Создание программы элективных курсов
Создание программ к элективным курсам - принципы и практика
(на примере УМК "Деловой английский для школы"/ "Business English for Schools")
В 2002 году Министерством образования РФ была принята "Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования" (утверждена приказом Министерства образования РФ № 2783 от 18.07.2002). В соответствии с Концепцией перед школами открылась возможность в большей степени учитывать потребности учащихся, эффективнее готовить их к будущей профессии или продолжению обучения в вузах. Вместе с тем перед учителями школ возникла проблема разработки элективных курсов для учащихся. В данной статье рассмотрим практические аспекты разработки и оформления программы для элективного курса, вопросы ее экспертизы и утверждения.
Прежде всего следует уточнить что именно понимается под элективным курсом. В Концепции приводится следующее определение: "Элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана... Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. По элективным курсам единый государственный экзамен не проводится. При этом примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50:30:20".
Элективные курсы имеют следующие достоинства: они позволяют ориентировать обучение на реальный интерес школьников, позволяют поддерживать высокий уровень языковой подготовки, дают администрации школы свободу в планировании нагрузки (как правило, элективные курсы преподаются во второй половине дня), дают возможность учителю повысить свою квалификацию и расширить поле работы, а также позволяют ученикам сделать выбор из множества направлений для углубленного изучения. В рамках преподавания английского языка элективные курсы могут использоваться для интенсивного развития коммуникативной компетенции, для предпрофильной подготовки, а также для углубленного изучения пред мета с целью лучше подготовиться к сдаче экзамена. Следует понимать разницу между курсами по выбору, которые входят в предпрофильную подготовку (то есть могут вводиться в 9-м классе) и могут быть краткосрочными, и элективными курсами, которые являются частью профильного обучения и отличаются большей длительностью (до 72 часов). Итак, элективный курс преподается в 10-11 -х классах средней школы, входит в профильное обучение и его объем может составлять до 72 учебных часов. Таким образом, курс длительностью 70-72 часа при отведенном на него одном учебном часе в неделю может преподаваться в 10-х и 11 -х классах, а при выделенных на него двух часах в неделю может быть пройден за один учебный год. Современные учебные пособия для элективных курсов, такие, как "Деловой английский для школы" / "Business English for Schools" и "Английский для естественно-математического профиля" / "English for Science", рассчитаны именно на 70 часов аудиторных занятий, и еще два часа могут использоваться для оценки учебных достижений школьников в рамках элективного курса. Однако наличие качественного, современного учебно-методического комплекта для элективного курса не снимает проблему разработки учебной программы.
Вне зависимости от того, планируется ли преподавать данный курс как модульный или линейный, учебная программа курса должна включать следующие компоненты:
титульный лист;
пояснительную записку;
методические рекомендации;
содержание курса - тематический план;
библиографию.
Титульный лист содержит: наименование образовательного учреждения, сведения о том, где, когда и кем утверждена программа, название элективного курса, класс, на который рассчитана программа, ФИО и должность автора программы, название города (населенного пункта) и год разработки программы. Следует отметить, что расположение элементов титульного листа часто определяется инструктивно-методическим письмом управления образования в каждом конкретном регионе.
В ряде городов и регионов, например в Санкт-Петербурге, на титульном листе рекомендуется указывать ФИО экспертов, проводивших экспертизу программы курса.
Пояснительная записка должна включать:
аннотацию, обоснование необходимости курса;
пояснение места и роли курса в учебном процессе (с пояснением того, какие умения и навыки развиваются, какие межпредметные связи включает данный курс);
цель курса;
задачи курса;
планируемый результат;
виды и формы контроля.
Необходимость предлагаемого курса может быть обоснована потребностями учащихся, выявленными в ходе анкетирования или другого исследования. Целью курса, как уже было отмечено выше, может быть развитие отдельных компонентов коммуникативной компетенции или их совокупности, углубленное изучение предмета для подготовки к экзамену или поддержка обучения профилирующему предмету. Задачи курса вытекают из его целей - это конкретные шаги, которые требуется предпринять для достижения цели курса.
Планируемый результат - это перечисление того, что школьники будут уметь в результате прохождения курса. Например, если одной из задач курса являлось обучать писать деловые письма, то в результате прохождения курса школьники научатся писать деловые письма в соответствии с требованиями делового этикета.
Отметим, что в соответствии с Концепцией возможно использование разнообразных видов контроля, а именно самоконтроля, языкового портфолио, проекта, выполнения практического задания и т. д.
Методические рекомендации содержат описание методических принципов, положенных в основу курса, а также могут перечислять основные приемы и педагогические технологии, рекомендованные для использования в рамках данного курса.
