Выступление Формирование УУД на уроках в начальной школе
МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа № 2»
Выступление на районном семинаре
Формирование УУД
в процессе освоения учащимися
предметного содержания начального общего образования
Подготовила Тамбовцева Н.И.
учитель начальных классов
Инсар 2013
Жизнь в современном обществе такова, что уже младшему школьнику она предъявляет ряд конкретных требований: эффективно действовать в проблемных и незнакомых ситуациях, самостоятельно создавать новые продукты деятельности, ориентироваться в потоках информации, быть коммуникативным, эмоционально устойчивым и т.д., что и заявлено во всех официальных документах Правительства РФ, как ориентиры на современный подход в образовании. При разработке ФГОС НОО второго поколения одним из методологических оснований является компетентностный и системно-деятельностный подходы и приоритетом становится формирование общеучебных умений и навыков, а так же способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
Современный подход в образовании не отрицает значимости формирования прочных предметных ЗУН, которые необходимы, но недостаточны для успешного развития личности ребёнка. Именно поэтому в настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Перед школой и учеником стоит задача не просто изучение основ математики, литературы, окружающего мира, а в первую очередь, расширения, усложнения индивидуальных познавательных ресурсов в процессе овладения той или иной учебной дисциплины. Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребёнка на основе формирования умения учиться. Известно, что эффективен не тот, кто просто знает, а тот, у кого сформированы механизмы приобретения, организации и применения знаний. Научиться учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Современные потребности учащихся останутся нереализованными, если в образовательном процессе учащийся не обретёт статус субъекта образования. В связи с этим злободневным становится формирование и развитие УУД в условиях лавинообразного возрастания объёмов информации, её быстрого старения. Поэтому УУД являются важнейшим компонентом стандартов второго поколения и обеспечивают формирование ключевых компетенций учащихся.
Обладая интегративной природой, именно УУД обеспечивают универсальность образования, позволяя ученику не просто воспроизводить полученные ЗУН в искусственно созданных условиях учебного процесса, а использовать их творчески, в незнакомой ситуации, в реальной действительности.
Проектирование образовательно-воспитательной программы начального образования должно быть согласовано с программой развития УУД. При отборе и структурировании содержания образования, выборе конкретных методов и форм обучения должны учитываться цели формирования конкретных видов УУД. Успешность их развития решающим образом зависит от способа построения содержания учебных предметов, а именно от ориентации на сущностные знания в определённых предметных областях.
Как же конкретно может быть сформировано универсальное учебное действие? Рассмотрим на примере школьного предмета математика.
В начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия.
Учебный предмет «Математика» обеспечивает формирование следующих УУД:
логические универсальные действия;
анализ объектов с целью выделения признаков ;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.
Тема: «Оценка суммы»
100+300<124+356<200+400
400<124+356<600
Эта тема имеет большой развивающий потенциал, активизирует мышление и речь детей , требует от них анализа ситуации, сравнения, перебора вариантов, выбора оптимального варианта, обоснования позиции.
- перевод вербально заданного текста на язык графики и обратные задания (по рисункам или схемам надо составить задачи или примеры):
В роще 240 берёз, а клёнов на 93 меньше. Сосен в ней вдвое больше, чем клёнов, а елей - в 3 раза меньше, чем сосен и берёз вместе. Сколько всего деревьев в этой роще?
- Составьте по данной схеме задачу.
УУД: установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений;
«Блиц-турнир».
а) Пешеходу надо пройти а км. Он шёл 4ч со скоростью b км/ч. Сколько километров ему ещё осталось пройти?
б) Автобус ехал 2ч со скоростью с км/ч и 3ч со скоростью d км/ч. Какое расстояние проехал автобус?
в) Самолёт пролетел за 2ч y км. Какое расстояние он пролетит за 5ч, если будет лететь с той же скоростью?
- Найдите к каждой задаче соответствующую схему.
УУД: моделирование; преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая). Одно из важнейших познавательных универсальных действий: умение решать проблемы или задачи. Усвоение общего приёма решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций - умение анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, устанавливать аналогии.
