Методический доклад Тесты, как объективный метод оценивания знаний студентов
Рассмотрено
на заседании методической комиссии
Протокол № 7 от 20.04.2016
Методический доклад: «Тесты, как инструмент объективного оценивания знаний студентов по профессии «Повар, кондитер»
Преподаватель ГПОУ «Амвросиевский профессиональный лицей» Ермакова С.П
Тестовый контроль - это применение тестов достижения для оценки уровня усвоения знаний, умений обучающихся. Метод тестового контроля позволяет оперативно получать информацию о готовности обучающихся к восприятию нового материал о специальных знаниях, которые они получили ранее. Тестовый контроль предусмотрен стандартами СПО.
Педагогический тест — это система параллельных заданий равномерно возрастающей трудности, позволяющая оценить структуру и качественно измерить уровень подготовленности испытуемых. Тесты применяются для объективизации итогового контроля результатов обучения. Для активизации же текущей учебной деятельности используются не тесты, а совокупности заданий в тестовой форме, которые в отличие от тестовых заданий тест не образуют.
«Тест» - в переводе с английского означает «проба», «испытание», «проверка». Это определенный вид задания, ограниченный во времени выполнения, который может быть реализован в устной или письменной форме. Результаты педагогических тестов дают возможность преподавателю оперативно получать информацию о качестве профессиональных знаний и умений, о проблемах, которые необходимо устранить общими усилиями, о готовности обучающихся воспринимать новый материал. Кроме того, тесты позволяют конкретизировать цели дальнейшей учебной деятельности и способы ее организации.
Следует помнить, что тест, как средство измерения предварительно должен подвергаться теоретическому и эмпирическому анализу группой экспертов. Достаточно подробно способы реализации этих требований освещены в специальной литературе, посвященной различными формами и видам тестирования, где раскрываются научные основы технологии разработки тестов. Как правило, тесты высшего порядка, которые применяют централизованно для фронтального контроля знаний, умений обучающихся, создаются группой экспертов - высококвалифицированными специалистов, опытных преподавателей, педагогов, методистов, психологов. Тем не менее, педагоги профессионального обучения работают с тестами, которые готовят самостоятельно.
Виды тестов.
Тест-напоминание или тест на различие: задания в этом формулируются в виде прямого простого ответа. Обучающиеся должен дать однозначный единственно правильный ответ. Вариант ответа может альтернативный: «да» - «нет». Модификацией этого теста является тест на распознавание; с иллюстрациями.
Тест с пробелами (дополнениями) или тесты-подстановки: в этих заданиях содержатся в виде формулировки, предложения, абзаца, где имеется пробел, который должен заполнить обучающийся. Например, записать формулу, недостающее слово, индекс, цифру и т.д. следует заметить, что пробел не должен искать предложения, должен быть существенным, иметь один правильный вариант.
Тест расположения по порядку: в таких тестах предлагают некоторое количество явлений, величин или других наименований расположить в определенном порядке (увеличения, уменьшения). В тесте рекомендуется использовать не более 7 показаний.
Тест дифференциации: в этих тестах формулируются несколько вопросов по одному и тому же факту (явлению, определению). Прочитав их, обучающийся напротив каждого ставит ответ «да» - «нет». Ответ должен быть единственно правильным. Тесты дифференциации способствуют выявлению осознанности воспитанию у обучающихся внимания при анализе задания.
Конструктивные тесты содержат вопросы, задания, ответы на обучающиеся конструируют (составляют) самостоятельно.
Тест-напоминание (на различие) и тест дифференциации (с сложности задания) моно использовать для контроля знаний на 1 уровне; остальные тесты - на 2 уровне усвоения.
Тесты 1-го уровня усвоения. Для проверки качества усвоения на I уровне деятельности (уровне знакомства) должны использоваться тесты выборочные, т. е такие, в которых предполагаются ответы на выбор.
3 = Ц С Д- тесты 1-го уровня усвоения состоят из целей, ситуации, действия. Рассмотрим три типа тестов этого уровня:
на опознание;
на различие;
на классификацию;
Для тестов этого уровня необходимым и достаточным условием является то, что вся информация для правильного выбора ответа представлена в самом тесте. При этом задача испытуемого заключается в выполнении некоторого действия с "подсказкой", т. е. в сопоставлении предложенного в тесте решения с опознаваемым объектом и заключении об их совместимости.