Содержание курса - тематический план - включает перечень тем с их реферативным описанием, количество часов, отводимого на каждую из тем, с указанием количества практических и теоретических часов, а также формы подведения итогов по темам, если они предусмотрены программой и структурой курса.
В разделе "Библиография" перечисляются все УМК, учебные пособия, аудиоматериалы и интернет-ресурсы, которые будут использованы в рамках данного элективного курса.
Приведем пример оформления титульного листа:
_____________________________________________________________________________
Министерство образования и науки Российской Федерации Муниципальное образовательное учреждение СОШ №
УТВЕРЖДАЮ
«___»____________2007 г.
Должность
ФИО, подпись
(название)
Программа элективного курса по английскому языку
«Деловой английский для школы»
для учащихся 10-11 классов
Составитель
ФИО, должность, звание
Обниcк
2007
____________________________________________________________________________
Схематично структура пояснительной записки может выглядеть следующим образом:
Элективный курс "Деловой английский для школы"
Предлагаемый курс предназначен для учащихся 10 и 11 классов____________
профиля, а также для учащихся 10 и 11 классов, желающих овладеть_______________
В последние годы все большее количество учащихся________________ Использование английского языка для предполагает наличие у участников коммуникации достаточного запаса знаний о Рабочее владение
английским языком предполагает не только знание профессиональной лексики, но и такие умения, как__________. При обучении в классах____________ профиля учащимся необходимо понимать___________ , ориентироваться в ___________________________
Перечисленные выше знания и умения важны не только для , но и для______. Однако в соответствии с требованиями федерального стандарта английский язык преподается в старших классах главным образом как средство общения (General English) и как средство обучения (Academic English), что не позволяет в достаточной мере развить у учащихся перечисленные выше умения и позволить школьникам овладеть необходимыми для этого знаниями. Противоречием между потребностями учащихся, требованиями вероятной будущей профессии и содержанием обучения, заложенном в федеральном стандарте, обусловлена актуальность данного элективного курса делового английского языка.
Основной целью элективного курса является
Элективный курс делового английского языка имеет следующие развивающие и воспитательные цели:
Развитие
Воспитание
Для достижения поставленных целей в рамках курса решаются следующие задачи:
Обучить
Совершенствовать умения учащихся в четырех видах речевой деятельности, аименно: в области говорения обучать ;
в области письма - обучать ;
в области аудирования - совершенствовать умение ;
в области чтения - совершенствовать умение
В учебно-познавательной области дать учащимся знания о _____________________________________________________________________________
Для развития научить
В результате прохождения курса старшеклассники:
Овладеют
Научатся
Научатся
Научатся
Структура курса и организация обучения
Курс рассчитан на 70 учебных часов и состоит из__________ тематических разделов по _________уроков каждый. При одном часе занятий в неделю курс будет длиться 35 часов в 10 классе и 35 часов в 11 классе. При двух часах занятий в неделю курс может быть пройден за один учебный год в 10 или 11 классе.
В основе курса лежат следующие методические принципы:
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
Контроль результатов обучения и оценка приобретенных школьниками умений и навыков производится____________________________________________________
Полностью пояснительная записка и тематическое планирование могут выглядеть следующим образом:
Элективный курс «Деловой английский для школы»
Предлагаемый курс на основе УМК "Деловой английский для школы" / "Business English for Schools" предназначен для учащихся 10-х и 11 -х классов экономического профиля, а также для учащихся 10-х и 11-х классов, желающих овладеть основами устного и письменного делового общения на английском языке.
В последние годы все большее количество учащихся осознают роль английского языка как мирового языка делового общения. Использование английского языка для делового общения предполагает наличие у участников коммуникации достаточного запаса знаний о культуре делового общения и культурных особенностях различных стран. Также процесс глобализации приводит к тому, что владение английским языком становится желательным, а иногда и необходимым условием принятия кандидата на работу. Рабочее владение английским языком предполагает не только знание профессиональной лексики, но и такие умения, как умение разговаривать по телефону на профессиональные темы, вести деловую корреспонденцию, владение различными функциональными стилями деловой переписки. При обучении в классах экономического профиля учащимся необходимо понимать англоязычные экономические термины, ориентироваться в основных закономерностях и тенденциях экономики, путях развития бизнеса как в своей стране, так и в мире. Перечисленные выше знания и умения важны не только для предпрофессиональной подготовки учащихся, но и для подготовки школьников к дальнейшей самостоятельной жизни в обществе. Однако в соответствии с требованиями федерального стандарта английский язык преподается в старших классах главным образом как средство общения (General English) и как средство обучения (Academic English), что не позволяет в достаточной мере развить у учащихся перечисленные выше умения и позволить школьникам овладеть необходимыми для этого знаниями. Противоречием между потребностями учащихся, требованиями вероятной будущей профессии и содержанием обучения, заложенном в федеральном стандарте, обусловлена актуальность данного элективного курса делового английского языка.
