Пояснительная записка к программе по истории для 10 класса (базовый уровень)


Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по истории, утвержденного приказом Минобрнауки России от 05.03.2004 № 1089;
приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Положения о рабочей программе по учебному курсу МБОУ «Гимназия №8» (от 27.08.2013);
учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 8» на 2015-2016 учебный год;
годового календарного учебного графика на 2015 – 2016 учебный год;
авторской программы «Всеобщая история. 10 класс(базовый уровень)Н. В. Загладин, Х. Т. Загладина;
авторской программы «История России с древнейших времён до конца XIX века.( базовый уровень) А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, С. И. Козленко .
Цель изучения предмета: сформировать у учащихся целостную историческую картину мира в новейший период, выделив закономерности развития стран и народов, их культурно-исторические и политические особенности, дать учащимся целостное интегрированное представление об отечественной истории, выработать у них способность самостоятельно анализировать особенности исторического развития и современной ситуации, сформировать у учащихся гражданскую позицию. Особое внимание уделяется месту и роли России в мировых исторических и политических процессах, но при этом учитывается специфика отдельного курса отечественной истории.
Задачи изучения предмета:
дать комплекс знаний об истоках, развитии, специфике отдельных периодов мировых цивилизации, их роли в становлении и развитии современного мира;
помочь учащимся выработать историческое мышление;
освоить гуманитарную культуру, научить быть открытыми опыту других народов, цивилизаций.
Общая характеристика учебного предмета
Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего ( полного) общего образования на базовом уровне, является его общеобязательный статус. Основные содержательные линии программы базового уровня реализуются в рамках двух курсов – «История России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение. Освоение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными, развивающими задачами.
Место предмета «История» в учебном плане
В соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по истории, утвержденного приказом Минобрнауки России от 05.03.2004 № 1089 и Базисным учебным планом МБОУ «Гимназии № 8» на 2015-2016 уч. Год, на изучение курса по предлагаемой программе отводится 105 часов (3 часа в неделю).
Авторская программа не изменена.
Используемые технологии обучения, формы уроков
С учетом уровневой специфики преподавания и индивидуальных учебных возможностей учащихся 10 а класса выстроена система учебных занятий.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности и самостоятельной учебной работе, учету индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся для базового уровня.
Технологии обучения
Проблемное обучение.
Развивающее обучение.
Обучение критическому мышлению.
Формы уроков
Традиционный урок.
Урок-лекция
Урок-семинарское занятие.
Повторительно - обобщающий урок.
Урок защиты учебных проектов.
Комбинированный урок.
Урок – практикум.
Контрольно-оценочная деятельность
Рабочая программа предусматривает систему контроля. Текущий контроль осуществляется на каждом уроке во время учебных занятий, повторительно-обобщающих уроках. Промежуточный и итоговый контроль осуществляется на основе Положения о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся средней ступени образования в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Гимназия №8» (Приложение 2).
В течение учебного года возможны корректировки рабочей программы, связанные с объективными причинами.
Планируемые образовательные результаты – использование приобретенных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, осуществление самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации, определения личной гражданской позиции, качественный показатель ЕГЭ.
Содержание курса ( 105 часов)
Введение. Что изучает наука история? Вспомогательные исторические дисциплины. Пути и методы познания истории Историческая наука в античности, средних веках, новом времени. Исторические источники. Периодизация истории.
Основы исторической науки
Первобытная эпоха. Человеческое общество и природные сообщества. Этапы становления человека. Происхождение рас. Неолитическая революция. Конфликт человека и природы. Аграрно-скотоводческие культуры. Энеолит
Человек осваивает планету. Социальные отношения в первобытную эпоху.
Первые государства древнего мира. Предпосылки возникновения государств. Рабовладение и общественные отношения в Древнем мире. Первые религии. Особенности развития деспотий древности. Древние Индия, Китай. Буддизм, иудаизм, конфуцианство, даосизм.
Предпосылки возникновения государств. Влияние религиозных верований на изменение картины мира. Борьба за господство над Средиземноморьем. Античная эпоха. Города-государства Греции и Италии. Греко-персидские войны. Завоевания Александра Македонского. Возвышение Рима. Пунические войны. Кризис республики. Империя. Закат Римской империи.
Период раннего средневековья. Мир эпохи средневековья. Периодизация. Представление о мире средневекового человека. Доколумбовы цивилизации Америки. Древняя Африка. Ислам.
Мир в эпоху средневековья. Становление христианской цивилизации. Образование централизованных государств в Западной Европе. История России- часть мировой истории. Индоевропейцы. Великое переселение народов. Восточнославянские племена и их соседи. Великое оледенение. Дискуссии о прародине славян.
Основные этапы развития исторической мысли в России Появление государства Русь. Первые русские князья. Князья и дружина. Вечевые порядки .Правление Святослава. Древнерусское государство при Владимире. Принятие христианства. «Лествичный» порядок наследования власти.