Общий приём решения задач включает: знания этапов решения (процесса), способов решения, а также владение предметными знаниями: понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приёмами и операциями.
На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью ученикам предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач.
Можно предложить ученикам парные задания или работу в группах, где УУД служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
С целью формирования регулятивного универсального учебного действия - действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие алгоритм действия.
Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и результат выполняемой операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи успешно справляются с предложенным заданием. Главное здесь - речевое проговаривание учеником выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание.
Рассмотрим, как же происходит развитие УУД на другом школьном предмете – литературном чтении.
Требование к результатам изучения этого предмета включают формирования всех видов УУД: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных, с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации . Литературное чтение - осмысленная, творческая духовная деятельность, обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия.
На учебном предмете «Литературное чтение» при работе с произведением Л.Чарской «Записки маленькой гимназистки» обеспечивается формирование следующих УУД:
- смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;
- самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации.
В этом произведении происходит знакомство с исторической эпохой России конца XIX – начала XX века. Произведение очень эмоциональное, вызывает у детей большой интерес, сочувствие к главной героине. Дети сравнивают себя с героиней произведения, получают возможность разобраться в межличностных отношениях.
После чтения и анализа произведения дети выполняют следующие задания:
- Как автор относится к героине?
- Какие чувства к героине испытываете вы?
- Составьте биографию Лены Икониной.
- Выберите самый волнующий фрагмент из произведения.
- Что в этом произведении для тебя самое важное?
При изучении произведения М.Пришвина «Изобретатель» происходит формирование другого УУД: формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с историей России, её природой.
М.Пришвин через картины природы, доброе отношение к животным и заботу о них передаёт детям светлое чувство любви к Родине.
Задания к произведению.
1. Составь план рассказа.
2. Понаблюдай, как рождается образ птицы в рассказе М.Пришвина.
1) Прозвище птицы (о чём говорит?)
2) Её поступки, поведение (выпиши из текста).
3) Характер птицы (выпиши и подбери свои слова).
4) Отношение автора к птице (как он её называл?)
3.Прочитай отрывок из записей в дневнике М.Пришвина. Подчеркни самое главное.
4. Запиши кратко основные мысли статьи С.Маршака о М.Пришвине. Одну из записанных мыслей проиллюстрируй примерами из любого рассказа М.Пришвина.
5. Прочитай, как Пришвин понимал слова «родина» и «отечество». Вставь пропущенные слова.
Природа явилась нам как родина, и родина-мать обратилась в отечество.
Я стою и расту - я…….
Я стою, и расту, и хожу - я…..
Я стою, и расту, и хожу, и мыслю - я человек.
-Запиши свои мысли об этом высказывании.
УУД: формирование эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений; формирование умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей.
Ю.Олеша «Три Толстяка».
1. Что символизируют Три Толстяка?
2. Почему у всех главных героев сказки есть имена, но их нет у Трёх Толстяков?
3. Дай характеристику герою, не называя его.
Какой он? Кто это?
Предложи товарищу угадать героя.
-Какие «простые высокие истины» открыла для тебя сказка Ю.Олеши?
УУД: формирование эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев; формирование умения устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения.
Н.Матвеева «Лето».
На основе данного стихотворения авторы учебника учат детей работать с лирическим текстом.
Задания:
1. Прочитай стихотворение Н.Матвеевой «Лето».
2.Запиши, о чём оно……………………………..
3.Какие картины тебе запомнились?
4.Что представлял и о чём думал, читая стихотворение?
5.Какое чувство в стихотворение главное?
6.Что отражает название стихотворения? Это тема или главная мысль?
7.Определи тему стихотворения. О чём оно?
8.Разбей текст на отдельные картины.
Что вижу? Каким вижу?
9.Проведи наблюдения над тем, как рисует автор:
сравнения: подорожник-………………………….
олицетворение: лопухи повыбрались,…………..
Фрагмент урока русского языка в третьем классе по теме «Непроизносимые согласные» иллюстрирует организацию работы класса в технологии деятельностного подхода.