Основной целью элективного курса является развитие у учащихся практических навыков использования английского языка для профессионального общения в сфере бизнеса и экономики, а также в качестве инструмента для получения новых знаний по выбранному профилю.
Элективный курс делового английского языка имеет также следующие развивающие и воспитательные цели:
Развитие социокультурной компетенции, а именно умения участвовать в коммуникации в соответствии с нормами, принятыми в деловом мире.
Воспитание способности к личному и профессиональному самоопределению.
Развитие межкультурной компетенции, а именно умения участвовать в межкультурной коммуникации, учитывая особенности других культур.
Развитие ассертивности, а именно умения достигать поставленной цели, при необходимости преодолевая возникающие препятствия.
Развитие компенсаторной компетенции.
Воспитание способности к личному и профессиональному самоопределению.Для достижения поставленных целей в рамках курса решаются следующие задачи:
Обучить старшеклассников лексическим единицам в соответствии с отобранными темами навыкам оперирования этими единицами в коммуникативных целях.
Совершенствовать умения учащихся в четырех видах речевой деятельности, а именно: в области говорения - обучать аргументированно выражать свое мнение, обсуждать проблемы и предлагать решения, проходить собеседование для приема на работу, беседовать по телефону в соответствии с заданной ситуацией, проводить презентацию, поддерживать разговор на общие темы вне сферы делового общения, проводить деловые встречи.
В области письма - обучать писать деловые письма, резюме, письма о приеме на работу, сообщения электронной почты в соответствии с требованиями делового этикета.
В области аудирования - совершенствовать умение слушать аутентичные тексты из сферы деловой коммуникации с пониманием общей идеи, и с извлечением информации и с детальным пониманием.
В области чтения - совершенствовать умение читать аутентичные тексты по профильной тематике с пониманием общей идеи, и с извлечением информации и с детальным пониманием.
В учебно-познавательной области дать учащимся знания о типах компаний, бизнесе в мире подростков, электронном (Интернет) бизнесе, корпоративной культуре, способах устройства на работу, подходах к принятию решений, методах рекламы, особенностях электронной коммуникации и возможных направлениях развития бизнеса в будущем.
Для развития компенсаторной компетенции развивать умения пользоваться собственным иноязычным речевым ответом для восполнения пробелов во владении иностранным языком, умения осуществлять перифраз, пользоваться языковой и контекстуальной догадкой.
В результате прохождения курса старшеклассники:
овладеют лексическим запасом в соответствии с темами и сферами общения экономического профиля;
научатся пользоваться электронной почтой на английском языке с учетом деловых, стилистических и языковых норм;
научатся создавать и проводить презентации на английском языке;
научатся проводить переговоры по телефону с деловыми целями на английском языке;
научатся работать в команде, вместе находить решения деловых проблем:
научатся планировать рекламные кампании.
Структура курса и организация обучения
Курс рассчитан на 70 учебных часов и состоит из 14 тематических разделов по 5 уроков каждый. При одном часе занятий в неделю курс будет длиться 35 часов в 10-м классе и 35 часов - в 11-м классе. При двух часах занятий в неделю курс может быть пройден за один учебный год в 10-м или 11-м классе.
В основе курса лежат следующие методические принципы:
Интеграция основных речевых умений и навыков.
Последовательное развитие основных речевых умений и навыков.
Коммуникативная направленность заданий.
Контекстуальное введение лексики.
Применение полученных умений и навыков на практике в симулированных ситуациях, максимально приближенных к реальным условиям мира бизнеса.
Темы и материалы курса соответствуют возрасту, интересам и уровню языковой подготовки учащихся.
Контроль результатов обучения и оценка приобретенных школьниками умений и навыков производится при выполнении учащимися финальных продуктивных коммуникативных заданий каждого тематического раздела с помощью Teacher evaluation card, а также самими учащимися путем самооценки и самоконтроля посредством Student evaluation card.
После того как программа для элективного курса была разработана, ее необходимо утвердить. Процедура утверждения программ для элективных курсов не определена нормативно на федеральном уровне. В соответствии с законом РФ "Об образовании", статья 32, пункт 7, к компетенции образовательного учреждения относится разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин. Таким образом, само образовательное учреждение имеет право утвердить разработанную программу для применения в учебном процессе. Вместе с тем для утверждения программы элективного курса необходима ее экспертиза. Экспертиза может проводиться на трех уровнях: на уровне методического объединения самого образовательного учреждения, на уровне районного или городского методического объединения, и на уровне регионального экспертного совета. Как правило, процедура экспертизы регламентируется отдельными распоряжениями на уровне регионов.