Задание на опознание - вид тестового задания, наиболее точно определяющий естественную ситуацию действия. Прямо ставит вопрос на узнавание. Является самым простым, но не самым распространенным при составлении тестов. Это связано в основном со специфичностью того материала, которому в общей степени соответствует эта форма задания. Задание обычно содержит либо утверждение, который испытуемый должен оценить, как истинное или ложное, либо вопрос, на который надо дать однозначный ответ: "да" или "нет". Задание должно тестировать только один фрагмент знаний, а утверждение (вопрос) формулироваться таким образом, чтобы на него можно было дать недвусмысленный ответ. В тестовых заданиях на опознание всегда одна существенная операция (Р=1) — выбор из альтернативы "да" — "нет".
Пример тестового задания на опознание по теме «Приготовление мясных блюд».
Ответьте на вопрос. Можно ли использовать говяжью вырезку для приготовления бифштекса с луком?
Ответы: 1. Да 2. Нет Эталон: 1 Р=1
Задание на различие - вид тестового задания, который несколько в; деятельность по узнаванию. Более сложный вид тестового задания. Эти отличаются от заданий на опознание тем, что их выполнение осуществляется в условиях, когда "помехи", создаваемые рядом стоящими вариантами ответа, стороны, затрудняют выбор правильного решения, а с другой - контраст ним.
Пример тестового задания на различие
Тепловая обработка - это ...
Ответы:
а. изготовление полуфабрикатов высокой степени готовности
б. процесс нагревания продукта с целью доведения до состояния кулинарной готовности.
в. Опаливание сырья, позволяющее улучшить внешний вид сырья.
Эталон: б Р = 3
Задание на классификацию - вид тестового задания на дальнейшее развитие многократного опознания и различия. Испытуемому предлагается восстановить соответствие между элементами двух списков. Форма тестового на классификацию требует, чтобы испытуемый для каждого варианта ответа списка решил, соответствует ли данный ответ первому, второму и другого первого списка. Эти задания наиболее подходят для выявления фактической информации.
Пример задания на классификацию
Какие части говядины используют для:
варки
жарки
тушения
а) вырезка
б) толстый и тонкий край
в) верхняя и внутренняя части задней ноги
г) боковая и наружная части задней ноги
д) лопаточная и подлопаточная части
е) грудинка
ж) покромка
Эталон: 1д, 1е, 1ж; 2а,2б; Зв, Зг Р=7
Тесты II уровня усвоения содержат лишь цель и, ситуацию, а обучающем памяти надо воспроизвести подходящую деятельность для достижения задание в заданной ситуации. З = Ц С ?
Тесты II уровня усвоения включает задания:
на подстановку (тесты-подстановки).
конструктивные (тесты-копии).
на сравнение (тесты-сравнения).
типовые задачи (тесты-типовые задачи).
Тесты этого уровня предназначены для проверки умения воспроизводить необходимую информацию и решать типовые задачи по памяти без "подсказки".
Задание на подстановку - вид тестового задания, в котором намеренно пропущено слово, фраза, формула или другой какой-либо существенный теста. От испытуемого требуется заполнить промежутки, давая свои ответы.
В заданиях на подстановку число существенных операций равно числу подстановок. При формулировке задания на подстановку необходимо учитывать два существенных момента:
слова должны подбираться тщательно и быть точными;
в заданиях, где необходимо дописать только один элемент текста, не оставлять столько многоточий, что задание становиться непонятным.
Пример тестового задания на подстановку
Заполните пропуски.
Вырезка - наиболее нежная часть мяса, используемая для жарки ....
Эталон: натуральными порционными кусками.
Конструктивное задание - вид тестового задания, требующий самостоятельного создания (конструирования) ответа. В конструктивных тестовых заданиях от испытуемого требуется воспроизвести целое высказывание, т. е. задать конкретный ответ на вопрос. Необходимо формулировать такие вопросы, на которые возможен только один правильный ответ. Число существенных операций в заданиях такого вида равно числу предполагаемых ответов.