Ученики под диктовку записывают слова: сказка, рассказ, книжка, суббота, класс.
- Какие орфограммы встретились в этих словах? (Удвоенные согласные и парные согласные.)
- Какие слова отнесём к первой группе, какие ко второй?
- Что мы знаем о парном согласном звуке на конце и в середине слов? (При произношении он может оглушаться.) Как проверить орфограмму?
- Что происходит с удвоенными согласными при произношении? (Они сливаются в один звук.)
- Ребята, запишите под диктовку слова: радостный, грустный, праздник.
Учащиеся работают в тетрадях, одновременно у доски с обратной стороны работают два ученика.
- Какие получились результаты? (Разные: радостный, грустный, праздник и радостный, грузный, праздник.)
- Кто согласен с первым ответом? Со вторым? Мнения разделились. Почему? (Мы не знаем, как проверить.)
- Что у нас возникло? (Затруднение.)
- Чем это задание похоже на предыдущее? (Там тоже орфограмма – согласная.)
- Чем оно не похоже на предыдущее? (Там были слова, в которых согласные произносились, а здесь нет.)
- Какова причина вашего затруднения? (У нас нет знаний - нужно или не нужно писать согласную в слове, если её не слышно.)
Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось детьми как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания.
- Вам важно знать, как пишутся слова: с согласной или без неё? (Да. Мы должны уметь грамотно писать диктанты, сочинения, переписываться по электронной почте.) - Какую цель поставите на уроке? (Узнать пишутся ли в словах согласные, если они не п
- Какая же тема урока сегодня? (Непроизносимые согласные.)
- Что нам поможет узнать пишутся ли в словах согласные, если они не произносятся? (Правило или алгоритм.)
-Значит, какая наша задача? (Составить алгоритм или вывести правило.)
- Какой способ мы будем использовать при выведении правила? (Обычно мы выводим правило на основе наблюдения и сравнения.)
Формирование УУД в конкретных предметных областях
предметные области личностные регулятивные познавательные
общеучебные познавательные
логические коммуникатив-
ные
Русский
язык жизненное самоопределение целеполагание, планирование, прогнозир-ие, контроль, оценка, саморегуляция моделирование (перевод устной речи в письменную) анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей планирование учебного сотрудничества постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, умение выражать свои мысли
Лит. чтение
ценностно-смысловая сфера;
самоопределение и самосознание;
нравственно эстетическая ориентация
умение строить план
смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания
установление причинно-следственных связей
использование средств языка и речи для получения передачи информации, участие в продуктивном диалоге
математика смыслообразо-вание целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, саморегуляция моделирование выбор наиболее эффективных способов решения задач знаково-символические, планирование, систематизация структурирова-ние, моделирование… использование средств языка и речи для получения передачи информации, участие в продуктивном диалоге
окружающий мир нравственно-эстетическая ориентация целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, саморегуляция широкий спектр источников информации анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, умение выражать свои мысли
В процессе систематической работы по формированию УУД на уроках, учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать своё мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.
Успешность дальнейшего обучения во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин.
Таким образом, включение в урок проблемных ситуаций, построение урока в технологии деятельностного подхода обучения способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся, даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.
Четыре свечиЧетыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли... Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.Первая сказала:
Я - Спокойствие.
"К сожалению, люди не умеют меня хранить.Думаю, не остаётся ничего другого, как погаснуть!"И огонёк свечи погас.Вторая сказала:
Я – Вера
."К сожалению, я никому не нужна.Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла гореть дальше."Едва произнеся это, подул лёгкий ветерок и загасил свечу.Очень опечалившись, третья свеча произнесла:
Я - Любовь.
"У меня нет сил гореть дальше.Люди не ценят меня и не понимают.Они ненавидят тех, которые любят их больше всего - своих близких." Долго не ждав, эта свеча угасла.Вдруг в комнату зашёл ребёнок. И увидел три потухшие свечки.
Испугавшись, он закричал:"Что вы делаете?! Вы должны гореть!Я боюсь темноты!!!"
