Конспект воспитательного мероприятия на тему «Знаю ли я свою будущую профессию?»
Конспект воспитательного мероприятия
на тему «Знаю ли я свою будущую профессию?»
Цель мероприятия: повышение у студентов педагогического колледжа уровня осознания особенностей своей будущей профессиональной деятельности.
Задачи:
1.Воспитывать интерес к своей будущей профессии, а также интерес к самообразованию.
2.Воспитывать уверенность в себе как специалиста, уверенность в преодолении препятствий по ходу профессиональной деятельности.
3. Сформировать готовность к реалиям профессиональной деятельности воспитателя.
4. Воспитывать активность в проектировании своего профессионального будущего.
5.Развивать способность к рефлексии.
Профориентационное мероприятие рассчитано на студентов педагогического колледжа, обучающихся на втором курсе на специальности «Дошкольное образование».
Мероприятие включает в себя следующие этапы:
Информационный (ознакомительный).
Этап знакомства.
Основной этап (профориентационные упражнения).
Завершающий этап (домашнее задание).
Реальность такова, что профессия воспитателя считается мало-оплачиваемой. Однако плюс этой профессии заключается в том, что она имеет ряд неоспоримых преимуществ:
•отпуск всегда летом;•творческий характер труда;•возможность общаться с большим количеством людей;•чистота, питание, обстановка, приближенные к домашним условиям;•праздничные мероприятия;•слова благодарности от родителей за воспитание детей;•возможность карьерного роста.
На стадии профессиональной подготовки многие студенты переживают различные чувства. С одной стороны, все замечательно: выдержал вступительные экзамены, родители довольны продолжением учебы, студенческая жизнь начинается, долгожданная самостоятельность. С другой стороны, после педагогических практик идеализированные представления о работе воспитателя МДОУ начинают постепенно рассеиваться.Оказывается, что работа с детским коллективом требует столько терпения, эмоциональной отдачи и предусмотрительности. А хватит ли у меня сил на все это? Чтобы не впадать в панику по поводу ошибочного выбора профессии, необходимо понимать, что подобные мысли посещают студентов и медицинских, и юридических, и всех других специальностей, так как любая профессия предполагает определенную степень сложности и ответственности. Убедиться в своих способностях помогает педагогическая практика. Следовательно, практика в хорошо обустроенных детских садах, общение с квалифицированными воспитателями, имеющими большой стаж и опыт работы, дает возможность будущим воспитателям оценить и полюбить те условия труда, которых не предполагают другие профессии.
После завершения профессионального образования наступает стадия профессиональной адаптации. Первые недели, месяцы работы вызывают большие трудности. Основная причина трудностей – психологическая, являющаяся следствием жизни со сформировавшимися представлениями и ожиданиями. Для молодого специалиста любая профессиональная ситуация является проблемой и предполагает вызов: сможешь или не сможешь, умеешь или не умеешь, сделаешь лучше, чем остальные, или нет и т. д. Таким образом, молодой специалист постоянно находится в состоянии борьбы, адаптации к требованиям профессии, самоутверждения среди коллег. В это время на выручку приходит пословица: «Все, что нас не убивает, делает нас сильнее». Этот период очень сложный и очень важный, так как именно здесь начинает формироваться отношение к профессии воспитателя.
Таким образом, профессия воспитателя формируется поэтапно на протяжении всей жизни и обязательно сопровождается случайностями, непредвиденными обстоятельствами, которые иногда кардинально меняют профессию жизни человека. Пожалуй, не найдется человека, который прошел свой путь в профессии гладко, без взлетов и падений, конфликтов, разочарований, противоречий и переживаний. А должно ли быть все гладко?
Сейчас попробуем с вами смоделировать один день из реальной жизни воспитателя, а в ходе выполнения упражнения мы с вами познакомимся.
Профориентационная игра "Один день из жизни"
Цель – повысить уровень осознания участниками типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста.
Упражнение проводится в кругу. Количество играющих — от б—8 до 15—20. Время — от 15 до 25. минут. Основные этапы методики следующие:
Общая инструкция: “Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне нашего работника. Это будет рассказ только из существительных. К примеру, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким: звонок — завтрак — звонок — урок — двоечники — вопрос — ответ — тройка — учительская — директор — скандал — урок — отличники — звонок —дом — постель. В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо мы представляем себе работу воспитателя.Важное условие: прежде, чем назвать новое существительное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет восприниматься как целостное произведение. Чтобы лучше было запоминать названные существительные, советую внимательно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком”.
Ведущий может назвать первое слово, а остальные игроки по очереди называют свои существительные, обязательно повторяя все, что называлось до них. Если игроков мало (6—8 человек), то можно пройти два круга, когда каждому придется называть по два существительных.