Пример тестового конструктивного задания.
Для чего применяют шпигование мяса?
Эталон: шпигуют мясо для повышения его сочности, улучшения вкусовых и ароматических качеств Р=1
Пример тестового конструктивного задания с несколькими ответами
Назовите требования к качеству панировочных полуфабрикатов.
Эталон: ровные края, толщина слоя панировки не более 2 мм. Р=2
Задание на сравнение - вид тестового задания, в котором задаются названия параметров для сравнения, а их характеристики необходимо привести испытуемому по памяти. Число существенных операций равно числу характеристик.
Пример задания на сравнение
Определить мелкокусковые полуфабрикаты из говядины.
1. … Толстый и тонкий края верхней и внутренней части задней ноги, обрезки вырезки брусочки толщина 0,5 см длина 3 - 4 см масса 5 – 7г жаренье
2. … Боковая и наружная части задней ноги брусочки толщина 1,5 - 2 см масса 10 – 15г тушение
3. … Верхняя и внутренняя части задней ноги брусочки толщина около 3 см масса - 10 – 15г жаренье
4. … Вырезка кубики, лук репчатый (кружочки) масса 30 – 40г жаренье без панировки
5. … Покромка, грудинка, лопатка, подлопаточная часть кубики масса 20 – 30г4-5 шт. тушение
Эталон: 1. бефстроганов, 2. азу, 3.поджарка, 4. шашлык по-карски, 5. гуляш. Р=5
Типовые задачи - вид тестового задания, который содержит развернутую информацию о целях решения задачи, полный набор исходных. Условие задания позволяет применить известную разрешающую процедуру (формулу, алгоритм) и получить необходимый ответ на поставленный вопрос в задаче т. е. такие задачи, которые можно решить, путем буквального, не преобразовательного использования усвоенных алгоритмов той или иной деятельности.
Пример типовой задачи
№
вопроса Мясное блюдо №
п/п Продукты
А Поджарка Баранина
Б Азу Говядина
В Бефстроганов Жир
Г Плов Картофель
Д Морковь
Лук репчатый
Томатное пюре
Мука
Крупа рисовая
Маргарин
Соленые огурцы
Эталон: А1, АЗ, А6, А7; Б1, БЗ, Б4, Б5, Б6, Б7, Б8, Б11; ВЗ, В6, В8, В1, ГЗ, Г5, Г6, Г10. Р=11
Тесты III уровня усвоения состоят из заданий, в которых задана цель, но не ясна ситуация, в которой цель может быть достигнута, а от обучающегося дополнить (уточнить) ситуацию и применить ранее усвоенные для решения данной нетиповой задачи. Это продуктивное действие эвристического типа, условно названное эвристическим уровнем деятельности.
З = Ц С/? ?
Обучающийся в процессе выполнения деятельности добывает субъективно новую информацию в ходе самостоятельной трансформации известной ориентировочной основы действия для решения нетиповой задачи. Это эвристическая деятельность, выполняемая не по готовому алгоритму или правилу, а по созданному или преобразованному в ходе самого действия, например, решение конкретной задачи или выполнение конкретного проекта по известному общему методу путем самостоятельного приспособления к условиям задачи, результат решения которой предсказуем лишь в общем виде. Тестовые задания этого уровня содержат задания на применение знаний в практической деятельности и позволяют диагностировать уровень овладения обучающимися программным материалом на уровне умений. Число существенных операций определяется по количеству дополненных ситуаций, по умению применить ранее усвоенные действия для решения данной нетиповой задачи, по количеству выполненных действий. Особенностью эталона тестового задания III уровня усвоения является то, что по нему можно определить правильность выполнения задания по отдельным выделенным критериям' и по конечному результату, который является однозначным. Пути же выполнения задания не однозначны, хотя и не влияют на конечный результат.
Пример теста III уровня усвоения.