Произнеся это, он заплакал.Взволнованная четвёртая свеча произнесла:"Не бойся и не плачь! Пока я горю, можнозажечь и другие три свечи.Я - НАДЕЖДА.
Я надеюсь, что реализация требований новых стандартов образования позволит учащимся быть готовыми к учебе и жизни в современном информационном обществе.
Главное! По каким бы стандартам ни учился ребенок, любовь и внимание учителя необходимы ему, для того чтобы он был счастлив, успешен в учебе. Любите ребенка сегодня таким, какой он есть, помогайте ему, берегите его!
С Новым учебным годом Вас! И только удач в нашем нелёгком труде!
Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий
на разных этапах обучения по УМК «Школа России» в начальной школе
Класс Личностные УУД
Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные
УУД
1 1 . Ценить и 1. Организовывать 1. Ориентироваться 1 . Участвовать в
класс принимать свое рабочее место в учебнике: диалоге на уроке и в
следующие базовые под руководством определять умения, жизненных
ценности: «добро», учителя. которые будут ситуациях.
«терпение», 2. Определять цель сформированы на 2. Отвечать на
«родина», выполнения заданий основе изучения вопросы учителя,
«природа», «семья». на уроке, во данного раздела. товарищей по классу.
2. Уважать к своей внеурочной 2. Отвечать на 2. Соблюдать
семье, к своим деятельности, в простые вопросы простейшие нормы
родственникам, жизненных ситуациях учителя, находить речевого этикета:
любовь к под руководством нужную здороваться,
родителям. учителя. информацию в прощаться,
3. Освоить роли 3. Определять план учебнике. благодарить.
ученика; выполнения заданий 3. Сравнивать 3. Слушать и
формирование на уроках, предметы, объекты: понимать речь
интереса внеурочной находить общее и других.
(мотивации) к деятельности, различие. 4. Участвовать в
учению. жизненных ситуациях 4. Группировать паре.
4. Оценивать под руководством предметы, объекты
жизненные учителя. на основе
ситуаций и 4. Использовать в существенных
поступки героев своей деятельности признаков.
художественных простейшие приборы: 5. Подробно
текстов с точки линейку, треугольник пересказывать
зрения и т.д. прочитанное или
общечеловеческих прослушанное;
норм. определять тему.
2 1 . Ценить и 1 . Самостоятельно 1. Ориентироваться 1 .Участвовать в
класс принимать организовывать свое в учебнике: диалоге; слушать и
следующие базовые рабочее место. определять умения, понимать других,
ценности: «добро», 2. Следовать режиму которые будут высказывать свою
«терпение», организации учебной сформированы на точку зрения на
«родина», и внеучебной основе изучения события, поступки.
«природа», «семья», деятельности. данного раздела; 2.Оформлять свои
«мир», «настоящий 3. Определять цель определять круг мысли в устной и
друг». учебной деятельности своего незнания. письменной речи с
2. Уважение к с помощью учителя и 2. Отвечать на учетом своих учебных
своему народу, к своей Родине
3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
4. Оценка жизненных ситуаций и поступков с точки зрения общечеловеческих норм. самостоятельно.
4. Определять план выполнения заданий под руководством учителя.
5. Соотносить выполненное задание с образцом.
6. Использовать в работе простые и более сложные приборы.
7. Корректировать выполнение задания.
8. Оценка своего задания. простые и сложные вопросы, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
3. Сравнивать и группировать объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.
4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное, составлять простой план.
5. Определять, где можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
6. Находить информацию в разных источниках.
7. Находить и делать
и жизненных речевых
ситуаций.
3. Читать вслух и про себя разные виды текстов, понимать прочитанное.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.
самостоятельные простые выводы
3 1 . Ценить и 1 . Самостоятельно 1. Ориентироваться 1 . Участвовать в
класс принимать организовывать свое в учебнике: диалоге; слушать и
следующие базовые рабочее место в определять умения, понимать других,
ценности: «добро», соответствии с целью которые будут высказывать свою
«терпение», выполнения заданий. сформированы на точку зрения на
«родина», 2. Самостоятельно основе изучения события, поступки.
