«Роль самообразования педагогов в повышении качества образования» «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения»



«Роль самообразования педагогов в повышении качества образования»
«Использование информационно-коммуникационных
технологий на уроках в начальной школе как средство
повышения качества обучения»
Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала. Поэтому я выбрала тему по самообразованию «Использование ИКТ на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения». Я прошла подготовку на курсах, освоила программу Power Point, изучилалитературу по этой теме и стала использовать ИКТ на своих уроках.
Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания - требование нового времени. Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Применение ИКТ на уроках позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в многообразии информации окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учения.Важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненной информацией научить ребёнка работать с информацией, научить учиться. Что может быть важнее?
Высказывание академика Семёнова А. П. "Научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача современной школы» стал определяющим в моей работе.
В настоящее время педагог должен не только отслеживать и изучать стремительно происходящие изменения в профессиональной отрасли, но и осваивать современные педагогические технологии, что обусловлено изменением педагогического мышления, привычных моделей поведения, индивидуального стиля деятельности
Информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.
МО учителей начальных классов «Исток» нашей школы определило основные мотивы для занятий самообразованием: потребность в конкурентоспособности, так как пополняющий свои знания человек имеет больше возможностей быть востребованным обществом.
-желание быть в курсе последних изменений в педагогической науке.
Курс «Спецподготовка: тренировка быстрого чтения», содержащий набор заданий, предназначен для пользователей, желающих увеличить скорость чтения, понимание прочитанного, увеличить скорость чтения, понимания прочитанного, увеличить поле зрения, освоить чтение без регрессии. Для каждого задания существует несколько уровней сложности, а также можно использовать в качестве упражнений собственные тесты, что позволяет учителю начальных классов создавать задания.
Курс «Супердетки: Тренировка арифметических способностей», содержащий набор увлекательных заданий, поможет ребёнку потренироваться в упражнениях навыка устного счёта, а также логику. Другим прекрасным диском для начальной школы является «Природа и человек. Естествознание для начальной школы».
Каждую минуту у детей возникает множество невероятных вопросов об окружающем их мире. Их любознательность вполне естественна и объяснима, ведь каждый день ребята открывают для себя что-то новое. Ответы на многие свои вопросы дети находят в этом мультимедийном учебнике по познанию мира. Он предназначен для учащихся 1-4 классов и содержит материал по основным темам школьного курса естествознания: «Времена года», «Живая и неживая природа», «Живые организмы» и другие. Яркие иллюстрации, интересные интерактивные задания, загадки и кроссворды, доступное изложение материала, тесно связанного с повседневной жизнью, делают занятия с диском интересными и эффективными.
Когда первый раз ученикам 2 (моего) класса было предложено ответить на вопросы компьютерного теста, сделанного в данной программе с использованием макросов, я сомневалась - все ли у них получится? Однако мои опасения оказались напрасными - абсолютно все ученики справились с предложенным заданием, им очень понравился данный вид работы. А сколько было восторга, когда компьютер поставил им оценку! Нет ничего лучше сияющих лиц учеников, постигающих основы информационно-коммуникационных технологий.Тест позволил проверить качество знаний учащихся по теме; работа с ним способствовала воспитанию прилежности; через многократное выполнение однотипных действий - добросовестного отношения к учебе; воспитанию навыков самоконтроля; развитию познавательного интереса учащихся, избирательности их внимания, умения выполнять интерактивные задания.
3 "Использование ресурсов Интернета"
Внедрение в процесс обучения младших школьников информационной технологией обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам. Использование ресурсов Интернета - сайт "Умник":-сайт для учителей начальных классов. Здесь представлены материалы по всем предметам. Нестандартные и очень оригинальные игры, опыты помогают мне сделать любой урок развивающим.
Часто картинки из сети Интернет становились единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, фотографии, русские народные костюмы, шедевры русского искусства. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках изобразительного искусства, окружающего мира, литературного чтения и художественного труда. Интернет
• Расширяет виды учебной деятельности учащихся (поиск и обработка
информации по предмету из Интернета);
• Предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией;
• Дает возможности для профессионального роста;
• Открывает творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала;
• Позволяет использовать на уроке современные технические средства,
увлекательные для учащихся.
• Эмоциональность, создаваемая удачно подобранными музыкальными эффектами, подходящими картинами и является одним из условий для успеха в учебном процессе.
Особенность работы на компьютере заключается в том, что вся заложенная однажды информация сохраняется в его памяти столько времени, сколько это необходимо пользователю. Поэтому ее в любой момент можно редактировать и изменять.
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:
• усилить образовательные эффекты;
• повысить качество усвоения материала;
• построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
• осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
• организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развивается навык самоконтроля и самостоятельной деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена. Анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью PowerPoint.
