В школе Светофорных наук
Занятие по правилам дорожного движения «В школе Светофорных наук» для учащихся 1-4 классов начальной школы.
Автор сценария учитель начальных классов МОУ Земцовская средняя общеобразовательная школа О.В.Матюхова.
Здравствуйте, дорогие ребята! Приглашаем вас на занятие «В школе Светофорных наук». Сегодня мы с вами постараемся ответить на шесть дорожных «Почему?» Меня зовут инспектор Мигалочкин. Я живу в стране Светофории и являюсь большим знатоком дорожно-светофорной науки. На нашем занятии я отвечу на ваши вопросы, а затем проведу викторину по правилам дорожного движения. «Вопросы инспектора Мигалочкина». Начинаем наше занятие. Почемучки, задавайте мне вопросы.
1-я Почемучка. Почему светофор называется светофором?
Инспектор Мигалочкин. В самом деле, почему? Ну-ка, Ответ № 1, расскажи нам об этом.
Ответ № 1 . начать надо с того, что слово составлено из двух частей: «свет» и «фор». (Демонстрируются таблички). Ну, «свет» и есть свет, а «фор»? Слово «фор» произошло от греческого слова «форос», что означает «несущий» или «носитель» - как вам будет угодно. А все вместе – «светофор» - значит «носитель света», «несущий свет».
2-я Почемучка. Почему красный свет запрещающий, зеленый – разрешающий, а не наоборот?
Инспектор Мигалочкин. И на этот вопрос у нас готов ответ! Давай, ответ № 2, рассказывай!
Ответ № 2. красный свет – сигнал опасности, сигнал тревоги. Именно красные лампочки, а не какого-либо другого цвета, загораются с наступлением темноты на углах забора, ограждающего место, где ремонтируют дорогу или улицу; именно красные фонарики вспыхивают позади каждой машины, когда она тормозит; именно красный огонек, тревожно мигая, сигналит водителям и пешеходам на железнодорожном переезде о приближении поезда; именно в красный цвет окрашены мчащиеся к месту происшествия пожарные машины; и маяк, друг и помощник капитанов, посылает далеко в море не какой-нибудь, а красный луч. И это неспроста. Красный цвет – самый заметный, он издалека виден, и его не спутаешь с каким-нибудь другим. А синий, зеленый, желтый можно спутать.
3-я Почемучка. А вот интересно, почему на шинах узоры?
Инспектор Мигалочкин. Конечно же, мы ответим тебе на твой вопрос. У нас готов к выступлению Ответ № 3. Пожалуйста!
Ответ № 3. Почему же, почему пупырышки, резиновые квадратики и полоски на спортивной обуви или ботинках. Чтобы не скользили. Выпуклые узоры цепляются за дорогу и не дают автомобилю скользить. Поскользнется пешеход – упадет, ушибется. А если «поскользнется « автомашина, она может или на другую машину налететь, или перевернуться вместе со своими пассажирами, или человека сбить. Чтобы никогда такого не случалось, водители пекутся о том, чтобы шины у автомобиля всегда были с узорами – с протектором. За этим же внимательно следят работники ГАИ. И если обнаружат они машину, у которой хотя бы одна шина со стершимся от носки протектором, «лысая», тут же заставляют водителя ее заменить. (Демонстрируется иллюстрация).
4-я Почемучка. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущими машинами?
Инспектор Мигалочкин. Хотя мы уже много раз говорили на эту тему, стоит услышать об этом еще раз! Итак, мы слушаем рассказ Ответа № 4!
Ответа № 4. Одна секунда… Много это или мало? Для пешехода одна секунда – пустяк: шаг шагнуть. А для водителя автомобиля та же секунда порой вещь весьма серьезная. За секунду машина, у которой скорость 60 километров в час, проезжает больше 16 с половиной метров. А если ее скорость 80 километров в час, то 22 метра. Иной торопыга видит – машина совсем близко, так нет же, все равно смешит перебежать через дорогу перед самым ее носом. Думает: а, ерунда, в крайнем случае, водитель успеет затормозить. Ему и невдомек, что водитель при всем желании, при всем старании, даже изо всех сил нажимая на тормоза, все равно не успеет вовремя остановиться.
Простая арифметика. Нет на свете такого человека, который бы сразу, как заметит препятствие, нажал на тормоз. Чтобы сообразить, что к чему, ему обязательно нужно какое-то время, какой-то миг. А за этот миг машина успевает проехать несколько метров. Сразу же не срабатывают даже самые надежные и хорошо отрегулированные тормоза… Еще какая-то доля секунды проходит. Включены тормоза. Колеса больше не вращаются. Их наглухо схватили тормозные колодки. А автомобиль все еще движется – ползком, «юзом», как говорят шоферы. И тем дольше движется, чем больше была скорость, чем сильнее изношены шины, чем глаже дорога. А если она к тому же скользкая или как раз в этом месте идет под уклон, то этот, как его называют, тормозной путь все удлиняется и удлиняется. В результате, при скорости 80 километров в час да на покрытом корочкой льда шоссе машина окончательно остановится только через 400 (!) метров после того, как водитель начал тормозить. Почти полкилометра машина трудно управляема!