В соответствии с Концепцией профильного обучения для экспертизы программ элективных курсов используются следующие критерии:
степень новизны для учащихся;
мотивирующий потенциал программы;
развивающий потенциал программы;
реализация принципа учета возрастных особенностей и индивидуальных возможностей учащихся;
наличие здоровьесберегающих характеристик;
полнота содержания;
связанность и систематичность изложенного материала;
адекватность методов обучения типу курсов;
степень контролируемости;
реалистичность с точки зрения используемых ресурсов;
наличие в структуре программы необходимых разделов.
Все эти критерии раскрываются в соответствующих разделах пояснительной записки и тематического планирования в программе элективного курса.
Как видим, при составлении программ элективных курсов необходимо строго соблюдать структуру программы. Разработанная программа утверждается образовательным учреждением на основании результатов внутренней или внешней экспертизы в соответствии с инструкцией регионального управления образования. Критерии экспертизы программы основаны на целях и задачах профильного обучения, описанных в Концепции профильного обучения. Практика показывает, что в различных регионах могут сосуществовать закрепленные на местном уровне процедуры экспертизы и утверждения программ элективных курсов в рамках федерального и регионального законодательства. Для успешной разработки, утверждения и внедрения в образовательный процесс новых элективных курсов учитель-профессионал должен ориентироваться в нормах и инструкциях органов управления образованием, иметь доступ к образцам программ элективных курсов, внедренных в различных регионах. Для этого особенно полезным может оказаться профессиональное сообщество в сети интернет.
Рекомендуем вашему вниманию следующие интернет-ресурсы, содержащие различные программы для элективных курсов, а также статьи и нормативные документы, посвященные проблеме разработки элективных курсов и профильному обучению:
Портал "Российское образование" [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -программы элективных курсов, нормативные документы, разнообразные ресурсы для школы.
Сайт специализированного учебно-научного центра Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова; Школа им. А. Н. Колмогорова [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] /1 5.html -программы элективных курсов по ряду предметов, включая английский язык
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]predprof/prof_soder.asp - примерные требования к программам элективных курсов
Требования к элективным курсам на персональном сайте учителя информатики и математики И. А. Зайцевой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]f1093455595.html
Программа элективного курса "Американские писатели об американском образе жизни" на сайте Book Lovers [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт издательского дома "1 сентября" [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]? numb_artic=31 2202 - программа элективного курса "Английский в мире науки и техники"
Нормативные документы по профильному обучению на сайте РГПУ имени А. И. Герцена [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]profil/default.asp?ob_no=12603
Нормативные документы на сайте центра образовательного законодательства [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Вопросы профильного обучения в старшей школе, нормативные документы, статьи на сайте "Профильное обучение в старшей школе" [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учебные пособия на сайте информационной системы "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]rubr=2.2.73.3
Рабочая программа.
После ознакомления с федеральными и региональными документами, учитель готовит рабочую программу курса (для каждой параллели).
Рабочая программа имеет следующую структуру:
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка, в которой обосновывается введение учебного курса, даётся ссылка на стандарт, согласно которому разработана программа.
Примерное содержание пояснительной записки:
Рабочая программа по (название предмета, класс) разработана на основе:
Федерального стандарта
Примерной программы МО РФ по (название предмета, год, Ф.И.О. автора),
учебника (название предмета, Ф.И.О. авторов) с учётом требований Регионального образовательного стандарта Читинской области (для учителей Читинской области).
3. Тематическое планирование, с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы, а также форма проведения занятий (теоретическая, практическая, самостоятельная работа) и контрольная. Обычно оформляется в виде таблицы.
№
урока
Тема
Форма контроля
Кол-во
часов
Семья
4. Краткое содержание каждой темы (поурочное планирование, в т. ч. – содержание лабораторных работ).
5. График контрольных мероприятий, т.е. даты проведения контрольных работ, зачетов, практикумов и т.д. с точностью до недели. График может быть объединен с календарным тематическим планированием.
6. Задания для самостоятельной работы учащихся (темы для рефератов, проектные задания и т.д.).
7. Критерии оценки знаний учащихся.
8. Список основной и дополнительной литературы.
* Если вы пользуетесь одной из рекомендованных Федеральным экспертом советом программ, полностью сохраняя ее содержание и количество часов на отдельные темпы, то пишите лишь название программы с указанием источника, где она опубликована.
* Если вы вносите какие-либо изменения в содержание программы или в отведённые нормы учебного времени, то необходимо написать объяснительную записку. В ней указываете, какие изменения вы вносите и даёте обоснование своих действий.
* Если вы создаёте авторскую программу, то она должна пройти соответствующую экспертизу и получить разрешение к использованию в экспериментальном режиме городскими или районными методическими службами.
Программа хранится, в кабинете учителя, а ее копия обычно сдается заместителю директора по учебной работе.
13PAGE 15
13PAGE 14815