Пользуясь рецептурой № 632 «Гуляш», составьте технологическую карту
№ Наименование продуктов Масса
брутто, г Масса нетто, г
Говядина 162 119
Жир животный топленый пищевой 7 7
Лук репчатый 24 20
Томатное пюре 15 15
Мука пшеничная 5 5
Масса тушенного мяса 75
Масса соуса 100
Масса гарнира 150
Выход готового блюда 325
Эталон: критерии: раскладка на 1 порцию, приготовление, правила подачи, температура выхода.
Тесты IV уровня усвоения.
Тесты IV уровня усвоения состоят из заданий, в которых известна лишь в общей форме цель деятельности, а поиску подвергаются подходящая ситуация и действия, ведущие к достижению цели.
Это продуктивное действие творческого типа, условно названное творческим уровнем деятельности. В процессе выполнения деятельности добывается объективно новая информация. Человек действует "без правил", но в известной области, создавая новые правила действия, т. е. осуществляет творческую деятельность.
3 = Ц ? ? — схематичное изображение тестового задания IV уровня.
Пример
Пользуясь рецептурой № 619 «Печень по-строгановски», выполнить перерасчет на 650 порций для ученической столовой.
№ Наименование продуктов Масса
брутто, г Масса нетто, г
Печень говяжья 133 110
Жир животный 10 10
Масса готовой печени 75
Соус № 863 75
Томатное пюре 8 8
Соус «Южный» 4 4
Гарнир № 753 150
Выход готового блюда 312
В учебном процессе задания в тестовой форме подбираются чаще не по обязательному для теста принципу возрастающей трудности, а по тематическому или иному принципу.
В развитом учебном процессе задания в тестовой форме применяются в больших количествах. В целом, применение заданий в тестовой форме характеризуется возможностью организовать тотальный контроль усвоения знаний (в самом лучшем смысле слова «тотальный»). Ни один другой метод такой удивительной возможности не предоставляет.
Для организации эффективного и результативного процесса подготовки специалистов общественного питания в образовательном процессе необходимо использовать педагогические задания, решая которые, обучающиеся усваивают содержание учебного материала теоретических и практических основ будущей профессиональной деятельности.
Педагогические задания могут быть представлены как в традиционной форме в виде вопросов, задач, курсовых работ, практических заданий, так и в тестовой форме, которые более технологичны и могут применяться в различных технологиях обучения.
Системы заданий в тестовой форме образуют такие задания, которые имеют все признаки, присущие заданиям в тестовой форме, но не обладают свойствами тестовых заданий. Системы заданий в тестовой форме разрабатывают и применяют для педагогического оценивания, не претендующего на соответствие строгим требованиям научно-педагогического измерения.
Выделяют четыре основные системы заданий в тестовой форме:
цепные,
тематические,
текстовые
ситуационные задания.
Цепные задания— это такие задания, в которых правильный ответ на последующее задание зависит от ответа на предыдущее задание. Основная причина возникновения такого свойства — содержательная зависимость. Цепные задания могут быть любой формы. Рассмотрим примеры основных систем заданий подготовки обучающихся профессии «Повар, кондитер».
Шницель по-московски панируют в:
белой
фигурной
сухарной панировке
Хлеб для этой панировки
нарезают тонкой соломкой
нарезают мелкими кубиками
измельчают
Содержательным принципом композиции таких заданий является принцип детерминации, что означает: правильные ответы в последующих заданиях зависят от правильности ответов в предыдущих заданиях.
Текстовые задания - совокупность заданий, созданных для контроля знаний конкретного учебного текста.
Специфической особенностью овладения профессией «Повар, кондитер» является то, что обучающимся приходится заучивать много новых профессиональных терминов, запоминать связанные с ними традиции и особенности кухни. Текстовые задания в существенной мере могут способствовать такому запоминанию. Например, возьмем фрагмент истории возникновения приготовления бриошной булочки. Сдобная булочка особой формы, названная по имени изобретателя — французского кондитера Бриоша. Суть изобретения состояла в том, что сдобное тесто, приготовляемое на опаре, на сутки задерживалось в росте, так как помещалось на мороз, а на следующие сутки, будучи втиснутым в слишком тесную для него форму, подымалось быстро и поэтому давало необычайную форму подъема — не купол, а ряд маленьких, но высоких куполов — шаров, количество которых определялось надрезами теста в форме. Бриоши имели мягкое, воздушное, тающее во рту тесто, изготовлялись очень сдобными, сладкими и подавались как булочки к чаю.
