Рабочая программа коррекционной работы учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Советская средняя школа №1»
Советского района Республики Крым
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ
«Советская СШ №1»
___________С.Г. Антонова
Рабочая программа
коррекционной работы учителя-логопеда
по коррекции звукопроизношения
Автор: учитель-логопед
МБОУ «Советская СШ №1»
Мишина Светлана Сергеевна
2016 г
Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования и новый закон «об образовании» диктуют внедрение новых подходов к созданию в начальной школе системы комплексной помощи детям с нарушениями устной и письменной речи в освоении основной образовательной программы начального общего образования. Программа коррекционной работы разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом и направлена на оказание логопедической помощи младшим школьникам в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков речевого развития обучающихся. За основу взято перспективное планирование А.В. Ястребовой, которое рекомендовано логопедам общеобразовательных школ.
Программа разработана в соответствии с требованиями:
Закона РФ "Об образовании" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также на основе следующих нормативно-правовых актов:
Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования",
Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»,
Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»,
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно - методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». – М.: «Когито – Центр», 1996 г. подготовленное Министерством образования РФ от 14 декабря 2000г. №2
Нарушения речевого развития у детей носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй. У школьников оказываются недостаточно сформированными многие уровни и этапы речевой деятельности: мотивационный, смысловой, языковой, гностико-практический, сенсомоторный.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общих умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
У младших школьников, испытывающих затруднения в произношении звуков, наблюдается отставание в развитии так называемых вводных навыков, необходимых для успешного обучения. К речевым навыкам относят умение четко, в соответствии с нормой, произносить все звуки речи, различать их на слух, выделять из слова; наличие достаточного словарного запаса и полной сформированности грамматического строя; умение связно высказываться по темам, доступным пониманию ребенка.
У части детей могут сохраняться проявления инфантильной речи по типу легкого физиологического косноязычия. Могут наблюдаться и затруднения в произношении более сложных по звуко-слоговой структуре слов. Типична нестойкость этих расстройств, их тесная зависимость от утомления.
Принципиальные моменты организации и реализации программы:
- вся работа учителя-логопеда направлена на то, чтобы вызвать у обучающихся интерес к языковым средствам, имеет целью не повторение изученного в классе, а восполнение пробелов в развитии средств языка и функции речи;
- специфика работы учителя-логопеда заключается в особой подаче и форме коррекционных заданий, а не в дублировании классных заданий;
- специфика организации логопедических занятий заключается в том, что формирование полноценной речевой деятельности невозможно без развития у детей-логопатов ряда психологических особенностей: слуховой, зрительной, речедвигательной памяти, внимания к языковым явлениям, способности к переключению, рефлексии.
- логопедическое занятие должно быть доступным и увлекательным, ярким и полезным, с использованием традиционной методики и новейших педагогических технологий.
Цель: развитие речи и коррекция ее недостатков, а также формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации.
Задачи коррекционных занятий:
1. формировать правильное произношение фонем;
2. учить различать оппозиционные фонемы;
3. развивать связную речь;
4. развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы.
5. обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
6. создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его.
Формы работы:
1. Обследование:
фронтальное;
индивидуальное.
2.Диагностика.
3. Коррекционно-развивающие занятия:.
Формы контроля:
анализ устной и письменной речи в начале и в конце года (фронтальный и индивидуальный);
Направления работы:
Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.
Развитие связной речи.
Обогащение словарного запаса.
Предполагаемый результат:
научиться правильно произносить звуки;
пользоваться этими звуками в речи;
различать оппозиционные фонемы;
овладеть навыками звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза;
овладеть навыками построения связного высказывания.
В структуру занятий может входить:
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- упражнения для развития психических процессов;
- дыхательная гимнастика;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Календарно-тематическое планирование состоит из 42 занятий, которые проводятся 3 раза в неделю для обучающихся с заключением ФНР, звуки [р] [р6], из 47 занятий, которые проводятся 3 раза в неделю для обучающихся с заключением ФНР, звуки [р] [р6], [л] [л'. Содержание занятий соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей данных групп. Длительность занятия по 20 минут 2 подгруппы.
Группы формируются на основе диагноза, возраста и тяжести речевой патологии.
При разработке рабочей программы по коррекции звукопроизношения использованы следующие программы и системы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение звукопроизношения:
1. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно - методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». – М.: «Когито – Центр», 1996 г. подготовленное Министерством образования РФ от 14 декабря 2000г. №2
2. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова, Г.В.Чиркина;
3. Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение» 1971.
4. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение» 1989.
5. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет.
