Урок русского языка в 5 классе Основная мысль текста


Основная мысль текста Урок русского языка в 5 классе Разминка Вставить пропущенную букву, графически обозначить орфограмму: 1 вариант 2 вариант уд…влят(?)ся - ед…ница – уд…лят(?)ся - задр…жать – изв…нит(?)ся - прор…дить (грядку)- отв…рить (дверь) - посв…тить (огнем) посв…тить (стих) - грус…ный – шес…вовать (по улице) – ше…ствовать (над малышами) – Вывод: о правописании проверяемых гласных и согласных в корне слова2. Проверочная работа «Е и И в безударном личном окончании глагола»: 1. пляш…т, объяв…т, бормоч…т 5. стел…т, ве…т, дыш…т 2. скач…т, расхвал…т, гон…т 6. вид…тся, покаж..тся, держ..т 3. кле…т, слыш…т, смотр…т 7. шепч..т, увид..шь, по..шь 4. се…т, вид…т, чита…т 8. паш..т, хохоч…т, обид..т 9. занос…т, куп..т, терп…т Вывод: о правописании безударных личных окончаний глаголов. Работа с текстом Тропинка Через п..ляны, через душ…стый с..сновый бор и весёлые берёзовые переле…ки в…ётся л…сная тр…пинка. Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тр..пинке. Гуляя в лесу, мы слыш..м и вид…м, как ж…вут звери и птицы, растут, разг..варивают между собой д…рев..я и меняют(?)ся вр..мена года. Много ч…дес раскрыла (перед) нами л…сная любимая тр…пинка. Работа с текстом (устно) Что называется текстом? Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и расположенных в определенной последовательности. Последовательность предложений соответствует последовательности событий. Текст можно озаглавить.У текста есть заглавие – «Тропинка». Что отражается в заглавии? (тема текста) Работа с текстом (устно) Что называется темой текста? Тема текста – то, о чем говорится в тексте.2. Что такое основная мысль текста? Основная мысль текста – то, в чём убеждает нас автор.3. Какова тема нашего текста? Тема текста – лесная тропинка.4. Какова основная мысль текста? Лесная тропинка интересна, любима. Работа с текстом (устно) 5. Тема и основная мысль текста раскрываются постепенно, поэтому он обычно делится на части. В нашем тексте три части. Определите их. 1. Начало (1-е предложение). 2. Основная часть (2-е и 3-е предложения – что мы видим и слышим, гуляя по тропинке). 3. Заключение (последнее предложение. Оно же конец предложения). Вывод: все части текста связаны между собой по смыслу (все они раскрывают одну и ту же тему и основную мысль.) текст связность Композиционная завершенность Делимость на части(вступление, основная часть, заключение) Основнаямысль заглавие тема Основные признаки текста: Работа с текстом (письменно) Цель: озаглавить, списать текст; определить тему и основную мысль текста. На самом кр…ю оврага среди ольховых кустов ст..яла м..л..дая верба. Её темно-красные ветки были украшены белыми шелковистыми комочками. Это было самое весёлое, самое наря…ное дер..вце (во) всём переле…ке. Работа с текстом (устно) Можно ли этот отрывок назвать текстом? Назовите основные признаки текста.Заглавие (Цветущая верба) тема ( цветущая верба) основная мысль (молодая верба - самое веселое и нарядное дерево во всем перелеске) связность (верба – она- деревце)композиционная завершенность. Работа с учебником Чтение текста Ю.Яковлева «Порядочный человек» (стр. 45)Определить основную мысль текста. В каких предложениях она выражена? (зачитать).Упр. № 113. Домашнее задание Составить и записать рассказ по данному началу и концу. Золотая осень Пришла пора золотой осени. Разноцветные листья кружатся в хороводе и устилают землю. ……… Художница – осень одела парки и леса в багрец и золото. Но скоро шалун-ветер сорвёт последний листочек, и природа заснёт до весны.Стр. 46 – карточка-зачет (с примерами на каждое правило)* Написать заметку в школьную газету о поездке на Медовые водопады.