Вот почему через дорогу надо переходить осторожно и не мчаться сломя голову наперерез машинам.
5-я Почемучка. Скажите, пожалуйста, почему у автомобиля днем загораются красные огоньки?
Инспектор Мигалочкин. Сейчас, деточка, тебе не только скажет, а расскажет наш Ответ № 5 о красных огоньках на машинах.
Ответ № 5. Если посмотреть на улицу, хорошо видно, что у всех автомашин, подъезжающих к любому перекрестку, даже днем позади загораются красные, тревожные огоньки. И хорошо, что загораются. Своим светом они предупреждают водителей едущих сзади машин: «Осторожнее, передняя машина тормозит. Так что смотри, не налети на нее!» Такие фонарики называются поэтому «стоп-сигналом».
6-я Почемучка. И еще один вопрос! Почему у автомобиля «мигалки»?
Инспектор Мигалочкин. На пять вопросов мы уже ответили, и на этот тоже ответим! Прошу Вас, Ответ № 6, объясните нам про автомобильные «мигалки»!
Ответ № 6. едет по улице машина, и вдруг спереди и сзади у нее начинают то зажигаться, то гаснуть огоньки. Здесь машина мигает своими правыми фонариками, там – левыми. Почему? Потому, что здесь ей надо повернуть направо, а там – налево. Вот она и предупреждает об этом другие машины и прохожих. У велосипедистов «мигалок» нет, да и у машин, мотоциклов, мотороллеров они могут испортиться. Как же предупредить о повороте? Это можно сделать и без фонариков-мигалок. Достаточно вытянуть в сторону левую руку, и все поймут, что ты поворачиваешь налево. А стоит ту же левую руку поднять вверх согнутой в локте, как все: и пешеходы, и машины – будут знать, что ты собираешься повернуть направо.
Инспектор Мигалочкин. Ну что, милые Почемучки, мы смогли правильно ответить на все ваши шесть «Почему»?
Почемучки. Да!!! Спасибо вам большое!!!
Инспектор Мигалочкин. Ну а теперь, внимание!!! Мы начинаем нашу викторину по правилам дорожного движения.
Вопросы инспектора Мигалочкина.
1.Как безопасно можно перейти улицу? (Пользуясь пешеходным переходом).
2.Какие виды переходов вы знаете? (Подземные, надземные).
3.Как правильно переходить перекресток? (На перекрестке разрешается переходить дорогу по линиям тротуаров или обочин).
4.Как быть, если нет перекрестка или других обозначений? ( Если нет перекрестка или других обозначений, переходить надо в таком месте, где дорога хорошо просматривается в обе стороны строго поперек ее направления).
5.Как правильно переходить дорогу? (Приготовится; посмотреть налево; посмотреть направо; вновь посмотреть налево, если нет машин – начинать переход; дойдя до середины дороги, посмотреть направо, если нет машин, значит, можно переходить).
6.Что означают сигналы светофора? (Красный – стой; желтый – приготовься; зеленый – иди).
7.Что делает на дороге регулировщик? (Он регулирует движение машин и пешеходов).
8.Что означает синий цвет на дорожных знаках? (Это разрешающие и указательные знаки).
9.Что означает красный цвет на дорожных знаках? (Это предупреждающие и запрещающие знаки).
10.Дети спокойно играют на школьном дворе. Почему они спокойны? ( На школьном дворе можно играть, не боясь попасть под машину).
11.Почему опасно играть на проезжей части? (Можно попасть под машину).
12.Можно ли перебегать дорогу прямо перед идущей навстречу машиной и почему? (Нет. Водитель не всегда сможет вовремя затормозить. Ему могут помешать дождь, снег, темнота – все, что затрудняет обзор. Ему могут помешать свернуть в сторону другие машины).
13. Дорога становится особенно опасной в плохую погоду. Почему? ( В плохую погоду одна из причин неприятностей – это плохая видимость. Кроме этого, в плохую погоду машина не может быстро остановиться. Да и сам пешеход может поскользнуться и упасть).
14.Что делать, чтобы избежать опасности при посадке в транспорт? (Чтобы избежать опасности, помните: ожидайте транспорт на остановке, не выходите на проезжую часть; не начинайте посадку до полной остановки транспорта; проходите в салон, не задерживайтесь в дверях; будьте осторожны, когда двери закрываются, если кого-то зажало дверями, немедленно подайте сигнал водителю или попросите об этом других пассажиров).
15.Как правильно вести себя при выходе из транспорта и переходе дороги? (Выйдя из транспорта, посмотрите, не мешает ли вашему проходу другой транспорт: встречный трамвай, машина. Лучше всего подождать, пока транспорт, которым вы приехали, отъедет и вы сможете осмотреться. Если вам нужно перейти на другую сторону, сделайте это по пешеходному переходу. Если перехода нет, всегда обходите автобус и троллейбус сзади, а трамвай – спереди).
(Поведение итогов, награждение победителей и участников).
Инспектор Мигалочкин. Ребята, огромное спасибо вам за внимание!!! Очень приятно было видеть, с каким интересом вы отвечали на мои вопросы!!! Я от всей души желаю вам дружить с правилами дорожного движения и уважать советы нашей автоинспекции!!! И увидите, что все у вас будет хорошо!