Текстовые задания к данному фрагменту учебного текста:
БРИОШ. Булочка особой формы, названная по имени _______. Для приготовления бриошей используют _________ тесто, приготовленное _________ способом. Суть приготовления состоит в том, что тесто задерживается в росте на _________. Задержка в росте происходит за счет_________. На следующие сутки тесто помещают в форму. Форма подъема бриошей — __________. Их количество определяется __________. Бриоши имеют ___________тесто, очень сдобные, и подавались к _________.
Системы текстовых заданий полезно использовать в процессе изучения нового материала. В качестве работы с текстом может быть предложено заполнение смысловых пробелов. На начальном этапе обучения такое заполнение может осуществляться с помощью преподавателя, учебника или другого источника информации. Постепенно выполнение такого рода заданий может способствовать запоминанию требуемой информации.
Ситуационные задания - педагогически переработанный фрагмент профессиональной деятельности специалиста. Они разрабатываются для проверки знаний и умений испытуемых действовать в практических, экстремальных и других ситуациях. Ситуационные задания могут быть различной формы. Ситуационные задания хорошо подходят для интегративного контроля подготовленности обучающихся.
Рассмотрим фрагмент производственной ситуации, разработанной для проведения итогового контроля по теме «Блюда из мяса». Производственные ситуации определяются по билетам, что повышает объективность итоговой оценки. Испытуемый отвечает на систему заданий в тестовой форме, приложенную к ситуации. В заданиях заложены как аспекты технологических знаний приготовления блюд, так и причинно-следственные знания, необходимые будущему повару, кондитеру для предотвращения и исправления, если это возможно, технологических ошибок. Ниже приведены производственные ситуации и система ситуационных заданий к ним. В практике обучения к таким системам обычно прилагаются обоснования правильных ответов, что позволяет обучающимся в процессе самообразования формировать аргументированные знания.
Инструкция. Вашему вниманию предлагаются описание производственной ситуации и задания для проверки готовности к действиям в подобных ситуациях. Внимательно ознакомьтесь с описанием ситуации. В заданиях необходимо вставить недостающую информацию или обвести кружком номера всех правильных ответов. Среди предложенных вариантов могут быть один, несколько или все ответы правильные.
Описание ситуации. Повару в столовой при промышленном предприятии необходимо приготовить блюдо «Биточки рубленные со сметанным соусом» по второй колонке Сборника рецептур блюд и кулинарных изделий. Условия приготовления соответствуют требованиям температурного режима и времени приготовления, но при проведении бракеража блюда на срезе биточков отмечался красноватый цвет мяса, запах — свойственный запаху жареного мяса. Поверхность биточков ровная, панировка однородная. Соус густой, присутствуют комочки муки, вкус слегка сладковатый, цвет — кремово-коричневый, запах сметаны. Общая оценка блюда — «хорошо».
Система заданий в тестовой форме
1. Способ тепловой обработки биточков:
жарка
варка на пару
запекание
2. При таком способе тепловой обработки температура достигает:
280-320°С;
200 - 250С
120-160°С.
3. Биточки готовят из массы:
котлетной;
рубленной;
натуральной.
4. Используют панировку:
мучную;
белую
двойную.
5. Кроме измельченного мяса в состав фарша входят:
сырые яйца;
соль, перец;
пассерованный репчатый лук;
хлеб, замоченный в молоке;
мелко нарубленная зелень
6. Комочки муки в готовом соусе, если:
соус недостаточно промешан;
мука недостаточно пассирована;
соус переварен;
соответствует качеству
Красный цвет на срезе готовых биточков обусловлен
использованием качественного мяса
соответствием времени тепловой обработки
Выход готового изделия составляет по второй колонке Сборники рецептур _________г и соуса _____г.