Дискуссия о происхождении Древнерусского государства. Расцвет Руси. Правление Ярослава Мудрого. «Русская правда.» Международные отношения. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Культура Древней Руси.
Роль церкви в истории древней Руси. Политическая раздробленность Руси. Причины распада Древнерусского государства. Княжеская власть и боярство в русских землях. Русь и степь. Княжеские усобицы. Культура Руси.
Идея единства русской земли. «Слово о полку Игореве» Борьба Руси за независимость в 13-начале14 века. Монголо-татарское нашествие на Русь. Натиск завоевателей на северо-западные русские земли. Русь и Золотая Орда при Александре Невском. Образование Золотой Орды
Влияние монгольского завоевания на развитие Руси.
Предпосылки возрождения Руси. Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы. Восстановление экономики русских земель. Роль церкви. Борьба за политическую гегемонию в Северо-восточной Руси. Образование Великого княжества Литовского. Роль церкви в консолидации русских земель. В борьбе за единство и независимость. Эпоха Куликовской битвы. Дмитрий Донской. Политика московских князей. Выделение русского, белорусского, украинского народов. Разгром Тимуром Золотой Орды. Автокефалия Русской православной церкви.
Феодальная война на Руси. Политика московских князей. Завершение объединения русских земель. Образование Российского государства. Иван 3 –государь всея Руси. Роль церкви в строительстве государства. Социальная структура общества. Зарождение национального самосознания. Культура и быт в 14-15 веках
Россия в 16 веке. Приход к власти Ивана 4. Реформы 1550-г.г. Установление царской власти. Создание органов сословно-представительной монархии. Усиление самодержавия. Внешняя политика Ивана 4. Расширение территории России. Ливонская война. Учреждение патриаршества. Опричнина. Дискуссия о характере опричнины. Последние годы царствования Ивана 4. Культура Российского государства во второй половине 15-17 веках.
Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки. Открытие Америки. Первые колониальные империи. Итоги колониальной политики.
Западная Европа в 16-17 веках: новый этап развития. Эпоха Реформации. Религиозные войны. Контрреформация. Социально-экономическое развитие в странах Европы в 16-17 веках. Абсолютизм в Западной Европе. Абсолютистские монархии в Западной Европе. Россия в 17 столетии. Смутное время Начало смуты. Пресечение правящей династии. Обострение социально-экономических противоречий. Кризис общества и государства
Дискуссия о причинах Смуты. Феномен самозванства. .Спасители Отечества. Борьба с Речью Посполитой и Швецией. Новые черты старой России. Россия после смуты. Восстановление самодержавия. Новые черты в жизни России. «Бунташный век.» Система крепостного права. Новые явления в экономике. Политика объединения православных земель. Внутренняя и внешняя политика Алексея Михайловича Старообрядчество. Дискуссия о характере социальных движений в России во второй половине 17 века. Тридцатилетняя война и её последствия .Государства Азии в позднем средневековье Кризис сословного строя в Европе. Буржуазная революция в Англии. Установление режима Кромвеля Протекторат и реставрация.
Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм. .Просветители Англии и Франции.. Россия накануне преобразований. Культура и быт. Народы России. Россия накануне петровских преобразований. Эпоха Петра 1. Северная война. Петровские преобразования. Провозглашение империи. Абсолютизм. Реформы Петра 1. Дворянство- господствующее сословие. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развёртывания модернизации. Отмена патриаршества. Россия в эпоху дворцовых переворотов и во второй половине 18 века Расцвет дворянской империи. Просвещённый абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя. Могучая внешнеполитическая поступь империи. Превращение России в мировую державу. Имперская внешняя политика.
Дискуссия о политической идеологии 2-й половины 18- 1-й половины 19 веков. Экономика и население России во второй половине 18 века. Особенности экономического развития .Кризис традиционного общества. Развитие капитализма. Культура и быт России во второй половине 18 века. Тревожное окончание века. Масонство. Промышленный переворот в Англии и его последствия. Социально-экономические предпосылки промышленного переворота. Развитие английского общества.
Мир Востока в 18 веке: наступление колониальной системы .Ослабление Османской империи. Британские завоевания Индии. Китай: на пути самоизоляции.
Война за независимость в Северной Америке. Великая французская революция и её последствия для Европы .Кризис абсолютизма во Франции. Конвент и якобинская диктатура во Франции. Термидорианская диктатура и Директория. Режим Наполеона Бонапарта. Революция во Франции и страны Европы.
Первые годы правления Александра 1 Политическая идеология во второй половине 18-первой половине 19 века. Отечественная война 1812 года. Превращение России в мировую державу. Россия в системе международных отношений. Имперская внешняя политика. Крушение империи во Франции. «100 дней» Наполеона Бонапарта и Венский мир.