6. Методическое пособие для коррекции общего недоразвития речи. О.Н.Лиманская.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
с группой обучащиюхся 1 класса,
«ФНР»(звуки [р]-[р']
№
п/п
Тема коррекционного занятия
Количество
часов
1
Подготовительный этап по обследованию всех сторон речи, внимания, работоспособности
1-2
2
Знакомство с органами артикул. аппарата. Развитие слухового внимания на речевых звуках
1
3
Подготовительные артикуляционные упражнения по воспитанию звука [р]. Уточнение понятий «предложение», «слово», «звук». Выделение 1-го гласного звука в словах. Звукобуквенный анализ
5-6
4
Воспитание правильного произношения звука [р]. Формирование понятия места звука в слове. Выделение 1-го и последовательного хорошо произносимого звука в слове. Звукобуквенный анализ
5-6
5
Автоматизация звука [р]:
а) в прямом слоге в начале слова;
б) в прямом слоге в середине слова;
в) в закрытом слоге;
г) в слогах со стечением согласных;
д) в простых односложных словах;
е) в простых двусложных словах;
ж) в трех-, четырех-,пятисложных, словах;
з) в словосочетаниях;
и) в предложении.
Обогащение словаря словами со звуком [р].
Чтение слов со звуком [р].
10-11
6
Закрепление правильного произношения звука [р] в связной речи. Звукобуквенный анализ
4-5
7
Воспитание правильного произношения звука [р']. Формирование понятия твердости и мягкости звуков
4-5
8
Дифференциация звуков [р]- [р'].
Развитие связной речи
4-5
9
Дифференциация артикуляции звуков [р]-[л] Закрепление навыков чтения. Звукобуквенный анализ
2-3
10
Дифференциация звуков [р]-[л].
Закрепление навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.
Чтение текстов
4-5
11
Итого
40-48
Календарно-тематический план работы
с группой обучающихся 1 класса,
«ФНР» (звуки [р]-[р']
№
п/п
Темы и содержание коррекционной работы
Грамматические и лексические темы, используемые на занятиях
Дата
план
Дата
факт
Фронтальное обследование
1.09-14.09
I этап (диагностический)
1
Исследование состояния звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние фонематического анализа и синтеза, восприятия
15.09
2
Исследование лексики и грамматического строя речи. Состояние связной речи. Исследование процесса письма и чтение. Логопедическое заключение
19.09
II этап (подготовительный)
3
Развитие ручной моторики. Знакомство с органами артикуляционного аппарата. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия
Артикуляционная гимнастика (сказка)
20.09
4
Подготовительные артикуляционные упражнения по воспитанию звука [р].
Артикуляционная гимнастика (сказка)
22.09
5
Подготовительные артикуляционные упражнения по воспитанию звука [р].
Артикуляционная гимнастика (сказка)
26.09
6
Подготовительные артикуляционные упражнения по воспитанию звука [р].
Артикуляционная гимнастика (сказка)
27.09
7
Подготовительные артикуляционные упражнени
·я по воспитанию звука [р].
Артикуляционная гимнастика (сказка)
29.09
8
Подготовительные артикуляционные упражнения по воспитанию звука [р].
Артикуляционная гимнастика (сказка)
03.10
9
Подготовительные артикуляционные упражнения по воспитанию звука [р].
Артикуляционная гимнастика (сказка)
04.10
10
Подготовительные артикуляционные упражнения по воспитанию звука [р].
Артикуляционная гимнастика (сказка)
06.10
11
Воспитание правильного произношения звука [р].
Артикуляционная гимнастика (сказка)
10.10
12
Воспитание правильного произношения звука [р]. Формирование понятия места звука в словах.
Звук и буква «р»
11.10
13
Воспитание правильного произношения звука [р]. Формирование понятия места звука в словах.
Звук и буква «р»
13.10
14
Воспитание правильного произношения звука [р]. Формирование понятия места звука в словах.
Звук и буква «р»
17.10
15
Воспитание правильного произношения звука [р]. Формирование понятия места звука в словах.
Звук и буква «р»
18.10
III этап (коррекционный)
16
Автоматизация звука [р] в прямом слоге в начале слова
Звук и буква «р»
20.10
17
Автоматизация звука [р] в прямом слоге в середине слова
Звук и буква «р»
24.10
18
Автоматизация звука [р] в закрытом слоге
Звук и буква «р»
25.10
19
Автоматизация звука [ р] в слогах со стечением согласных
Звук и буква «р»
27.10
20
Автоматизация звука [р] в словах
Звук и буква «р»
07.11
21
Автоматизация звука [р] в словах
08.11
22
Автоматизация звука [р] в словосочетаниях
Звук и буква «р»
10.11
23
Автоматизация звука [р] в предложении
Звук и буква «р»
14.11
24
Автоматизация звука [р] в пересказе
Звук и буква «р»
15.11
25
Автоматизация звука [р] в чистоговорках,
Звук и буква «р»
17.11
26
Автоматизация звука [р] в чистоговорках,
Звук и буква «р»
21.11
27
Автоматизация звука [р] в скороговорках
Звук и буква «р»
22.11
28
Автоматизация звука [р] в скороговорках
Звук и буква «р»
24.11
29
Обогащение словаря словами со звуком [р].