Эталон. 1- а; 2-в;3- а;4-б; 5-в; 6-б; 7- а; 8 - 100 и 75
Кроме правильных ответов, к ситуациям даются обоснования правильных ответов, что позволяет обучающимся в процессе самообразования формировать аргументированные знания.
В процессе целенаправленной систематической контрольно-оценочной деятельности преподаватель получает возможность скорректировать учебный процесс, методы обучения, опираясь на полученную информацию, индивидуализировать работу обучающихся с ориентацией на требования стандартов среднего профессионального образования.
В частности, нами применяется 6 групп тестов 1-го и 2-го уровней усвоения. Принципиальным различием между тестами первого и второго уровней усвоения является полная самостоятельность в выполнении задания второго уровня усвоения: никаких подсказок, никаких дополнительных указаний, устных или письменных инструкций, инструкционно-технологических карт, другой подобной документации. Составляются тесты так, чтобы знания, первого уровня усвоения органично входили в тесты второго уровня усвоения и на их базе основывались дополнительные требования к тестам второго уровня.
Нами используется в своей работе 4 основных групп тестов:
определение качества усвоения и применение знаний;
определение качества выполнения лабораторных и практических работ;
соблюдение правил и норм безопасности труда, производственной санитарии и гигиены, экологических требований;
организация рабочего места.
Тесты на проверку качества усвоения и применения знаний - это тесты 1-го и 2-го уровней усвоения. Используются тесты:
на соотнесение: предлагается соотнести объекты с их характеристиками, например, форму изделия и наименование полуфабриката;
на выбор последовательности: необходимо расположить в технологической последовательности предложенные операции по приготовлению блюда, кулинарной обработки продуктов и др.;
решение типичных задач (рассчитать норму сырья, выход готовой продукции).
Иногда при изучении сложных тем тесты этой группы предлагаются обучающимся в качестве домашнего задания.
Особое место в системе стандартизированного контроля отводится тестам для проверки качества выполнения лабораторных и практических работ. Эталоном для таких тестов является образец блюда, инструкционно-технологическая карта. По степени сложности тесты этой группы могут относиться к 1 и 2 уровням усвоения. При выполнении тестов 1 уровня во время выполнения работы обучающимся выдается инструкционно-технологическая карта, а эталоном является описание технологической последовательности выполнения работы.
Использование тестов на проверку качества лабораторных работ позволяет совместить письменный и практический методы контроля, так как тест предполагает описание технологии выполнения работы до начала выполнения практического задания или после него. При этом хорошо видна взаимосвязь между качеством выполненной работы и качеством усвоения обучающимися учебного материала.
Можно отметить, что тестовые формы контроля не только позволяют вовремя и быстро диагностировать затруднения обучающихся и недостатки в их обучении, но и скорректировать дальнейшую работу преподавателя на уроке.
Таким образом, основными достоинствами тестового контроля знаний является осуществление оперативной диагностики уровня усвоения учебного материала каждым обучающимся, экономия учебного времени при контроле и оценке результатов обученности, контроль качества практического материала, разнообразие форм контроля, простота процедуры тестирования и обработки результатов контроля.
Исходя опыта, можно установить некоторые соответствия между отдельными видами деятельности обучающихся на этапе выполнения тестовых заданий и формируемыми профессиональными компетенциями.
Таблица 1. Соответствия между отдельными видами работы с тестовыми заданиями обучающихся и формируемыми профессиональными компетенциями.
Деятельность обучающихся Формируемая профессиональная компетенция
- решение тестов всех типов умение принимать самостоятельные решения
- работа по взаимной проверке тестовых заданий I и II уровней усвоения
- разработка технологических карт (тесты II уровня)
- перерасчет рецептур (тесты I уровня) самостоятельность
- работа по взаимной проверке тестовых заданий I и II уровней усвоения
- разработка алгоритма действий (технологической последовательности приготовления блюда) на основе заданий III и I уровня
- анализ выполнения тестов, исправление неточностей и ошибок ответственность
- взаимоконтроль обучающихся умение анализировать,
ответственность
Особое внимание при выполнении лабораторных работ уделяется тестам 3-го уровня на оценку практических умений. Например, на уроке по теме «Приготовление мясных блюд из рубленой массы» обучающимся предлагается выполнить следующий тест:
Пользуясь рецептурой № 586 «Бифштекс натуральный с яйцом», составьте технологическую карту и приготовьте блюдо. Эталон данного задания, по сути создается самим обучающимся. Это технологическая карта и натуральный образец, который приготовлен преподавателем или лаборантом. После окончания данной работы обучающиеся совместно с преподавателем сравнивают свою работу с образцом и, пользуясь таблицей критериев отметки (см. Приложенеи3) производят оценку качественных характеристик блюда и работы в целом. По сути, практическое задание обучающегося представляет собой тест 3-го уровня. В конечном итоге, такие типы тестов реализуются в показателях успеваемости как отдельных обучающихся, так и всей учебной группы.
