 1992. - № 2. - С. 57.
36. Яркова, И. В. Учебные игры в изучении технологии / И. В. Яркова // Школа и производство. -2001.- № 5. _ с. 50.
Результаты освоения учебного предмета
«Технология» в 6 классе
Изучение предмета «Технология» обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
формирования уважительного отношения к труду;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в 5 классе:
самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов; моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в 6 классе:
в познавательной сфере:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда;
практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
в трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда;
подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии;
подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере:
оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности;
осознание ответственности за качество результатов труда;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере:
практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта;
сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора;
аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
в физиолого-психологической сфере:
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
Система оценки и видов контроля
Устный контроль включает методы индивидуального опроса, фронтального опроса, устных зачетов, устных экзаменов, программированного опроса. Письменный контроль предполагает письменные контрольные, письменные зачеты, программированные письменные зачеты.
Проектная культура предполагает большую свободу критериев, многие из которых устанавливаются самими исполнителями. При оценке проекта учитываю целесообразность, сложность и качество выполнения изделия, кроме того – полноту пояснительной записки, аккуратность выполнения схем, чертежей, уровень самостоятельности, степень владения материалом при защите.
Эти виды контроля учитель может использовать как на каждом занятии, так и периодически (по этапам, по разделам).
В последнее время имеют место стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках испытуемых.
На современном этапе при оценке знаний перечисленные проблемы в большей степени решаются использованием такой формы контроля, как тестирование.
Инструментарий для оценивания результатов:
тесты,
практические работы
творческие работы,
творческие проектные работы,
лабороторные работы
Система оценки достижений учащихся:
пятибалльная, портфолио, проектная работа
Форма промежуточной и итоговой аттестации: аттестация (оценка) за I, II, III, IV четверти и год.
Нормы оценки знаний, умений и компетентностей учащихся
ОТМЕТКА «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
ОТМЕТКА «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
ОТМЕТКА «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердит ответ конкретным примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы.
ОТМЕТКА «2» ставится, если учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.
Нормы оценки практической работы
Организация труда
ОТМЕТКА «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технологической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд и соблюдался план работы, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила ТБ, отношение к труду добросовестное, к инструментам – бережное, экономное.
ОТМЕТКА «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправились самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила ТБ.
ОТМЕТКА «3» ставится, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, правил ТБ.
ОТМЕТКА «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, ТБ, которые повторялись после замечаний учителя.
Приемы труда
ОТМЕТКА «5» ставится, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил ТБ, установленных для данного вида работ.
ОТМЕТКА «4» ставится, если приемы труда выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было нарушений правил ТБ.
ОТМЕТКА «3» ставится, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечаний учителя, допущены незначительные нарушения правил ТБ.
ОТМЕТКА «2» ставится, если неправильно выполнялись многие работы, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме или поломке инструмента (оборудования).
Качество изделия (работы)
ОТМЕТКА «5» ставится, если изделие или другая работа выполнены с учетом установленных требований.
ОТМЕТКА «4» ставится, если изделие выполнено с незначительными отклонениями от заданных требований.
ОТМЕТКА «3» ставится, если изделие выполнено со значительными нарушениями заданных требований.
ОТМЕТКА «2» ставится, если изделие выполнено с грубыми нарушениями заданных требований или допущен брак.