Компьютер стал мощнейшим стимулом для творчества моих детей, в том числе и самых инфантильных или заторможенных: Арура Сайын-Белек, Монгуш Адыгжы, Когар Начын. Экран притягивает внимания этих детей, от которых я порой не могу добиться полного ответа даже при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. Я использую информационные технологии на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и при проведении родительских собраний. Дети становятся ищущими, жаждущими знаний, неутомимыми, творческими, настойчивыми и трудолюбивыми. С учебного года обучаю детей по программе Плешакова, а к этому комплекту уже прилагается серия дисков с наглядным материалом к каждому уроку, которых я использую на каждом уроке. Основная задача электронных приложений к учебникам - обеспечение возможности проведения в реальном времени полноценного мониторинга качества обученности учащихся. Электронные приложения помогают отследить характер изменений в уровне подготовки учащегося на протяжении всего процесса обучения.
2 Использование различных обучающих программ
На своих уроках я применяю различные электронные программы и развивающие игры.
Использую готовые программные продукты на компакт-дисках.
Источниками демонстрационных материалов служат в продаже мультимедийные диски. Среди мультимедийных дисков в первую очередь следует отметить диск «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия». Это увлекательное путешествие в мир знаний. Живое интересное изложение, яркое красочное оформление, доступность в использовании - все это делает ДЭКМ незаменимым помощником в познании мира маленькими «почемучками». Энциклопедия содержит множество полезных сведений об окружающем мире, о существующих и исчезнувших цивилизациях, великих эпохах и далеких мирах, выдающихся деятелях прошлого и настоящего, о необычных явлениях природы, животных и растениях. Разнообразная иллюстрированная информация в игровой форме помогает пробудить в ребенке жажду открытий, доступно объясняет и познакомит с серьезными энциклопедическими знаниями, поможет освоить школьные предметы.
Курс «Тренировка быстрого чтения», содержит набор увлекательных заданий, которые помогают детям потренироваться в упражнениях, развивающих навыки чтения. Упражнения предоставлены в виде мини-игр, что не требует больших затрат времени.
Внедрение ИКТ осуществляется по следующим принципам: Создание презентаций к уроку. Работа с ресурсами Интернета.
Использование готовых обучающих программ, электронных приложений Разработка и использование собственных авторских программ.
I. Создание презентаций к урокам.
Презентация - мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Она незаменима, когда рассказ учителя должен сопровождаться демонстрацией рисунков, картин, фотографий. Использование анимационных эффектов позволяет акцентировать внимание на важных объектах, за счёт визуализации, наглядности. Более того, презентация дает возможность самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Использую, как созданные мной лично, так и готовые презентации из электронных приложений ,которые получаю вместе с методическим журналом «Начальная школа» при « Первое сентября», но адаптированные под мой класс. В каждом номере этого журнала есть электронное приложение.
Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки наиболее интересными, в процесс восприятия учебного материала включается не только зрение, но и слух, воображение, всё это помогает учащимся лучше усвоить изучаемый материал. Мультимедийным средствам обучения отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых моментов урока. Использование в презентациях анимационных изображений героев мультфильмов, сказок, рассказов создает обстановку психологического комфорта на уроке. Проведение урока с использованием компьютерных технологий требует от учителя начальных классов огромной подготовитель ной работы, но все затраты окупаются высокими результатами – улучшается качество обучения, повышается мотивация учащихся. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках (Монгуш Эрес, Хапылан Сайын-Херел, IIIыыpan Аялга), стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
На уроках математики при помощи компьютера, решаю проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под моим руководством на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры,
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА.
К результативности данного опыта можно отнести:
• Рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ;
• Повышение уровня использования наглядности на уроке;
• Повышение производительности учебно-воспитательного процесса;
• Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса;
• Рост качества знаний.

Литература:
1.  Захарова Н. И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс.
2.  Журнал «Начальная школа»
3.  Стадник М. В. Использование медиауроков для развития мышления младших школьников. - Библиотека сообщества учителей начальных классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2015. (http://www. *****/communities. aspx? cat_no=5025&lib_no=5430&tmpl=lib4.  «Умные уроки SMART»
5.  (http://*****/m/groups/view/umnye_uroki_SMART) ,6.  "Клуба Polymedia - SMART сообщество" (http://community. *****/) , a также сайты поддержки пользователей ИД других производителей:
7.  Виноградова Л. П. Использование информационных технологий в начальной школе. Материалы научно-практической конференции.- 2000 г.
8.  Энциклопедия для детей. Человек, том 18. - М.: Аванта, 2001.
9.  Сеть творческих учителей /ИКТ в начальной школеhttp://www. *****/communities. aspx? catno=5025&tmpl=com