При подведении итогов игры можно спросить у участников, получился целостный рассказ или нет? Если рассказ получился путаным и сумбурным, то можно попросить кого-то из игроков своими словами рассказать, о чем же был составленный рассказ, что там происходило (и происходило ли?). Можно также обсудить, насколько правдиво и типично был представлен трудовой день рассматриваемого профессионала.
Далее (по ситуации) аналогичное упражнение, но уже на тему “СОН ИЗ ЖИЗНИ...” воспитателя. В этом случае возможно более творческое и бурное фантазирование участников, поскольку речь идет о необычной, почти, “мистической” ситуации, связанной с загадочным миром снов...
Сейчас давайте почувствуем себя компетентными специалистами. И посмотрим, на сколько реалистично вы представляете себе специфику вашей будущей профессии.
Профориентационная игра "Ловушки - капканчики"
Целью игры является повышение уровня осознания возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным целям и представления о путях преодоления этих препятствий.
Данное игровое упражнение проводится в круге, количество участников—от 6—8 до 12—15. Время—20—30 минут.
Процедура включает следующие этапы:
1. Совместно с группой определяется конкретная профессиональная цель (поступление в конкретное учебное заведение; окончание данного заведения, оформление на конкретное место работы или конкретное профессиональное достижение, включая построение карьеры и получение наград, премий и прочего...).
2. В группе выбирается доброволец, который будет “представлять” какого-то вымышленного человека (если доброволец пожелает, то он может представлять и самого себя...). При этом для вымышленного человека необходимо сразу же определить его основные характеристики: пол, возраст (желательно, чтобы возраст соответствовал возрасту большинства присутствующих, что сделает упражнение более актуальным: для играющих), образование, семейное положение и др. Но таких характеристик не должно быть слишком немало!
3. Общая инструкция: “Сейчас каждый, уже зная, к каким целям стремится наш главный (вымышленный или реальный) герой, должен будет определить (или придумать) для него некоторые трудности на пути к профессиональной цели. Особое внимание обращаем на то, что трудности могут быть как внешними, исходящими от других людей или от каких-то обстоятельств, так и внутренними, заключенными в самом человека (например, в нашем главном герое) и именно об этих, внутренних трудностях многие часто забывают... Желательно определить даже две—три таких трудностей-ловушек на случай, если похожие трудности придумают другие участники (чтобы не повторяться). Выделяя такие трудности, каждый обязательно должен подумать и о том, как преодолеть их. Главному игроку также дастся время, чтобы он выделил несколько наиболее вероятных трудностей на пути к своей цели и также подготовился ответить, как он собирается их преодолевать.
После этого по очереди каждый будет называть по одной трудности-ловушке, а главный игрок сразу же (без размышления) должен будет сказать, как можно было бы эту трудность преодолеть. Игрок, назвавший данную трудность также должен будет сказать, как можно было бы се преодолеть. Ведущий с помощью группы определит (с помощью голосования или других процедур), чей вариант преодоления данной трудности оказался наиболее оптимальным. Победителю (главному игроку или представителю группы) будет проставлен приз — знак "плюс". Если к концу игры у главного игрока окажется больше плюсов, то значит, он сумел преодолеть основные трудности (ловушки-капканчики) на пути к своей цели”.
4. Далее игроки, включая главного героя, выделяют на своих листочках основные трудности на пути к намеченной цели. Напоминаем, что трудности бывают не только внешними, но и внутренними (последние часто оказываются даже более существенной преградой-ловушкой на пути к своим целям...).
5. Каждый но очереди называет спою трудность. Если оказывается, что какая-то трудность будет явно надуманной (например, разговор с самим Господом Богом накануне ответственного экзамена...), то сама группа должна решить, обсуждать подобную трудность или нет.
6. Сразу же главный игрок говорит, как он собирается ее преодолеть.
7. После него о своем варианте преодоления трудности говорит игрок, назвавший эту трудность.
8. Ведущий с помощью остальных игроков определяет, чей вариант преодоления трудности оказался более оптимальным, интересным и реалистичным.
9. Наконец, подводится общий итог (сумел главный герой преодолеть названные трудности или нет). При общем подведении итогов можно также посмотреть, сумел ли еще на подготовительном этапе главный игрок выделить те трудности (на своем листочке), которые уже в игре предлагали ему остальные участники.
Упражнение "Знаешь ли ты свою будущую профессию?"
Цель упражнения: проверка сформированности личного профессионального плана.
Участникам раздаются листки бумаги и карандаши. Участников просят ответить на вопросы анкеты ("да" или "нет"):
1. Знаешь ли ты основное содержание профессии?
2. Знаешь ли ты условия труда и оплаты, возможности повышения квалификации?
3. Знаешь ли ты какие учебные заведения готовят специалистов данной профессии?