Однако тестирование не может заменить другие (традиционные) методы контроля, основанные на взаимном общении преподавателя и обучающегося в ходе педагогического наблюдения. Каждый метод контроля на уроках имеет свои достоинства и недостатки, свою область применения. Ни один из них не может быть признан единственным, способным диагностировать все аспекты обучения. Поэтому рациональнее сочетание всех методов контроля, что способствует повышению качества организации учебно-производственного процесса.
Процесс контроля и его результаты позволяют преподавателю оценить методы организации учебной деятельности в конкретной учебной группе, увидеть их сильные и слабые стороны, выбрать оптимальные варианты организации обучающей деятельности. Система контроля направлена на коррекцию образовательного процесса: поиск нового содержания и методов обучения, изменение содержания и процедур контроля, организацию индивидуальной помощи и т.п. Эта работа дает положительные результаты, которые хорошо видны при оценке итогов выпуска обучающихся.
Можно сделать выводы, что тесты позволяют:
проверить овладение навыков и умений каждым обучающимся;
не иметь отстающих обучающихся;
проверить работу индивидуальную каждого обучающегося;
закреплять и совершенствовать знания, полученные на уроках;
развивать профессионализм обучающихся;
приучать обучающихся к самостоятельности, ответственности, взаимовыручке.
Таким образом, можно говорить об успешности применения выбранной методики обучения и контроля, в том числе и контроля с помощью тестов. Данная форма контроля позволяет своевременно выявить те затруднения, которые испытывают обучающиеся в процессе обучения, устранить их, и скорректировать с учетом этих затруднений дальнейший процесс обучения профессии. Такой подход и обеспечивает успешность освоения профессии «повар, кондитер».
Приложение
Критерии оценок при проведении и выполнении практических заданий
Оценка
(балл) Организация рабочего места Последовательность технологических операций Правила личной гигиены и охраны труда Требования к качеству Правила подачи Косвенные показатели, влияющие на оценку
5 В соответствии с установленными требованиями Точное выполнение в соответствии с нормативно-технологической документацией Точное соблюдение установленных правил Качество полностью соответствует требованиям Полное соблюдение установленных правил Проявление повышенного интереса к профессии, самостоятельное планирование предстоящей работы, аккуратность и точность в работе
4 Рабочее место организовано учащимся самостоятельно, допущены несущественные отклонения от установленных требований, исправленные им самостоятельно Соблюдение в соответствии с требованиями нормативно-технологической документации, допущены несущественные отклонения, исправленные учащимся самостоятельно Допущены незначительные нарушения, устраненные учащимся самостоятельно Допущены несущественные отклонения от требований Соблюдение установленных правил с незначительными отклонениями Самостоятельное планирование предстоящей работы, экономное расходование сырья, электроэнергии, соблюдение трудовой дисциплины
3 Допущены отдельные незначительные ошибки, исправленные при помощи преподавателя Соблюдение в соответствии с требованиями нормативно-технологической документации с незначительными ошибками, исправленными при помощи преподавателя Соблюдение установленных правил с незначительными отклонениями Допущены незначительные отклонения от установленных требований Допущены незначительные ошибки План работы на занятии составлен при помощи преподавателя
2 Допущены грубые ошибки Нарушена Несоблюдение правил Качество не соответствует установленным требованиям Допущены грубые ошибки, не соблюдена норма подачи План работ на занятии полностью составлен преподавателем