Звук и буква «р»
28.11
30
Чтение слов со звуком [р].
Звук и буква «р»
29.11
31
Закрепление правильного произношения звука [р] в связной речи. Звукобуквенный анализ
Звук и буква «р»
01.12
32
Закрепление правильного произношения звука [р] в связной речи. Звукобуквенный анализ
Звук и буква «р»
05.12
33
Воспитание правильного произношения звука [р']. Формирование понятия твердости и мягкости звуков
Звук и буква «р»
06.12
34
Воспитание правильного произношения звука [р']. Формирование понятия твердости и мягкости звуков
Звук и буква «р»
08.12
35
Дифференциация звуков [р]- [л].
Развитие связной речи
Звук и буква «р»
12.12
36
Дифференциация артикуляции звуков [р]-[л] Закрепление навыков чтения. Звукобуквенный анализ
Звук и буква «р»
13.12
37
Дифференциация звуков [р']-[л'].
Закрепление навыков звукобуквенного анализа и синтеза.
Звук и буква «р»
15.12
38
Закрепление навыков звукобуквенного анализа и синтез
Звук и буква «р»
19.12
39
Закрепление навыков звукобуквенного анализа и синтез
Звук и буква «р»
20.12
40
Закрепление навыков звукобуквенного анализа и синтез
Звук и буква «р»
22.12
41
Чтение текстов
Звук и буква «р»
26.12
IV этап (оценочный)
10.05
42
Оценка результативности коррекционной работы
27.12
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
с группой обучающихся 1 класса,
«ФНР» (звуки [р]-[р'], [л]-[л'],)
№
п/п
Тема коррекционного занятия
Количество
уроков
1
Подготовительный этап по обследованию всех сторон речи, внимания, работоспособности
1-2
2
Знакомство с органами артикуляционного аппарата. Развитие слухового внимания на речевых звуках
1-2
3
Подготовительные артикуляционные упражнения по воспитанию звука [л]
3-5
4
Воспитание правильного произношения звука [л]. Формирование понятия места звука в слове. Выделение первого и последовательного хорошо произносимого звука в слове. Звукобуквенный анализ
2-3
5
Автоматизация звука [л]:
а) в прямом слоге в начале слова;
б) в прямом слоге в середине слова;
в) в закрытом слоге;
г) в слогах со стечением согласных;
д) в простых односложных словах;
е) в простых двусложных словах;
ж) в трех-, четырех-,пятисложных, словах;
з) в словосочетаниях;
и) в предложении.
Обогащение словаря словами со звуком [л].
Чтение слов со звуком [л].
6-10
6
Закрепление правильного произношения звука [л] в связной речи.
2
7
Воспитание правильного произношения звука [л']. Дифференциация звуков [л]- [л'].
Развитие связной речи
2
8
Подготовительные артикуляционные упражнения по воспитанию звука [р]
3-5
9
Воспитание правильного произношения звука [р]. Формирование понятия места звука в слове. Выделение первого и последовательного хорошо произносимого звука в слове. Звукобуквенный анализ
2-3
10
Автоматизация звука [р]:
а) в прямом слоге в начале слова;
б) в прямом слоге в середине слова;
в) в закрытом слоге;
г) в слогах со стечением согласных;
д) в простых односложных словах;
е) в простых двусложных словах;
ж) в трех-, четырех-,пятисложных, словах;
з) в словосочетаниях;
и) в предложении.
Обогащение словаря словами со звуком [р]. Чтение слов со звуком [р].
6-10
11
Закрепление правильного произношения звука [р] в связной речи.
2
12
Воспитание правильного произношения звука [р']. Дифференциация звуков [р]- [р'].Развитие связной речи
1
13
Закрепление навыков звукобуквенного анализа.Чтение текста
1
14
Итого
40-48
Календарно-тематический план
с группой обучающихся 1 класса,
«ФНР» (звуки [л]-[л'], [р]-[р']))
№
п/п
Темы и содержание коррекционной работы
Грамматические и лексические темы, используемые на занятиях
Дата
план
Дата факт
Фронтальное обследование
1.09-14.09
I этап (диагностический)
1
Исследование состояния звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние фонематического анализа и синтеза, восприятия
12.01
2
Исследование лексики и грамматического строя речи. Состояние связной речи. Исследование процесса письма и чтение. Логопедическое заключение
16.01
II этап (подготовительный)
3
Развитие ручной моторики. Знакомство с органами артикуляционного аппарата. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия
17.01
4
Подготовительные артикуляционные упражнения по воспитанию звука [л].