4. Есть ли у тебя качества, необходимые для овладения профессией?
5. Считаешь ли ты уровнень своих знаний достаточным для овладения избранной профессией?
6. Знаешь ли ты, какие предметы необходимы тебе в большей мере для овладения профессией? Если 40-60% ответов на вопросы анкеты положительные, то достигнуты все поставленные цели. Всем тем, кто дал отрицательный результат, советуем обратиться за индивидуальной консультацией.
Кто-нибудь из вас уже планировал в подробностях свою карьеру? Может быть вам есть, что рассказать? Поделитесь опытом с нами? Мы же вам предлагаем вот такую игру, которая поможет вам определиться с целями.
Упражнение "План моего будущего"
Цель — создание стратегического плана жизни на ближайшие 5 лет и мотивирующего девиза на ближайшие 2 месяца.
Тренер раздает участникам Алгоритм картины будущего.
Инструкция
«Давайте попробуем построить картину будущего. Сейчас каждый должен определить свою цель на 5 лет вперед. Запишите эту цель у себя в тетрадях.
«Лучшее средство укрепить в себе какое бы то ни было чувство — это подолгу и как можно чаще поддерживать в нашем сознании идеи, с которыми оно находится в связи стараться, чтобы эти идеи выступили перед нами выпукло ярко, отчетливо. А чтобы этого достигнуть, необходимо представлять себе каждую вещь конкретно, со всеми ее живыми, характерными подробностями»
«Вопросы алгоритма могут помочь вам нарисовать картину будущего выпукло и отчетливо. Кем вы будете через 5 лет? Какое вы получите к этому времени дополнительное образование? Каков будет ваш ежемесячный доход ? Как вы будете себя чувствовать ? Какими будут ваши перспективы на будущее?
Если эти вопросы не вполне совпадают с вашими представлениями о собственном будущем, задайте себе другие. Это могут быть вопросы о ваших достижениях в бизнесе, о перспективах семейной жизни, о научных свершениях и т. п. Главное, чтобы вы смогли нарисовать действительно желанную для вас картину будущего через 5 лет. Запишите это в тетради.» На эту работу может потребоваться от 5 до 10 минут. Заранее оговаривать время не стоит. Эта работа требует достаточно глубокого погружения в себя, самоанализа. Она должна протекать органично и занимать столько времени, сколько необходимо.
«Теперь определите, что вы должны сделать в течение каждого из этих 5-ти лет, чтобы добиться этой цели. Напишите, что должно быть сделано в 2014 году? В 2015? В 2016? В 2017? В 2018?»
Комментарий: На эту работу может потребоваться 6—7 минут.)«Теперь решите, что должно быть сделано в течение ближайших 3-х месяцев для того, чтобы вы могли продвинуться к цели – я раздам вам эти чудесные карточки для того, чтобы вы написали на них свой девиз.»Комментарий: На формулирование девизов группе может потребоваться около 4—5 минут.
Надеюсь, эти девизы помогут нам мотивировать себя в течение ближайших 3 месяцев. Карточку лучше всего носить с собой в кармане. Доставайте ее всякий раз, когда будете чувствовать себя растерянным, обескураженным, потерявшим цель.
Через 3 месяца нужно будет сформулировать новый девиз, и затем повторять это через каждые 3 месяца.
В конце года сопоставьте полученный результат с вашей целью на год. Если цель будет достигнута, поощрите себя. Подарите себе что-то, что вы цените, в чем давно отказываете себе, то, что вы любите. Затем уточните цель на следующий год и действуйте и далее ….
Если цель не достигнута, все равно поощрите себя. Дайте самому себе небольшой отпуск, купите себе нужную для работы или для осуществления вашей цели вещь, пройдите какой-нибудь интересный и важный тренинг. Вы боролись, но пока у вас не получилось.
После этого уточните свою цель на следующий год и примите на себя определенные обязательства, предусматривающие некоторые лишения в том случае, если цель не будет достигнута и в следующем году.
Первое, что вы можете сделать, — это сообщить как можно большему количеству людей о своем намерении добиться поставленной цели. На карту будет поставлено ваше имя. Если самолюбие не является одной из ваших главных черт, вы можете выбрать другой путь.
Составьте контракт, который предусматривал бы определение материальные лишения в случае, если поставленная цель не будет вами достигнута.
Комментарий: В бихевиоральной терапии такие контракты практикуются достаточно часто. Хочешь похудеть на 10кг, а силы воли не хватает ? Ты можешь заключить договор о том, что на период в 6 месяцев или в 1 год ты передаешь терапевту в клинику определенные ценности, которые будут тебе возвращены, если ты похудеешь на 10 кг, и останутся в клинике навсегда, если ты не сможешь этого сделать.