«природа», «семья», определять важность данного раздела; 2.Оформлять свои
«мир», «настоящий или необходимость определять круг мысли в устной и
друг», выполнения своего незнания; письменной речи с
«справедливость», различных задания в планировать свою учетом своих учебных
«желание понимать учебном процессе и работу по изучению и жизненных речевых
друг друга», жизненных незнакомого ситуаций.
«понимать позицию ситуациях. материала. 3. Читать вслух и про
другого». 3. Определять цель 2. Самостоятельно себя тексты
2. Уважение к учебной деятельности предполагать, какая учебников, других
своему народу, к с помощью дополнительная художественных и
другим народам, самостоятельно. информация буде научно-популярных
терпимость к 4. Определять план нужна для изучения книг, понимать
обычаям и выполнения заданий незнакомого прочитанное.
традициям других на уроках, материала; 4. Выполняя
народов. внеурочной отбирать различные роли в
3. Освоение деятельности, необходимые группе, сотрудничать
личностного смысла жизненных ситуациях источники в совместном
учения; желания под руководством информации среди решении проблемы
продолжать свою учителя. предложенных (задачи).
учебу. 5. Определять учителем словарей, 5. Отстаивать свою
4. Оценка правильность энциклопедий, точку зрения,
жизненных выполненного справочников. соблюдая правила
ситуаций и задания на основе 3. Извлекать речевого этикета.
поступков героев сравнения с информацию, 6. Критично
художественных предыдущими представленную в относиться к своему
текстов с точки заданиями, или на разных формах мнению
зрения основе различных (текст, таблица, 7. Понимать точку
общечеловеческих образцов. схема, экспонат, зрения другого
норм, нравственных 6. Корректировать модель, 8. Участвовать в
и этических выполнение задания в а, иллюстрация и работе группы,
ценностей. соответствии с ДР-) распределять роли,
планом, условиями 4. Представлять договариваться друг с
выполнения, информацию в виде другом.
результатом действий текста, таблицы,
на определенном схемы, в том числе
этапе. с помощью ИКТ.
7. Использовать в 5. Анализировать,
работе литературу, сравнивать,
инструменты, группировать
приборы. различные объекты,
8. Оценка своего явления, факты.
задания по
параметрам, заранее
представленным.
4 1 . Ценить и 1 . Самостоятельно 1. Ориентироваться Участвовать в
класс принимать формулировать в учебнике: диалоге; слушать и
следующие базовые задание: определять определять умения, понимать других,
ценности: «добро», его цель, планировать которые будут высказывать свою
«терпение», алгоритм его сформированы на точку зрения на
«родина», выполнения, основе изучения события, поступки.
«природа», «семья», корректировать данного раздела; 2.Оформлять свои
«мир», «настоящий работу по ходу его определять круг мысли в устной и
друг», выполнения, своего незнания; письменной речи с
«справедливость», самостоятельно планировать свою учетом своих учебных
«желание понимать оценивать. работу по изучению и жизненных речевых
друг друга», 2. Использовать при незнакомого ситуаций.
«понимать позицию выполнения задания материала. 3. Читать вслух и про
другого», «народ», различные средства: 2. Самостоятельно себя тексты
«национальность» и справочную предполагать, какая учебников, других
т.д. литературу, ИКТ, дополнительная художественных и
2. Уважение к инструменты и информация буде научно-популярных
своему народу, к приборы. нужна для изучения книг, понимать
другим народам, 3. Определять незнакомого прочитанное.
принятие ценностей самостоятельно материала; 4. Выполняя
других народов. критерии оценивания, отбирать различные роли в
3. Освоение давать самооценку. необходимые группе, сотрудничать
личностного смысла источники в совместном
учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.
4. Оценка жизненных ситуаций и поступков
героев с точки зрения
общечеловеческих норм, нравственных и
этических ценностей,
ценностей гражданина России. информации среди
предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков.
3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из разных источников.
4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. решении проблемы.
5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
6. Критично относиться
к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
7. Понимать точку зрения другого.
8. Участвовать в работе
группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.