Жизнь в России в послевоенный период. Политическая идеология во второй половине 18 – первой половине 19 века. Движение декабристов.
Реакция и революции в Европе 1820-1840-х г.г. Внутренняя политика Николая 1 Особенности экономики России в 18-первой половине 19 века. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Внешняя политика Николая 1 Крымская война и её последствия для страны. Общественная жизнь России. Славянофилы и западники . Русский утопический социализм. Русская культура в первой половине 19 века.
Страны Европы: облик и противоречия промышленной эпохи. Промышленный переворот во Франции.Италия,Германия. Колониализм и кризис традиционного общества в странах Востока. Индия под властью англичан. Опиумные войны и закабаление Китая. Япония: опыт модернизации. Национализм в Европе: возникновение новых индустриальных держав. Страны Западного полушария в 19 веке. Завершение колониального раздела мира. Покорение народовАфрики. Реформы Александра 2 Россия в эпоху преобразований. Отмена крепостного права. Аграрная, судебная, земская, военная, городская реформы 1860-1870-х г.г. Россия после отмены крепостного права . Утверждение новой модели экономического развития. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов .Начало промышленного переворота. Россия и православные народы Балканского полуострова. Россия в годы правления Александра 3. Политика контрреформ. Государственно-социальная система России в конце 19 века. Самодержавие и сословный строй. Русская культура во второй половине 19 века. Духовная жизнь российского общества. Критический реализм. Элитарная и народная культура. Развитие системы образования.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в изучаемый период; изученные виды исторических источников.
Должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.
Владеть компетенциями: коммуникативной, смыслопоисковой, компетенцией личностного саморазвития, информационно-поисковой рефлексивной компетенцией, учебно-познавательной и профессионально-трудовой.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи: высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Элементы продвинутого уровня включают в себя дополнительную информацию из разнообразных источников, с целью осмысления учащимися представленных в них различных подходов и точек зрения для более глубокого понимания ключевых событий истории России., а также отработки полученных знаний в ходе решения учебно-познавательных задач
Формы оценки и контроля знаний: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные таблицы, выступления на семинарах и конференциях, реферативные работы и сообщения учащихся, презентации по теме.
В результате изучения истории выпускник должен
знать/понимать
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников;
уметь
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной.
Планируемые образовательные результаты – использование приобретенных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, осуществление самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации, определения личной гражданской позиции, качественный показатель ЕГЭ.
Учебно-методическое обеспечение
1 А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов. С. И. Козленко История России с древнейших времён до конца XIX века. Программа курса – М. : Русское слово, 2006;
2 Загладин Н.В., Симония Н.А. Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX в.: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений – 5-е изд. – М.: ««Русское слово», 2010.;
3 А.Н. Сахаров, В.И. Боханов «История России. С древнейших времён до конца XIX века. 10 класс». - М.: «Просвещение», 2008; 4 « Поурочные разработки по истории России с древнейших времён до конца XIX века.» Б.Н. Серов, А.Р. Ланго. 10 класс. – М.: ВАКО, 2010.
Литература для учителя.
1. Б.Н.Серов, А.Р.Лагно «Покрочные разработки по истории России с древнейших времен до кон.19в.» 10кл. М.: ВАКО 2007г.
2. Загладин Н.В. Всемирная история. С древнейших времен до кон.19в.: Пособие для учителя. М., 2001г.
3.История России 1945-2008гг. Книга для учителя. Под ред. А.В.Филиппова. М., Просвещение 2008.
4. Кадневский В.М. Тесты. История России с др.времен до кон.18в. М.Дрофа 2001г.
 5. Курт фон Типпельскирх. История Второй мировой войны. Москва. 2001г.
 6. Всемирная история. «Дорлинг Киндерсли». Лондон - Нью-Йорк – Штудгарт      Москва.       1993г.
 7 К.А. Залесский. «Первая Мировая война». Вече. Москва. 2002г
8. Тоталитаризм в Европе 20 века. М.1996г.
Литература для обучающихся.
Вторая мировая война. Дискуссии. Основные тенденции. Результаты исследований. М. 1997г.
Европа между миром и войной. 1918-1939гг. М., 1998г.
Первая мировая война: дискуссионные проблемы истории. М., 2001г.
Сталинское десятилетие холодной войны. Факты и гипотезы. М., 1999г.
Системная история международных отношений. 1918-2000 гг., М., 2002г. Материально-техническое оснащение
1. Аудиоколонки.
2. Мультимедиапроектор.  
3. Персональный компьютер.
4. Принтер.
5. Экран.
Интернет-ресурсы
http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование»
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.fsu.edu.ru– федеральный совет по учебникам МОиН РФ
http://www.ndce.ru– портал учебного книгоиздания
http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»
http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.apkpro.ru – Академия повышения  квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»
http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»
http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»
http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»
http://www.1september.ru – газета «История», издательство «Первое сентября»
http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
http://www.lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)