Артикуляционная гимнастика (сказка)
19.01
5
Подготовительные артикуляционные упражнения по воспитанию звука [л].
Артикуляционная гимнастика (сказка)
23.01
6
Подготовительные артикуляционные упражнения по воспитанию звука [л].
Артикуляционная гимнастика (сказка)
24.01
7
Подготовительные артикуляционные упражнения по воспитанию звука [л].
Артикуляционная гимнастика (сказка)
26.01
8
Подготовительные артикуляционные упражнения по воспитанию звука [л].
Артикуляционная гимнастика (сказка)
30.01
9
Воспитание правильного произношения звука [л].
Артикуляционная гимнастика (сказка)
31.01
10
Воспитание правильного произношения звука [л]. Формирование понятия места звука в словах.
Звук и буква «л»
02.02
11
Воспитание правильного произношения звука [л]. Формирование понятия места звука в словах.
Звук и буква «л»
06.02
III этап (коррекционный)
12
Автоматизация звука [л] в прямом слоге в начале слова
Звук и буква «л»
07.02
13
Автоматизация звука [л] в прямом слоге в середине слова
Звук и буква «л»
09.02
14
Автоматизация звука [л] в закрытом слоге
Звук и буква «л»
13.02
15
Автоматизация звука [ л] в слогах со стечением согласных
Звук и буква «л»
14.02
16
Автоматизация звука [л] в словах
Звук и буква «л»
16.02
17
Автоматизация звука [л] в словосочетаниях
Звук и буква «л»
27.02
18
Автоматизация звука [л] в предложении
Звук и буква «л»
28.02
19
Автоматизация звука [л] в пересказе
Звук и буква «л»
02.03
20
Автоматизация звука [ л] в чистоговорках и скороговорках
Звук и буква «л»
06.03
21
Обогащение словаря словами со звуком [л]. Чтение слов со звуком [л].
Звук и буква «л»
07.03
22
Закрепление правильного произношения звука [л] в связной речи. Звукобуквенный анализ
Звук и буква «л»
09.03
23
Закрепление правильного произношения звука [л] в связной речи. Звукобуквенный анализ
Звук и буква «л»
13.03
24
Воспитание правильного произношения звука [л']. Дифференциация звуков [л]- [л'].
Звук и буква «л» и «л'»
14.03
25
Воспитание правильного произношения звука [л']. Дифференциация звуков [л]- [л'].
Звук и буква «л» и «л'»
16.03
26
Подготовительные артикуляционные упражнения по воспитанию звука [р].
Артикуляционная гимнастика (сказка)
20.03
27
Подготовительные артикуляционные упражнения по воспитанию звука [р].
Артикуляционная гимнастика (сказка)
21.03
28
Подготовительные артикуляционные упражнения по воспитанию звука [р].
Артикуляционная гимнастика (сказка)
23.03
29
Подготовительные артикуляционные упражнения по воспитанию звука [р].
Артикуляционная гимнастика (сказка)
03.04
30
Подготовительные артикуляционные упражнения по воспитанию звука [р].
Артикуляционная гимнастика (сказка)
04.04
31
Воспитание правильного произношения звука [р].
Артикуляционная гимнастика (сказка)
06.04
32
Воспитание правильного произношения звука [р]. Формирование понятия места звука в словах.
Звук и буква «р»
10.04
33
Воспитание правильного произношения звука [р]. Формирование понятия места звука в словах.
Звук и буква «р»
11.04
34
Автоматизация звука [р] в прямом слоге в начале слова
Звук и буква «р»
13.04
35
Автоматизация звука [р] в прямом слоге в середине слова
Звук и буква «р»
17.04
36
Автоматизация звука [р] в закрытом слоге
Звук и буква «р»
18.04
37
Автоматизация звука [ р] в слогах со стечением согласных
Звук и буква «р»
20.04
38
Автоматизация звука [р] в словах
Звук и буква «р»
24.04
39
Автоматизация звука [р] в словосочетаниях
Звук и буква «р»
25.04
40
Автоматизация звука [р] в предложении
Звук и буква «р»
27.04
41
Автоматизация звука [р] в пересказе
Звук и буква «р»
29.04
42
Автоматизация звука [ р] в чистоговорках и скороговорках
Звук и буква «р»
02.05
43
Обогащение словаря словами со звуком [р]. Чтение слов со звуком [р].
Звук и буква «р»
04.05
44
Закрепление правильного произношения звука [р] в связной речи. Звукобуквенный анализ
Звук и буква «р»
11.05
45
Закрепление правильного произношения звука [р] в связной речи. Звукобуквенный анализ
Звук и буква «р'»
13.05
46
Воспитание правильного произношения звука [р']. Дифференциация звуков [р]- [р'].
15.05
IV этап (оценочный)
47
Оценка результативности коррекционной работы
20.05
13PAGE \* MERGEFORMAT141415
15